Судья – Рыцарева А.И. Дело №5-1043/2021–7-173К
УИД 53RS0022-01-2021-003872-40
Р Е Ш Е Н И Е
19 июля 2021 года судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55, стр.1) Константинова Ю.П.,
при секретаре Васильевой Л.М.,
с участием защитника С.З.О. <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу С.З.О. на постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15 июня 2020 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя С.З.О. о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
у с т а н о в и л:
25 декабря 2020 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области <...> в отношении индивидуального предпринимателя (далее – ИП) С.З.О. составлен протокол <...> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ), за нарушение части 1 статьи 2, статей 8, 10, 15, части 1 статьи 24, частей 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.3, 2.1, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», пунктов 4.2, 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», выразившееся в том, что при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (COVID-19), 07 октября 2020 года в 16 часов 00 минут в магазине «...» ИП С.З.О. по адресу: Великий Новгород, ул. <...>, д. <...>, не выполнялись санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, а именно: двое работников указанного объекта торговли находились в торговом зале без медицинских масок, у одного работника, находившегося за кассой, отсутствовали перчатки.
В соответствии с подведомственностью, установленной частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела направлены для рассмотрения по существу в Новгородский районный суд Новгородской области.
Постановлением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15 июня 2021 года ИП С.З.О. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Новгородский областной суд, С.З.О. просит отменить вынесенное по делу судебное постановление, считая его незаконным.
Срок подачи жалобы на судебное постановление соблюден.
В судебное заседание не явилась С.З.О., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела; судьей принято решение о рассмотрении дела в её отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), изучив доводы жалобы, выслушав защитника С.З.О. <...>, поддержавшего жалобу, судья областного суда приходит к следующим выводам.
В части 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные, в том числе, период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, с 07 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 1 указа Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года №97).
Из материалов дела усматривается, что 07 октября 2020 года в 16 часов в магазине «...», расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. <...>, д. <...>, индивидуальным предпринимателем С.З.О. не выполнялись санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, а именно: двое работников указанного объекта торговли находились в торговом зале без медицинских масок (имеющиеся на лице маски не закрывали нос), у одного работника, находившегося за кассой, отсутствовали перчатки.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП С.З.О. постановлением судьи районного суда к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для отмены принятого по делу постановления ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее – Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Как указывалось выше, на территории Новгородской области принят и действует указ Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года №97 «О введении режима повышенной готовности», которым до сведения граждан доводилось установленное Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года №31 предписание о необходимости ношения гигиенических масок для защиты органов дыхания (в редакции, действовавшей на день совершения административного правонарушения).
В соответствии с пунктом 7.5 указа Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года №97 (в редакции, действовавшей на 07 октября 2020 года) работодатели, осуществляющие деятельность на территории Новгородской области, обязаны обеспечить работников средствами индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, кожные антисептики) и организовать контроль за их применением.
Нарушение требований, изложенных в указе Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года №97, расценивается как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, и квалифицируется по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, санкция которой предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Поскольку из материалов дела усматривается, что 07 октября 2020 года в период введенного на территории Новгородской области режима повышенной готовности, связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, индивидуальный предприниматель С.З.О. не организовала контроль за применением работниками средств индивидуальной защиты (маски, перчатки) в нарушение приведенных выше требований указа Губернатора Новгородской области от 30 марта 2020 года №97, соответственно, такие действия (бездействие) индивидуального предпринимателя могли свидетельствовать о невыполнении ею правил поведения при введении повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких данных, в деянии ИП С.З.О. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, отсутствует.
В соответствии с разъяснениями, данными Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном 17 февраля 2021 года «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3», норма части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Вместе с этим, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет три месяца.
Событие, послужившее основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП С.З.О., имело место 07 октября 2020 года, и на данный момент срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Учитывая изложенное, оснований для переквалификации действий ИП С.З.О. не имеется.
Помимо изложенного, вменяя в вину ИП С.З.О. нарушение требований пунктов 4.2 и 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», административный орган при возбуждении дела об административном правонарушении не учитывал, что мероприятия, предусмотренные данными пунктами санитарных правил хотя и носят обязательный характер вместе с тем также не обязывают индивидуального предпринимателя обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, кожные антисептики) и контролировать их применение.
Согласно абзацу второму пункта 4.4 указанных Санитарных правил мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются в числе прочих соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Требование к использованию масок, установленное в действующих в настоящее время Санитарных правил, принятых в целях профилактики и предотвращения распространения иных инфекционных заболеваний человека и определяющих содержание санитарно-противоэпидемических мероприятий, является одним из механизмов, обеспечивающих предотвращение передачи инфекции.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1).
В силу статьи 29 названного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (пункт 3).
Пункт 4.4 СП 3.1.3597-20 определяет требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (пункт 1.1). Раздел IV «Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19» этих правил предусматривает противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, включающие комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространения инфекции, которые организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1).
Мероприятия, предусмотренные данными положениями, осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выполнение которых обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение выполнения установленных действующим законодательством мероприятий, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства обязаны реализовывать мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции.
При наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения медицинских масок, перчаток, соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров в определенных местах, эти требования становятся предписаниями, которые должны соблюдаться теми, кому они адресованы.
Изложенное в совокупности подтверждает отсутствие оснований для привлечения ИП С.З.О. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и согласуется с правовым подходом, выраженным Верховным Судом Российской Федерации в решении от 01 апреля 2021 года по делу №АКПИ21-78, принятому по административным исковым заявлениям о признании частично недействующим пункта 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года №15.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких данных, постановление судьи, вынесенное в отношении ИП С.З.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В остальной части доводы, приведенные в жалобе С.З.О., подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 6.3 ░░░░ ░░, – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░