РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2020 года г. Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е.,
при секретаре Присяжнюк Т.А.,
рассмотрев административное дело №2а-337/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России №3 по Самарской области к Баринову А.А. о взыскании задолженности по пени по обязательным платежам,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Баринову А.А. о взыскании задолженности (недоимки) пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 261,67 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 1317,56 рублей; пени по налогу, взимаемые с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 5097 рублей; пени по налогу на имущество 2015, 2016, 2017 годы в размере 4629,42 рублей; по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 годы в размере 14035,43 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что Баринов А.А. является налогоплательщиком имущественных налогов, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, а также является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц. В связи с чем, налоговым органом в адрес Баринова А.А. направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога №46909. В установленный срок ответчик указанные требования не исполнил. Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Баринова А.А. задолженности по налогам и пени, однако 05.12.2019 судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Баринов А.А., в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской
области не признал, так как исходя из выставленных требований невозможно определить, какие налоги и за какой период требуется оплатить, задолженности у него не имеется (с 02.04.2018 прекратил деятельность в качестве ИП). Истцом указаны суммы пени, требования по которым не были предъявлены в требовании №46909 от 10.07.2019. Таким образом, суммы пени предъявлены к взысканию с нарушением п.1 ст.48 НК РФ и не подлежат взысканию. Суммы пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени на налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, не подлежат взысканию, так как ранее судом было отказано во взыскании основного долга. Остальные суммы пени не обоснованы истцом. Просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Исследовав письменные материалы дела, обозрев административные дела №2а-713/2019, №2а-1845/2019, №2а-2819, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
В соответствии со ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (п.6). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (п.5).
Судом установлено, что ИФНС за налоговый период 2015 год административному ответчику Баринову А.А. произведен расчет транспортного налога в сумме 15843 рубля (автомобили ВАЗ21154, ЛЕКСУС <данные изъяты>), налога на имущество в размере 14545 рублей (иные строения, расположенные в <адрес>) и 534 рубля (квартира, расположенная в <адрес>), направлено налоговое уведомление №124051380 от 04.09.2016, который он обязан был уплатить в срок до 01.12.2016 (л.д.25).
ИФНС за налоговый период 2014-2016 годы административному ответчику Баринову А.А. произведен расчет транспортного налога в общей сумме 34015 рублей, в том числе: за 2014 год в размере 16915 рублей (автомобили ЛЕКСУС <данные изъяты> - 15083 рублей, ВАЗ21154 – 1304 рубля, ВАЗ111130 – 528); за 2015 год в размере 15843 рубля (автомобили ЛЕКСУС <данные изъяты> - 15083 рублей, ВАЗ21154 – 760 рублей); за 2016 год в размере 1257 рублей (автомобиль ЛЕКСУС RX300); налога на имущество за 2016 год в размере 45279 рублей (иные строения, расположенные в <адрес>) и 408 рублей (квартира, расположенная в <адрес>), направлено налоговое уведомление №31877278 от 21.09.2017, который он обязан был уплатить в срок до 01.12.2017 (л.д.27).
ИФНС за налоговый период 2017 год административному ответчику Баринову А.А. произведен расчет налога на имущество в размере 49807 рублей (иные строения, расположенные в <адрес>), направлено налоговое уведомление №54932422 от 29.08.2018, который он обязан был уплатить в срок до 03.12.2018 (л.д.29).
Расчет налога, произведенный ИФНС, проверен судом и является верным, срок уплаты транспортного налога за 2015 год считается по налоговому уведомлению №31877278 от 21.09.2017, то есть в срок до 01.12.2017.
Поскольку административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в установленный срок с 2012 года, налоговым органом начислены пени.
Согласно положениям ст.ст.48,70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
В связи с неуплатой суммы налога, указанной в налоговых уведомлениях, административному ответчику в соответствии с п.1 ст.75 НК РФ начислены пени и направлено требование №46909 по состоянию на 10.07.2019 об уплате в срок до 05.11.2019 недоимки по пени в общей сумме 25610,15 рублей, из которых пени по транспортному налогу (8920,94 рублей, 4819,79 рублей, 6,73 рублей, 315,17 рублей); пени по налогу на имущество (3512,63 рублей, 1148,59 рублей, 67,28 рублей, 136,91 рублей, 5,88 рублей); пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 5097 рублей; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 (780,88 рублей, 536,68 рублей); пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 (171,79 рублей, 89,88 рублей) (л.д.7-8).
Судом также установлено, что решением Сызранского районного суда Самарской области от 03.10.2019 по делу №2а-676/2019 МРИ ФНС №3 по Самарской области отказано о взыскании с Баринова А.А. задолженности (недоимки) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 год и пени, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 год и пени (л.д.104-106).
Решением Сызранского районного суда Самарской области от 27.05.2020 по делу №2а-255/2020 МРИ ФНС №3 по Самарской области отказано во взыскании с Баринова А.А. задолженности (недоимки) по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы за период 2017 год и пени (л.д.109-111).
Кроме того, решением Сызранского районного суда Самарской области от 19.11.2019 по делу №2а-713/2019 с Баринова А.А. взысканы пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 1955,51 рублей за период с 01.05.2017 по 26.08.2018 (л.д.107-108).
В постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 N 8241/07, от 03.06.2008 N 1868/08 говорится, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Следовательно, требования административного истца в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 261,67 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 1317,56 рублей, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 5097 рублей, удовлетворению не подлежат, так как во взыскании суммы основной задолженности по обязательным платежам административному истцу отказано.
По взысканию пени по налогу на имущество за 2015г., 2016г., 2017г. суд исходит из следующего.
Сумма пени в размере 4629,42 рублей складывается из:
-1840,90 рублей (недоимка 49807 рублей за период 2017 год, срок уплаты 03.12.2018), период с 04.12.2018 по 10.07.2019;
-1148,59 рублей (недоимка 45279 рублей за период 2016 год, срок уплаты 19.12.2017), период с 20.12.2017 по 10.07.2019;
-38,50 рублей (недоимка 408 рублей за период 2016 год, срок уплаты 01.12.2017), период с 02.12.2017 по 12.11.2018;
-98,41 рублей (недоимка 534 рубля за период 2015 год, срок уплаты 01.12.2016), период с 02.12.2016 по 10.07.2019;
-1450,62 рублей (недоимка 14545 рублей за период 2015 год, срок уплаты 01.12.2016), период с 02.12.2016 по 10.07.2019;
-24,74 рублей (недоимка 88,49 рублей за период 2012 год, срок уплаты 01.10.2015);
-24,74 рублей (недоимка 88,49 рублей за период 2014 год, срок уплаты 01.10.2015)
-17,80 рублей (недоимка 88,49 рублей за период 2013 год, срок уплаты 01.11.2014);
-5,88 рублей.
Однако, решением Сызранского районного суда от 19.11.2019 по делу №2а-713/2019 с Баринова А.А. взысканы пени по налогу на имущество за 2015 год (недоимка 14545 рублей) в размере 1955,51 рублей за период с 01.05.2017 по 26.08.2018.
Следовательно, требования административного истца о взыскании суммы пени в размере 1450,62 рублей по налогу на имущество за 2015 год удовлетворению не подлежат, так как имеется решение суда о взыскании пени за этот же период.
Расчет пени по налогу на имущество в размере 24,74 рублей, 24,74 рублей, 17,80 рублей, 5,88 рублей административным истцом не представлен, поэтому данные требования удовлетворению не подлежат.
Остальные суммы пени по налогу на имущество, включенные в требование №46909 (1840,90 +1148,59 +38,50 +98,41) в общей сумме 3126,40 рублей подлежат взысканию с административного ответчика.
Расчет пени на недоимку по налогу на имущество за 2015-2017 год судом проверен, является арифметически правильным (л.д.73-76).
По взысканию пени по транспортному налогу:
Сумма пени в размере 14035,43 рублей складывается из:
-5344,77 рублей (недоимка 15843 рублей за период 2015 год, срок уплаты 01.12.2017), период с 02.12.2017 по 10.07.2019;
-7913,14 рублей (недоимка 16871 рубль за период 2014 год, срок уплаты 01.12.2017), период с 02.12.2017 по 10.07.2019;
-159,69 рублей (недоимка 1257 рублей за период 2016 год, срок уплаты 01.12.2017), период с 02.12.2017 по 10.07.2019;
-172,32 рублей за период 2013 года;
-150,81 рублей за период 2012 года;
-315,17 рублей;
-6,73 рублей.
Расчет пени по транспортному налогу в размере 172,32 рублей, 150,81 рублей, 315,17 рублей, 6,73 рублей административным истцом не представлен, поэтому данные требования удовлетворению не подлежат.
Остальные суммы пени по транспортному налогу, включенные в требование №46909 (5344,77 +7913,14 +159,69) в общей сумме 13417,60 рублей подлежат взысканию с административного ответчика.
Расчет пени на недоимку по транспортному налогу за 2014-2016 год судом проверен, является арифметически правильным (л.д.81-83).
При установленных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению частично.
Доказательств, опровергающих доводы административного истца о наличии налоговой задолженности по пени, Баринов А.А. суду не представил.
Доводы административного ответчика Баринова А.А. о том, что административное исковое заявление предъявлено в суд с нарушением п.1 ст.48 НК РФ, суд не принимает, поскольку административным истцом соблюден срок предъявления данного иска, Баринов А.А. обязанность по оплате налога на имущество за 2015-2017 год, транспортного налога за 2014-2016 год в установленный срок не исполнил.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ч.2 ст.61.1. Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в местный бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск ИФНС России №3 по Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать с Баринова А.А. (ИНН №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, задолженность по пени:
- по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 1840,90 рублей за период с 04.12.2018 по 10.07.2019; 1148,59 рублей за период с 20.12.2017 по 10.07.2019; 38,50 рублей за период с 02.12.2017 по 12.11.2018; 98,41 рублей за период с 02.12.2016 по 10.07.2019;
- на транспортный налог за 2014-2016 года за период с 02.12.2017 по 10.07.2019 в размере 5344,77 рублей; 7913,14 рублей; 159,69 рублей,
а всего в общей сумме 16544 рубля.
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Баринова А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 661,76 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 26.08.2020.
Судья -