Дело № 2-873/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года г.о. Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г..,
при секретаре судебного заседания Козловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой ФИО8 к Администрации городского округа Щёлково Московской области о признании нуждающимся в жилом помещении.
УСТАНОВИЛ:
Сидорова Е.А. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Щёлково Московской области о признании постановления незаконным, обязании признать Сидорова ФИО11 и его членов семьи нуждающимися в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей».
В обоснование требований указал, что 22 августа 2019 года постановлением Администрации городского округа Щёлково Московской области № 3459 Сидорову А.А. было отказано в признании нуждающимся в жилом помещения для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Администрации городского округа Щёлково Московской области «Жилище».
Истец с принятым решением не согласен, полагает его незаконным по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ между Сидоровой Е.А. и Сидоровым А.А. был заключен брак во Дворце Бракосочетания№ Управления ЗАГС Москвы, составлена актовая запись №.
До 09.04.2019 года Сидоров А.А. был зарегистрирован по адресу: <адрес>
В настоящее время семья истца, состоящая из трех человек, зарегистрирована в квартире площадью 29,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности истца Сидоровой Е.А., по адресу: <адрес>, в которой на каждого члена приходится по 9,96 кв.м. общей площади жилого помещения.
Регистрация Сидорова А.А. в указанной квартире не является умышленным ухудшением жилищных условий, а является воссоединение семьи.
Просит:
- признать незаконным постановление Администрации городского округа Щёлково Московской области № 3459 от 22 августа 2019 года об отказе Сидорову А.А. в признании нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Администрации городского округа Щёлково Московской области «Жилище»,
- обязать Администрации городского округа Щёлково Московской области принять семью Сидорова ФИО12 составом из трех человек: Сидоров А.А., Сидорова Е.А., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы <адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы, в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Щелковского муниципального района «Жилище».
В судебном заседании истец в судебное заседание не явилась, в адрес суда направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии, заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Митрофанова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, просила в иске отказать. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, согласно которому: Сидоров А.А. (супруг истца) в спорное жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировался только 09.04.2019. до указанного периода Сидоров А.А. был зарегистрирован постоянно по месту жительства по адресу: <адрес>., где было зарегистрировано 4 человека, полагает, что до 09.04.2019 г. совокупность площадей молодой семьи истца общей площадью на человека составляет м.кв. (53,97/4+29,9)/3=14,46), что более учтенной нормы, установленной в городском округе Щёлково и являлась намеренным ухудшением жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся. Истец и члены её семьи вправе встать на учет нуждающихся в жилых помещения для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2024 году, то есть по истечении пяти лет с даты совершения действия, ухудшившего жилищные условия молодой семьи (л.д.52-55).
Представитель третьего лица – Министерства жилищной политики Московской области в суд не явился, извещен, возражений не направил.
Изучив пояснения неявившихся лиц, материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, 22 августа 2019 года постановлением Администрации городского округа Щёлково Московской области № 3459 Сидорову А.А. было отказано в признании нуждающимся в жилом помещения для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Администрации городского округа Щёлково Московской области «Жилище», указав состав семьи из трех человек: Сидоров А.А.(супруг), Сидорова Е.А., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 22.08.2019 года № 3459 о признании Сидорова А.А. нуждающимся в жилом помещении было отказано по основаниям п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ (л.д.12).
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Так, порядок постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых смещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», регламентируются Правилами предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 790/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы» (далее – Правила), муниципальной программой городского поселения Щёлково «Жилище», утвержденной Постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 30.12.2016 № 6729.
Согласно п. 3 ч. 1 Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей,
где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
- возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет.
- молодая семья признана нуждающейся в соответствии с п.п. 5-10 Правил.
- наличие у молодой семьи доходов либо денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
- имеющая место жительства в Московской области.
- при наличии согласия совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления муниципальных образований персональных данных молодой семьи.
В силу пункта 5 Правил для мероприятия ведомственной целевой программы и Подпрограммы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления муниципального образования Московской области нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ст. 53 ГК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно п. 14 указанных Правил, молодые семьи, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие молодые семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из пояснений истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она состоит в зарегистрированном браке с Сидоровым А.А. (л.д.22)
С 09 апреля 2019 года Сидоров А.А. (супруг истца) зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>л.д.20).
Указанная квартира общей площадью 29,9 кв.м. принадлежит на праве собственности истцу.
Усматривается, что в данном жилом помещении зарегистрировано три человека: Сидоров А.А.(супруг истца), Сидорова Е.А., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, таким образом, на каждого человека приходится 9,96 кв.м. общей площади жилого помещения.
В соответствии с Решением Совета депутатов городского поселения Щелково Щелковского муниципального района МО от 22.07.2015 № 7/4, учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), определена в размере 10 кв.м.При этом, из материалов дела следует, что Постановлением Администрации городского округа Щелково от 22.08.2019 г. № 3459 Сидорову А.А. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с намеренным ухудшением жилищных условий (л.д. 41).
По мнению органа местного самоуправления, Сидоров А.А. (супруг истца) зарегистрировался жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, только 09.04.2019, до указанного периода Сидоров А.А. был зарегистрирован постоянно по месту жительства по адресу: <адрес>., где было зарегистрировано 4 человека, полагает, что до 09.04.2019 г. совокупность площадей молодой семьи истца общей площадью на человека составляет м.кв. (53,97/4+29,9)/3=14,46), что более учтенной нормы, установленной в городском округе Щёлково и являлась намеренным ухудшением жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся.
Суд находит, что такие выводы являются необоснованными в силу следующего.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конкретного списка действий, которые следует считать намеренным ухудшением жилищных условий, в Жилищном кодексе РФ не содержится, статья 53 ЖК РФ содержит только последствия такого ухудшения. Содержание статей 5 и 12 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что установление такого перечня действий находится в совместном ведении органов государственной власти РФ и субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (Приложение N 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 655/34), молодые семьи, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие молодые семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К указанным действиям относятся:
1) раздел, обмен или мена жилого помещения;
2) перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
3) изменение порядка пользования жилым помещением, в том числе заключение гражданином - собственником жилого помещения договора найма принадлежащего ему жилого помещения (части жилого помещения) или договора безвозмездного пользования принадлежащим ему жилым помещением (частью жилого помещения), заключение гражданином - нанимателем жилого помещения по договору социального найма договора поднайма занимаемого жилого помещения (части жилого помещения);
4) вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения либо членом жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма в принадлежащее ему (занимаемое им) жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением:
общих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей гражданина и его супруги (супруга);
своих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей;
несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей его супруги (супруга);
своих нетрудоспособных родителей, не являющихся собственниками (не являвшихся членами семьи собственника) жилых помещений и не производивших отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в течение пяти лет, предшествующих дате регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом);
несовершеннолетних детей, родившихся у членов семьи гражданина, зарегистрированных по месту жительства в принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом) жилом помещении;
5) отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения), доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, за исключением случаев расторжения договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты, признания сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
6) выход из жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с получением пая;
7) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;
8) выселение членов молодой семьи по их инициативе из жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателей (членов семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственников (членов семьи собственника) жилого помещения;
9) отказ от наследства, в состав которого входит(ят) пригодное(ые) для проживания жилое(ые) помещение(я) (комната, квартира (часть квартиры), жилой дом (часть жилого дома) либо доля(и) в праве общей долевой собственности на жилое(ые) помещение(я);
10) согласие лица, имеющего право на приватизацию жилого помещения, которым данное лицо имеет право пользоваться, на передачу его в собственность одного или нескольких граждан, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения (отказ от участия в приватизации).
Следовательно, вселение в установленном порядке (с согласия остальных совершеннолетних членов семьи) одним супругом в занимаемое им по договору социального найма жилое помещение другого супруга в качестве члена своей семьи законодатель не относит к действиям, свидетельствующим о намеренном ухудшении жилищных условий: супруги по определению проживают вместе, единой семьей.
Следует отметить, что Сидоров А.А. (супруг истца) не являлась собственником жилого помещения, в котором, проживал до переезда к супруге, последний каких-либо прав на квартиру по прежнему адресу не имел, иного жилья в собственности супруга Сидоровы не имеют, соответственно, они имеют вполне обоснованное желание улучшить свои жилищные условия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отказа в признании Сидорова А.А. нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с намеренным ухудшением жилищных условий не имелось.
При таких данных заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, Сидоров А.А. подлежит признанию нуждающимся в жилом помещении, а оспариваемое Постановление отмене.
В качестве способа восстановления нарушенного права истца суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области включить Сидорова А.А.. и членов его семьи в составе 3х человек – Сидоров А.А., Сидорова Е.А., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в состав участников в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «обеспечение доступным и комфортны жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017 - 2027 годы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования – удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации Щелковского муниципального района Московской области №3459 от 22 августа 2019 года об отказе Сидорову ФИО13 в признании нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Щелковского муниципального района «Жилище».
Обязать Администрацию Щелковского муниципального района <адрес> принять семью Сидорова ФИО14 составом из трех человек: Сидоров ФИО15, Сидорова ФИО16, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы <адрес> «Жилище» на 2017-2027 годы, в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Щелковского муниципального района «Жилище».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий
судья Н.<адрес>