Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2828/2018 ~ М-2392/2018 от 18.09.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2018 года г. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Шишкин А.Г.

с участием:

административного истца Синицыной Т.И., ее представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 3 года - Гребеньковой Е.Н.,

представителя административного ответчика Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Кашковского И.А. по доверенности,

при секретаре Пашкевич А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2828/2018 по административному иску Синицыной Татьяны Ивановны к Собранию представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным решения собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, просит признать незаконным решение Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о результатах его деятельности и деятельности администрации поселения за 2017 год».

В обоснование заявленных требований указано, что Синицына Т.И. является Главой сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на основании Решения Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В начале апреля 2018 года Глава сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Синицына Т.И. разместила на сайте Администрации для ознакомления «Отчет Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о результатах его деятельности и деятельности администрации поселения по итогам работы за 2017 год».

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - Собрание) на котором было приняло решение «Об отчете Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о результатах его деятельности и деятельности администрации поселения по итогам работы за 2017 год» (далее - Решение) и устно озвучено то, что работа Главы была признана неудовлетворительной.

По каким критериям деятельность Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области была признана неудовлетворительной, какие обстоятельства этому поспособствовали, в чем выразилось ухудшение ситуации в муниципальном образовании и имеется ли причинно-следственная связи между действиями Главы и ухудшением данной ситуации, в чем выразилось некачественное осуществление Главой своих полномочий и наступление указанных в Законе последствий как результат работы именно Главы в течении соответствующего периода, Собрание пояснять отказалось.

13 и ДД.ММ.ГГГГ Синицина Т.И. направляла Собранию заявление с просьбой предоставить ей для ознакомления копию решения и протокол заседания Собрания от ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени ни решение Собрания, ни протокол заседания Собрания от ДД.ММ.ГГГГ Синициной Т.И. административным ответчиком не направлялись, с мотивами, по которым ей как Главе была дана неудовлетворительная оценка, ознакомиться не представляется возможным.

Поскольку не было зафиксировано неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий главой своих обязанностей, какие-либо нарушения Главе предъявлены не были, соответственно, оснований принимать решение о неудовлетворительной деятельности Главы муниципального образования не имеется. Более того, с 2010 года Синицина Т.И. в должности Главы администрации не самоустранялась от выполнения возложенных на неё полномочий, а, наоборот, пыталась их реализовать и фактически их осуществляла в рамка принятого Собранием представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области бюджета.

Данные нарушения Собранием ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются существенным несоблюдением требований нормативных актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, допущенные нарушения привели к невозможности объективной оценки деятельности Главы поселения и Администрации поселения за 2017 год.

Административный истец и ее представитель в судебном заседании требования изложенные в административном исковом заявлении поддержали и просили их удовлетворить по основаниям изложенным в иске, с учетом последующих дополнений.

Представитель административного ответчика - Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области не согласился с исковыми требованиями и просил в иске отказать по основаниям изложенным в письменном отзыве.

Изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что срок для обращения в суд не пропущен.

Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Аналогичное положение закреплены в ст. 35 Устава сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.

Согласно части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

Пункт 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гласит, что основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что органы публичной власти, включая органы местного самоуправления, по своим конституционно-правовым функциям и предназначению призваны осуществлять эффективное и ответственное управление делами государства и общества в интересах населения; надлежащее исполнение обязательств, взятых непосредственно перед населением, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П; Определение от 2 апреля 2009 года N 479-0-0).

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).

Во всех муниципальных образованиях, вне зависимости от их статуса, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 названного Федерального закона).

Как следует из материалов дела и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ на электронный адрес Собрания представителей поселения (sobranie.vagodnoe@vandex.ru") поступил Отчет главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Синицыной Т.И. «О результатах ее деятельности и о результатах деятельности местной администрации» в виде электронного документа.

Вышеуказанный отчет был направлен для ознакомления и изучения депутатам Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.

ДД.ММ.ГГГГ за исходящим Собранием представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на имя главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Синицыной Т.И. было направлено письмо с просьбой выступить на очередном заседании Собрания представителей, запланированном на ДД.ММ.ГГГГ, перед депутатами с отчетом о своей деятельности.

Положения статей 35 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в их взаимосвязи определяют полномочия представительного органа муниципального образования в сфере контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 35 Регламента Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей поселения от ДД.ММ.ГГГГ , на заседании Собрания представителей ведется протокол.

Согласно статье 60 Устава сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области решения Собрания представителей поселения принимаются на заседаниях открытым или тайным голосованием в соответствии с Регламентом, утвержденным решением Собрания представителей поселения.

Таким образом, основной формой работы депутатов на заседании Собрания представителей являются принятие решений представительного органа.

В соответствии с Регламентом Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей поселения от ДД.ММ.ГГГГ , по каждому вопросу повестки заседания принимается решение. В случае если решение по какому-либо вопросу не принято, то делается соответствующая запись в протоколе заседания.

Из изложенного следует, что по результатам рассмотрения вопроса об отчете Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о результатах его деятельности и деятельности администрации поселения по итогам работы за 2017 год, Собрание представителей поселения, в силу статьи 74.1 ФЗ № 131, принимает решение об оценке деятельности главы муниципального образования.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Собрания представителей поселения по результатам заслушивания, рассмотрения и обсуждения отчета главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Синицыной Т.И. и результатах своей деятельности и деятельности администрации поселения было вынесено решение о неудовлетворительной оценке деятельности главы поселения.

Копия протокола заседания Собрания представителей и копия решения Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о результатах его деятельности и деятельности администрации поселения по итогам работы за 2017 год» за исходящим от ДД.ММ.ГГГГ были направлены Синицыной Т.И.

Кроме того, решение Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о результатах его деятельности и деятельности администрации поселения по итогам работы за 2017 год» было официально опубликовано в газете «Ставрополь-на- Волге», что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о ежегодном отчете главы поселения, его деятельности и деятельности администрации поселения, Собрание представителей поселения действовало в соответствии с действующими нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава сельского поселения Ягодное и Регламента Собрания представителей поселения.

Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 года N 114-0-0 и от 16 июля 2013 года № 1241-0).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, удаление главы муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления; при этом действующее законодательство закрепляет ряд гарантий самостоятельности главы муниципального образования при решении вопроса о его удалении в отставку, а также соблюдения прав и законных интересов населения (определения от 4 октября 2011 года N 1264-0-0, от 25 января 2012 года N 114-0- О и от 16 июля 2013 года N 1241-0).

Из названных норм следует, что ежегодная оценка деятельности главы муниципального образования и администрации муниципального образования, по результатам его отчета перед представительным органом по итогам работы за предшествующий год, является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления, осуществляемой им в рамках полномочий в сфере контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

Изложенное выше свидетельствует о том, что оценка деятельности Администрации сельского поселения Ягодное дана Собранием представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в пределах своих полномочий, порядок принятия решения соблюден, а несогласие Синицыной Т.И. с удовлетворительной оценкой ее деятельности основанием для отмены данного решения не является, поскольку в компетенцию суда не входит оценка деятельности главы администрации сельского поселения.

При этом, суд также учитывает, что принятие решения по результатам рассмотрения отчета о результатах деятельности администрации сельского поселения относится к вопросам внутреннего взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам исполнения установленных полномочий в указанной сфере.

Иные доводы административного истца основанием к отмене оспариваемого решения являться не могут, т.к. процедура принятия решения по мнению суда соблюдена, сама Синицина Т.И. присутствовала на заседании Собрания представителей сельского поселения Ягодное ДД.ММ.ГГГГ и реализовала свое право на выражение позиции относительно представленного отчета о результатах деятельности главы.

Оценив указанные выше обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом решение принято в соответствии с полномочиями Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, в соответствии с уставом и регламентом, факт нарушения прав истца не нашел своего надлежащего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи, чем требования Синицыной Т.И. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Синицыной Татьяны Ивановны к Собранию представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным решения собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о результатах его деятельности и деятельности администрации поселения за 2017 год» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.

Судья А.Г. Шишкин

Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2018 года

2а-2828/2018 ~ М-2392/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Синицына Т.И.
Ответчики
Собрание представителей с. п. Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Шишкин А.Г.
Дело на сайте суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
19.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
19.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2018Судебное заседание
18.09.2018Регистрация административного искового заявления
18.09.2018Передача материалов судье
12.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Судебное заседание
02.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее