Решение по делу № 33-3263/2020 от 15.04.2020

Судья – Чистяков О.Н.                     Стр. 146г г/п 0 руб.

Докладчик – Романова Н.В.        №33-3263/2020     21 мая 2020 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гаркавенко И.В.,

судей Рассошенко Н.П., Романовой Н.В.,

при секретаре Шинаковой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Богданова И.Н. к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о понуждении организовать отсыпку грунтом до проектного уровня земельного участка, предоставленного многодетной семье для индивидуального жилищного строительства, а также обеспечить земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Северодвинск» на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 24 января 2020 г.

Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия

установила:

Богданов И.Н. обратился с иском к администрации муниципального образования «Северодвинск» (официальное сокращенное наименование – Администрация Северодвинска) о понуждении организовать отсыпку грунтом до проектного уровня земельного участка, предоставленного многодетной семье для индивидуального жилищного строительства, а также обеспечить земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры,

Требования мотивировал тем, что на основании распоряжения первого заместителя главы Администрации Северодвинска от 6 сентября 2017 г. истцу и членам его многодетной семьи предоставлен в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым площадью <данные изъяты>, находящийся относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу<адрес>. Право общей долевой собственности истца и членов его семьи на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Территория, в границах которой выделен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, не освоена, отсутствуют объекты транспортной и инженерной инфраструктуры: не произведена отсыпка грунтом участка до проектного уровня, к участку не подведены коммуникации, позволяющие подключиться к сетям водоснабжения, канализации (водоотведения), электроснабжения, отсутствуют подъездные пути. Использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства из-за этого не представляется возможным. Обеспечение земельных участков, предоставляемых безвозмездно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в границах МО «Северодвинск», объектами инженерной и транспортной инфраструктуры отнесено законодательством к вопросам местного значения городского округа. Решение данных вопросов относится к компетенции Администрации Северодвинска, которая является органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков.

В ходе судебного разбирательства истец изменил предмет заявленных требований, просил обязать ответчика в срок не позднее 30 сентября 2021 г. организовать в отношении земельного участка с кадастровым (находящегося относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес>) отсыпку грунтом до проектного уровня 3,1 м; организовать возможность подключения указанного земельного участка к объектам водоснабжения, водоотведения; организовать строительство автомобильных дорог, въездов и выездов на территорию микрорайона (градостроительного квартала ) и внутриквартальных проездов к земельному участку с кадастровым согласно проекту межевания и проекту планировки территории.

В судебном заседании истец Богданов И.Н. (одновременно являющийся законным представителем (отцом) третьих лиц ФИО1, ФИО2 и ФИО3) просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объёме по основаниям, приведенным в исковом заявлении. Пояснил, что без отсыпки участка песком (грунтом) до проектного уровня 3,1 м, невозможно обеспечить водоснабжение участка и водоотведение. Отсутствие въездов и выездов из градостроительного квартала , а также внутриквартальных проездов к земельному участку препятствует осуществлению индивидуального жилищного строительства. При этом заявил об отказе от требований о возложении на Администрацию Северодвинска обязанности организовать электроснабжение земельного участка, поскольку возможность подключения объектов, возводимых на земельном участке, к сетям электроснабжения обеспечена ПАО «МРСК Северо-Запада».

Определением суда от 24 января 2020 г. прекращено производство по делу в части требований Богданова И.Н. о возложении на Администрацию Северодвинска обязанности организовать электроснабжение земельного участка с кадастровым .

Представитель Администрации Северодвинска Черненко О.А. с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. Просила в удовлетворении требований отказать, считая, что законодательством не возложена обязанность на орган местного самоуправления по организации строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до границ земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, а также по отсыпке таких земельных участков грунтом до проектного уровня. На вопросы суда пояснила, что в настоящее время отсыпка грунтом земельного участка истца не произведена, отсутствуют въезды и выезды из градостроительного квартала , где расположен земельный участок истца, а также внутриквартальные проезды к земельному участку. Строительство сетей водоснабжения и водоотведения не запланировано. Вместе с тем, ответчиком организовано строительство дороги вдоль квартала по муниципальному контракту на продление <адрес>», в ходе которого буду выполнены въезды и выезды из градостроительного квартала. Финансирование строительства сетей водоснабжения и водоотведения включено в инвестиционную программу АО «ПО «Севмаш», которое является водоснабжающей организацией.

Третьи лица Шаповалова Н.В., Правительство Архангельской области, Министерство имущественных отношений Архангельской области, Министерство строительства и архитектуры Архангельской области, АО «ПО «Севмаш», ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Архэнерго», надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились.

Решением суда исковые требования Богданова И.Н. были удовлетворены. Суд обязал Администрацию МО «Северодвинск» в срок не позднее 30 сентября 2021 г. организовать в отношении земельного участка с кадастровым (находящегося относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес>) отсыпку грунтом до проектного уровня 3,1 м; организовать возможность подключения указанного земельного участка к объектам водоснабжения, водоотведения; организовать строительство автомобильных дорог, а именно въездов и выездов на территорию микрорайона (градостроительного квартала ) и внутриквартальных проездов к земельному участку с кадастровым согласно проекту межевания и проекту планировки территории. Взыскал с Администрации МО «Северодвинск» в пользу Богданова И.Н. 300 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

С решением суда не согласился представитель ответчика. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что мероприятия по формированию земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, осуществлялись в строгом соответствии с положениями п. 7 ст. 2.3 Закона №192-24-ОЗ. До сих пор на федеральном уровне не принят порядок финансирования расходов при недостаточности средств муниципального образования при исполнении обязанности по обеспечению объектами необходимой инфраструктуры земельных участков для многодетных семей. В виду высокой сметной стоимости строительства реализовать мероприятия за счет средств только местного бюджета не представляется возможным. Субсидий на отсыпку земельных участков не предусмотрено, тогда как минимальная стоимость отсыпки одного земельного участка составляет 3 млн. руб. В условиях отсутствия софинансирования расходов на реализацию указанных мероприятий и в связи с ограниченностью бюджета МО «Северодвинск» средства местного бюджета на обеспечение земельных участков, представляемых многодетным семьям, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры на 2019 г. и плановый период 2020-2021 г.г. не предусмотрено.

Изучив материалы дела, заслушав истца Богданова И.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив судебное решение, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела семья истца, проживающая на территории города Северодвинска более трёх лет, является многодетной. Распоряжением первого заместителя главы Администрации Северодвинска ДД.ММ.ГГГГ. семья Богданова И.Н. включена в реестр многодетных семей.

На основании распоряжения первого заместителя Главы Администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ. истцу Богданову И.Н. и членам его многодетной семьи (супруге Шаповаловой Н.В., детям – ФИО1, ФИО2 и ФИО3) предоставлен в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым площадью <данные изъяты>, находящийся относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес>.

Право собственности на земельный участок, с кадастровым зарегистрировано за истцом и членами его семьи в равных долях ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Из содержания муниципальной программы «Развитие жилищного строительства Северодвинска на 2016 – 2021 годы» следует, что на территории градостроительного квартала г. Северодвинска, определённого под индивидуальную жилую застройку, для указанной категории граждан сформировано 149 земельных участков.

В муниципальной программе поставлены задачи - предоставленные земельные участки необходимо обеспечить объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территорий.

Из содержания подпрограммы 2 «Развитие инженерной и социальной инфраструктуры» следует, что в рамках мероприятия 1.10 предусмотрено обеспечение территории комплексной жилой застройки объектами инженерной инфраструктуры в целях подготовки земельных участков, определённых под индивидуальное жилое строительство, объектами инженерной инфраструктуры, для последующего предоставления многодетным семьям.

Ответчиком выполнена разработка проектной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры жилого квартала 164 по муниципальному контракту.

Постановлением Администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ -па «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории градостроительного квартала города Северодвинска» утверждены указанные проекты.

Проектом планировки территории градостроительного квартала г.Северодвинска, выписка из которого приобщена к делу предусмотрено, что микрорайон имеет три въезда-выезда – <данные изъяты>.

Схема вертикальной планировки выполнена по осям проезжих частей дорог в максимальном приближении к отметкам существующего рельефа и обеспечивает отвод поверхностных вод с жилой территории малоэтажной застройки методом вертикальной планировки в дождеприемные колодцы ливневой канализации и далее на очистные сооружения; удобное и безопасное движение транспорта и пешеходов путем придания проездам и тротуарам допустимых продольных и поперечных уклонов.

На территории проектирования предполагается размещение малоэтажной индивидуальной жилой застройки и объектов коммунального обслуживания. Теплоснабжение от Северодвинской ТЭЦ-2, точка подключения – <данные изъяты>. Водоснабжение малоэтажной застройки организуется от проектируемого кольцевого водопровода <данные изъяты>. Проектом предусмотрена КНС на выезде <адрес> Отвод ливневых вод в городскую ливневую канализацию, точка подключения <данные изъяты>. Газоснабжение не предусмотрено. Электроснабжение <данные изъяты>

Проектируемые внутриквартальные проезды, в том числе от въездов-выездов в микрорайон до участка, предоставленного многодетной семье Богданова И.Н., приведены в графической части проекта – Экспликация зданий и сооружений.

До настоящего времени не выполнены работы по строительству спроектированных по заказу Администрации Северодвинска объектов дорог местного значения, в том числе въездов-выездов в микрорайон и внутриквартальных проездов, в градостроительном квартале , в том числе до участка истца Богданова И.Н.

Земельный участок с кадастровым площадью <данные изъяты> имеет уровень вертикальной планировки (отсыпки) <данные изъяты>, что подтверждается актом выноса участка в натуру, выполненным кадастровым инженером ФИО5

В то же время, из отзыва акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», которое является ресурсоснабжающей организации в части водоснабжения и водоотведения градостроительного квартала , следует, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) индивидуального жилого дома на указанном земельном участке будет возможна только после строительства внутриквартальных сетей.

Мероприятие по проектированию и строительству сетей водоснабжения и водоотведения в квартале включено в инвестиционную программу АО «ПО «Севмаш» по развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории города Северодвинска на 2014-2023 годы со сроком окончания реализации мероприятия – 2022 г.

Для проектирования и строительства внутриквартальных сетей водоснабжения и водоотведения в квартале Администрацией Северодвинска в АО «ПО «Севмаш» предоставлены проект планировки и проект межевания территории градостроительного квартала . В соответствии с утвержденным проектом планировки Том 1 «Проект планировки территории (обосновывающая часть)», раздел 7.1 «Инженерная подготовка территории» подготовка территории включает в себя вертикальную планировку территории до проектных отметок, указанных в графических материалах «2.5. Схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории, М 1:1000». В соответствии со схемой вертикальной планировки существующие отметки земли около половины градостроительного квартала находятся ниже проектных от 0,2 м до 1,4 м, местами до 2,5 м, рельеф квартала не организован. В районе расположения земельного участка с кадастровым номером проектная отметка земли составляет 3,1 м, существующая отметка 2,15.

При прокладке сетей по существующему рельефу не будут соблюдены нормативные требования по необходимой минимальной глубине заложения трубопроводов ниже глубины сезонного промерзания грунтов, что для города Северодвинска составляет 1,90 м.

Поскольку сети водоснабжения и водоотведения являются подземными сооружениями, их строительство в квартале будет возможно только после полной вертикальной планировки территории до проектных отметок и организации рельефа местности в соответствии с проектом планировки.

Ответчиком не представлено суду доказательств принятия организационных мер к выполнению вертикальной планировки территории градостроительного квартала до проектных отметок и организации рельефа местности в соответствии с проектом планировки с установлением конкретных сроков их исполнения.

Таким образом, земельный участок истца в течение разумного срока после его предоставления многодетной семье для целей индивидуального жилищного строительства не обеспечивается соответствующей дорожной (транспортной) инфраструктурой, а также инженерной инфраструктурой, в том числе въездом-выездом, внутриквартальными проездами до земельного участка, системами водоснабжения и водоотведения), что нарушает права собственника на использование земельного участка по назначению.

Из письменного отзыва представителя Министерства имущественных отношений Архангельской области Бубновой А.Г. от 22 октября 2019 г. , следует, что в Архангельской области действует государственная программа «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2024 годы)», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области 11 октября 2013 г. -пп (в ред. от 1 октября 2019 г.).

Перечнем мероприятий подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем жителей Архангельской области» данной государственной программы предусмотрено мероприятие 2.4 «Обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, объектами инженерной инфраструктуры».

Согласно механизму реализации государственной программы данное мероприятие подлежит ежегодному включению в областную адресную инвестиционную программу в соответствии с Правилами формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 г. -пп в разрезе объектов.

Участие в данной государственной программе осуществляется по инициативе местных администраций муниципальных образований Архангельской области.

Согласно информации Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 18 октября 2019 г. в составе заявки, представленной Администрацией Северодвинска для включения объектов муниципальной собственности в проект областной адресной инвестиционной программы на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г., мероприятия по созданию инженерной инфраструктуры земельных участков с целью предоставления многодетным семьям отсутствуют.

Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Архангельской области от 7 октября 2003 г. № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан», муниципальной программой «Развитие жилищного строительства Северодвинска на 2016 – 2021 годы» и пришел к выводу, что Администрация Северодвинска при решении вопроса о предоставлении бесплатно земельного участка в собственность членам семьи истца, должна была принимать во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащённости объектами необходимой инфраструктуры, на что указано в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 № 372).

Судебная коллегия согласна с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, исследованных доказательствах и правильном применении материального закона.

Подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 6 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 г. № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» предоставление земельных участков в соответствии с п.п. 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Согласно подпунктам 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 г. № 16-П, от 15 мая 2006 г. № 5-П, от 18 мая 2011 г. № 9-П, от 5 июля 2017 г. № 18-П и др.).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (ст. 7, ч. 2; ст. 38, ч. 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой. При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце 3 п. 1 и п. 3 его ст. 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 г. № 12-П; определения от 12 апреля 2005 г. № 142-О, от 13 июня 2006 г. № 194-О, от 2 ноября 2006 г. № 540-О и от 10 октября 2013 г. № 1591-О).

В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом Государственной программой Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2024 г.)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. -пп (в редакции от 27 ноября 2018 г.), установлены приоритеты государственной политики в жилищной сфере, которыми согласно п. 1 раздела 1 Программы является снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь жилья экономического класса.

В рамках данного приоритета реализуются общие меры по стимулированию строительства жилья на территории Архангельской области путем повышения эффективности мер градостроительного регулирования и обеспечения жилищного строительства земельными участками, строительства инженерной и социальной инфраструктуры, развития промышленной базы строительной индустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций.

С целью стимулирования увеличения объемов жилищного строительства в муниципальных образованиях Архангельской области и повышения эффективности использования средств местных бюджетов, направляемых на развитие инженерной инфраструктуры, органам местного самоуправления из областного бюджета будут предоставляться субсидии на развитие инженерной инфраструктуры в сфере жилищного строительства.

Указанным постановлением Правительства Архангельской области также утверждено Положение о порядке осуществления предварительной оценки заявок местных администраций муниципальных образований Архангельской области на включение объектов муниципальной собственности в проект областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период в части обеспечения земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, объектами инженерной инфраструктуры и определения рекомендуемого размера предоставляемой субсидии (далее по тексту – Положение).

Согласно абзацу 4 п. 1 Положения под обеспечением земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, объектами инженерной инфраструктуры понимается строительство (поэтапное строительство) необходимых объектов инженерной инфраструктуры (дороги в грунтовом исполнении, сети электро- и водоснабжения) до границ земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (далее - объекты инженерной инфраструктуры).

Таким образом, орган местного самоуправления, принимая решение о предоставлении многодетным семьям земельных участков на территории, не обеспеченной инженерной инфраструктурой, вправе при недостаточности средств местного бюджета решить данный вопрос посредством подачи соответствующей заявки в уполномоченный орган субъекта, в порядке предусмотренном вышеуказанным Положением.

Доводы апеллянта в части недостаточности финансирования являлись предметом судебной оценки.

Вопреки доводам апеллянта суд первой инстанции правомерно установил, что Администрация Северодвинска фактически уклоняется от установления конкретных (разумных) сроков строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры в градостроительном квартале , не выходит с предложениями о включении мероприятий по строительству объектов инфраструктуры в указанном квартале в государственную программу Архангельской области.

Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют правовую позицию ответчика, высказанную в суде первой инстанции, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, выводов суда по существу не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 24 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Северодвинск» – без удовлетворения.

Председательствующий                        И.В. Гаркавенко

Судьи                                Н.П. Рассошенко

                                    Н.В. Романова

33-3263/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Богданов Игорь Николаевич
Ответчики
Администрация МО Северодвинск
Другие
АО ПО Севмаш
Министерство строительства и архитектуры Архангельлской области
Информация скрыта
ПАО МРСК Северо-Запада в лице Филиала Архэнерго
Шаповалова Наталья Витальевна
Министерство имущественных отношений Архангельской области
Правительство Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Романова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
15.04.2020Передача дела судье
21.05.2020Судебное заседание
09.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2020Передано в экспедицию
21.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее