Дело № ...
Р Е Ш Е Н И Е
26 ноября 2013 года г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г. Улан-Удэ Тумурова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.2ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Деминского О.В. постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Улан-Удэ,и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г.Улан-Удэ, от 3 октября 2013 года,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г.Улан-Удэ, от 3 октября 2013 года Деминской О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, производство по делу прекращено на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.
В жалобе в Советский районный суд г.Улан-Удэ Деминской О.В. просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на проведение проверки с нарушением требований закона, поскольку плановая проверка не может быть проведена в отношении юридического лица в течение трех лет со дня его государственной регистрации. В связи с указанным доказательства, полученные в результате проверки, проведенной с грубыми нарушениями закона, являются недопустимыми. Кроме того, установлено, что требуемые мероприятия в области гражданской обороны, мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий выполняются. Должностным лицом надзорного органа указывалось лишь на наличие замечаний в выполняемых мероприятиях. При этом, какие именно замечания имеют место быть, должностное лицо надзорного органа затруднилось назвать, замечания как таковые в протоколе отсутствуют. Мировым судьей также установлено, что работа в области гражданской обороны и общественной безопасности ведется, но имеются недостатки, при этом какие именно не установлено. При таких обстоятельствах полагает, что совокупность элементов, при наличии которых конкретное антиобщественное деяние становится административным правонарушением отсутствует. Объективная сторона правонарушения заключается в невыполнении вышеуказанных мероприятий. Поскольку мероприятия выполнялись, полагает, что состав вменяемого административного правонарушения отсутствует.
В судебном заседании Деминской О.В. доводы жалобы поддержал, пояснив, что виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ он себя не признает, поскольку мероприятия в области гражданской обороны он выполнял в полном объеме, в организации созданы нештатные формирования гражданской обороны, с ними проводится обучение.
Защитник по доверенности Пантина И.А. доводы жалобы поддержала, пояснив, что в протоколе не установлено, какие имеются нарушения в действиях Деминского О.В. в области гражданской обороны. Объективная сторона правонарушения не доказана, мероприятия проводились, что подтверждается представленными документами. Вина Деминского О.В. также не доказана. Просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Главного Управления МЧС России по РБ Баранов А.Б. возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что при проведении проверки были всесторонне изучены представленные документы. Если документы представлены не были, то задавались вопросы. План пропагандистской работы представлен не был. Руководитель не осуществляется обучение работников в области ГО, Деминской О.В. в принципе не имеет право проводить обучение, поскольку специальное обучение не проходил, не имеет удостоверение. Отсутствуют программы обучения, лекционные материалы, отсутствуют журналы учет обучения, отсутствуют конспекты обучаемых. Проводимое обучение осуществлялось не в соответствии с утверждёнными программами. Проведение учений и тренировок невозможно и нецелесообразно без предварительного теоретического обучения, проведение таких занятий не соответствует законодательству. Как члены НАСФ, так и иные работники должны проходить обучение. Представленный план основных мероприятий не содержит предусмотренных законодательством положений. За УФК по РБ не закреплено убежище, подвал не приспособлен, не является объектом гражданской обороны, между тем за учреждением должно быть закреплено защитное сооружение. Деминской О.В. должен был обратиться с соответствующей заявкой. В организации разработан план ЧС, но при его анализе сделан вывод, что эвакуационная комиссия создана формально, в документах ошибки по месту эвакуации, указан Байкальский прибой, тогда как местом эвакуации является Турунтаево. Не создана система по эвакуации, нет ордеров на размещение, документов о готовности принять эвакуируемых людей, не подготовлены перечни работников, их семей, имущества, подлежащих эвакуации, нет плана размещения в загородной зоне. Необходимо было получить ордера, подготовить личный состав, взаимодействовать с органами, которые будут вывозить в эвакуацию. Несмотря на то, что формально создана эвакуационная комиссия, работа с ней не проводится. Комиссия ПУФ также создана, но она формальна, плана работы нет. Указанные в акте и протоколе обстоятельства установлены на основании представленных на тот момент документов.
Представитель Главного Управления МЧС России по РБ Лысенко Ю.Г. также возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что программы обучения должны быть разработаны для конкретной организации, в соответствии со спецификой деятельности. Темы программы не совпадают с методическими рекомендациями по Республике Бурятия. Протокол составлен на основании представленных документов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, прихожу к следующим выводам.
Управлением надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по РБ в отношении Управления Федерального казначейства по РБ в целях осуществления надзора за выполнением требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны проведена плановая выездная проверка с 12.07.2013 года по 12.08.2013 года. В рамках проверки осуществлен анализ документов, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской обороны, визуальный осмотр объектов и имущества гражданской обороны с целью оценки соответствия установленным требованиям в области гражданской обороны, проверка готовности сил и средств к осуществлению мероприятий гражданской обороны.
По результатам проверки в отношении Деминского О.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" г
ражданскаяоборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
М
ероприятия по гражданскойобороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданскойобороны в соответствии с федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;(см. текст в предыдущей редакции)
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ст.19 указанного Федерального законанеисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что приказом от 05.12.2011 года №13-03-225л/с Деминской О.В. назначен на должность главного специалиста-эксперта по вопросам гражданской обороны. В его должностные обязанности входит, в том числе, разработка проектов нормативных актов, организационных, распорядительных, методических и других документов по вопросам гражданской обороны; планирует и организовывает подготовку и проведение учений и тренировок по гражданской обороне Управления; организация разработки и выполнения мероприятий Плана гражданской обороны Управления и Плана поставок продукции (работ, услуг) для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в расчетном году; организует и проводит совещания и семинары, методические сборы и занятия по вопросам гражданской обороны с участием структурных подразделений Управления.
Согласно Приказу МЧС России от 31.07.2006 N 440"Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" основными задачами структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций являются:
организация планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороной;
организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
организация обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
участие в организации создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны.
Приказом от 26.02.2013 года №02-09-03/40/5АХД в составе УФК по РБ и филиала 36 отряда ФКУ «ГК «ВО Минфина России» создан единый объект гражданской обороны. Создана система гражданской обороны в составе:
начальника гражданской обороны – руководитель УФК по РБ;
комиссия по чрезвычайным ситуациям;
эвакуационная комиссия;
оперативная группа;
филиал – 36 отрядФКУ «ГК «ВО Минфина России»;
нештатное формирование гражданской обороны для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения) из числа сотрудников Управления и 36 отряда.
Кроме того, созданы нештатные формирования гражданской обороны.
Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 804"Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обучением населения в области гражданской обороны, являются:развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;пропаганда знаний в области гражданской обороны.
В соответствии с пп. «г» п.5 Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841"Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" в целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороныорганизации:
разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основепримерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны;
осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
Согласно п.3 Приложения к указанному Постановлениюустановлены следующие формы обучения личного состава формирований и служб:
а)повышение квалификации руководителей формирований и служб в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, и на курсах гражданской обороны;
б)проведение занятий с личным составом формирований и служб по месту работы;
в)участие в учениях и тренировках по гражданской обороне.
В п.4 указанного Приложенияпредусмотрены формы обучения работающего населения:
а) проведение занятий по месту работы;
б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;
в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
При проведении проверки установлено нарушение обязательных требований по гражданской обороне:
1) не осуществляется пропаганда знаний в области ГО, а именно: отсутствует план пропагандистской работы в области ГО, не подводятся итоги и не ставятся задачи.
2) не осуществляется обучение работников в области ГО:не назначен руководитель занятий по ГО, не обучено лицо по проведению обучения, отсутствуют лекционные материалы, отсутствуют журналы учет обучения, отсутствуют конспекты обучаемых по ГО.
3) не осуществляется разработка программ обучения с учетом особенностей деятельности организации и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности, нет программ обучения работников организации и личного состава формирования;
4) не осуществляется обучение личного состава формирований: не обучены руководителя НАСФ, не разработаны программы по обучению НАСФ, отсутствуют лекционные материалы, отсутствуют журналы учета обучения;
5) не осуществляется участие личного состава формирований в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне, отсутствуют материалы учета по проведению учений и тренировок;
6) не осуществляется участие работников организации в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях, отсутствуют материалы учета по проведению учений и тренировок;
7) не разработан план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) не осуществляется подготовка личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны;
9) не осуществляется обучение правилам пользования защитными сооружениями гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени;
10) не осуществляется организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
11) не осуществляется подготовка районов размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
12) не осуществляется создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава;
13) не осуществляется разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятия жилых и нежилых зданий;
14) не проводятся мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
15) не осуществляются мероприятия по световой и другим видам маскировки.
При рассмотрении материалов суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Деминского О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в связи с невыполнением в полном объеме предусмотренных м
ероприятий по гражданскойобороне.
При этом суд правомерно исключил из числа невыполненных мероприятий действия по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороне, по обучению правилам пользования защитными сооружениями гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени, а также по световой и другим видам маскировки.
Выводы суда являются правильными и основаны на исследованных доказательствах.
Доводы жалобы не опровергают данные выводы и подлежат отклонению.
Согласно представленному приказу от 28.03.2013 года обучение и тренировки проводились толькос нештатными формированиями гражданской обороны. Тогда как Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841"Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" предусмотрено обучение в области гражданской обороны не только личного состава формирований и служб организаций, но и работников организаций (пп.«г» п.5).
Кроме того, осуществление обучения невозможно без использования программ обучения, отвечающим по форме и содержанию установленным требованиям, лекционных материалов и журналов обучения. Представленныев районный суд программа обучения личного состава нештатных формирований гражданской обороны по своему содержанию не согласуются с планами-конспектами занятий, не соответствуют утвержденным программам обучения. При этом программы обучения работников организации не представлены.
Суд полагает заслуживающими внимания доводы надзорного органа о том, участие личного состава формирований в тренировках нецелесообразно без проведения предварительного обучения.
Представленный план основных мероприятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденный руководителем УФК по РБ 14.01.2013 года, не содержит предусмотренные законодательством мероприятия.
В представленной документации по эвакуации надзорным органом выявлены существенные ошибки, в частности местом эвакуации является с.Турунтаево, в документах указан Байкальский прибой.
Не создана система по эвакуации, отсутствуют ордера на размещение, документы о готовности принятия эвакуируемых. Не составлен список работников, их семей и имущества, план размещения в загородной зоне, не осуществляется взаимодействие с органами, которые будут вывозить людей. Не проводится работа с эвакуационной командой.
Таким образом, усмотрев в действиях Деминского О.В. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, мировой судья с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия каких-либо последствий, пришел к правомерному выводу о малозначительности правонарушения.
Доводы жалобы о незаконности проведения проверки в течение трех лет с момента регистрации юридического лица несостоятельны, поскольку при реорганизации в форме присоединения регистрация юридического лица, к которому присоединились юридические лица, не осуществляется. В Единый государственный реестр юридических лиц вносятся сведения о реорганизации и прекращении деятельности присоединившихся юридических лиц.
При таких обстоятельствах, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы, поскольку прихожу к выводу о том, что постановление мировым судьей вынесено законно и обоснованно, с учетом значимости совершенного деяния.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г.Улан-Удэ, от 3 октября 2013 года по делу об административном правонарушении в отношении Деминского О.В. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья: А.А. Тумурова