Дело № 2-174/2019 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Елань-Колено 30 мая 2019 года
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,
истца Воронежского межрайонного природоохранного прокурора, в лице помощника прокурора Новохоперского района КУЧЕРОВОЙ С.Е.,
ответчика КФХ «Новокутковское», в лице представителя ЛИСИЦЫНОЙ Н.Г., выступающей по доверенности № 5 от 28.05.2019 г., адвоката КОМАРОВОЙ М.А., представившей удостоверение № и ордер адвокатской консультации Центрального района г. Воронежа № 26045 от 29.05.2019 г.,
при секретаре СЛУГИНОЙ М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к КФХ « Новокутковское» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к КФХ «Новокутковское» об устранении нарушений природоохранного законодательства. Требования мотивированы тем, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства крестьянским фермерским хозяйством «Новокутковское», осуществляющим на территории Новохоперского муниципального района Воронежской области деятельность по содержанию и разведению крупного рогатого скота, производству и реализации молочной продукции.
Одним из основных видов деятельности КФХ «Новокутковское» является содержание и разведение крупного рогатого скота.
Ферма КФХ «Новокутковское» расположена по адресу: <адрес>.
В нарушение Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551, производственная территория КФХ «Новокутковское» не огорожена, при въезде на территорию фермы КФХ «Новокутковское» отсутствует дезбарьер, оборудованный в соответствии с требованиями законодательства, при входе в производственную зону предприятия отсутствует специализированное помещение (санпропускник), который также отсутствует и при входе на внутреннюю территорию КФХ «Новокутковское», специализированное навозохранилище на территории МТФ КФХ «Новокутковское» отсутствует, хранение навоза производится на открытом незащищенном грунте в непосредственной близости от МТФ.
27.02.2018 межрайпрокуратурой внесено представление главе КФХ «Новокутковское» Лисицыну Д.В. об устранении нарушений.
Согласно объяснения представителя КФХ «Новокутковское» указанные нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.
Таким образом, юридическое лицо было уведомлено о наличии вышеуказанных нарушений и необходимости принятия мер к их устранению. У КФХ «Новокутковское» имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
КФХ «Новокутковское» продолжает осуществлять хозяйственную деятельность с нарушением требований ветеринарно-санитарного законодательства. В результате бездействия КФХ «Новокутковское» создается угроза причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации.
Тем самым, предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Возложение на КФХ «Новокутковское» обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области ветеринарии может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Просит суд обязать КФХ «Новокутковское», Новохоперского района Воронежской области в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения требований законодательства на территории фермы, расположенной по адресу: <адрес>, а именно:
огородить территорию фермы;
у въезда на территорию фермы оборудовать дезбарьер;
оборудовать при входе на внутреннюю территорию фермы санпропускник;
организовать надлежащий сбор и хранение навоза на территории фермы.
Прокурор Кучерова С.Е. поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме, указывая на то, что принятым решением будет устранена угроза причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний, и защищены конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Представители КФХ « Новокутковское» исковые требования признали частично и суду показали, что КФХ «Новокутковское» является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого является содержание и разведение крупного рогатого скота. Ферма ответчика расположена по адресу: <адрес>. Земельный участок, на котором расположена ферма, имеет площадь 42 071 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.
Не отрицая обстоятельств проведения проверки и выявленных нарушений, направления в адрес главы КФХ «Новокутковское» Лисицына Д.В. представления об устранении нарушений в области законодательства в сфере природопользования, ссылались, что крестьянское ( фермерское) хозяйство «Новокутковское » является малым предприятием, включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 года ( что подтверждается выпиской из Единого реестра по состоянию на 25.05.2019 года). Среднесписочная численность сотрудников составляет 16 человек, что подтверждено сведениями, предоставляемыми в МИФНС России № 2 по Воронежской области, по состоянию на 01.01.2019 года.
Количество поголовья скота составляет 455 голов, в том числе дойные коровы - 130 голов, телки 3-хлетки- 38 голов, телки от 2-х месяцев до года - 115 голов, бычки от 2-х месяцев до года-121 голова, телята до 2-х месяцев- 49 голов, быки-производители- 2 головы. На территории предприятия постоянно проводятся мероприятия по диагностике и вакцинации КРС, мероприятия проводятся по разработанному плану 2 раза в год- весной и осенью. При этом все пробы крови животных на выявление опасных ветеринарных заболеваний являлись отрицательными. Вакцинация КРС произведена по всем видам опасных заболеваний. В отобранных пробах смывов на качество дезинфекции бактерий группы кишечной палочки ( БГКП) не обнаружено. Данные обстоятельства подтверждаются справками от 27.05.2019 года, выданными БУ ВО «Новохоперская районная станция по борьбе с болезнями животных».
В ходе проведения проверки и устранения выявленных нарушений, ответчиком в адрес истца направлялась информация относительно предпринятых мер по устранению выявленных нарушений. Так, скотомогильник был закрыт, были установлены соответствующие таблички; заключен договор с ОАО Ветсанутильзавод «Гремяченский» для утилизации падшего скота, заключен договор с ООО «Воронежский региональный центр по обращению с отходами » на сдачу деклараций, за 2018 год декларации сданы; заключен договор с ООО «Экто» на оказание услуг по сбору отходов 1-Vкласса опасности. Также в 2019 году продолжены работы по установке ограждения территории МТФ КФХ «Новокутковское». Для оборудования дезбарьера при въезде на МТФ приобретены железобетонные плиты, приобретены дезковрики.
У КФХ «Новокутковское» имеются и заемные обязательства, что само по себе делало невозможным незамедлительное исполнение предписанных мер ( например, договор займа № 18-Нхп от 04.10. 2018 года, договор займа № 17-Нхп от 04.10. 2018 года, кредитный договор от 18.07.2014 года, кредитный договор № 161400/0202 от 29 июля 2016 года).
Таким образом, часть мероприятий по устранению нарушений проведена, завершение мероприятий данный момент невозможно ввиду наличия объективных причин - отсутствия финансовой возможности для выполнения данных мероприятий в полном объеме, но не намеренного уклонения ответчика от выполнения требований предписания.
В данной ситуации КФХ «Новокутковское» предпринимались все зависящие от него меры в условиях обычного хозяйственного оборота для соблюдения природоохранного законодательства и выполнение предписаний истца по делу.
Все отходы в зависимости от степени их негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности (ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.98 № 89- ФЗ). Так, I класс — чрезвычайно опасные отходы, II класс — высокоопасные отходы, III класс — умеренно опасные отходы, IV класс — малоопасные отходы, V класс — практически неопасные отходы. Критерии для отнесения отходов к конкретному классу утверждены приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511. Кроме того, для определения класса отходов можно использовать Федеральный классификационный каталог отходов (утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445). Так, навоз крупного рогатого скота относится к IV класс — малоопасные отходы, а навоз крупного рогатого скота перепревший - к V класс — практически неопасные отходы ( при этом следует учитывать, что согласно разъяснениям Минприроды от 24.05.2016, юридические лица и ИП вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства). Перепревший навоз является ценным органическим удобрением.
С учетом вышеизложенных фактических обстоятельств ответчик полагает, что судом при рассмотрении требований истца должны быть учтены все обстоятельства, принято во внимание финансовое положение хозяйствующего субъекта малого предпринимательства, предшествующее поведение стороны, принятие всех возможных мер для устранения нарушений природоохранного законодательства.
Согласно СНиП Несущие и ограждающие конструкции (Зарегистрирован Госстандартом в качестве СП 70.13330.2011) П 2.26: «Транспортирование, укладку и уплотнение бетонной смеси следует производить при температуре воздуха не ниже 10 градусов по Цельсию в сроки не превышающие ее жизнеспособности. Укладку подлежит вести непрерывно», в связи с тем, что среднесуточная температура воздуха устанавливается в Воронежской области +10 в середине апреля (согласно усредненным общеизвестным данным), то работы по обустройству ограждения, санпропускника и дезбарьра необходимо проводить в теплое время года. Ответчик не будет иметь, прежде всего, финансовой возможности для завершения начатых работ до наступления холодного времени года.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, ответчик просит установить иной срок для исполнения - в течение 1 года с момента исполнения решения суда. При этом срок исполнения решения суда как срок для исполнения судебного акта, указанный в решении, его обоснованность и разумность отданы исключительно на усмотрение суда, в связи с чем ответчик просит суд установить годичный срок для исполнения решения суда.
Третье лицо управление ветеринарии Воронежской области в суд представителя не направила, в заявлении просило дело рассмотреть в отсутствие представителя управления, в отзыве на иск указав, что согласно положениям ст. 13 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в том числе осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства от 13 декабря 2016 г. № 551 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации» на предприятиях необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных на его территорию.
Пунктом 6.8. Правил проведения дезинфекции и дезивазии объектов государственного ветеринарного надзора (утв. Минсельхозом РФ 15.07.2002 № 13- 5-2/0525» установлено, что с целью дезинфекции колес автомобильного транспорта у въезда на территорию ферм оборудуют дезбарьеры длиной по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9 - 10 м и по днищу 6 м, которые на глубину 20 - 30 см заполняют одним из растворов: 4%-ным горячим (60 - 70 °С) раствором едкого натра, 4%-ным раствором формальдегида, 5%-ным раствором хлорной извести, 2%-ным раствором глутарового альдегида или другими химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными для дезинфекции Департаментом ветеринарии Минсельхоза России. После прохождения автотранспорта через дезбарьер его выдерживают на площадке отстоя не менее 20 - 30 мин.
Дезбарьеры оборудуют в отапливаемом помещении ветсанпропускника или под навесом (от дождя и снега). В последнем случае под днищем прокладывают трубы центрального отопления для подогрева раствора в зимнее время.
Соблюдение ветеринарно-санитарных правил направлено на обеспечение санитарной культуры, сохранение здоровья животных, получение от них высокой продуктивности, охрану окружающей среду от загрязнения производственными отходами, а потому обязанность по выполнению правил подлежит возложению на всех хозяйствующих субъектов, занимающихся выращиванием, репродукцией, откормом животных, вне зависимости от целей их выращивания.
Таким образом, бездействие ответчика КФХ «Новокутовское» по устранению выявленных нарушений, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на защиту жизненно важных интересов личности и общества, так как может вызвать заражение животных эпизоотическими заболеваниями.
На основании вышеизложенного, считает заявление Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц об устранении нарушений природоохранного законодательства КФХ «Новокутовское» законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещения вреда окружающей среде, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарносанитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства.
Согласно п. 41 Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551 (далее - Правила), на предприятиях необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных на его территорию.
Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства крестьянским фермерским хозяйством «Новокутковское», осуществляющим на территории Новохоперского муниципального района Воронежской области деятельность по содержанию и разведению крупного рогатого скота, производству и реализации молочной продукции.
Одним из основных видов деятельности КФХ «Новокутковское» является содержание и разведение крупного рогатого скота ( л.д. 8-13).
Ферма КФХ «Новокутковское» расположена по адресу: <адрес> ( л.д. 24).
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551, а именно: производственная территория КФХ «Новокутковское» не огорожена, при въезде на территорию фермы КФХ «Новокутковское» отсутствует дезбарьер, оборудованный в соответствии с требованиями законодательства, при входе в производственную зону предприятия отсутствует специализированное помещение (санпропускник), который также отсутствует и при входе на внутреннюю территорию КФХ «Новокутковское», специализированное навозохранилище на территории МТФ КФХ «Новокутковское» отсутствует, хранение навоза производится на открытом незащищенном грунте в непосредственной близости от МТФ.
27.02.2018 межрайпрокуратурой внесено представление главе КФХ «Новокутковское» Лисицыну Д.В. об устранении нарушений.
Согласно объяснения представителя КФХ «Новокутковское» указанные нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.
Таким образом, юридическое лицо было уведомлено о наличии вышеуказанных нарушений и необходимости принятия мер к их устранению. У КФХ «Новокутковское» имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, что в нарушение указанных требований законодательства производственная территория КФХ «Новокутковское», которое занимается в том числе и животноводством, не огорожена ( л.д. 8-14, 16-17, 18, 19-20, 21).
Согласно п.п. 44, 45 Правил для дезинфекции транспортных средств на главном въезде на территорию предприятия предусматривается дезинфекционный барьер с подогревом дезинфицирующего раствора при минусовых температурах либо обработка транспортных средств с помощью дезинфекционных установок методом распыления дезинфицирующих растворов, не замерзающих при минусовых температурах. Въездной дезинфекционный барьер (при наличии) размещается под навесом и представляет собой бетонированную ванну, заполненную дезинфицирующим раствором со следующими габаритами: длина по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9 м; длина по днищу не менее 6 м; ширина не менее ширины ворот; глубина не менее 0,2 м; пандусы перед и после ванны должны иметь уклон не более 1:4.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, что в нарушение указанных требований законодательства при въезде на территорию фермы КФХ «Новокутковское» отсутствует дезбарьер, оборудованный в соответствии с требованиями законодательства, а также вопреки требованиям п. 55 Правил при входе в производственную зону предприятия отсутствует специализированное помещение (санпропускник).
В соответствии с п.п. 55-59 Правил вход в производственную зону предприятия разрешается только через специализированное помещение (санпропускник), размещенное на линии ограждения административно-хозяйственной и производственной зон. В санпропускнике должно быть организовано круглосуточное дежурство. Перед входом в санпропускник, как со стороны административно- хозяйственной зоны, так и со стороны производственной зоны Предприятия, устанавливаются дезковрики. В помещении санпропускника работники Предприятия снимают свою личную одежду и обувь, оставляют их в гардеробной (в шкафу, закрепленном за каждым работником), принимают душ, надевают в гардеробной для рабочей одежды чистую продезинфицированную специальную одежду и специальную обувь. При выходе из санпропускника (по окончании работы) специальную одежду работники снимают, принимают душ, надевают личную одежду и обувь. Посетители Предприятия, в помещении санпропускника, снимают личную одежду и обувь, принимают душ и обеспечиваются специальной одеждой и обувью.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, что в нарушение указанных требований законодательства санпропускник при входе на внутреннюю территорию КФХ «Новокутковское» отсутствует.
В соответствии с п.п.11, 42, 65 Правил навоз в хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и био- термического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС. Навозохранилище размещается с подветренной стороны на расстоянии не менее 60 м от животноводческих помещений. В процессе эксплуатации навозохранилища выгрузку навозных стоков или забор жидкой фракции необходимо производить выше поверхности дна отстойника не менее чем на 50 см.
На каждой молочной ферме должен быть предусмотрен один из способов обеззараживания жидкого навоза: длительное выдерживание, химический или биологический. Навоз с ферм, неблагополучных по туберкулезу и бруцеллезу, обеззараживают согласно «Рекомендациям по обеззараживанию навоза в хозяйствах, неблагополучных по туберкулезу и бруцеллезу», утвержденным Главветупром МСХ СССР 3 января 1984 г.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, что в нарушение указанных требований законодательства специализированное навозохранилище на территории МТФ КФХ «Новокутковское» отсутствует, хранение навоза производится на открытом незащищенном грунте в непосредственной близости от МТФ.
27.02.2018 межрайпрокуратурой внесено представление главе КФХ «Новокутковское» Лисицыну Д.В. об устранении нарушений.
Таким образом, юридическое лицо было уведомлено о наличии вышеуказанных нарушений и необходимости принятия мер к их устранению. У КФХ «Новокутковское» имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных опровергающих вышеизложенные выводы материалы дела не содержат и ответчиком не представлены.
КФХ «Новокутковское» продолжает осуществлять хозяйственную деятельность с нарушением требований ветеринарно-санитарного законодательства. В результате бездействия КФХ «Новокутковское» создается угроза причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации.
Тем самым, хозяйство нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Возложение на КФХ «Новкутковское» обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области ветеринарии может быть обеспечено судебным решением.
В данном случае, требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности и соответственно подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что КФХ является малым предприятием, на территории которого постоянно проводятся мероприятия по диагностике и вакцинации КРС по разработанному плану 2 раза в год, проведения вакцинации по всем видам опасных заболеваний, продолжение работ по установке ограждения территории МТФ, приобретение для дезбарьера железобетонных плит, дезковриков, наличие заемных обязательств, отсутствие финансовой возможности для выполнения мероприятий, указанных в предписании прокурора, а также использование перепревшего навоза для собственных нужд, как ценного органического удобрения, и соответственно увеличения по этим основаниям срока устранения выявленных недостатков в два раза, являются несостоятельными и не смогут служить основанием для их удовлетворения, поскольку выявленные при проверке в феврале 2018 года нарушения природоохранного законодательства в течение более года до обращения прокурора в суд с иском ответчиком не устранены и вышеприведенные обстоятельства не свидетельствуют о их возможном устранении в запрашиваемый ответчиком срок и не подтверждают наличие обстоятельств, объективно препятствующих устранению выявленных нарушений в указанный в иске срок. Запрашиваемый прокурором срок для устранения нарушений законодательства будет способствовать ликвидации угрозы причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновению и распространению инфекционных заболеваний, а в совокупности соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и ветеринарии.
Ответчик не предоставил доказательств, свидетельствующих о том, что хозяйство, начиная с февраля 2018 года по настоящее время, запланировано на срок до одного года проведение каких-либо работ или иных мероприятий, направленных на устранения выявленных нарушений и что выполнение таких работ не может быть выполнено в шестимесячный срок. Финансовое положение хозяйства, сведения о котором суду не предоставлены, не может являться основанием для продолжения нарушений ветеринарно-санитарного законодательства и необоснованного увеличения срока для их устранения.
Суд соглашается с запрашиваемым прокурором сроком, считает его разумным и достаточным, учитывая объем необходимых работ для устранения выявленных нарушений, поскольку увеличение этого срока в два раза, позволит КФХ продолжать хозяйственную деятельность с нарушением требований ветеринарно-санитарного законодательства, чем будет создаваться угроза причинению вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновению и распространению инфекционных заболеваний и соответственно нарушать конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. ст. 89, 98, ч. ст. 103 ГПК РФ, абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был истец освобожден в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать КФХ «Новокутковское», Новохоперского района Воронежской области в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения требований законодательства на территории фермы, расположенной по адресу: <адрес>, а именно:
огородить территорию фермы;
у въезда на территорию фермы оборудовать дезбарьер;
оборудовать при входе на внутреннюю территорию фермы санпропускник;
организовать надлежащий сбор и хранение навоза на территории фермы.
Взыскать с КФХ «Новокутковское», Новохоперского района Воронежской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца путем подачи жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья И.А. Камеров
Дело № 2-174/2019 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Елань-Колено 30 мая 2019 года
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,
истца Воронежского межрайонного природоохранного прокурора, в лице помощника прокурора Новохоперского района КУЧЕРОВОЙ С.Е.,
ответчика КФХ «Новокутковское», в лице представителя ЛИСИЦЫНОЙ Н.Г., выступающей по доверенности № 5 от 28.05.2019 г., адвоката КОМАРОВОЙ М.А., представившей удостоверение № и ордер адвокатской консультации Центрального района г. Воронежа № 26045 от 29.05.2019 г.,
при секретаре СЛУГИНОЙ М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к КФХ « Новокутковское» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к КФХ «Новокутковское» об устранении нарушений природоохранного законодательства. Требования мотивированы тем, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства крестьянским фермерским хозяйством «Новокутковское», осуществляющим на территории Новохоперского муниципального района Воронежской области деятельность по содержанию и разведению крупного рогатого скота, производству и реализации молочной продукции.
Одним из основных видов деятельности КФХ «Новокутковское» является содержание и разведение крупного рогатого скота.
Ферма КФХ «Новокутковское» расположена по адресу: <адрес>.
В нарушение Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551, производственная территория КФХ «Новокутковское» не огорожена, при въезде на территорию фермы КФХ «Новокутковское» отсутствует дезбарьер, оборудованный в соответствии с требованиями законодательства, при входе в производственную зону предприятия отсутствует специализированное помещение (санпропускник), который также отсутствует и при входе на внутреннюю территорию КФХ «Новокутковское», специализированное навозохранилище на территории МТФ КФХ «Новокутковское» отсутствует, хранение навоза производится на открытом незащищенном грунте в непосредственной близости от МТФ.
27.02.2018 межрайпрокуратурой внесено представление главе КФХ «Новокутковское» Лисицыну Д.В. об устранении нарушений.
Согласно объяснения представителя КФХ «Новокутковское» указанные нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.
Таким образом, юридическое лицо было уведомлено о наличии вышеуказанных нарушений и необходимости принятия мер к их устранению. У КФХ «Новокутковское» имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
КФХ «Новокутковское» продолжает осуществлять хозяйственную деятельность с нарушением требований ветеринарно-санитарного законодательства. В результате бездействия КФХ «Новокутковское» создается угроза причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации.
Тем самым, предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Возложение на КФХ «Новокутковское» обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области ветеринарии может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Просит суд обязать КФХ «Новокутковское», Новохоперского района Воронежской области в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения требований законодательства на территории фермы, расположенной по адресу: <адрес>, а именно:
огородить территорию фермы;
у въезда на территорию фермы оборудовать дезбарьер;
оборудовать при входе на внутреннюю территорию фермы санпропускник;
организовать надлежащий сбор и хранение навоза на территории фермы.
Прокурор Кучерова С.Е. поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме, указывая на то, что принятым решением будет устранена угроза причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний, и защищены конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Представители КФХ « Новокутковское» исковые требования признали частично и суду показали, что КФХ «Новокутковское» является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого является содержание и разведение крупного рогатого скота. Ферма ответчика расположена по адресу: <адрес>. Земельный участок, на котором расположена ферма, имеет площадь 42 071 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.
Не отрицая обстоятельств проведения проверки и выявленных нарушений, направления в адрес главы КФХ «Новокутковское» Лисицына Д.В. представления об устранении нарушений в области законодательства в сфере природопользования, ссылались, что крестьянское ( фермерское) хозяйство «Новокутковское » является малым предприятием, включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 года ( что подтверждается выпиской из Единого реестра по состоянию на 25.05.2019 года). Среднесписочная численность сотрудников составляет 16 человек, что подтверждено сведениями, предоставляемыми в МИФНС России № 2 по Воронежской области, по состоянию на 01.01.2019 года.
Количество поголовья скота составляет 455 голов, в том числе дойные коровы - 130 голов, телки 3-хлетки- 38 голов, телки от 2-х месяцев до года - 115 голов, бычки от 2-х месяцев до года-121 голова, телята до 2-х месяцев- 49 голов, быки-производители- 2 головы. На территории предприятия постоянно проводятся мероприятия по диагностике и вакцинации КРС, мероприятия проводятся по разработанному плану 2 раза в год- весной и осенью. При этом все пробы крови животных на выявление опасных ветеринарных заболеваний являлись отрицательными. Вакцинация КРС произведена по всем видам опасных заболеваний. В отобранных пробах смывов на качество дезинфекции бактерий группы кишечной палочки ( БГКП) не обнаружено. Данные обстоятельства подтверждаются справками от 27.05.2019 года, выданными БУ ВО «Новохоперская районная станция по борьбе с болезнями животных».
В ходе проведения проверки и устранения выявленных нарушений, ответчиком в адрес истца направлялась информация относительно предпринятых мер по устранению выявленных нарушений. Так, скотомогильник был закрыт, были установлены соответствующие таблички; заключен договор с ОАО Ветсанутильзавод «Гремяченский» для утилизации падшего скота, заключен договор с ООО «Воронежский региональный центр по обращению с отходами » на сдачу деклараций, за 2018 год декларации сданы; заключен договор с ООО «Экто» на оказание услуг по сбору отходов 1-Vкласса опасности. Также в 2019 году продолжены работы по установке ограждения территории МТФ КФХ «Новокутковское». Для оборудования дезбарьера при въезде на МТФ приобретены железобетонные плиты, приобретены дезковрики.
У КФХ «Новокутковское» имеются и заемные обязательства, что само по себе делало невозможным незамедлительное исполнение предписанных мер ( например, договор займа № 18-Нхп от 04.10. 2018 года, договор займа № 17-Нхп от 04.10. 2018 года, кредитный договор от 18.07.2014 года, кредитный договор № 161400/0202 от 29 июля 2016 года).
Таким образом, часть мероприятий по устранению нарушений проведена, завершение мероприятий данный момент невозможно ввиду наличия объективных причин - отсутствия финансовой возможности для выполнения данных мероприятий в полном объеме, но не намеренного уклонения ответчика от выполнения требований предписания.
В данной ситуации КФХ «Новокутковское» предпринимались все зависящие от него меры в условиях обычного хозяйственного оборота для соблюдения природоохранного законодательства и выполнение предписаний истца по делу.
Все отходы в зависимости от степени их негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности (ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.98 № 89- ФЗ). Так, I класс — чрезвычайно опасные отходы, II класс — высокоопасные отходы, III класс — умеренно опасные отходы, IV класс — малоопасные отходы, V класс — практически неопасные отходы. Критерии для отнесения отходов к конкретному классу утверждены приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511. Кроме того, для определения класса отходов можно использовать Федеральный классификационный каталог отходов (утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445). Так, навоз крупного рогатого скота относится к IV класс — малоопасные отходы, а навоз крупного рогатого скота перепревший - к V класс — практически неопасные отходы ( при этом следует учитывать, что согласно разъяснениям Минприроды от 24.05.2016, юридические лица и ИП вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства). Перепревший навоз является ценным органическим удобрением.
С учетом вышеизложенных фактических обстоятельств ответчик полагает, что судом при рассмотрении требований истца должны быть учтены все обстоятельства, принято во внимание финансовое положение хозяйствующего субъекта малого предпринимательства, предшествующее поведение стороны, принятие всех возможных мер для устранения нарушений природоохранного законодательства.
Согласно СНиП Несущие и ограждающие конструкции (Зарегистрирован Госстандартом в качестве СП 70.13330.2011) П 2.26: «Транспортирование, укладку и уплотнение бетонной смеси следует производить при температуре воздуха не ниже 10 градусов по Цельсию в сроки не превышающие ее жизнеспособности. Укладку подлежит вести непрерывно», в связи с тем, что среднесуточная температура воздуха устанавливается в Воронежской области +10 в середине апреля (согласно усредненным общеизвестным данным), то работы по обустройству ограждения, санпропускника и дезбарьра необходимо проводить в теплое время года. Ответчик не будет иметь, прежде всего, финансовой возможности для завершения начатых работ до наступления холодного времени года.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, ответчик просит установить иной срок для исполнения - в течение 1 года с момента исполнения решения суда. При этом срок исполнения решения суда как срок для исполнения судебного акта, указанный в решении, его обоснованность и разумность отданы исключительно на усмотрение суда, в связи с чем ответчик просит суд установить годичный срок для исполнения решения суда.
Третье лицо управление ветеринарии Воронежской области в суд представителя не направила, в заявлении просило дело рассмотреть в отсутствие представителя управления, в отзыве на иск указав, что согласно положениям ст. 13 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в том числе осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства от 13 декабря 2016 г. № 551 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации» на предприятиях необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных на его территорию.
Пунктом 6.8. Правил проведения дезинфекции и дезивазии объектов государственного ветеринарного надзора (утв. Минсельхозом РФ 15.07.2002 № 13- 5-2/0525» установлено, что с целью дезинфекции колес автомобильного транспорта у въезда на территорию ферм оборудуют дезбарьеры длиной по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9 - 10 м и по днищу 6 м, которые на глубину 20 - 30 см заполняют одним из растворов: 4%-ным горячим (60 - 70 °С) раствором едкого натра, 4%-ным раствором формальдегида, 5%-ным раствором хлорной извести, 2%-ным раствором глутарового альдегида или другими химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными для дезинфекции Департаментом ветеринарии Минсельхоза России. После прохождения автотранспорта через дезбарьер его выдерживают на площадке отстоя не менее 20 - 30 мин.
Дезбарьеры оборудуют в отапливаемом помещении ветсанпропускника или под навесом (от дождя и снега). В последнем случае под днищем прокладывают трубы центрального отопления для подогрева раствора в зимнее время.
Соблюдение ветеринарно-санитарных правил направлено на обеспечение санитарной культуры, сохранение здоровья животных, получение от них высокой продуктивности, охрану окружающей среду от загрязнения производственными отходами, а потому обязанность по выполнению правил подлежит возложению на всех хозяйствующих субъектов, занимающихся выращиванием, репродукцией, откормом животных, вне зависимости от целей их выращивания.
Таким образом, бездействие ответчика КФХ «Новокутовское» по устранению выявленных нарушений, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на защиту жизненно важных интересов личности и общества, так как может вызвать заражение животных эпизоотическими заболеваниями.
На основании вышеизложенного, считает заявление Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц об устранении нарушений природоохранного законодательства КФХ «Новокутовское» законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещения вреда окружающей среде, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарносанитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства.
Согласно п. 41 Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551 (далее - Правила), на предприятиях необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных на его территорию.
Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства крестьянским фермерским хозяйством «Новокутковское», осуществляющим на территории Новохоперского муниципального района Воронежской области деятельность по содержанию и разведению крупного рогатого скота, производству и реализации молочной продукции.
Одним из основных видов деятельности КФХ «Новокутковское» является содержание и разведение крупного рогатого скота ( л.д. 8-13).
Ферма КФХ «Новокутковское» расположена по адресу: <адрес> ( л.д. 24).
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 551, а именно: производственная территория КФХ «Новокутковское» не огорожена, при въезде на территорию фермы КФХ «Новокутковское» отсутствует дезбарьер, оборудованный в соответствии с требованиями законодательства, при входе в производственную зону предприятия отсутствует специализированное помещение (санпропускник), который также отсутствует и при входе на внутреннюю территорию КФХ «Новокутковское», специализированное навозохранилище на территории МТФ КФХ «Новокутковское» отсутствует, хранение навоза производится на открытом незащищенном грунте в непосредственной близости от МТФ.
27.02.2018 межрайпрокуратурой внесено представление главе КФХ «Новокутковское» Лисицыну Д.В. об устранении нарушений.
Согласно объяснения представителя КФХ «Новокутковское» указанные нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.
Таким образом, юридическое лицо было уведомлено о наличии вышеуказанных нарушений и необходимости принятия мер к их устранению. У КФХ «Новокутковское» имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, что в нарушение указанных требований законодательства производственная территория КФХ «Новокутковское», которое занимается в том числе и животноводством, не огорожена ( л.д. 8-14, 16-17, 18, 19-20, 21).
Согласно п.п. 44, 45 Правил для дезинфекции транспортных средств на главном въезде на территорию предприятия предусматривается дезинфекционный барьер с подогревом дезинфицирующего раствора при минусовых температурах либо обработка транспортных средств с помощью дезинфекционных установок методом распыления дезинфицирующих растворов, не замерзающих при минусовых температурах. Въездной дезинфекционный барьер (при наличии) размещается под навесом и представляет собой бетонированную ванну, заполненную дезинфицирующим раствором со следующими габаритами: длина по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9 м; длина по днищу не менее 6 м; ширина не менее ширины ворот; глубина не менее 0,2 м; пандусы перед и после ванны должны иметь уклон не более 1:4.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, что в нарушение указанных требований законодательства при въезде на территорию фермы КФХ «Новокутковское» отсутствует дезбарьер, оборудованный в соответствии с требованиями законодательства, а также вопреки требованиям п. 55 Правил при входе в производственную зону предприятия отсутствует специализированное помещение (санпропускник).
В соответствии с п.п. 55-59 Правил вход в производственную зону предприятия разрешается только через специализированное помещение (санпропускник), размещенное на линии ограждения административно-хозяйственной и производственной зон. В санпропускнике должно быть организовано круглосуточное дежурство. Перед входом в санпропускник, как со стороны административно- хозяйственной зоны, так и со стороны производственной зоны Предприятия, устанавливаются дезковрики. В помещении санпропускника работники Предприятия снимают свою личную одежду и обувь, оставляют их в гардеробной (в шкафу, закрепленном за каждым работником), принимают душ, надевают в гардеробной для рабочей одежды чистую продезинфицированную специальную одежду и специальную обувь. При выходе из санпропускника (по окончании работы) специальную одежду работники снимают, принимают душ, надевают личную одежду и обувь. Посетители Предприятия, в помещении санпропускника, снимают личную одежду и обувь, принимают душ и обеспечиваются специальной одеждой и обувью.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, что в нарушение указанных требований законодательства санпропускник при входе на внутреннюю территорию КФХ «Новокутковское» отсутствует.
В соответствии с п.п.11, 42, 65 Правил навоз в хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и био- термического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС. Навозохранилище размещается с подветренной стороны на расстоянии не менее 60 м от животноводческих помещений. В процессе эксплуатации навозохранилища выгрузку навозных стоков или забор жидкой фракции необходимо производить выше поверхности дна отстойника не менее чем на 50 см.
На каждой молочной ферме должен быть предусмотрен один из способов обеззараживания жидкого навоза: длительное выдерживание, химический или биологический. Навоз с ферм, неблагополучных по туберкулезу и бруцеллезу, обеззараживают согласно «Рекомендациям по обеззараживанию навоза в хозяйствах, неблагополучных по туберкулезу и бруцеллезу», утвержденным Главветупром МСХ СССР 3 января 1984 г.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, что в нарушение указанных требований законодательства специализированное навозохранилище на территории МТФ КФХ «Новокутковское» отсутствует, хранение навоза производится на открытом незащищенном грунте в непосредственной близости от МТФ.
27.02.2018 межрайпрокуратурой внесено представление главе КФХ «Новокутковское» Лисицыну Д.В. об устранении нарушений.
Таким образом, юридическое лицо было уведомлено о наличии вышеуказанных нарушений и необходимости принятия мер к их устранению. У КФХ «Новокутковское» имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных опровергающих вышеизложенные выводы материалы дела не содержат и ответчиком не представлены.
КФХ «Новокутковское» продолжает осуществлять хозяйственную деятельность с нарушением требований ветеринарно-санитарного законодательства. В результате бездействия КФХ «Новокутковское» создается угроза причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации.
Тем самым, хозяйство нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Возложение на КФХ «Новкутковское» обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области ветеринарии может быть обеспечено судебным решением.
В данном случае, требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности и соответственно подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что КФХ является малым предприятием, на территории которого постоянно проводятся мероприятия по диагностике и вакцинации КРС по разработанному плану 2 раза в год, проведения вакцинации по всем видам опасных заболеваний, продолжение работ по установке ограждения территории МТФ, приобретение для дезбарьера железобетонных плит, дезковриков, наличие заемных обязательств, отсутствие финансовой возможности для выполнения мероприятий, указанных в предписании прокурора, а также использование перепревшего навоза для собственных нужд, как ценного органического удобрения, и соответственно увеличения по этим основаниям срока устранения выявленных недостатков в два раза, являются несостоятельными и не смогут служить основанием для их удовлетворения, поскольку выявленные при проверке в феврале 2018 года нарушения природоохранного законодательства в течение более года до обращения прокурора в суд с иском ответчиком не устранены и вышеприведенные обстоятельства не свидетельствуют о их возможном устранении в запрашиваемый ответчиком срок и не подтверждают наличие обстоятельств, объективно препятствующих устранению выявленных нарушений в указанный в иске срок. Запрашиваемый прокурором срок для устранения нарушений законодательства будет способствовать ликвидации угрозы причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновению и распространению инфекционных заболеваний, а в совокупности соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и ветеринарии.
Ответчик не предоставил доказательств, свидетельствующих о том, что хозяйство, начиная с февраля 2018 года по настоящее время, запланировано на срок до одного года проведение каких-либо работ или иных мероприятий, направленных на устранения выявленных нарушений и что выполнение таких работ не может быть выполнено в шестимесячный срок. Финансовое положение хозяйства, сведения о котором суду не предоставлены, не может являться основанием для продолжения нарушений ветеринарно-санитарного законодательства и необоснованного увеличения срока для их устранения.
Суд соглашается с запрашиваемым прокурором сроком, считает его разумным и достаточным, учитывая объем необходимых работ для устранения выявленных нарушений, поскольку увеличение этого срока в два раза, позволит КФХ продолжать хозяйственную деятельность с нарушением требований ветеринарно-санитарного законодательства, чем будет создаваться угроза причинению вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновению и распространению инфекционных заболеваний и соответственно нарушать конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. ст. 89, 98, ч. ст. 103 ГПК РФ, абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был истец освобожден в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать КФХ «Новокутковское», Новохоперского района Воронежской области в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения требований законодательства на территории фермы, расположенной по адресу: <адрес>, а именно:
огородить территорию фермы;
у въезда на территорию фермы оборудовать дезбарьер;
оборудовать при входе на внутреннюю территорию фермы санпропускник;
организовать надлежащий сбор и хранение навоза на территории фермы.
Взыскать с КФХ «Новокутковское», Новохоперского района Воронежской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца путем подачи жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья И.А. Камеров