Дело №2-4310/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2019 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Конновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к Беспалову С.А. о взыскании вреда, причиненного охотничьим ресурсам,
установил:
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обратилось в суд с иском к Беспалову С.А. о взыскании вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в сумме 150000 руб.
В обоснование иска указали, что в соответствии с Положением о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 Министерство осуществляет федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ульяновской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения, расположенных на территории Ульяновской области.
В соответствии с протоколом № 02-01/18 об административном правонарушении от 18.10.2018 Беспалов С.А. 31.12.2017 в 12.00 в квартале 63 Языковского участкового лесничества Майнского лесничества Ульяновской области в охотничьих угодьях ООО «Маяк» при проведении коллективной охоты на копытных добыл самца бурого медведя.
В соответствии с пунктом 55 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512, запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации, за исключением отлова млекопитающих и птиц в целях, предусмотренных статьями 15 и 17 Федерального закона об охоте.
Бурый медведь- вид, состоящий в перечне (списке) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Ульяновской области, утвержденного Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 23.01.2015 № 5 в соответствии с Законом он области от 31.10.2002 № 052-30 «О красной книге Ульяновской области».
24.10.2018 в отношении Беспалова С.А. было вынесено постановление о назначении административного наказания № 02-01/18, указанным постановлением он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ, ему был назначен штраф- 500 руб. Указанное постановление оспаривалось Беспаловым С.А., однако решением Ульяновского областного суда от 21.02.2019 данное постановление признано законным.
Размер вреда, причиненного охотничьим ресурсам, занесенным в красные книги субъектов Российской Федерации, в результате незаконного отстрела одной особи медведя (самец) 31.12.2017 в <адрес> Майнского лесничества Ульяновской области в охотничьих угодьях ООО «Маяк», согласно методике, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 №948 составила 150000 руб.
28.05.2019 Министерством в адрес Беспалова С.А. направлено предложение о добровольном возмещении вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Однако до настоящего времени сумма ущерба не оплачена.
В судебном заседании представитель истца на иске и его доводах настаивал. Пояснил, что до настоящего времени причиненный вред не возмещен.
В судебном заседании ответчик Беспалов С.А. и его представитель не признали исковые требования, пояснив следующее. Ответчик был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, то есть за нарушение правил охоты. Описывая инкриминируемое ему административное правонарушение, уполномоченное должностное лицо указало, что нарушены Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512. Данное постановление обжаловалось в установленном законом порядке. Однако судебные инстанции не указали, что отстрел бурого медведя он произвел умышленно. Его действия не носили умышленного характера, а носили случайный, неосторожный характер, поскольку он никак не ожидал столкнуться с медведем зимой.
Кроме того, согласно диспозиции ч.1 ст.8.37 КоАП РФ данное правонарушение заключается в нарушении правил охоты. В постановлении Пленума ВС РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» в п.8 указывается, что согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка. Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.
При проведении проверок правоохранительными органами было установлено, что он не занимался поиском, выслеживанием, преследованием медведя, его добычей, первичной переработкой и транспортировкой, то есть не осуществлял незаконную охоту. На охоте он находился на законных основаниях.
При этом также полагал, что рассчитывать размер причиненного ущерба следует от суммы 30000 руб., поскольку отстрел медведя произведен по неосторожности, при отсутствии умысла на его незаконный отстрел.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Ответственность за нарушение законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов предусмотрена ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с названной нормой лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 этой же статьи, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.
В силу ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Правила охоты.
В силу ч. 3 ст. 23 указанного закона Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 утверждены Правила охоты.
В соответствии с положениями п. 55 Правил охоты, запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации, за исключением отлова млекопитающих и птиц в целях, предусмотренных статьями 15 и 17 Федерального закона об охоте.
Аналогичные требования предусмотрены ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Установлено, что Беспалов С.А. 31.12.2017 в 12 часов 00 минут, находясь в охотничьих угодьях ООО «Маяк», расположенных в <адрес> Майнского лесничества Ульяновской области, при проведении коллективной охоты на копытных (кабана) добыл самца бурого медведя, занесенного в Красную книгу Ульяновской области, за что был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.
Так, постановлением начальника отдела охраны в сфере охотничьего хозяйства и животного мира Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 24.10.2018 Беспалов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Беспалов С.А. обжаловал его в Карсунский районный суд Ульяновской области. Решением указанного суда от 19.12.2018, оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 21.02.2019, постановление начальника отдела охраны в сфере охотничьего хозяйства и животного мира Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области признано законным и обоснованным.
Так, факт нарушение Беспаловым С.А. правил охоты является установленным в силу ч.4 ст. 61 ГПК РФ.
В соответствии со ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Согласно статье 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Поскольку действиями ответчика государственному охотничьему фонду причинен ущерб в сумме 150000 руб., он обязан его возместить.
При определении размера ущерба, суд принимает во внимание расчет ущерба, произведенный Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области, поскольку данный расчет произведен в соответствии с "Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам", утвержденного приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 N 948.
Оснований для применения коэффициента «1» - «Уничтожение охотничьих ресурсов по неосторожности (кроме случаев осуществления охоты)» при расчете ущерба, на что указывает ответчик, судом не усматривается, так как Методикой прямо предусмотрено, что за уничтожение охотничьих ресурсов, занесенных в красные книги субъектов Российской Федерации применяется коэффициент «5».
Доводы ответчика о том, что отстрел животного был осуществлен им в состоянии крайней необходимости, поскольку раненый медведь представлял реальную угрозу для него, не могут являться основанием для освобождения его от обязанности по возмещению причиненного ущерба. Кроме того, его доводы были предметом рассмотрения по его жалобам в судебных инстанциях, в том числе, в Ульяновском областном суде.
Таким образом, исковые требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области о взыскании с Беспалова С.А. ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, в сумме 150000 руб. подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что в соответствии с Положением о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018, Министерство осуществляет федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ульяновской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения, расположенных на территории Ульяновской области.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ следует взыскать с Беспалова С.А. госпошлину в доход местного бюджета в размере 4200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области удовлетворить.
Взыскать с Беспалова С.А в пользу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области ущерб, причиненный охотничьим ресурсам, в сумме 150000 рублей.
Взыскать с Беспалова С.А госпошлину в доход местного бюджета в размере 4200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н.Бахарева