Судья Самарин А.И. дело № 21-37/2021 (дело № 5-448/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Попов В.В., при секретере Куприенковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе защитника администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Иванова И.Н. на решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 16 декабря 2020 года, которым
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Коми № 527 от 10 ноября 2020 года о признании администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, оставлено без изменения, а жалоба защитника администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» - без удовлетворения,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Коми № 527 от 10 ноября 2020 года администрация МО МР «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник администрации МО МР «Сыктывдинский» Сёмина О.В. обратилась в Сыктывдинский районный суд с жалобой, в которой просит отменить состоявшееся постановление, а производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку между администрацией МО МР «Сыктывдинский» и администрацией МО СП «Выльгорт» подписано соглашение от 31.12.2019 о передаче части полномочий за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет сельского поселения в 2020 году на осуществление переданных полномочий, среди которых участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьёй районного суда вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В жалобе в Верховный Суд Республики Коми защитником администрации МО МР «Сыктывдинский» Ивановым И.Н. ставится вопрос об отмене принятого судьёй районного суда решения как незаконного и прекращении производства по делу по тем же основаниям, которые были заявлены при обжаловании постановления должностного лица административного органа.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, администрации МО МР «Сыктывдинский» Кашкар Ю.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Руководствуясь положениями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу при имеющейся явке участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав защитника юридического лица, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральными законами от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 4 мая 1999 года№96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также Федеральным законом от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими нормативно-правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Как следует из статьи 6 Закона Республики Коми от 01 марта 2016 года № 10-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми» органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Республике Коми в пределах своей компетенции, установленной федеральным законодательством, уставами муниципальных образований, осуществляют создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; осуществляют определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрены и частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В пунктах 8.2.4 и 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, и введенного в действие с 15 августа 2010 года, определено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Пунктом 2.2. раздела II СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05 декабря 2019 года № 20, установлено, что расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций - не менее 25 метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила).
Пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 19 февраля 2019 года № 2/134 утвержден Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Сыктывдинский», в соответствии с пунктами 1.2 и 2.1 которого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия и иного законодательства Российской Федерации, и создаются администрацией МО МР «Сыктывдинский», за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с приложением к постановлению администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 08 октября 2019 года № 10/1241 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».В соответствии с вышеуказанным реестром одним из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определено по адресу: <Адрес обезличен>
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, по итогам проведенного должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми административного расследования по состоянию на 09 октября 2020 года расстояние от контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора до жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> составляет 16 метров, при нормативном показателе не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» № 497/2020/202/09 от 09.10.2020 расстояние от контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора до жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> составляет 16 метров, при нормативном показателе не менее 20 м, но не более 100 м.
Поскольку вышеуказанные факты нарушения порядка обращения с ТКО являются нарушением положений статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 8.2.5 СанПиН 2.12.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и пункта 2.2. раздела II СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», они стали основанием для составления должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в отношении юридического лица администрации МО МР «Сыктывдинский» протокола № 724 от 28 октября 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения администрации муниципального района «Сыктывдинский» к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения.
Факт нарушения администрацией МР «Сыктывдинский» санитарно-эпидемиологических требований и его вина в совершении указанных нарушений подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе: - протоколом об административном правонарушении № 724 от 28 октября 2020 года; - экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» № 497/2020/202/09 от 09.10.2020 и иными письменными документами и доказательствами, которые по существу не оспариваются, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достоверность, достаточность и допустимость которых сомнений не вызывает.
В соответствии с положениями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследованные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что администрация МО МР «Сыктывдинский» имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняла всех достаточных и зависящих от нее мер для устранения нарушений требований действующего законодательства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь приведенными выше законоположениями, учитывая установленные обстоятельства, судьёй районного суда правомерно сделан вывод о совершении администрацией МО МР «Сыктывдинский» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом отклонил доводы его защитника об отсутствии в действиях администрации района состава административного правонарушения.
Доводы жалобы защитника юридического лица об отсутствии вины администрации МО МР «Сыктывдинский» были сведены к заключенному между администрацией МО МР «Сыктывдинский» и администрацией МО СП «Выльгорт» соглашению от 31 декабря 2019 года о передаче части полномочий согласно приложению 1, за счёт межбюджетных трансфертов из бюджета района в бюджет поселения в 2020 году на осуществление переданных полномочий, среди которых участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО. Вопреки доводам защитника администрации МР «Сыктывдинский» материалы дела не содержат сведений о передаче администрации сельского поселения полномочий, предусмотренных пунктом 2.1. постановления администрации МР «Сыктывдинский» от 19.02.2019 № 2/134 в части создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениями в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
При этом, применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда, так как малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматриваю, поскольку юридическим лицом допущено нарушение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и вышеприведенных требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, которое представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, влечет угрозу причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Приведенные в жалобе доводы, аналогичные изложенным в обоснование позиции при рассмотрении судьей дела об административном правонарушении, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судьей и правомерно отклонены как несостоятельные. Несогласие подателя жалобы с оценкой судьи районного суда установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены, нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судьей районного суда по делу об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения оспариваемых постановления и решения по делу об административном правонарушения не имеется.
С учетом изложенного, соглашаюсь с выводом судьи районного суда о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда соблюдены требования статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принцип презумпции невиновности, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, не усматривается.
По делу об административном правонарушении юридическому лицу назначено административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не установлено.
Существенных процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 16 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Иванова И.Н. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья - Попов В.В.
Копия верна, судья Попов В.В.