Дело №2-1768/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
30 ноября 2017 года Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Тощевой Е.А.,
при секретаре – Мехтиевой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Александры Ивановны к Обособленному подразделению «Пассажирское вагонное депо» ФГУП «Крымская железная дорога», Федеральному государственному унитарному предприятия «Крымская железная дорога» о признании действий ответчика по начислению платы за теплоснабжение незаконными, -
у с т а н о в и л:
Истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился с вышеуказанным иском в суд. Требования мотивированы тем, что она на основании свидетельства о праве собственности в порядке приватизации, является собственником <адрес> по <адрес> в <адрес>. Поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме является ОП «Пассажирское вагонное депо» ФГУП «Крымская железная дорога». В связи с аварийным состоянием отопительной системы всего дома, ответчик не осуществлял поставку теплоснабжения с 2003 года, отопление квартиры производится при помощи электроприборов. После неоднократного обращения всех жителей <адрес> по <адрес> в <адрес> в Коммунальное предприятие ЖЭО <адрес>, последним ДД.ММ.ГГГГ за исх. №КО-150/05-07 сделано заключение о нарушенной циркуляции системы отопления, зашлакованности стояков и необходимости капитального ремонта системы отопления дома. В апреле 2017 года истец получил от ответчика уведомление-требование на оплату задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за услуги по теплоснабжению и подогреву воды квартиры. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно получил уведомление-требование об оплате задолженности. С действиями ответчика истец не согласен, поскольку в квартире произведено отключение радиаторов от центрального отопления полностью, что подтверждается заключением КП ЖЭО <адрес> и актами ЖЭУ-8. Истец считает, что не является потребителем тепла, поэтому включение в платежный документ за период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 01.07.2017г. ответчиком услуги по теплоснабжению является незаконной. В связи с чем, истец просит признать действия ответчика по начислению платы за услуги по теплоснабжению и подогреву воды по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере №. незаконными; обязать ответчика списать с лицевого счета № предъявленную к оплате сумму в размере №. за теплоснабжение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанную в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика исключить из лицевого счета № услугу – оплата за теплоснабжение; взыскать с ответчика в пользу истца оплату юридических услуг в сумме №.
В судебном заседании истец и его представитель – адвокат Ивлева А.А. исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков в судебном заседании исковые требования не признали, просили в иске отказать, предоставили суду письменные возражения.
Заслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец является собственником <адрес> по <адрес> в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме является ФГУП «Крымская железная дорога».
Часть 15 статьи 161 ЖК РФ говорит, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности внешних сетей теплоснабжения жилого дома по адресу пер. Альпинистов, 6/37 от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между МУП "Железнодорожный Жилсервис" и ОП "Пассажирское вагонное депо" ФГУП «Крымская железная дорога» границей балансовой и эксплуатационной ответственности сторон является внешний обрез здания.
Между истцом и ФГУП «Крымская железная дорога" заключен договор теплопоставки и горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1.1 указанного договора исполнитель обязуется подать через присоединенную суть, а потребитель своевременно оплатить тепловую энергию и горячее водоснабжение по установленным тарифам, в сроки и на условиях, предусмотренных договором. В пунктах 1.4 Характеристика объекта подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения: а) отапливаемая площадь квартиры указан прочерк. В пункте 1.6 Тарифы на момент заключения договора: в) по централизованному отоплению также указан прочерк.
Ответчиком в адрес истца было направлено уведомление-требование от ДД.ММ.ГГГГ на оплату задолженности по состоянию на 01.04.2017г. за услуги по теплоснабжению и подогреву воды квартиры, а в августе 2017 года направлено уведомление-требование на оплату задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за услуги по теплоснабжению и подогреву воды в размере №
В судебном заседании истец суду пояснил, что квартира отключена от централизованной системы отопления в 2009 году, автономное отопление в квартире не установлено.
Порядок отключения потребителей тепловой энергии многоквартирных домов на момент отключения истца от системы централизованного отопления на территории Республики Крым регулировался Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года №630, которым были утверждены Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения и Приказом Министерства строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Украины № 4 от 22 ноября 2005 года, которым был утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
Согласно пунктов 24-26 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года №630, потребители могут отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды. Отключение потребителя от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды осуществляется в порядке, который утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Самовольное отключение от сетей центрального отопления и снабжения горячей воды запрещалось.
Отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой осуществляется в случае, когда техническая возможность такого отключения предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления в соответствии с Законом Украины "О теплоснабжении" схеме теплоснабжения, при условии обеспечение бесперебойной работы инженерного оборудования дома и принятия мер по соблюдению в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, кондиционирования, строительной теплотехники; государственных строительных норм по вопросам состава, порядка разработки.
В соответствии с п.1.2, п.2.2 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом № 4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года, для реализации права потребителей на отказ от получения услуг ЦО и ГВС орган местного самоуправления или местный орган исполнительной власти создает своим решением постоянно действующую межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов по отключению потребителей от сетей ЦО и ГВС (далее - Комиссия), назначает главу и утверждает ее состав, утверждает положение о работе комиссии.
Комиссия, после изучения предоставленных собственником (собственниками) документов, в месячный срок принимает решение относительно отключения от сетей ЦО и ГВС, устройство индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических условий, для изготовление проектной документации. Решение комиссии оформляется протоколом, выписка из которого в десятидневный срок предоставляется заявителю.
Судом установлено, что у истца отсутствует решение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов по отключению потребителей от центрального отопления и горячего водоснабжения на период ее отключения в 2009 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отключение от централизованного отопления квартиры истца является самовольным, произведено в нарушение действовавшего на период отключения квартиры законодательства Украины, а именно Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения и Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
С целью урегулирования вопросов, связанных с отключением от системы централизованного теплоснабжения в многоквартирном жилом фонде и установке индивидуальных источников отопления по поручению Главы Республики Крым Аксенова С.В. в 2015 году главам администраций городов и районов Республики Крым было поручено создать комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам связанным с отключением от системы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения с многоквартирном фонде в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления. Данным комиссиям поручено рассмотрение обращений граждан в индивидуальном порядке согласно полученным по состоянию на 17 марта 2014 года техническим условиям газо-, энергоснабжающих предприятий на установку автономного отопления.
Истец обратился в комиссию по вопросам, связанным с отключением от системы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилом фонде, в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления, которая создана в Департаменте городского хозяйства администрации <адрес> с заявлением о закрытии лицевого счета абонента, проживающего в <адрес> по <адрес> <адрес>.
Согласно протокола № комиссии по вопросам, связанным с отключением от системы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилом фонде, в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления от ДД.ММ.ГГГГ обращение ФИО2 было рассмотрено и установлено, что приборы отопления в квартире заявителя были демонтированы, однако автономное отопление установлено не было и не получены технические условия на его установку. В соответствии с законодательством принято решение о необходимости восстановления централизованной системы теплоснабжения в <адрес> по <адрес>
В силу ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч.5 ст.26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, только решение органа местного самоуправления о согласовании переустройство жилого помещения является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (пп."в" п.35) предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Действия по отключению жилого помещения от центральной системы отопления многоквартирного дома представляют собой замену и перенос инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт, и охватываются понятием переустройства.
Согласно п.15 ст.14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения в многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В Определении от 17.11.2011 года №1514-О-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что указанная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отопление жилого помещения, расположенного с многоквартирном доме, является обязательным, поскольку направлено на сохранение, как самого жилого помещения, так и многоквартирного дома в целом состоянии, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что истец незаконно отключился от централизованной системы отопления, в нарушение законодательства Украины, действовавшего на момент отключения, а решением комиссии по вопросам, связанным с отключением от системы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилом фонде от 14 июля 2017 года принято решение о необходимости восстановления централизованной системы теплоснабжения в спорной квартире.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Довод истца о наличии договора теплопоставки и горячего водоснабжения от 02 марта 2016 года заключенного между ним и ФГУП «Крымская железная дорога», только на поставку горячей воды, является не состоятельным, поскольку истец незаконно отключился от централизованной системы отопления и документов подтверждающие обратное суду не представил.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд -
р е ш и л:
В удовлетворении иска Ильиной Александре Ивановне к Обособленному подразделению «Пассажирское вагонное депо» ФГУП «Крымская железная дорога», Федеральному государственному унитарному предприятия «Крымская железная дорога» о признании действий ответчика по начислению платы за теплоснабжение незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Председательствующий судья:
Полный тест решения изготовлен 05 декабря 2017 года.