Дело № 33а-5963/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
21 октября 2019 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Колосковой С.Е. |
судей |
Левиной Н.В., Глушко А.Р., |
при секретаре |
Константиновой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2а-176/2019 по апелляционной жалобе с учётом дополнений к ней Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области в лице представителя Аминовой А.Р. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 04 июля 2019 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Уменьшить исполнительский сбор до 37 500 рублей по исполнительному производству от 20.10.2017 № 78381/17/72007-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа № ФС 013729164 от 20.09.2017.
В удовлетворении остальной части требований отказать.».
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Тюменского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области Колосницына М.И., судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Дульярова Л.К., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, заинтересованное лицо Чичель Е.А., представитель заинтересованного лица Администрации Тюменского района Тюменской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения представителя административного истца Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области Грызуновой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и полагавшей, что оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Администрация Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (далее по тексту также - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Тюменского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области (далее по тексту также - Тюменский РОСП) Колосницыной М.И., судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее по тексту также - МО по ОИП) Дульяновой Л.К. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что решением Тюменского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2017 года признано незаконным бездействие Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области и Администрации Чикчинского муниципального образования по исполнению обязанностей в части осуществления дорожной деятельности и содержания автомобильных дорог в деревне Якуши Чикчинского МО Тюменского района Тюменской области, на Администрацию Тюменского муниципального района Тюменской области и Администрацию Чикчинского муниципального образования возложена обязанность обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО33, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, расположенным на улицах Куприна, Ахмерова, А. Хасанова, Искандерова, X. Ниатбакова, Кудрина, Цветочная, пер. 2-й Кутузова, участок 29/с в деревне Якуши Чикчинского МО Тюменского района Тюменской области, в соответствии с требованиями действующего законодательства. На основании указанного решения в отношении Администрации постановлением судебного пристава-исполнителя Тюменского РОСП от 20.10.2017 года возбуждено исполнительное производство № 78381/17/72007-ИП. В адрес Администрации 07.05.2019 г. поступило постановление судебного пристава-исполнителя Тюменского РОСП Колосницыной М.Г. о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 78381/17/72007-ИП. С постановлением о взыскании исполнительского сбора административный истец не согласен, поскольку у Администрации МО отсутствуют полномочия в сфере строительства автомобильных дорог и тротуаров. Для обеспечения уличного освещения ведется с собственником сооружений - воздушных линий электропередач ООО «Элтранс». Для обеспечения возможности проезда по автомобильным дорогам Администрация в рамках своей компетенции осуществляет с 2016 года содержание данных автомобильных дорог, в 2019 году по содержанию дорог заключен муниципальный контракт с АО «ТОДЭП». Администрация считает, что все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты, а умысла и вины на неисполнение решения суда не было. Указывает, что с момента вступления в силу решения суда Администрация не смогла исполнить обязательства по причине отсутствия полномочий. Считают, что нецелесообразна уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы Российской Федерации.
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области (далее по тексту также - УФССП по Тюменской области), в качестве заинтересованного лица привлечён Чичель Е.А.
Представитель Администрации Чикчинского муниципального образования - Бакирова А.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель МО по ОИП Дульярова Л.К., судебный пристав-исполнитель Тюменского РОСП Колосницына М.И., представитель административного ответчика УФССП России по Тюменской области, заинтересованное лицо Чичель Е.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Представитель заинтересованного лица Администрации Тюменского района Тюменской области Бурлева А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Администрация Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, которая в апелляционной жалобе с учетом дополнений, поданной представителем Аминовой А.Р., просит решение Тюменского районного суда Тюменской области от 04 июля 2019 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что в адрес судебного пристава-исполнителя и в адрес начальника Тюменского РОСП Администрацией были направлены письма, согласно которым, исполнить решение суда в пятидневный срок не представляется возможным, поскольку для осуществления строительства дорог, тротуаров и уличного освещения необходимо выполнить ряд обязательных и длительных процедур: инженерные изыскания, разработка проектной документации, подготовка площадки под строительство, осуществление строительства дорог, тротуаров и уличного освещения. Утверждает, что совершение Администрацией действий, связанных с осуществлением бюджетных инвестицией в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, в том числе, в строительство автомобильных дорог местного значения, возможно лишь в рамках разработанных и утвержденных муниципальных программ, с внесением расходных обязательств в проект бюджета, утверждаемый представительным органом муниципального образования. Отмечает, что приказом Главного управления строительства Тюменской области от 07.03.2019 г. № 169-од принято решение в срок до 31.01.2020 г. подготовить документацию по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) Тюменского муниципального района, для размещения объекта, инженерная подготовка площадки для жилищного строительства д. Якуши Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района. Решением Думы Тюменского муниципального района от 27.02.2019 г. внесены изменения в решение Думы Тюменского муниципального района от 14.12.2018 г. «Об утверждении бюджета муниципального образования Тюменский муниципальный район на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов», распоряжением Администрации от 25.03.2019 г. Департаменту градостроительства, имущественных отношений и жилищно-коммунального хозяйства Администрации для МКУ «Служба заказчика Тюменского района» направлено 6 093 673 руб. на разработку проектной документации, проведение изыскательских работ по объекту «Инженерная подготовка площадки жилищного строительства в д. Якуши Чикчинского муниципального района Тюменского муниципального района. Строительство дорог.». Отмечет, что определением Тюменского районного суда Тюменской области от 29.05.2019 г. Администрации Тюменского муниципального района была предоставлена отсрочка исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2019 года на срок до 01.08.2020 года включительно, а определением Тюменского районного суда Тюменской области от 09.08.2019 г. Администрации также была предоставлена отсрочка исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2019 года на срок до 01.08.2020 года включительно. Администрация обратилась в суд с аналогичным заявлением 09.07.2019 года. Меры по исполнению решения суда Администрация стала предпринимать еще в 2018 году, а именно, 26.06.2017 г. между МКУ «Служба заказчика Тюменского района» и АО «ТОДЭП» был заключен контракта № 005-ЭА/17 на ремонт автомобильных дорог местного значения.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Тюменского муниципального района просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с нормами ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
Согласно требований ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В силу требований пункта 13 части 1 ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Статьёй 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения лиц, включая органы государственной власти, и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Из изложенного следует, что при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и при отсутствии доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, судебный пристав-исполнитель вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.
Из материалов дела следует, что решением Тюменского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23 августа 2017 года, коллективное административное исковое заявление собственников земельных участков в Чикчинском муниципальном образовании Тюменского района Тюменской области в лице адвоката Карпова Алексея Александровича удовлетворено частично; признано незаконным бездействие Администрации Чикчинского муниципального образования, Администрации Тюменского муниципального района по исполнению обязанностей в части осуществления дорожной деятельности и содержания автомобильных дорог в деревне Якуши Чикчинского МО Тюменского района Тюменской области; на Администрацию Чикчинского муниципального образования, Администрацию Тюменского муниципального района возложена обязанность обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО33, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, расположенным на улицах Куприна, Ахмерова, А. Хасанова, Искандерова, X. Ниатбакова, Кудрина, Цветочная, пер. 2-й Кутузова, участок 29/с в деревне Якуши Чикчинского МО Тюменского района Тюменской области, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, решение Тюменского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2017 года, вступило в законную силу 23 августа 2017 года и с этого времени подлежало исполнению.
На основании исполнительного листа ФС № 013729164, выданного Тюменским районным судом Тюменской области 20.09.2017 года на основании вышеуказанного решения Тюменского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2017 года, судебным приставом-исполнителем Тюменского РОСП постановлением от 20.10.2017 года возбуждено исполнительное производство № 78381/17/72007-ИП в отношении должника Администрации Чикчинского муниципального образования в пользу взыскателя Чичель Е.А., с предметом исполнения: «обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов». При этом должнику Администрации был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Указанное постановление было получено главой Администрации Аминовым Р.Р. 21.10.2017 года, что подтверждается соответствующей подписью Аминова Р.Р. на копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 20 октября 2017 года. Таким образом, предоставленный должнику срок для добровольного исполнения вступившего в законную силу решения Тюменского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2017 года истёк 26.10.2017 года.
В предусмотренный частью 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа требования, содержащиеся в исполнительном документе, Администрацией исполнены не были. Невзирая на наличие соответствующей возможности доказательств наличия непреодолимых препятствий к исполнению вступившего в законную силу решения суда, находящихся вне контроля Администрации, как и того, что до истечения данного срока Администрация предприняла все возможные меры для надлежащего исполнения указанного решения, судебному приставу-исполнителю представлено не было.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Тюменского РОСП Колосницыной М.И. от 22 апреля 2019 года постановлено взыскать с Администрации исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований об освобождении Администрации от взыскания исполнительского сбора и, принимая во внимание меры, предпринятые Администрацией к исполнению вступившего в законную силу решения суда за пределами предоставленного судебным приставом-исполнителем срока, уменьшая размер исполнительского сбора, обоснованно исходил из того, что должником, невзирая на предоставление ему соответствующей возможности, доказательств нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, не представлено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Тюменского РОСП Колосницыной М.И. от 24 апреля 2019 года исполнительное производство № 78381/17/72007-ИП передано в МО по ОИП. Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИП Дульяровой Л.К. от 26 апреля 2019 года исполнительно производство № 78381/17/72007-ИП принято к исполнению.
В то же время обстоятельства, связанные с предоставлением Администрации определением Тюменского районного суда Тюменской области от 29 мая 2019 года отсрочки до 01.08.2020 года исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2017 года, основанием к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции не являются, поскольку вопрос о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости предоставления указанной отсрочки, должником был поставлен за пределами предоставленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Судебная коллегия также полагает, что представленная суду апелляционной инстанции копия муниципального контракта № 005-ЭА/17 от 26 июня 2017 года, заключённого между МКУ «Служба заказчика Тюменского района» и АО «ТОДЭП» на ремонт автомобильных дорог местного значения, не свидетельствует о наличии оснований к освобождению Администрации от взыскания исполнительного сбора, поскольку предметом исполнительного производства является строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов, в то время, как предметом представленного контракта является ремонт автомобильных дорог местного значения.
С учётом изложенного судебная коллегия оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 04 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области в лице представителя Аминовой А.Р. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии