Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4933/2013 ~ М-4279/2013 от 05.08.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дата Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи                         Митиной Е.А.,

при секретаре                                     Викторовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции по Самарской области к ТСЖ «***» о ликвидации ТСЖ

У С Т А Н О В И Л:

Государственная жилищная инспекция по Самарской области обратилась в суд с исковым заявлением к ТСЖ «***» о ликвидации ТСЖ, в котором указала, что истец является уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области по сфере государственной жилищной политики, на которую в соответствии с законом возложены полномочия по осуществлению регионального жилищного надзора за соблюдением обязательных требований, установленных жилищным законодательством, посредством организации и проведения проверок. В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на дата год, согласованного с прокуратурой Самарской области, жилищной инспекцией была проведена плановая документарная проверка в отношении ТСЖ «***» по вопросам правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества, правомерности принятия собственниками помещений на общем собрании решений о выборе управляющей компании, утверждения условий договора управления и его заключения, соответствия устава ТСЖ требованиям жилищного законодательства. В ходе проверки было установлено несоответствие отдельных положений Устава ТСЖ «***» действующему законодательству РФ, на основании чего истцом ответчику было направлено предписание от дата об устранении в шестимесячный срок несоответствий устава требованиям законодательства. Однако данное предписание ответчиком не было исполнено. Направленное истцом повторное предписание ТСЖ об устранении нарушений устава требованиям законодательства ответчиком также не исполнено. Ссылаясь на указанные обстоятельства и ст. 61 ГК РФ, ст. 20 ЖК РФ, истец просил суд ликвидировать ТСЖ «***», зарегистрированное по адресу: адрес.

В судебном заседании представитель истца Болотаева Т.М., действующая на основании доверенности от дата, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Слободенюк С.А., действующая на основании доверенности от дата, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве на исковое заявление.

    Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с Уставом ТСЖ «***» (в новой редакции), утвержденным протоколом №... общего собрания членов ТСЖ дата, ТСЖ образовано на базе домов по адресу: адрес для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом. Местом нахождения ТСЖ является: адрес.

    Из представленной суду выписки из ЕГР юридических лиц от дата, следует, что ТСЖ «***» является действующим юридическим лицом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проверяют соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а также по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме обязаны проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании п. 1.1. Постановления адрес от дата N 150 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции адрес" на территории адрес органом исполнительной власти адрес, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, является Государственная жилищная инспекция адрес.

К ведению Государственной жилищной инспекции адрес относится, в том числе, осуществление регионального государственного жилищного надзора за соответствием устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации (п. 2.1. постановления адрес от дата N 150).

В рамках закрепленных предметов ведения жилищная инспекция осуществляет деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (п. 2.3. указанного постановления).

Как следует из материалов дела, распоряжением органа регионального государственного жилищного надзора о проведении плановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от дата№... Государственной жилищной инспекции адрес принято решение о проведении в отношении ТСЖ «***» проверки с целью выполнения ежегодного плана плановых проверок соблюдения жилищного законодательства на предмет: проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ; проверки правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе управляющей организации в целях заключения договора управления, правомерности утверждения условий договора управления и его заключения; проверки соответствия устава ТСЖ, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ.

    По результатам проведенной проверки Государственной жилищной инспекцией по адрес установлено несоответствие отдельных положений устава ТСЖ «***» действующему законодательству, а именно: п. 2.2. устава содержит указание на то, что для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество может заниматься организацией крытых и открытых охраняемых стоянок для автомототранспорта собственников и владельцев помещений, что противоречит ст. 137, ч.1 ст. 135 ЖК РФ; п. 2.4. устава о распределении полученной прибыли от коммерческой деятельности товарищества противоречит ст. 135, ч. 3 ст. 152 ЖК РФ; п. 3.1. устава в части указания в качестве прав товарищества заключения договоров управления многоквартирным домом, а также договоров о содержании и ремонте общего имущества, об оказании коммунальных услуг, и прочих договоров в интересах товарищества не соответствует ст. 135 ЖК РФ; в главе 4 устава не предусмотрены обязанности товарищества собственников жилья, установленные ЖК РФ; подп. 2 п. 11.2 устава относит к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья принятие решений о ликвидации и реорганизации товарищества, что противоречит п. 2 ч.2 ст. 145 ЖК РФ; подп. 5 п. 11.2 устава относит к компетенции общего собрания членов ТСЖ образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования, что противоречит п. 5 ч.2 ст. 145 ЖК РФ; п. 12.1 устава предусматривает проведение общих собраний членов ТСЖ в форме очного голосования, заочного голосования или в форме совместного присутствия, что не соответствует ч.1 ст. 14 ЖК РФ; п. 12.5 устава не соответствует ч. 3 ст. 147 ЖК РФ о содержании решения собственника по вопросам, поставленным на голосование; п. 14.1 устава не соответствует ч. 4 ст. 143 ЖК РФ о содержании реестра членов товарищества.

На основании вышеизложенного, истцом ТСЖ «***» было выдано предписание №... от дата об устранении в шестимесячный срок с момента получения предписания выявленных нарушений жилищного законодательства и представлении в государственную жилищную инспекцию адрес сведений и документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

В соответствии с распоряжением органа регионального государственного жилищного надзора о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от дата №... Государственной жилищной инспекции адрес проведена проверка исполнения ТСЖ «***» вышеуказанного предписания №... от дата об устранении нарушений жилищного законодательства.

Актом проверки органом государственного жилищного надзора юридического лица, индивидуального предпринимателя №... от дата установлено неисполнение ТСЖ «***» предписания №... от дата

На основании предписания №... от дата государственной жилищной инспекции адрес ТСЖ «***» обязано в шестимесячный срок устранить несоответствия устава ТСЖ обязательным требованиям жилищного законодательства РФ, указанные в предписании №... от дата и представить в государственную жилищную инспекцию адрес сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

Распоряжением органа регионального государственного жилищного надзора о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от дата№... Государственной жилищной инспекции по адрес проведена проверка исполнения ТСЖ «***» вышеуказанного предписания №... от дата об устранении нарушений жилищного законодательства.

В соответствии с представленным суду актом проверки органа государственного жилищного надзора юридического лица, индивидуального предпринимателя №... от дата установлено неисполнение ТСЖ «***» предписания № №... от дата об устранении нарушений жилищного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N 123-ФЗ при выявлении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют товариществу предписание с указанием нарушений норм законодательства Российской Федерации и с требованием об устранении выявленных нарушений в шестимесячный срок с момента направления такого предписания. В случае неисполнения такого предписания в установленный срок или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 14-ГТ по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ отмечено, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушении обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, указанная норма предполагает, что нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, ликвидация юридического лица как мера ответственности за допущенные нарушения требования законодательства может применена судом только при существенном нарушении закона, когда это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.

В силу п. 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 65 ГК РФ основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

    Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда адрес от дата по делу № №... в отношении ТСЖ «***» введена процедура банкротства – внешнее управление сроком на *** месяцев. Обязанности внешнего управляющего ТСЖ «***» возложены на БАП

Из представленного суду реестра требования кредиторов ТСЖ «***» следует, что у ответчика имеется задолженность перед кредиторами на общую сумму *** рублей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от дата N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Согласно п.1 ст. 94 указанного Закона с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

При указанных обстоятельствах ликвидация ТСЖ возможна только в предусмотренном законом порядке, регулирующим процедуру банкротства юридического лица с соблюдением установленных Законом о банкротстве очередности удовлетворения требований кредиторов. Иное означало бы нарушение прав кредиторов в деле о банкротстве ТСЖ «***» на получение удовлетворения своих требований за счет имущества данного юридического лица, что противоречило бы целям ликвидации юридического лица, направленным на необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов иных лиц.

    Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования истца о ликвидации ТСЖ «***» не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

    

В окончательной форме решение суда принято дата

Судья (подпись)              Е.А. Митина

Решение ____ вступило в законную силу ___________________.

Копия верна.

Судья:                    Секретарь:

2-4933/2013 ~ М-4279/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Государственная жилищная инспекция Самарской области
Ответчики
ТСЖ "Волгострой"
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Митина Е. А.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
05.08.2013Передача материалов судье
05.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2013Подготовка дела (собеседование)
26.08.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2013Предварительное судебное заседание
17.10.2013Судебное заседание
24.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее