Дело № 2а-1950/2023
73RS0004-01-2023-002326-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2023 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи О.В. Миллер,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Курчангиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошиной Наталье Анатольевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель администрации города Ульяновска обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование административного иска указано, что 13.02.2023 в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №11102/23/73017-ИП на основании исполнительного листа ФС №041939482 от 30.01.2023, выданного на основании решения Заволжского районного суда города Ульяновска по делу №2а-5111/2022, вступившего в законную силу 28.01.2023 (предмет исполнения: включить в реестр муниципальной собственности автомобильную дорогу по улице 30-й проезд Инженерный в городе Ульяновске. После включения вышеуказанной автомобильной дороги в реестр муниципальной собственности произвести ее паспортизацию и ремонт асфальтового покрытия).
13.03.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства №11102/23/73017 вынесено постановление о взыскании с должника, администрации города Ульяновска, исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Считают, что постановление, устанавливая ответственность в виде взыскания исполнительского сбора, нарушает имущественные права администрации города Ульяновска.
Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой. За нецелевое использование бюджетных средств действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В соответствии со статьёй 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области. Статьёй 38 Устава определены полномочия администрации города Ульяновска.
По состоянию на 31.03.2023 на исполнении в отделах Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области находится 504 исполнительных производства, должником по которым выступает администрация города Ульяновска. Общая сумма потребности в бюджетных ассигнованиях на их исполнение составляет 5 423 521 311,56 руб.
В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 07.12.2022 № 144 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов» общий объём доходов муниципального образования «город Ульяновск» в 2023 году составляет 19 млрд рублей, в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета Ульяновской области в сумме 12 млрд рублей, объём дефицита - 500 млн рублей.
Администрация города Ульяновска не отстраняется от исполнения решений судов, однако она не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение. В связи с тем, что администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой.
Администрация города Ульяновска при исполнении судебных решений, требующих значительных расходов бюджетных средств, должна иметь возможность принимать организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих структур. За нецелевое использование бюджетных средств действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Содержание улично-дорожной сети города Ульяновска осуществляется силами МБУ «Дорремстрой» в рамках утвержденного муниципального задания в пределах выделенного финансирования с учетом категории дорог.
Решение вопросов по производству работ по устранению недостатков дорожного покрытия проводится в соответствии с планом-графиком и необходимостью первоочередного ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения первой и второй технической категории с наибольшей интенсивностью движения.
Одномоментное проведение ремонтных работ на улично-дорожной сети муниципального образования «город Ульяновск» невозможно. При выделении дополнительного финансирования ремонтные работы по вышеуказанному адресу планируется выполнить силами МБУ «Дорремстрой» в дорожно-строительный сезон 2023-2024 г.г.
На основании изложенного администрация города Ульяновска не устраняется от исполнения, вступившего в законную силу решения суда, но исполнить в течение 5-дневного срока указанное выше решение без соблюдения всех процедур, предписанных нормами действующего законодательства для его исполнения, не представляется возможным.
Таким образом в действиях администрации города Ульяновска отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Административный истец просил освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №11102/23/73017-ИП.
Представитель административного истца администрации г. Ульяновска, административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошина Н.А., представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области, заинтересованное лицо прокурор Заволжского района г. Ульяновска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ и части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей для должника-организации.
Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Частью 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Как следует из материалов дела, решением Заволжского районного суда г. Ульяновска по гражданскому делу №2а-5111/2022 возложена обязанность включить в реестр муниципальной собственности автомобильную дорогу по улице 30-й проезд Инженерный в городе Ульяновске. После включения вышеуказанной автомобильной дороги в реестр муниципальной собственности произвести ее паспортизацию и ремонт асфальтового покрытия.
Указанное решение суда вступило в законную силу 28.01.2023.
На основании исполнительного листа, выданного судом, 13.02.2023 было возбуждено исполнительное производство №11102/22/73017-ИП. В связи с тем, что решение суда не было исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. 13.03.2023 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Статьей 5 Закона N 229-ФЗ определено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы, которыми в силу п. 1 ст. 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Суд учитывает, что постановление о взыскании с администрации г. Ульяновска исполнительского сбора было вынесено судебным приставом-исполнителем через один месяц со дня возбуждения исполнительного производства.
Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой. За нецелевое использование бюджетных средств действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В соответствии со статьёй 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области. Статьёй 38 Устава определены полномочия администрации города Ульяновска.
По состоянию на 31.03.2023 на исполнении в отделах Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области находится 504 исполнительных производства, должником по которым выступает администрация города Ульяновска. Общая сумма потребности в бюджетных ассигнованиях на их исполнение составляет 5 423 521 311,56 руб.
В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 07.12.2022 № 144 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов» общий объём доходов муниципального образования «город Ульяновск» в 2023 году составляет 19 млрд рублей, в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета Ульяновской области в сумме 12 млрд рублей, объём дефицита - 500 млн рублей.
Суд принимает во внимание, что администрация города Ульяновска не отстраняется от исполнения решений судов, однако она не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение. В связи с тем, что администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой.
Администрация города Ульяновска при исполнении судебных решений, требующих значительных расходов бюджетных средств, должна иметь возможность принимать организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих структур. За нецелевое использование бюджетных средств действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Содержание улично-дорожной сети города Ульяновска осуществляется силами МБУ «Дорремстрой» в рамках утвержденного муниципального задания в пределах выделенного финансирования с учетом категории дорог.
Решение вопросов по производству работ по устранению недостатков дорожного покрытия проводится в соответствии с планом-графиком и необходимостью первоочередного ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения первой и второй технической категории с наибольшей интенсивностью движения.
Суд учитывает, что одномоментное проведение ремонтных работ на улично-дорожной сети муниципального образования «город Ульяновск» невозможно. При выделении дополнительного финансирования ремонтные работы по вышеуказанному адресу планируется выполнить силами МБУ «Дорремстрой» в дорожно-строительный сезон 2023-2024 г.г.
Неисполнение судебного решения в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок вызвано объективными причинами в отсутствии вины должника, что является основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №11102/22/73017-ИП.
Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 13.03.2023 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №11102/22/73017-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.06.2023.