Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-5/2020 от 17.07.2020

Дело №12-5/2020

РЕШЕНИЕ

25 августа 2020 года с. Пировское    

И.о. судьи Пировского районного суда Красноярского края - судья Казачинского районного суда Красноярского края Полякова Т.П. рассмотрев в судебном заседании жалобу администрации Пировского района Красноярского края на постановление министерства лесного хозяйства Красноярского края вынесенное заместителем начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякас Д.В. от 02.07.2020г. -пст/лн в отношении юридического лица администрации Пировского района Красноярского края по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,-

УСТАНОВИЛ:

Постановлением министерства лесного хозяйства Красноярского края вынесенным заместителем начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякас Д.В. от 02.07.2020г. -пст/лн юридическое лицо – администрация Пировского района Красноярского края привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах, назначено наказание в виде штрафа 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением глава Пировского района Красноярского края Евсеев А.И., обратился в суд с жалобой на него, просив постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку утверждения административного органа о том, что администрация Пировского района Красноярского края в соответствии с Уставом осуществляет полномочия владения, пользования и распоряжения земельным участком с кадастровым номером и в силу закона обязана осуществлять надлежащую заботу об указанном имуществе и нести ответственность несостоятельны. Государственная собственность на земельные участки, расположенные в кадастровом квартале не разграничена. Администрация Пировского района Красноярского края, как орган местного самоуправления муниципального района, осуществляет мероприятия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (в том числе расположенными в кадастровом квартале ), и не является лицом, владеющим, пользующимся или распоряжающимся ими, соответственно, не может нести ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в отношении указанных земель. Кроме того, осмотр места возникновения пожара производился в отсутствии представителя администрации Пировского района Красноярского края. Каких-либо уведомлений о предстоящем мероприятии администрация как юридическое лицо не получало. При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями законодательства, протокол осмотра не может быть признан допустимым доказательством по делу, равно как объяснения руководителя тушения лесного пожара Ибе А.В., летчика наблюдателя Чиж А.С., поскольку данные лица не предупреждались об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Присутствующие в судебном заседании представители администрации Пировского района Красноярского края – Ивченко С.С., Трофимов А.В. (доверенности в деле) доводы жалобы поддержали, просили постановление отменить по основаниям указанным в жалобе, производство по делу прекратить.

В судебном заседании лицо, составившее протокол министерства лесного хозяйства Красноярского края не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.

Суд, выслушав представителей администрации Пировского района Красноярского края, изучив письменные материалы дела, полагает постановление отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Суд отмечает, что порядок и срок подачи жалобы на постановление соблюдены, постановление получено заказным письмом 10.07.2020г., жалоба подана 16.07.2020г., что подтверждается штампом почтового отделения на конверте.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1, п. 3, 9 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: прокладку просек; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417.

Согласно общим положениям Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1). Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в частности, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) (п. 3 подп. "а").

Согласно п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В силу п. 38 Правил пожарной безопасности в лесах лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Доказывать свою невиновность лицо не обязано.

В соответствии с ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения;

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

Как установлено в судебном заседании, согласно постановлению заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякас Д.В. от 02.07.2020г. -пст/лн юридическое лицо - администрация Пировского района Красноярского края привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах, назначено наказание в виде штрафа 50 000 рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 10.06.2020г. составленным государственным инспектором по Пировскому району территориального сектора отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края – Тишевским А.В. согласно акту о пожаре от 27.04.2020г. установлено, что 24.04.2020г. в 10 час. 20 мин. с воздушного судна R-44 летчиком наблюдателем Чиж ФИО1 авиотделения обнаружен низовой, беглый, средней интенсивности лесной пожар на площади 1,0 га в выделе квартала , землепользование ТОО «Междуреченский», Пировское сельское участковое лесничество, КГБУ «Пировское лесничество».

Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 10,0 га. Выше указанный лесной пожар произошел в <данные изъяты> км от населенного пункта <адрес>. Причина лесного пожара переход огня с земель иных категорий.

Сведениями публичной кадастровой карты подтверждается, что к лесному пожару примыкает земельный участок, расположенный в кадастровом квартале . Сведения о данном земельном участке в ЕГРН не внесены, правообладатели отсутствуют. Таким образом, к месту пожара прилегают земли неразграниченной государственной собственности, находящиеся в распоряжении муниципального образования – Пировский район.

Причиной лесного пожара явилось отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров на земельном участке, примыкающем к лесу, а также неочистка земельного участка от сухой травянистой растительности, что само по себе свидетельствует о том, что администрация Пировского района не приняла необходимых и достаточных мер к тому, чтобы исключить переход огня с земельного участка в лесной массив.

Учитывая изложенное, в действиях администрации Пировского района административным органом усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, а именно: нарушение п.9(1) Правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно копии акта о лесном пожаре от 27.04.2020г. - 24.04.2020г. в 10 час. 20 мин. летчиком наблюдателем Пировского авиаотделения был обнаружен лесной пожар в Пировском лесничестве, Пировском сельском участковом лесничестве, з/п ТОО «Междуреченский» в квартале , выделе .

Учитывая, что в п.9(1) Правил пожарной безопасности в лесах обязанность производить очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделять лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, возлагается на лиц, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу, то по делу подлежит установлению наличие общей границы участка лесного фонда и земельного участка виновного лица.

Согласно акту о лесном пожаре от 27.04.2020г. что пожар возник от перехода огня с земель иных категорий. Место возникновения огня не установлено.

Согласно приложению к акту о лесном пожаре («определение ущерба, причиненного лесным пожаром») подписанному руководителем КГБУ Пировское лесничество Елисеевым Е.В.) ущерб от потерь древесины при возможности ее использования отсутствует.

В обоснование доводов изложенных в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица, представлена схема лесного пожара в квартале выдела Пировского сельского участкового лесничества, з-е ТОО «Междуреченский» КГБУ «Пировское лесничество», которая не содержит в себе сведений о месте нахождения участка с кадастровым номером , есть только указание на кромку лесного пожара, однако сведений о том, что к лесному фонду примыкают земли иных категорий и эти земли являются именного землями, относящимися к земельному участку не имеется. Привязка по координатам не имеется. В данной схеме отсутствуют конкретные координаты границы между лесным массивом и земельным участком, поскольку отсутствует идентификационные признаки данного земельного участка, его номер и координаты, с привязкой к местности.

Из иных доказательств, имеющихся в деле: акта о лесном пожаре, схемы лесного пожара к нему, нахождение места возникновения пожара именно на территории земельного участка, находящегося в собственности администрации Пировского района Красноярского края, также установить невозможно (границы его участка в доказательствах не нанесены).

В представленных материалах дела отсутствуют границы земельного участка администрации Пировского района Красноярского края (с совпадением границы его земельного участка с границей участка лесного фонда).

Границы земельного участка с кадастровым номером не вынесены на местности.

Из имеющихся в деле документов невозможно точно сопоставить место пожара, место его возникновения и границы земельного участка с кадастровом номером .

Таким образом, учитывая отсутствие в деле фиксации места пожара, места его возникновения, границ участка администрации Пировского района Красноярского края при помощи GPS-навигатора, наличие общей границы участка лесного фонда и земельного участка администрации Пировского района Красноярского края, расположение очага пожара на территории участка администрации Пировского района Красноярского края, по делу не установлено, при том, что представителя администрации Пировского района Красноярского края наличие таковой общей границы в месте пожара и факт возгорания на используемом им участке отрицает.

Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании.

Государственная собственность на земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 24:31:1001003, не разграничена.

В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Пункт 1 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает распоряжение такими земельными участками после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим законом не установлено иное.

При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Пункт 1 статьи 3.3 указанного выше закона наделяет орган местного самоуправления муниципального района полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением ряда случаев.

На основании выше изложенного суд приходит к выводу о том, что администрация Пировского района Красноярского края, как орган местного самоуправления муниципального района, осуществляет мероприятия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (в том числе расположенными в кадастровом квартале ), и не является лицом, владеющим, пользующимся или распоряжающимся ими, соответственно, не может нести ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в отношении указанных земель.

Лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела подлежащие установлению, согласно ст.25.6 КоАП РФ. является свидетелем, который, при даче показаний, должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (п.5).

Объяснения руководителя тушения лесного пожара Ибе А.В. от 12.05.2020г., объяснения летчика наблюдателя Чиж А.С. от 12.05.2020г., о том, что причиной пожара является переход огня с земель иных категорий, что данный лесной пожар распространялся в земель иных категорий, огонь распространялся с юго-западным ветром с земель иных категорий в лесной массив, а также об отсутствии минерализованной полосы по границе земельного участка и лесного массива, не могли быть использованы при вынесении обжалуемого постановления в качестве доказательства, поскольку указанные свидетели об административной ответственности за дачу заведомо ложных объяснений по делу не предупреждались.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица в отношении, которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, по делу не доказаны, достаточными и допустимыми доказательствами не подтверждены. Опровергнуть доводы представителей администрации Пировского района Красноярского края изложенных в жалобе о том, что нарушения Правил пожарной безопасности в лесах им на земельном участке с кадастровым номером не допущено, исходя из материалов дела не представляется возможным.

Согласно требованиям ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, именно административным органом осуществлявшим производство по данному делу об административном правонарушении подлежало установлению и представление доказательств того, что администрация Пировского района Красноярского края владеет, пользуется и (или) распоряжается земельным участком не имеющим отделяющей лес противопожарной минерализованной полосы шириной не менее <данные изъяты> м или иным противопожарным барьером по Правилам приведенным выше, и что данный земельный участок прилегает к лесу.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий, регламентируется положениями ч.2 ст.27.8 КоАП РФ, в соответствии с которой осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий осуществляется в присутствии представителя юридического лица, а так же в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Приобщенный к материалам дела документ, составленный летчиком-наблюдателем Чиж А.С. и начальником Пировского авиотделения Дзюрман В.К. схемой лесного пожара , по форме и содержанию соответствует именно протоколу осмотра места совершения административного правонарушения, составленному в рамках проведения административного расследования, однако, при составлении указанного протокола, в нарушение требований ч.2 ст.27.8 КоАП РФ, понятые, как и представитель юридического лица администрации Пировского района Красноярского края, не участвовали, видеозапись не применялась. При этом, фотоснимки приобщенные к протоколу осмотра, сделаны без привязки к местности и системы координат. При таких обстоятельствах, судьей в соответствии с требованиями законодательства, данная схема, признаются недопустимыми доказательствами по делу.

Согласно представленным в деле допустимым доказательствам, объективно не подтвержден факт прилегания к лесу земельного участка, находившегося в собственности администрации Пировского района Красноярского края, соответственно и факт нарушения последним требований п.9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякас Д.В. от 02.07.2020г. -пст/лн в отношении юридического лица – администрации Пировского района Красноярского края по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ подлежит отмене, а дело - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякас Д.В. от 02.07.2020г. -пст/лн в отношении юридического лица администрации Пировского района Красноярского края по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Пировский районный суд в течение 10 дней с момента его получения.

Председательствующий: Т.П. Полякова

Копия верна: Судья:

12-5/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Администрация Пировского района
Суд
Пировский районный суд Красноярского края
Судья
Полякова Татьяна Петровна
Статьи

ст. 8.32 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
pirovsk--krk.sudrf.ru
17.07.2020Материалы переданы в производство судье
17.07.2020Истребованы материалы
11.08.2020Поступили истребованные материалы
25.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
02.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2020Вступило в законную силу
23.08.2021Дело оформлено
23.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее