Дело № 33а-4094/2019 Председательствующий в первой
Категория 020а инстанции Кириленко Е.А.
дело № 2а-2333/2019
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Бабича В.В.,
судей: Дудкиной Т.Н., Кондрак Н.И.
секретаре: Михайловой В.Г.
при участии:
административного истца – прокурора ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нахимовского района города Севастополя к Департаменту капитального строительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Правительство Севастополя, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В мае 2019 года прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя, просил признать незаконным
бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении государственной программы г. Севастополя «Жилище» на 2017-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 №-ПП в части длительного не расселения жильцов квартир №, №, №, №, №, №, №, № в жилом доме № <адрес>; обязать Департамент капитального строительства города Севастополя исполнить обязанность по расселению квартир №, №, №, №, №, №, №, № в жилом доме № <адрес> не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований истец ссылается на невыполнение административным ответчиком региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2017-2022 годы на территории города федерального значения Севастополь в отношении жильцов квартир №, №, №, №, №, №, №, № в жилом доме № <адрес>.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 июля 2019 года административное исковое заявление прокурора Нахимовского района города Севастополя удовлетворено.
Признано незаконным бездействие Департамента капитального строительства города Севастополя, выразившееся в непринятии мер по расселению квартир №, №, №, №, №, №, №, № в жилом доме № <адрес>.
Обязано Департамент капитального строительства города Севастополя исполнить обязанность по расселению квартир №, №, №, №, №, №, №, № в жилом доме № <адрес> не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На данное решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств по делу.
Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает, что принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался исключительно доводами административного иска и не принял во внимание представленные административным ответчиком документы. Постановлением Правительства Севастополя №-ПП от 15.04.2019 года внесены определенные изменения в постановление Правительства Севастополя №-ПП от 27.10.2016 года «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Жилище», в соответствии с которыми срок реализации Подпрограммы 4: 2018 - 2019 годы, без выделения этапов. Организационные мероприятия по реализации Подпрограммы 4 предусматривают:
1. Приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Срок: июнь 2018 г. - декабрь 2019 г.
2. Изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд. Срок: август 2018г. - декабрь 2019 г.
3. Переселение граждан из помещений непригодных для проживания, и аварийного жилищного фонда. Срок: август 2018г. - декабрь 2019 г.
Частью 11 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда г. Севастополя было принято правлением Фонда 24 мая 2018 года, протокол №. Следовательно, продление срока реализации Подпрограммы 4 до 31 декабря 2019 года требованиям указанного Федерального закона не противоречит. Соответственно расселение граждан осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и в сроки установленные постановлением Правительства Севастополя №-ПП от 27.10.2016 года, в редакции постановления №-ПП от 15.04.2019 года. Полагает, что суду не представлены доказательства, подтверждающие бездействие Департамента, выразившееся в неисполнении Подпрограммы 4 государственной программы г. Севастополя «Жилище» на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя №-ПП от 27.10.2016 года в части длительного не расселения жильцов квартир №, №, №, №, №, №, №, № жилого дома № <адрес>.
В судебном заседании представитель административного ответчика апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить по доводам жалобы.
Прокурор в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия признает решение подлежащим отмене, как постановленное с нарушением правил подсудности.
В силу статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 4 этой же статьи нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, с учетом общеправовых положений о подсудности, изложенных в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, нарушение подсудности является фундаментальным процессуальным нарушением, влекущим отмену судебного решения.
При рассмотрении данного дела судом допущено нарушение правил подсудности.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Согласно части 5 статьи 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса.
Согласно статье 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления... подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (часть 1).
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2).
Согласно части 3 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление может подаваться по месту нахождения организации, являющейся административным истцом, только в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Соответствующие случаи к рассматриваемому делу не относятся.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, прокурор Нахимовского района города Севастополя оспаривает бездействие Департамента капитального строительства города Севастополя, выразившееся в непринятии мер по отселению жильцов квартир дома № <адрес> и обязать Департамент капитального строительства города Севастополя исполнить обязанность по расселению квартир в этом доме.
Исходя из содержания вышеприведенных законоположений в их взаимосвязи и обстоятельств дела, следует, что полномочия Департамента капитального строительства города Севастополя распространяются на всю территорию города Севастополя, правовые последствия возникли и могут возникнуть на территории Нахимовского района города Севастополя, поскольку именно на территории данного района расположен дом № <адрес> и обязанность по расселению жильцов этого дома возникла на территории Нахимовского района.
Таким образом, административное исковое заявление прокурора Нахимовского района города Севастополя было принято к производству Гагаринского районного суда города Севастополя с нарушением правил подсудности.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным, поскольку судом допущено существенное (фундаментальное) процессуальное нарушение, и подлежит отмене с направлением настоящего административного дела по подсудности на рассмотрение Нахимовского районного суда г. Севастополя.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 июля 2019 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение по существу в Нахимовский районный суд города Севастополя.
Председательствующий:
Судьи: