Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2787/2017 ~ М-2408/2017 от 17.04.2017

Дело № 2-2787/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

15 июня 2017 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Ершова А.А.,

при секретаре судебного заседания Апокине Д.В.,

с участием представителя истца Кузнецова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремовой Г.В. к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области о признании незаконным действий по начислению взносов на капитальный ремонт жилого дома, об отмене начисленных взносов, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Ефремова Г.В. обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области о признании незаконным действий по начислению взносов на капитальный ремонт жилого дома, об отмене начисленных взносов, взыскании компенсации морального вреда.

Требования истца мотивированы тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Жилой дом введен в эксплуатацию <дата> на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от <дата>.

На основании пункта 5.1. статьи 170 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта, (данная норма введена в Жилищный кодекс Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ).

Постановлением Правительства Саратовской области от 04 сентября 2015 года № 450-П установлен срок, по истечении которого возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников — равный пяти годам с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года № 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.

При очередной актуализации программы капитального ремонта жилой дом по адресу: <адрес> был включен в указанную программу (под № 6410 в Приложении № 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 26 февраля 2015 года № 75-П). Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления, а именно с <дата>.

Таким образом, собственники помещений в жилом доме, по адресу: <адрес> освобождены от обязанности уплаты взносов на капитальный ремонт в период с <дата> по <дата>.

Несмотря на данное обстоятельство, ответчик Фонд капитального ремонта ежемесячно выставляет истцу счета для оплаты взносов на капитальный ремонт квартиры . В связи с этим, <дата> истцом была направлена соответствующая претензия в адрес Фонда, которая вручена представителю по доверенности <дата>. Однако по истечению 30 дней по состоянию на <дата> ответ на указанную претензию не предоставлен.

Открытие лицевого счета плательщика, ведение лицевого счета является финансовой услугой. Таким образом, действия Фонда подпадают под определение финансовой услуги.

Учитывая изложенное, истец просит признать незаконными действия Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области, выразившиеся в начислении взносов на капитальный ремонт жилого дома, по адресу: <адрес> отменить начисление взносов за капитальный ремонт жилого дома по указанному адресу, а также взыскать компенсацию морального вреда с Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области в пользу Ефремовой Г.В. в размере 10.000 руб.

Истец в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте его проведения надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал полностью по основаниям, изложенным в нём.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещался о времени и месте его проведения надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее от него в адрес суда поступал письменный отзыв на иск, в котором ответчик просил в удовлетворении требований отказать. В качестве оснований отзыва указано, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> <адрес> был включен в областную программу капитального ремонта при её актуализации постановлением Правительства Саратовской области от 26 февраля 2015 года № 75-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 31 октября 2013 года № 800-П «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области»», дата опубликования 05 марта 2015 года. Соответственно, с <дата> исчисляется восьмимесячный период, указанный в ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, так обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по данному многоквартирному дому возникла с <дата>.

Согласно ч. 7 ст. 170 Жилищного Кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный законом срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> определен в виде формирования на счете регионального оператора постановлением администрации муниципального района г. Энгельса от 21 марта 2016 года № 930 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора».

На основании вышеизложенного Фонд капитального ремонта производит выпуск платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч. 5.1. ст. 170 Жилищного кодекса РФ (в ред. от 29.06.2015 г.) и постановлению Правительства Саратовской области от 4 сентября 2015 года № 450-II «Об установлении срока, по истечении которого возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области и включенном в областную программу капитального ремонта при ее актуализации» установленный срок равный пяти годам действует по многоквартирным домам, включенным в областную программу капитального ремонта после <дата>. Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включен в областную программу по капитальному ремонту до <дата>, соответственно по данному дому не распространяется отсрочка от уплаты взносов на капитальный ремонт сроком на 5 лет.

Суд в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Судом на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что истец Ефремова Г.В. с <дата> является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Таким образом, истец, являясь собственником жилого помещения, обязана уплачивать в установленном порядке плату за жилое помещение, в том числе уплачивать взносы на капитальный ремонт.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт крыши.

В соответствии с п. 14.2 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Саратовской области от 27 июня 2013 года № 103-ЗСО "О региональном операторе в Саратовской области" региональный оператор осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В целях выполнения своих функций региональный оператор привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры.

В соответствии с Распоряжением Правительства Саратовской области от
19 июля 2013 года № 171-Пр была создана специализированная некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области" в организационно-правовой форме – фонд, с целью деятельности - обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Таким образом, организация капитального ремонта многоквартирных домов на территории Саратовской области в силу приведенных положений материального закона осуществляется путём заключения договоров подряда, одной из сторон по которым выступает региональный оператор, а именно Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области».

Ответчик, являясь специализированной организацией, осуществляет начисление платы по взносам на капитальный ремонт в отношении собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> на основании постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 21 марта 2016 года № 930.

Истец Ефремова Г.В. также является плательщиком указанных взносов, которые начисляются ей с <дата>, и по состоянию на <дата> задолженность истца по уплате взносов на капитальный ремонт составила 5.484 руб. 60 коп. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и были признаны ответчиком в своем письме от <дата>, подтверждаются соответствующей справкой. Ефремова Г.В. имеет лицевой счёт , по которому производятся начисление взносов.

Полагая данное начисление незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно ч.ч. 1, 2, 2.1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 399-ФЗ).

Согласно ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно представленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 645338101-46 жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес> как вновь возведенный объект капитального строительства введен в эксплуатацию <дата>.

На территории Саратовской области областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах введена на основании Постановления Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года № 800-П. Актуализированная редакция указанного Постановления, согласно которой жилой дом по адресу: <адрес> включен в областную программу, принята на основании Постановления Правительства Саратовской области от 26 февраля 2015 года № 75-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 800-П". Данное Постановление вступило в законную силу 05 марта 2015 года.

Согласно ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В качестве способа формирования фонда капитального ремонта в отношении указанного многоквартирного жилого дома, собственники которого в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, на основании Постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 21 марта 2016 года № 930 определен в виде перечисления взносов на счет регионального оператора, то есть ответчика по настоящему делу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ у собственников жилых помещений в <адрес>, в том числе и у истца, обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт возникла с <дата>, а именно по истечении <данные изъяты> месяцев с момента включения жилого дома в областную программу.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Саратовской области от 04 сентября 2015 года № 450-П "Об установлении срока, по истечении которого возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области и включенном в областную программу капитального ремонта при ее актуализации" установлен срок, по истечении которого возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области и включенном в областную программу капитального ремонта при ее актуализации, равный пяти годам с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта.

Положения ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ предусматривающей обязанность у собственников жилых помещений на оплату взносов на капитальный ремонт дома, введенным в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенным в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта, были внесены в Жилищный кодекс РФ при принятии Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Указанная норма права вступила в законную силу с 30 июня 2015 года, а именно со дня его официального опубликования (на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru). Положения ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ не предусматривают специальных правил вступления в законную силу изменений в части введения в ст. 170 Жилищного кодекса РФ части 5.1.

Согласно положениям ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

При принятии Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ положениям ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, введенной в действие при её принятии, обратной силы действия не предавалось, что свидетельствует о необходимости её применения в отношении многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включения в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации многоквартирного дома с 30 июня 2015 года.

В рассматриваемом же деле жилой дом, в котором расположена квартира истца, был включен в областную программу капитального ремонта до <дата>, а именно до введения в действие ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, что не свидетельствует о применении предусмотренного указанной нормой периода отсрочки в уплате взносов на капитальный ремонт сроком на 5 лет.

Таким образом, начисление истцу как собственнику жилого помещения платы в виде взносов на капитальный ремонт жилого дома в период с декабря 2015 года является правомерным. Оснований для признания действий ответчиков в указанной части незаконными и о возложении обязанности по отменен начислений за капитальный ремонт жилого дома не имеется.

Отсутствие нарушений прав истца как собственника жилого помещения, связанных с начислением ей взносов на капитальный ремонт дома также исключает обоснованность требований Ефремовой Г.В. о взыскании в её пользу компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ефремовой Г.В. к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области о признании незаконным действий по начислению взносов на капитальный ремонт жилого дома, об отмене начисленных взносов, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                              А.А. Ершов

2-2787/2017 ~ М-2408/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ефремова Галина Васильевна
Ответчики
Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Ершов Александр Александрович
Дело на странице суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
17.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2017Передача материалов судье
19.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2017Подготовка дела (собеседование)
10.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2017Судебное заседание
15.06.2017Судебное заседание
20.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2022Дело оформлено
14.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее