Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2518/2022 ~ М-443/2022 от 26.01.2022

Дело № 2-2518/2022

УИД 59RS0007-01-2022-000642-12

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года                                                                 г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,

при секретаре судебного заседания Орловой О.В.,

с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО3,

представителя ответчика ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы и произвести перерасчет пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд, указав, что ей назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком признан стаж истца 32 года 10 месяцев 13 дней. Истец является ветераном труда <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК «О ветеранах труда Пермского края». Полагает, что при расчете её страхового стажа были учтены не все периоды трудовой деятельности, в связи с чем, расчет пенсионных средств был произведен неверно, получаемый размер пенсии считает заниженным. На основании изложенного (с учетом уточнения исковых требований), ФИО1 просит обязать произвести перерасчет страхового стажа, включив в периоды осуществления трудовой деятельности: обучение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе ФЗУ хлебопекарной промышленности, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получения стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет установленной страховой пенсии по старости с 2019 с учетом включения в пенсионный трудовой (страховой) стаж указанных периодов в указанном размере.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения искового заявления настаивала.

Представитель истца в суде на удовлетворении исковых требований в редакции уточненного искового заявления настаивал.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

    Согласно ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Частями 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию установлено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии в силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи (для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).

В силу частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

В названных нормах закона приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами, при этом перечни различаются между собой.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, перечисленные в указанном пункте периоды учебы и иной деятельности.

Периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, в данный перечень не входит.

В период иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года в целях оценки пенсионных прав лиц в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включаются периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Таким образом, часть 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает учета в общем трудовом стаже периодов учебы (подготовки к профессиональной деятельности), в том числе, по направлению службы занятости, если в указанный период времени не производилось начисление пособия по безработице.

В соответствие с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в отношении периодов обучения в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

Это означает, что при оценке пенсионных прав по части 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж подлежат включению периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре в календарном исчислении.

Таким образом, положение части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом период обучения в такой стаж не входит, но при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению.

В части 4 статьи 30 данного Федерального закона предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года (включается в общий трудовой стаж периоды обучения), но размер пенсии ограничен определенной суммой.

То есть, статья 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав, а также позволяет пенсионному органу при отсутствии иного волеизъявления гражданина осуществить самостоятельный расчет пенсии истца по варианту, являющемуся наиболее благоприятным для получателя пенсии.

Согласно части 1 статьи 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

При этом, согласно части 2 указанной статьи 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

При назначении ФИО1 пенсии ответчиком признано наличие страхового стажа истца для определения права на пенсию по состоянию на дату назначения пенсии – 32 года 10 месяцев 13 дней (материалы пенсионного дела).

При оценке пенсионных прав истца по пункту 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» общий стаж на ДД.ММ.ГГГГ был исчислен как 16 лет 4 месяца 19 дней, общий страховой стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет 24 года 7 месяцев 23 дня.

Стажевый коэффициент составил 0,59 (0,55 за 20 лет стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ + 0,04 за 4 полные года свыше 20 лет).

Коэффициент валоризации составил 26 % (10 % + 16 % за общий трудовой стаж, приобретенный до ДД.ММ.ГГГГ).

Данные обстоятельства подтверждаются ответами пенсионного органа, (л.д. 10-14, 17-19,39-42) материалами пенсионного дела.

Что касается требования истца на включении спорного периода учебы в школе ФЗУ хлебопекарной промышленности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода получения стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении в общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав расчета размера пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то суд приходит к выводу о том, что данные требования истца не основаны на нормах закона, так как при расчете размера пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды обучения не подлежат включению в общий трудовой стаж.

Период получения пособия по безработице, предшествующий периоду профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в общий трудовой стаж.

При этом представитель истца в судебном заседании пояснил, что истец просит обязать включить в общий страховой стаж период учебы на основании п.4 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», но оценку пенсионных прав производить по п.3 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так как для истца это более выгодно.

Однако, возможности одновременного использования формул для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующее пенсионное законодательство не предусматривает.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 30.01.2020 № 180-О законодатель, реализуя свои полномочия, в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закрепил правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц (пункт 1), предусмотрев несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии указанных лиц (пункты 3, 4 и 6), предоставив им право выбора наиболее выгодного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2). Положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению. В пункте 4 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года. Данная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения в высших учебных заведениях, но и положение об ограничении размера пенсии определенной суммой. Установленное абзацем сороковым пункта 4 данной статьи ограничение расчетного размера пенсии согласуется с правилами, предусмотренными законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть первая статьи 18 действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Соответственно, при осуществлении оценки пенсионных прав лица в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включение в общий трудовой стаж периодов, не перечисленных в данном пункте (в частности, периодов учебы) невозможно и противоречит закону.

Таким образом, требования истца о включении спорных периодов учебы в школе ФЗУ хлебопекарной промышленности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении и периода получения стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж истца в целях оценки ее пенсионных прав, не подлежат удовлетворению.

Если бы оценка пенсионных прав истца производилась по общим правилам исчисления, предусмотренным частью 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то расчетный размер пенсии составил бы всего 664,93 руб. (555,69 руб. х 104 % (по одному проценту за каждый год свыше 20) х 115% (уральский коэффициент).

Указанный расчет, произведенный ответчиком, судом проверен, признан правильным, истцом не оспорен.

Данные обстоятельства подтверждают обоснованность возражений ответчика о том, что оценка пенсионных прав истца была произведена ответчиком по наиболее выгодному для него варианту.

Таким образом, истец является получателем страховой пенсии по старости, оценка пенсионных прав истца определена пенсионным органом в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» без учета в общем трудовом стаже спорных периодов учебы и переподготовки.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что из всех возможных вариантов оценки пенсионных прав истца по состоянию на 1 января 2002 наиболее выгодным для истца является вариант, предусмотренный частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ввиду установленного данной нормой ограничения составляет для истца значительно меньшую сумму, чем рассчитанный в соответствии с частью 3 статьи 30 названного Закона.

Соответственно, включение в общий трудовой стаж (с целью расчета размера пенсии) спорных периодов учебы истца в календарном исчислении, повлечет уменьшение размера ее пенсии, поскольку в этом случае расчет должен будет производиться по части 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В связи с изложенным оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 07 июня 2022 года.

Судья:                                                                       О.П. Берсенёва

2-2518/2022 ~ М-443/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Галкина Людмила Васильевна
Ответчики
ОПФР по Пермскому краю
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Берсенёва Ольга Петровна
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2022Передача материалов судье
27.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2022Предварительное судебное заседание
23.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.05.2022Предварительное судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее