РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Занездрова К.В.Дело № 33-3857/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2019 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Шевченко С.В.
судей Гарматовской Ю.В., Теплинской Т.В.
при секретаре Лемех М.Ю.
с участием прокурора Чудиновой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации ГО «Город Калининград» апелляционному представлению прокурора на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 6 мая 2019 года, которым иск прокурора города Калининграда, действующего в защиту интересов Кочеревской Ирины Павловны, оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., объяснения прокурора Чудиновой М.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, позицию Кочеревской И.П., считавшей решение суда подлежащим отмене, представителя администрации ГО «Город Калининград» Умновой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства социальной политики Калининградской области Антоновой М.А., представителя ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Дрожжиной О.В., считавших решение законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Калининграда, действующий в интересах Кочеревской И.П., обратился в суд с иском к ответчикам Министерству социальной политики Калининградской области, администрации Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, соответчику Федеральному казенному учреждению «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, указав, что прокуратурой города в связи с обращением Кочеревской Ирины Павловны по вопросу отказа в предоставлении ей, как вынужденному переселенцу, и членам ее семьи, социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, удостоверяемой сертификатом, проведена проверка соблюдения федерального законодательства в деятельности Министерства социальной политики Калининградской области.
В ходе проверки установлено, что Кочеревская И.П., ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы и имеет статус вынужденного переселенца, с 2002 года по настоящее время состоит в администрации городского округа «Город Калининград» на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи два человека, с 2015г.- четыре человека.
Кочеревской И.П. в 2018 году направлено заявление о выделении сертификата; администрацией ГО «Город Калининград» она включена в списки граждан - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить сертификат в 2019 г.
Однако Министерством социальной политики Калининградской области Кочеревская И.П. с учетом членов ее семьи не была включена в сводный список граждан - участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2019г. и обеспечена государственным жилищным сертификатом. Отказ мотивирован тем, что Кочеревская И.П. с даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в г.Калининграде изменяла место жительства дважды, в период с 2007 г. по 2015 г. состояла на регистрационном учете в Зеленоградском районе Калининградской области, в дальнейшем- вновь в г. Калининграде, но по другому адресу.
Обращаясь в суд, прокурор действия Министерства социальной политики Калининградской области считал незаконными, не основанными на положениях закона, противоречащих положениям Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, которыми определен конкретный перечень оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата.
Прокурор считал, что Кочеревская И.П. с составом семьи 4 человека вправе получить за счет средств федерального бюджета социальную выплату в виде государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в 2019 г., поскольку не утратила статус вынужденного переселенца и право состоять в списках нуждающихся в жилых помещениях с 28.08.2002г., решение о снятии Кочеревской И.П. с учета нуждающихся в жилых помещениях не принималось.
Допущенные Министерством социальной политики Калининградской области нарушения повлекли за собой невозможность реализации Кочеревской И.П. права на получение, как вынужденным переселенцем, за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в 2019г. с учетом членов ее семьи.
В этой связи 25.04.2018 в Министерство социальной политики Калининградской области прокуратурой города внесено представление, по результатам рассмотрения которого Министерством социальной политики Калининградской области указанные нарушения прав Кочеревской И.П. не устранены.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Кочеревская И.П. является инвалидом <данные изъяты> группы и по состоянию здоровья не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, в связи с чем прокурором в порядке ст.45 ГПК РФ в ее интересах предъявлен иск, просил суд: - признать право Кочеревской Ирины Павловны, ДД.ММ.ГГГГр., состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в г. Калининграде с 28.08.2002г. с составом семьи 2 человека: Кочеревская Ирина Павловна и С., ДД.ММ.ГГГГр.( дочь); - признать незаконным бездействие Министерства социальной политики Калининградской области по невключению Кочеревской Ирины Павловны в сводные списки на 2019 г. граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программ «Жилище» на 2015 - 2020 годы; - обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить Кочеревскую Ирину Павловну в сводный список на 2019 год граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы с составом семьи 4 человека: Кочеревская Ирина Павловна, С. ДД.ММ.ГГГГр., Ц. ДД.ММ.ГГГГр., В. ДД.ММ.ГГГГ.р. с 29.07.2015 и направить после внесения изменений утвержденный список в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после утверждения; - обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставить Кочеревской Ирине Павловне, как вынужденному переселенцу, участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения с составом семьи 4 человека: Кочеревская Ирина Павловна, С. ДД.ММ.ГГГГр., Ц. ДД.ММ.ГГГГр., В. ДД.ММ.ГГГГр.
В суде первой инстанции прокурор, истец иск поддержали, ответчики с иском не согласились.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения об удовлетворении предъявленного иска.
Прокурор, продолжая настаивать на доводах и основаниях предъявленного в интересах Кочеревской И.П. иска, полагает, что предусмотренных законом оснований к отказу в его удовлетворении у суда первой инстанции не имелось.
Настаивает, что права Кочеревской И.П. нарушены и подлежат восстановлению в судебном порядке.
Просит решение отменить и иск удовлетворить.
В апелляционной жалобе администрации ГО «Город Калининград» также ставится вопрос об отмене решения суда как принятого с существенным нарушением закона.
Податель жалобы настаивает на законности действий администрации по включению Кочеревской И.П. в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма. Считает, что вопреки позиции Министерства социальной политики, оснований к снятию Кочеревской И.П. с учета не имелось, распоряжением Комитета муниципального имущества она обоснованно составом семьи 4 человека (с учетом обстоятельства, установленных решением суда) включена в списки граждан – участников основного мероприятия на 2019 год и вместе с членами семьи подлежит обеспечению жильем посредством предоставления социальной выплаты как вынужденному переселенцу.
Просит решение суда отменить и иск удовлетворить.
В суд апелляционной инстанции явились истица, прокурор, представители администрации ГО «Город Калининград», Министерства социальной политики Калининградской области и ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Дрожжиной О.В.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционном представлении, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы, а также материалы гражданского дела № 2 –3255/2016, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований прокурора, предъявленных в интересах Кочеревской И.П.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определен Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».
Постановка вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Закона РФ № 4530-1).
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1050, действующей до 1 января 2018г., правом на улучшение жилищных условий в рамках Подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании Закона РФ № 4530-1.
С 1 января 2018г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017г. №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации».
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017г. №1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Этим же постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Указанные Правила …. устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют определенные категории граждан Российской Федерации, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подп. «ж» п.5).
Порядок формирования списков граждан – участников подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов также установлен Правилами.
Согласно Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, по форме согласно приложению № 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с органами по контролю в сфере миграции (пункт 26 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований и администрация г. Байконура в установленном ими порядке формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.
В соответствии с пунктом 28 Правил ответственный исполнитель основного мероприятия с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил), и на основании установленного основным мероприятием принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов и органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Распределение объема финансирования между федеральными органами осуществляется пропорционально представленным ими в соответствии с пунктом 27 Правил сведениям о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Сводный список получателей сертификатов формируется на основании утвержденного сводного списка, сформированного в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 Правил, списков граждан, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 Правил, а также утвержденных списков граждан, указанных в подпунктах «к» и «л» пункта 5 Правил, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году (пункт 29 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кочеревская Ирина Павловна, ДД.ММ.ГГГГр., с несовершеннолетними дочерьми - С. (впоследствии - С.),ДД.ММ.ГГГГр., У.,ДД.ММ.ГГГГ была признана вынужденным переселенцем, что подтверждается соответствующим удостоверением от 06.08.2002г. (т.1 л.д. 15-20).
Статус вынужденного переселенца продлен Кочеревской И.П. до 25.11.2019г.
По достижении совершеннолетия С. также было выдано удостоверение вынужденного переселенца от 10.04.2007 г., статус которого ей продлен до 25.11.2019 г. (т.3 л.д.131-137).
На основании заявления Кочеревской И.П. от 28.08.2002г. постановлением администрацией Ленинского района г.Калининграда (т.2 л.д.125) с составом семьи три человека, в т.ч. она и дочери С. и У., была поставлена в общую очередь на получение жилой площади при администрации.
Одновременно истица тем же составом семьи включена в льготный список вынужденных переселенцев на основании Постановления Калининградской областной Думы от 11.09.1997г. №64 «О новой редакции Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области» и Постановления Правительства РФ №845 от 08.11.2000г. (т.1 л.д. 60-66,132).
Судом установлено, следует из материалов дела и подтверждается пояснениями представителя администрации МО ГО «Город Калининград» в суде, при определении уровня обеспеченности Кочеревской И.П. учитывался метраж жилых помещений по месту регистрации детей и месту регистрации Кочеревской И.П., в результате чего истица была признана нуждающейся.
Так, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Кочеревская И.П. была зарегистрирована составом семьи два человека в квартире, собственником которой являлся К., не являющийся истице родственником, жилой площадью 19,4 кв.м по адресу: <адрес> (т.2 л.д.131).
Дочери Кочеревской И.П.- С. (ранее-С.) и У. были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ в качестве племянниц в квартире жилой площадью 13,8 кв.м по адресу: <адрес>.
Всего по данному адресу было зарегистрировано пять человек - А. (собственник), ее брат И., сестра Е., племянницы - С., У. (т.2 л.д.128,135).
Согласно пояснениям истицы, зарегистрированные в квартире лица являются родственниками ее бывшего супруга.
Исходя из суммарной площади занимаемых жилых помещений, с учетом количественного состава семьи (19,4 кв.м + 13,8 кв.м = 33,2 кв.м : 7 человек = 4,7 кв.м жилой площади на каждого члена семьи).
Таким образом, на момент постановки на льготный учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях, Кочеревская И.П. и ее дочери были обеспечены жилой площадью менее учетной нормы.
Из материалов дела также следует, что решением Центрального районного суда г. Калининграда от 15.09.2016 г., вступившим в законную силу 21.10.2016г. (т.2 л.д. 172-176), по делу №2-3255/2016 по иску Кочеревской И.П. к администрации МО ГО «Город Калининград», членами семьи Кочеревской И.П. были признаны ее внуки - Ц. и В.
Данный факт был установлен с целью включения Ц. и В. в льготную очередь граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020годы (семья вынужденных переселенцев).
Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «город Калининград» от 02.03.2016г. №1042/р- КМИ в состав семьи Кочеревской И.П., ДД.ММ.ГГГГр., состоящей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включены зарегистрированные по адресу: <адрес>, внучка Ц., ДД.ММ.ГГГГр. и внук В.,ДД.ММ.ГГГГр. (т.2 л.д. 66-70,94,95,142-144,217).
До настоящего момента Кочеревская И.П. и члены ее семьи: дочь С., внучка Ц., ДД.ММ.ГГГГр. и внук В., ДД.ММ.ГГГГр. состоят на учете нуждающихся и с него не снимались.
Истец Кочеревская И.П. в 2016, 2017гг. обращалась с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, администрацией ГО «Город Калининград» на нее составлялось учетное дело и направлялось в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», при этом истец была внесена в список участников подпрограммы, утвержденный соответствующим распоряжением Администрации (т.1 л.д.38-40,54-57, т.2 л.д.62-64,65).
Вместе с тем, как поясняли в ходе рассмотрения дела прокурор и истица, ее жилищная проблема не была решена, что и послужило основанием ко включению в список на следующий год.
18.04.2018 года Кочеревская И.П. вновь подала заявление о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 28.08.2002г. с составом семьи 4 человека: она, дочь С.,ДД.ММ.ГГГГр., внучка Ц., ДД.ММ.ГГГГр., внук В., ДД.ММ.ГГГГр. (т.1 л.д.47-49).
Распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 24.07.2018г. №3181/р-КМИ Кочеревская И.П., имеющая статус вынужденного переселенца и состоящая на учете нуждающихся, составом семьи 4 человека включена в списки граждан – участников основного мероприятия на 2019 год и учетное дело направлено в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» (т.1, л.д.53,58-59, т.3 л.д.83-85).
Письмом ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» от 17 августа 2018 года учетное дело Кочеревской И.П. возвращено в администрацию ГО «Город Калининград» с указанием на то, что у истицы отсутствуют правовые основания для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
При проверке учетного дела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» было обнаружено, что в нарушение Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Калининградской области, утвержденного постановлением областной Думы от 11.09.1997г. №64, протоколом жилищной комиссии от 29.08.2002г. №33, утвержденного постановлением Главы администрации Ленинградского района г.Калининграда, Кочеревская И.П. была включена в льготную очередь на получение жилой площади, поскольку на момент включения в очередь, а именно с 21.02.2002г. Кочеревская И.П. проживала совместно с братом в <адрес>, оформленной в собственность брата, общей площадью 34,8 кв.м. и жилой площадью 19,4 кв.м., т.е. выше учетной нормы ( 8 кв.м. на одного человека).
В связи с изложенным, сообщением Центра от 17.08.2018г. №1915 учетное дело в отношении Кочеревской И.П. возвращено в администрацию с отказом о включении истца в сводный список на 2019г. в связи с отсутствием правовых оснований для включения Кочеревской И.П. в список лиц, претендующих на получение ГЖС в 2019г. с иной даты, чем дата принятия на жилищный учет (т.1 л.д. 50-52).
Таким образом, отказ во включении в список мотивирован тем, что при постановке Кочеревской И.П. на учет нуждающихся в 2002 году она проживала в квартире вместе с братом, имела обеспеченность жильем выше учетной нормы, действующей в тот период времени, в связи с чем оснований для принятия ее на учет и включения в льготный список вынужденных переселенцев не имелось.
Следует из ответа и то, что впоследствии Кочеревская И.П. имела регистрацию в ином населенном пункте Калининградской области, вновь регистрация в Калининграде осуществлена только в 2015 года, тогда как с учета нуждающихся Кочеревская И.П. не была снята.
В этой связи ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» сообщил, что правовые основания для включения истицы в список лиц, претендующих на получение ГЖС, с иной даты, чем дата принятия на учет – 2002 г., отсутствуют, и предложено, что вопрос о включении в списки с 2015 года должен решаться в судебном порядке.
При обращении в прокуратуру по результатам рассмотрения обращения Кочеревской И.П. прокурором города в адрес Министра социальной политики области вынесено представление об устранении нарушений федерального закона, которое не исполнено, представлены возражения, после чего прокурор обратился в суд в интересах Кочеревской И.П.
Рассмотрев спор, суд не согласился с обоснованностью требований прокурора, приняв решение об отказе в удовлетворении иска.
Принимая такое решение, суд первой инстанции сходил из того, что Кочеревская И.П. не отвечает требованиям категории граждан, указанной в п.п. ж пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, в связи с чем не подлежит включению в сводный список, что исключает решение ее жилищной проблемы за счет средств федерального бюджета как участника подпрограммы.
Суд, сославшись на положения п. 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» указал, что членами семьи вынужденного переселенца являются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российский Федерации вынужденным переселенцем. Поскольку на момент постановки на учет нуждающихся Кочеревская И.П. и ее дочери были зарегистрированы в разных местах, суд указал, что истица была поставлена на льготный учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях, в нарушение указанной нормы закона.
Указал суд и о том, что в период времени с 2007г. по 2015г. Кочеревская И.П. снимались с регистрационного учета в г. Калининграде и переезжала на постоянное место жительства в иное муниципальное образование, зарегистрировавшись по новому месту жительства, ее дочери также были зарегистрированы в другом месте, при этом вновь регистрацию в городе Калининграде истица и члены ее семьи приобрели только в 2015 году.
Придя к выводу, что нахождение Кочеревской И.П. с составом семьи два человека: она и дочь С. на учете вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации МО ГО «Город Калининград» с даты постановки на учет с 28.08.2002 г. при раздельном проживании истца и членов ее семьи на дату постановки на учет, а также при перемене места жительства истца и члена ее семьи в другое муниципальное образование в период нахождения на учете в Администрации МО «ГО «Город Калининград», является незаконным и не влечет правовых последствий в виде участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», с очередностью согласно дате постановки на учет -28.08.2002 г., что служит основанием к отказу в иске.
Между тем, с законностью и обоснованностью подобных суждений суда первой инстанции как основанных на ошибочном понимании и толковании закона судебная коллегия согласиться не может.
Доводы апелляционной жалобы администрации ГО «Город Калининград» и апелляционного представления прокурора заслуживают внимания в силу следующего.
Так, как указано выше, Кочеревская Ирина Павловна, ДД.ММ.ГГГГр., с несовершеннолетними дочерьми - С. (впоследствии - С.),ДД.ММ.ГГГГр., У.,ДД.ММ.ГГГГр., была признана вынужденным переселенцем, что подтверждается соответствующим удостоверением от 06.08.2002г. Статус вынужденного переселенца продлен Кочеревской И.П. и ее дочери до 25.11.2019 г.
На основании заявления Кочеревской И.П. от 28.08.2002г. постановлением администрацией Ленинского района г.Калининграда (т.2 л.д.125) с составом семьи три человека, в т.ч. она и дочери С. и У., была поставлена в общую очередь на получение жилой площади при администрации.
В силу ст.ст.30,31 Жилищного кодекса РСФСР, действующего в период возникновения спорных правоотношений, т.е. принятия истицы на учет нуждающихся, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Вывод суда о незаконности принятия Кочеревской И.П. на учет нуждающихся опровергается имеющимися в деле доказательствами, свидетельствующим об обратном.
Из материалов дела следует, что при переезде из Грузии на проживание в г.Калининград в качестве вынужденных переселенцев истица и ее дочери жилья не имели.
При этом истица действительно с 21.03.2002г. была зарегистрирована составом семьи два человека в квартире, находящейся в собственности К.., который не является истице родственником, т.е. членом его семьи истица не являлась, жилой площадью 19,4 кв.м по адресу: <адрес>.
Как пояснила суду апелляционной инстанции Кочеревская И.П., К. был тем лицом, который согласился ее зарегистрировать ее в квартире, но без детей, а указание в материалах учетного дела о том, что он был ее родственником (братом) – ошибочно.
Поскольку К. согласился ее зарегистрировать без детей, дочери Кочеревской И.П.- С. (ранее-С.) и У. были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ в квартире жилой площадью 13,8 кв.м по адресу: <адрес>.
Согласно пояснениям истицы, зарегистрированные в квартире лица, фамилии которых совпадают с фамилиями ее дочерей, являются родственниками ее бывшего супруга.
Всего по данному адресу было зарегистрировано пять человек - А. (собственник), ее брат И., сестра Е., племянницы - С. У.
При таком положении, исходя из суммарной площади занимаемых жилых помещений, с учетом количественного состава семьи (19,4 кв.м + 13,8 кв.м = 33,2 кв.м : 7 человек = 4,7 кв.м жилой площади на каждого члена семьи, на момент постановки на льготный учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях, Кочеревская И.П. и ее дочери были обеспечены жилой площадью менее учетной нормы.
Принятие на учет нуждающихся и включение в льготный список как вынужденных переселенцев осуществлено органом местного самоуправления законно.
Доводы представителя Министерства социальной политики, с которыми согласился суда, о том, что вследствие раздельного проживания истицы и ее дочерей последние не могли быть признаны нуждающимися, ошибочны.
Вопреки подобным утверждениям, сама по себе раздельная регистрация в разных квартирах указанных лиц, которые в силу прямого указания жилищного и семейного законодательства отнесены к членам одной семьи – мать и несовершеннолетние дочери, не имеющих жилья в собственности или ином законном пользовании, не является и никогда не являлось основанием к отказу в признании их семьи нуждающейся в жилье как по нормам действующего ранее ЖК РСФСР, так и действующего в настоящее время ЖК РФ.
Таким образом, утверждения прокурора и администрации ГО «Город Калининград» о законности принятия истицы составом семьи на учет нуждающихся являются законными и обоснованными.
В судебном порядке решением Центрального районного суда г.Калининграда от 15 сентября 2016 года установлен факт совместного проживания Кочеревской И.П. с членами ее семьи – дочерью и двумя внуками, факт ведения ими общего хозяйства, что послужило впоследствии основанием ко включению указанных лиц в состав членов семьи вынужденного переселенца Кочеревской И.П.
Основания к снятию указанных лиц с учета отсутствуют.
С обоснованностью утверждений Министерства социальной политики, поддержанных судом, о наличии правовых оснований к снятию Кочеревской И.П. с учета нуждающихся согласиться нельзя.
Согласно ч.2 ст.32 ЖК РСФСР, действующего в период возникновения спорных правоотношений, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в т.ч. в случаях выезда на другое постоянное место жительства.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Между тем, вопреки утверждениям стороны ответчика, Кочеревская И.П. и члены ее семьи не утратили право состоять на учете нуждающихся, оснований к снятию с учета не имеется.
Судом установлено и это не оспаривается ни одной из сторон, что жилого помещения в собственности истица и члены ее семьи не имеют, по договору социального найма жильем они не обеспечены.
Действительно, как следует из материалов дела, у Кочеревской И.П. и членов ее семьи длительное время сохранялась регистрация в жилых помещениях в г.Калининграде, однако в определенный период времени – с 2007 г. по 2015 г. эта регистрация отсутствовала.
Так, по данным паспортов, выписки из домовой книги, поквартирных карточек, сообщений администрации МО «Зеленоградский городской округ» (т.1 л.д.12-14, 90-91 т.2 л.д.49, 100, 150, 151, 209, 201) Кочеревская И.П. была зарегистрирована в <адрес> с даты - ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии истица выписана в <адрес> по запросу ДД.ММ.ГГГГ
Ее дочь С. с ДД.ММ.ГГГГ., также, была зарегистрирована в <адрес>, выписана в <адрес> по запросу ДД.ММ.ГГГГ
С 29.07.2015г. по настоящее время Кочеревская И.П. зарегистрирована в <адрес>; С., Ц., В., -также зарегистрированы по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (т.1 л.д.62-63,138).
Таким образом, у истицы и членов ее семьи действительно отсутствовала регистрация по месту жительства в городе Калининграде до 2015 года, что, согласно объяснениям истицы, было обусловлено отсутствием лиц, согласившихся зарегистрировать ее в г. Калининграде, что осуществлялось за плату.
Доводы истицы о том, что несмотря на отсутствие регистрации в г.Калининграде и наличие такой регистрации у посторонних ей лиц в Зеленоградском районе, согласившихся зарегистрировать ее, она продолжала постоянно проживать в г.Калининграде вместе с дочерьми, судом обставлены без внимания и должной правовой оценки.
То обстоятельство, что истица и члены ее семьи – дочь, внуки постоянно проживали в г. Калининграде на съемном жилье, подтверждается наряду с пояснениями самой истицы, показаниями допрошенных судом апелляционной инстанции по ходатайству прокурора свидетелей П. и Т., подтвердивших этот факт.
Статьей 5 Закона Калининградской области от 11.07.2005 № 632 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (действовавшего до 22.07.2017г.), на что сослался суд, действительно предусматривалось, что ежегодно с 1 января по 1 апреля органы местного самоуправления проводят перерегистрацию тех граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которым в текущем году предполагается предоставить жилые помещения.
Между тем, как пояснил представитель администрации, такая перерегистрация не проводилась вследствие большого количества лиц, состоящих в очереди.
Указанный факт, свидетельствующий о том, что Кочеревская И.П. и члены ее семьи, не имели регистрации в г.Калининграде до 2015 года, выявился только в 2017 году, когда они уже вновь были зарегистрированы в г.Калининграде.
В соответствии со ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, установленных в данной норме материального права.
В частности, они подлежат снятию с учета в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Между тем, с учетом положений ст.56 ЖК РФ и фактических обстоятельств дела оснований для снятия Кочеревской И.П. с учета нуждающихся в 2017 году, при том, что она уже вновь имела регистрацию в г.Калининграде и постоянно проживала в данном населенном пункте, администрацией города правомерно не усмотрено.
Как установлено судебной коллегией и подтверждено материалами дела, принятие на учет нуждающихся Кочеревской И.П. и членов ее семьи осуществлено на законном основании, впоследствии истица не меняла место жительства и не переезжала в другое муниципальное образование, постоянно проживала в г.Калининграде, имея регистрацию в разных жилых помещениях, членом семьи собственника в которых она не являлась, в связи с чем отсутствие регистрации по месту жительства в г.Калининграде, что выявилось уже после того, как такая регистрация была восстановлена, в силу требований жилищного законодательства при доказанности факта проживания в г.Калининграде не может служить бесспорным основанием к снятию с учета.
Нельзя согласиться и с позицией Министерства социальной политики о том, что Кочеревской И.П. и органом, принявшим ее на учет, должен быть решен вопрос об изменении даты принятия истицы на учет нуждающихся с указанием, что она принята на учет в 2015 году.
Как следует из материалов дела, с учетом подобных разъяснений, истицей в администрацию города Калининграда в феврале 2018 года было подано заявление о «переносе» даты принятия ее на учет нуждающихся, в удовлетворении которого администрацией ГО «Город Калининград» было отказано правомерно со ссылками на то, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена возможность переноса даты постановки граждан, принятых в установленном законом порядке на учет нуждающихся, исчисляемой с момента подачи заявления и документов к нему.
Доводы представителей Министерства социальной политики Калининградской области и ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» со ссылками на то, что согласно положениям Правил…, утверждленных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, вследствие раздельного проживания истица и члены ее семьи не обладают правом на обеспечение жильем как вынужденные переселенцы, основаны на ошибочном толковании закона.
Пунктом 5 указанных Правил правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации, в том числе, указанные в п. «ж» - граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.7 Правил не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".
Согласно указанной норме закона, ею предусмотрены основания, при которых срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований.
В частности, при условии, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; в случае неполучения вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; в случае неполучения вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года; при условии неполучения вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года; в случае неполучения вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения; при неполучении вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения; в случае непредоставления вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Указанных обстоятельств, приведенных в пп. 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", подлежащих учету согласно п.7 Правил при принятии решения об том, обеспечен ли вынужденный переселенец или члены его семьи жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил, по делу не имеется. Более того, статус вынужденного переселенца продлен истице и ее совершеннолетней дочери.
С учетом изложенного оснований к отказу в удовлетворении правомерно предъявленного прокурором иска у суда не имелось, доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы судебной коллегией признаются состоятельными.
Решение суда об обратном не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении иска прокурора, предъявленного в интересах Кочеревской И.П., и признании за ней права на обеспечение жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программ «Жилище» на 2015 - 2020 годы составом семьи 4 человека.
В остальной части – об отказе прокурору в иске о признании за Кочеревской И.П. права состоять на учете нуждающихся, с которого она не снята, а также признать незаконным бездействия Министерства социальной политики Калининградской области по невключению Кочеревской И.П.в сводные списки на 2019 г. граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программ «Жилище» на 2015 - 2020 год с возложением обязанности включить в такой список на 2019 год, при том, что срок составления списка уже прошел, решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 6 мая 2019 года отменить в части.
Вынести по делу новое решение, которым иск прокурора, предъявленный в интересах Кочеревской И.П., удовлетворить частично.
Признать за Кочеревской И.П. право на обеспечение жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программ «Жилище» на 2015 - 2020 годы составом семьи 4 человека.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: