РЕШЕНИЕ
с.Каширское 22 апреля 2016г.
Судья Каширского районного суда Воронежской области Шушлебина Н.Н.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, представителей Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области ФИО3, ФИО4,
при секретаре ФИО2
рассмотрев жалобу директора МКОУ <данные изъяты> школа Каширского муниципального района Воронежской области ФИО1 на постановление № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
установила:
Постановлением врио начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора ФИО4 № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. директор МКОУ <данные изъяты> школа Каширского муниципального района Воронежской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Должностным лицом установлено следующее: ДД.ММ.ГГГГ. по адресу <адрес> при проведении плановой проверки МБОУ «<данные изъяты>» по соблюдению совокупности обязательных требований законодательства Российской Федерации, на основании распоряжения Врио начальника Управления № от ДД.ММ.ГГГГ., выявлены нарушения (акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.), а именно осуществляется перевозка пассажиров (организованная перевозка группы детей) с неисполненной должностным лицом - директором ФИО1 обязанностью перевозчика страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а именно перевозка пассажиров (организованная перевозка группы детей) перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом. П.1 ст.5 Федерального закона РФ от 14.06.2012г. №67-ФЗ установлено, что независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована. Данное нарушение подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ., протоколом № о ДД.ММ.ГГГГ. Невыполнение указанных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную ч.1 ст.11.31 КоАП РФ. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ, является должностное лицо - директор ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просила его отменить и дело об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование своих требований, не отрицая факт организации перевозок детей школьными автобусами к месту учеты и обратно, сослалась на то, что перевозки детей осуществляются бесплатно, договор перевозки не заключается, данным видом транспорта не могут воспользоваться иные лица, кроме обучающихся и сопровождающих их учителей, перевозку школьников нельзя отнести к регулярным перевозкам пассажиров. В школе организована перевозка детей из ближайшего населенного пункта и с дальних улиц поселка с целью их обучения, именно в этих целях согласованы маршруты следования транспортных средств и расписание остановок, такие перевозки не подпадают под понятие регулярных, осуществляемых на основании публичного договора. Содержание транспортных средств в целях перевозки детей осуществляется за счет бюджетных средств, направленных на финансирование образовательной деятельности. В Уставе школы не предусмотрена возможность осуществления перевозок пассажиров как вид деятельности. Кроме того, перевозка школьников к месту учебы и обратно не относится и к перевозкам пассажиров по заказу и легковыми такси. Школа не является перевозчиком в понимании Федерального закона от 14.06.2012г. №67-ФЗ, ГК РФ и других нормативных правовых актов.
В судебном заседании ФИО1 поддержала жалобу, указала, что в настоящее время школой заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на имеющиеся в школе два автобуса, осуществляющие перевозки школьников к месту учебы и обратно.
Представители Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области ФИО3 и ФИО4, возражая против доводов жалобы, указали на законность и обоснованность привлечения директора школа к административной ответственности по ч.1 ст.11.31 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.11.31 КоАП РФ, осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, регулируются Федеральным законом от 14.06.2012г. №67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее Закон).
Статьей 5 Закона устанавливается обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, а также запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) перевозка - услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона. Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами или кодексами, а также в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;
2) пассажир - лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона;
3) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок).
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007г. №259 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее Устав).
В соответствии с ч.2 ст.1 Устава, он определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам.
Согласно основным понятиям, отраженным в ст. 2 Устава:
пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Иных определений понятиям перевозка, пассажир, перевозчик законодателем не установлено.
Статья 5 Устава определяет три вида перевозок пассажиров: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковым такси.
В силу ст.19 Устава, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Согласно ст.426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Образовательное учреждение не заключает публичных договоров с пассажирами, не оказывает услугу по перевозке в отношении каждого, кто к нему обратится.
Согласно ч.1 ст.27 Устава, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. При этом заключение договора фрахтования подразумевает наличие фрахтовщика, в силу п. 22 ч.2 Устава фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
Данную обязанность образовательное учреждение на себя не принимает, а наоборот, во исполнение законодательства об образовании, п.2.5 СанПин 2.4.22821-10, учреждением организовано транспортное обслуживание обучающихся до общеобразовательного учреждения сельской местности и обратно, в виду его пешеходной недоступности для обучающихся.
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме (ст. 31 Устава).
Следовательно, такие перевозки не попадают под понятие регулярных, осуществляемых на основании публичного договора.
Исходя из определений, изложенных в Уставе, перевозка школьников к месту учебы и обратно не относится к перевозкам пассажиров по заказу и легковым такси.
В связи с вышеизложенным, следует отметить, что Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Уставом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 19 Устава определены основание и порядок осуществления регулярных перевозок, однако отсутствие заключенного публичного договора или сам факт его незаключения не дает оснований определять вид перевозки и считать её не регулярной.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.3 Устава на основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Постановлением Правительством Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые определяют условия таких перевозок.
В соответствии с п.3 Правил, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Факт осуществления перевозки по расписаниям является определяющим признаком вида перевозки.
Учитывая то, что перевозки детей школьными автобусами осуществляются в конкретно установленные часы отправления, прибытия от конкретно установленных пунктов отправления и в конкретно установленные пункты прибытия, носят не разовый, а систематический характер, данные перевозки являются регулярными.
В силу того, что рассматриваемые правоотношения регулируются Законом, то и понятие перевозчик, используемое в нем, применимо к данной сфере перевозок. Образовательное учреждение является юридическим лицом, которое зарегистрировано на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет перевозки. При этом согласно п.3 ст.3 Закона не имеет значения, что образовательное учреждение осуществляет перевозки школьными автобусами и только детей.
В силу ст.786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Отношения по договору перевозки пассажира возникают и в том случае, если пассажир пользуется правом бесплатного проезда и не приобретает для поездки билет. Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, в этом случае является документ, удостоверяющий право на льготный проезд.
Дети, как пассажиры, являются физическими лицами, не заключающими договор перевозки пассажира, так как пользуются правом бесплатного (льготного) проезда. Основанием для этого служит законодательство об образовании, п. 2.5 СанПин 2.4.22821-10, во исполнение которого образовательным учреждением организовано транспортное обслуживание обучающихся до общеобразовательного учреждения сельской местности и обратно, в виду его пешеходной недоступности для обучающихся.
Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек для образовательных учреждений является обязательным в силу п/п.24 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно устава юридического лица, основным видом деятельности образовательного учреждения является образовательный процесс детей. Образовательное учреждение осуществляет перевозку детей к месту их обучения.
При этом следует отметить, что неосуществление транспортного обслуживания детей автобусом к месту их обучения не приведет к нарушению образовательного процесса, так как это не является единственным возможным способом прибытия детей к месту обучения и участия в учебном процессе. Наоборот образовательное учреждение, имея собственный автомобильный транспорт – автобус, предлагает услугу по перевозке детей к месту обучения, а не организовывает транспортное обслуживание в соответствии с законодательством об образовании иным образом. В этом случае нельзя считать рассматриваемые перевозки как осуществляемые для обеспечения собственных нужд юридического лица (образовательного учреждения).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. №99-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно п/п а) п.3 этого Положения, в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
Образовательное учреждение имеет лицензию на регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.
В этом случае в отношении него действует Устав в части осуществления регулярных перевозок, о чем прямо указано в Положении о лицензировании (соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Анализ приведенных положений свидетельствует о том, что перевозку школьников к месту учебы и обратно нельзя отнести ни к регулярным перевозкам, осуществляемым на основании публичного договора, ни к перевозкам по заказам, ни к перевозкам легковым такси, данные перевозки относятся к регулярным перевозкам, осуществляемым на основании договора перевозки пассажира.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ. при проведении плановой проверки МБОУ «<данные изъяты>» по соблюдению совокупности обязательных требований законодательства Российской Федерации, на основании распоряжения Врио начальника Управления № от ДД.ММ.ГГГГ., выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.: осуществляется перевозка пассажиров (организованная перевозка группы детей) с неисполненной должностным лицом - директором ФИО1 обязанностью перевозчика страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а именно перевозка пассажиров (организованная перевозка группы детей) перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом. Пунктом 1 статьи 5 Закона установлено, что независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована. Данное нарушение подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ., протоколом № об административном правонарушении о ДД.ММ.ГГГГ. Невыполнение указанных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную ч.1 ст.11.31 КоАП РФ. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ, является должностное лицо - директор школы ФИО1
Таким образом, заявительница, будучи директором школы, была правомерно привлечена к административной ответственности за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом. Её действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.31 КоАП РФ.
Вместе с тем при назначении ей административного наказания не в полной мере учтены характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности должностного лица, его имущественное положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, в связи с чем назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. не является справедливым и соразмерным.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014г. N1553-О указал:
п.2. Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как и любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В силу статьи 4.1 КоАП Российской Федерации административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за соответствующее административное правонарушение (часть 1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2). Административный штраф, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, является одним из основных видов административных наказаний, устанавливается за совершение административных правонарушений, предусмотренных данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
п.2.1. Вопрос о соразмерности минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкциями ряда статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначаемого должностным лицам за совершение конкретных правонарушений, ранее был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения ряда норм КоАП РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой - в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, - они не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.
В Постановлении от 25.02.2014г. №4-П Конституционный Суд РФ указал, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П).
Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, административное наказание может - при определенных обстоятельствах - противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П), что недопустимо.
Если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав лица, размер штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
По настоящему делу обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено. Смягчающими её ответственность обстоятельствами являются добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, о чем свидетельствует тот факт, что ею заключены соответствующие договоры обязательного страхования. О необходимости заключения таких договоров в ходе ранее проведенных проверок ей не сообщалось. Каких-либо тяжких последствий в результате правонарушения не наступило.
Учитывая указанные обстоятельства, имущественное положение ФИО1, степень её вины для индивидуализации административной ответственности, суд считает справедливым и соразмерным характеру совершенного административного правонарушения снизить размер назначенного ей административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.11.31 КоАП РФ.
Согласно ст.30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решила:
Постановление врио начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора ФИО4 № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное в отношении должностного лица директора МКОУ <данные изъяты> Каширского муниципального района Воронежской области ФИО1, изменить, снизить размер штрафа до 5 000 (пять тысяч) рублей.
Данное решение судьи может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья ФИО5
РЕШЕНИЕ
с.Каширское 22 апреля 2016г.
Судья Каширского районного суда Воронежской области Шушлебина Н.Н.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, представителей Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области ФИО3, ФИО4,
при секретаре ФИО2
рассмотрев жалобу директора МКОУ <данные изъяты> школа Каширского муниципального района Воронежской области ФИО1 на постановление № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
установила:
Постановлением врио начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора ФИО4 № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. директор МКОУ <данные изъяты> школа Каширского муниципального района Воронежской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Должностным лицом установлено следующее: ДД.ММ.ГГГГ. по адресу <адрес> при проведении плановой проверки МБОУ «<данные изъяты>» по соблюдению совокупности обязательных требований законодательства Российской Федерации, на основании распоряжения Врио начальника Управления № от ДД.ММ.ГГГГ., выявлены нарушения (акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.), а именно осуществляется перевозка пассажиров (организованная перевозка группы детей) с неисполненной должностным лицом - директором ФИО1 обязанностью перевозчика страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а именно перевозка пассажиров (организованная перевозка группы детей) перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом. П.1 ст.5 Федерального закона РФ от 14.06.2012г. №67-ФЗ установлено, что независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована. Данное нарушение подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ., протоколом № о ДД.ММ.ГГГГ. Невыполнение указанных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную ч.1 ст.11.31 КоАП РФ. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ, является должностное лицо - директор ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просила его отменить и дело об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование своих требований, не отрицая факт организации перевозок детей школьными автобусами к месту учеты и обратно, сослалась на то, что перевозки детей осуществляются бесплатно, договор перевозки не заключается, данным видом транспорта не могут воспользоваться иные лица, кроме обучающихся и сопровождающих их учителей, перевозку школьников нельзя отнести к регулярным перевозкам пассажиров. В школе организована перевозка детей из ближайшего населенного пункта и с дальних улиц поселка с целью их обучения, именно в этих целях согласованы маршруты следования транспортных средств и расписание остановок, такие перевозки не подпадают под понятие регулярных, осуществляемых на основании публичного договора. Содержание транспортных средств в целях перевозки детей осуществляется за счет бюджетных средств, направленных на финансирование образовательной деятельности. В Уставе школы не предусмотрена возможность осуществления перевозок пассажиров как вид деятельности. Кроме того, перевозка школьников к месту учебы и обратно не относится и к перевозкам пассажиров по заказу и легковыми такси. Школа не является перевозчиком в понимании Федерального закона от 14.06.2012г. №67-ФЗ, ГК РФ и других нормативных правовых актов.
В судебном заседании ФИО1 поддержала жалобу, указала, что в настоящее время школой заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на имеющиеся в школе два автобуса, осуществляющие перевозки школьников к месту учебы и обратно.
Представители Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области ФИО3 и ФИО4, возражая против доводов жалобы, указали на законность и обоснованность привлечения директора школа к административной ответственности по ч.1 ст.11.31 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.11.31 КоАП РФ, осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, регулируются Федеральным законом от 14.06.2012г. №67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее Закон).
Статьей 5 Закона устанавливается обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, а также запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) перевозка - услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона. Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами или кодексами, а также в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;
2) пассажир - лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона;
3) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок).
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007г. №259 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее Устав).
В соответствии с ч.2 ст.1 Устава, он определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам.
Согласно основным понятиям, отраженным в ст. 2 Устава:
пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Иных определений понятиям перевозка, пассажир, перевозчик законодателем не установлено.
Статья 5 Устава определяет три вида перевозок пассажиров: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковым такси.
В силу ст.19 Устава, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Согласно ст.426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Образовательное учреждение не заключает публичных договоров с пассажирами, не оказывает услугу по перевозке в отношении каждого, кто к нему обратится.
Согласно ч.1 ст.27 Устава, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. При этом заключение договора фрахтования подразумевает наличие фрахтовщика, в силу п. 22 ч.2 Устава фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
Данную обязанность образовательное учреждение на себя не принимает, а наоборот, во исполнение законодательства об образовании, п.2.5 СанПин 2.4.22821-10, учреждением организовано транспортное обслуживание обучающихся до общеобразовательного учреждения сельской местности и обратно, в виду его пешеходной недоступности для обучающихся.
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме (ст. 31 Устава).
Следовательно, такие перевозки не попадают под понятие регулярных, осуществляемых на основании публичного договора.
Исходя из определений, изложенных в Уставе, перевозка школьников к месту учебы и обратно не относится к перевозкам пассажиров по заказу и легковым такси.
В связи с вышеизложенным, следует отметить, что Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Уставом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 19 Устава определены основание и порядок осуществления регулярных перевозок, однако отсутствие заключенного публичного договора или сам факт его незаключения не дает оснований определять вид перевозки и считать её не регулярной.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.3 Устава на основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Постановлением Правительством Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые определяют условия таких перевозок.
В соответствии с п.3 Правил, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Факт осуществления перевозки по расписаниям является определяющим признаком вида перевозки.
Учитывая то, что перевозки детей школьными автобусами осуществляются в конкретно установленные часы отправления, прибытия от конкретно установленных пунктов отправления и в конкретно установленные пункты прибытия, носят не разовый, а систематический характер, данные перевозки являются регулярными.
В силу того, что рассматриваемые правоотношения регулируются Законом, то и понятие перевозчик, используемое в нем, применимо к данной сфере перевозок. Образовательное учреждение является юридическим лицом, которое зарегистрировано на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет перевозки. При этом согласно п.3 ст.3 Закона не имеет значения, что образовательное учреждение осуществляет перевозки школьными автобусами и только детей.
В силу ст.786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Отношения по договору перевозки пассажира возникают и в том случае, если пассажир пользуется правом бесплатного проезда и не приобретает для поездки билет. Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, в этом случае является документ, удостоверяющий право на льготный проезд.
Дети, как пассажиры, являются физическими лицами, не заключающими договор перевозки пассажира, так как пользуются правом бесплатного (льготного) проезда. Основанием для этого служит законодательство об образовании, п. 2.5 СанПин 2.4.22821-10, во исполнение которого образовательным учреждением организовано транспортное обслуживание обучающихся до общеобразовательного учреждения сельской местности и обратно, в виду его пешеходной недоступности для обучающихся.
Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек для образовательных учреждений является обязательным в силу п/п.24 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно устава юридического лица, основным видом деятельности образовательного учреждения является образовательный процесс детей. Образовательное учреждение осуществляет перевозку детей к месту их обучения.
При этом следует отметить, что неосуществление транспортного обслуживания детей автобусом к месту их обучения не приведет к нарушению образовательного процесса, так как это не является единственным возможным способом прибытия детей к месту обучения и участия в учебном процессе. Наоборот образовательное учреждение, имея собственный автомобильный транспорт – автобус, предлагает услугу по перевозке детей к месту обучения, а не организовывает транспортное обслуживание в соответствии с законодательством об образовании иным образом. В этом случае нельзя считать рассматриваемые перевозки как осуществляемые для обеспечения собственных нужд юридического лица (образовательного учреждения).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. №99-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно п/п а) п.3 этого Положения, в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
Образовательное учреждение имеет лицензию на регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.
В этом случае в отношении него действует Устав в части осуществления регулярных перевозок, о чем прямо указано в Положении о лицензировании (соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Анализ приведенных положений свидетельствует о том, что перевозку школьников к месту учебы и обратно нельзя отнести ни к регулярным перевозкам, осуществляемым на основании публичного договора, ни к перевозкам по заказам, ни к перевозкам легковым такси, данные перевозки относятся к регулярным перевозкам, осуществляемым на основании договора перевозки пассажира.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ. при проведении плановой проверки МБОУ «<данные изъяты>» по соблюдению совокупности обязательных требований законодательства Российской Федерации, на основании распоряжения Врио начальника Управления № от ДД.ММ.ГГГГ., выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.: осуществляется перевозка пассажиров (организованная перевозка группы детей) с неисполненной должностным лицом - директором ФИО1 обязанностью перевозчика страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а именно перевозка пассажиров (организованная перевозка группы детей) перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом. Пунктом 1 статьи 5 Закона установлено, что независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована. Данное нарушение подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ., протоколом № об административном правонарушении о ДД.ММ.ГГГГ. Невыполнение указанных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную ч.1 ст.11.31 КоАП РФ. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ, является должностное лицо - директор школы ФИО1
Таким образом, заявительница, будучи директором школы, была правомерно привлечена к административной ответственности за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом. Её действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.31 КоАП РФ.
Вместе с тем при назначении ей административного наказания не в полной мере учтены характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности должностного лица, его имущественное положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, в связи с чем назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. не является справедливым и соразмерным.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014г. N1553-О указал:
п.2. Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как и любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В силу статьи 4.1 КоАП Российской Федерации административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за соответствующее административное правонарушение (часть 1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2). Административный штраф, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, является одним из основных видов административных наказаний, устанавливается за совершение административных правонарушений, предусмотренных данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
п.2.1. Вопрос о соразмерности минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкциями ряда статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначаемого должностным лицам за совершение конкретных правонарушений, ранее был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения ряда норм КоАП РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой - в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, - они не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.
В Постановлении от 25.02.2014г. №4-П Конституционный Суд РФ указал, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П).
Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, административное наказание может - при определенных обстоятельствах - противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П), что недопустимо.
Если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав лица, размер штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
По настоящему делу обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено. Смягчающими её ответственность обстоятельствами являются добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, о чем свидетельствует тот факт, что ею заключены соответствующие договоры обязательного страхования. О необходимости заключения таких договоров в ходе ранее проведенных проверок ей не сообщалось. Каких-либо тяжких последствий в результате правонарушения не наступило.
Учитывая указанные обстоятельства, имущественное положение ФИО1, степень её вины для индивидуализации административной ответственности, суд считает справедливым и соразмерным характеру совершенного административного правонарушения снизить размер назначенного ей административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.11.31 КоАП РФ.
Согласно ст.30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решила:
Постановление врио начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора ФИО4 № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное в отношении должностного лица директора МКОУ <данные изъяты> Каширского муниципального района Воронежской области ФИО1, изменить, снизить размер штрафа до 5 000 (пять тысяч) рублей.
Данное решение судьи может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья ФИО5