РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2015 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В., с участием помощника прокурора Ставропольского района Некрасова К.В., при секретаре Эминове Э.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №-2516/15 по исковому заявлению Прокурора Ставропольского района в интересах Храмовой Ольги Михайловны к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о возложении обязанностей включить Храмову Ольгу Михайловну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениям муниципального специализированного фонда муниципального района Ставропольский Самарской области
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольского района в интересах Храмовой Ольги Михайловны обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о возложении обязанностей включить Храмову О.М, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениям муниципального специализированного фонда м.р. Ставропольский.
Требования обоснованы тем, что в ходе проведённой проверки было установлено, что Храмова О.М, являясь лицом из числа детей –сирот закреплённого жилья не имеет. Администрацией района необоснованно отказано Храмовой О.М. во включении список детей сирот, подлежащих обеспечению жилым помещение. Просит обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области включить Храмову Ольгу Михайловну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениям муниципального специализированного фонда муниципального района Ставропольский Самарской области.
В судебном заседании прокурор полностью поддержал исковые требования.
Истец Храмова О.М. полностью поддержала исковые требования, пояснила, что своевременно она не обратилась с заявлением о постановке на учет, так как полагала, что то обстоятельство, что за ней закреплено жилое помещение, лишает ее права подать заявление об обеспечении жильем. Кроме того, она до 2014 года обучалась в образовательном учреждении, где находилась на государственном обеспечении и была временно зарегистрирована в общежитии. В настоящее время она находится в состоянии беременности, жилого помещения не имеет. В помещении, которое закреплено за ней, проживает 7 человек. Согласно акту, указанное жилое помещение признано непригодным для проживания семьи с несовершеннолетним ребенком. Права собственности на данное помещение она не имеет. Просит иск прокурора удовлетворить.
Администрация м.р. Ставропольский в отзыве возражает против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что заявитель обратилась в Администрацию с заявлением о постановке ее на учет после достижения ею 23-летнего возраста, в связи с чем, согласно решению заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации м.р. Ставропольский было отказано во включении в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда в связи с достижением предельного возраста для включения в список по категории ребенок-сирота.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным.
Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы.
Согласно п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Из изложенного следует, что лицам указанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений непосредственно в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В силу положений ст. 4 Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов дела, Храмова О.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о рождении ее родителями являются ФИО5 и ФИО6
Согласно свидетельству о смерти ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о смерти ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней ФИО1 и ее братом ФИО7 опекуном назначена ФИО8, при этом данным постановлением за несовершеннолетними также закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, в указанном жилом помещении проживают 7 человек, из которых один – ее брат, остальные лица членами семьи Храмовой О.М. не являются.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий данного жилого помещения, утверждённого главой сельского поселения Хрящевка ДД.ММ.ГГГГ постоянное проживание семьи с несовершеннолетним ребенком в жилом помещении по указанному адресу невозможно.
Из содержания искового заявления следует, и не оспорено ответчиком, что в указанном жилом помещении на основании договора социального найма в настоящее время проживает 7 человек, в собственность или по договору социального найма несовершеннолетней ФИО1 закрепленная за ней квартира не предоставлялась, на ином праве не принадлежала.
Храмова О.М. до достижения возраста 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По сведениям ГУП ЦТИ Ставропольского района ", управления Росреестра, Храмова О.М. в числе собственников приватизированного жилья не значится.
Также из материалов дела следует, что Храмова О.М. до ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в ГАОУ СПО «Тольяттинский колледж сервисных технологий предпринимательства» <адрес>, была временно зарегистрирована в общежитии по адресу: <адрес>
Материалами дела подтверждается, что непосредственно по достижении Храмовой О.М. 23 лет она обратилась в Администрацию муниципального района Ставропольский по вопросу предоставления истцу жилого помещения..
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации м.р. Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ отказано в постановке на учет по категории детей-сирот так как установлен нормативный возраст постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях – 23 года.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд исходит из того, что причины пропуска срока для обращения с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являются уважительными.
Так, согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. При этом согласно п. 3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители также обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Устанавливая опекунство и имея сведения о том, что Храмова О.М. отнесена к числу детей-сирот, ни органами опеки и попечительства, ни опекуном в период до достижения истцом возраста 23 лет не было предпринято мер по принятию ее на учет для обеспечения жилым помещением по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
По мнению суда Храмова О.М. не может нести ответственность за бездействие органов опеки и попечительства, опекуна, учитывая, что на момент возникновения у него права на обеспечение жильем, как ребенка-сироты, она являлась несовершеннолетней.
При указанных обстоятельствах истец не может быть лишен гарантированного и нереализованного права, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить его на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилом помещении.
В ходе рассмотрения дела нуждаемость истца в жилом помещении не оспаривалась ответчиками.
На основании Постановления о назначении опеки, за истицей было закреплено жилое помещение, в котором в настоящее время проживают 7 человек, и которое признано непригодным для проживания семьи с несовершеннолетним ребёнком.
Учитывая, что истец относился к категории детей-сирот, имел право на социальные гарантии, предусмотренные вышеуказанным законодательством, принимая во внимание представленные по данному делу доказательства, нуждаемость истца в жилом помещении, у суда не имеется оснований для отказа прокурору в иске.
Доводы ответчика о том, что реализация права на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет, после чего лицо утрачивает право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, применительно к материалам дела не могут быть приняты во внимание судом.
Отсутствие лица на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении по указанной категории. Уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается материалами дела.
Таким образом, суд полагает, что Храмова О.М. относится к числу детей-сирот, достигших возраста 23 лет, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением независимо от того, что она не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения ею возраста 23 лет, поскольку пришел к выводу, что неблагоприятные последствия наступили вследствие ненадлежащего выполнения органами опеки и попечительства, а также опекуном требований законодательства по защите прав истицы в период ее несовершеннолетия.
Руководствуясь ст. 194 – 214 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области включить Храмову Ольгу Михайловну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениям муниципального специализированного фонда муниципального района Ставропольский Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Судья Болохова О.В.