Дело №2-1627/2020
УИН 24RS0035-01-2020-001304-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретаре Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пригариной Дарьи Васильевны к администрации г.Минусинска о понуждении к передаче в собственность жилого помещения и взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Пригарина Д.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Минусинска, с учетом уточнения требований просила признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ей жилого помещения и обязать предоставить благоустроенную квартиру, расположенную в жилом доме по адресу: <адрес>В, <адрес>, взыскать с ответчика в порядке ст.308.3 ГК РФ неустойку в размере 2 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда. Свои требования истец и её представитель Симонова В.И. в исковом заявлении и судебном заседании мотивировали тем, что на основании договора дарения от 26.09.2014 года истцу её отчимом Волковым В.Г. была подарена 1/5 доля домовладения по адресу: <адрес>, представляющая из себя отдельную квартиру в двухквартирном доме. Всего в состав домовладения входили два двухквартирных дома и один отдельный. 15.12.2016 года собственниками был заключен договор о прекращении права общей долевой собственности на домовладение и истец стала собственником <адрес> в <адрес>. При заключении этого договора истец узнала, что еще 30.07.2012 года все их домовладение заключением межведомственной комиссии было признанно аварийным и непригодным для постоянного проживания. В 2019 году домовладение было включено в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 год, ей и другим собственникам администрацией было предложено представить пакет документов для предоставления им других жилых помещений взамен аварийных, при этом разъяснено, что квартиры будут предоставлены им в новом строящемся многоквартирном доме по адресу: <адрес>В. Истец представила в администрацию все необходимые документы, 20.12.2019г. представителем администрации ей была показана её будущая <адрес> указанном доме и по предложению администрации подписан со своей стороны предварительный договор о намерении заключить в последующем договор мены. После январских праздников она была намерена вселиться в квартиру, однако договор мены с ней заключен не был, а из администрации ей сообщили, что в связи с внесением изменений в ст.32 ЖК РФ жилое помещение ей предоставлено не будет, так как она приобрела свою квартиру уже после признания дома аварийным и имеет право лишь на выплату денежного возмещения. 20.03.2020г. истец обратилась в администрацию с письменным заявлением о предоставлении ей жилого помещения, однако письмом от 31.03.2020г. ей в этом было отказано. Отказ администрации в предоставлении жилого помещения является незаконным, поскольку правоотношения сторон по поводу предоставления истцу жилого помещения взамен аварийного возникли еще до внесения изменений в закон, в связи с чем жилое помещение подлежит предоставлению ей в судебном порядке, а за каждый день просрочки исполнения решения суда подлежит взысканию неустойка в требуемом размере.
Представитель администрации г.Минусинска по доверенности Алюшина Т.С. в судебном заседании и в письменном отзыве исковые требования не признала. Суду пояснила, что действительно постановлением администрации г.Минусинска от 31.07.2012г. многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира истца, был признан аварийным и подлежащим сносу. В 2019 году дом истца был включен в региональную адресную программу Красноярского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную постановлением правительства Красноярского края от 29.03.2019г., собственники квартир в нём должны были быть переселены в построенный <адрес>В по <адрес>, который был сдан в эксплуатацию 09.12.2019г.. Истцу было запланировано предоставление <адрес> указанном доме, с ней действительно был заключен предварительный договор мены жилых помещений, однако в связи с введением в ст.32 ЖК РФ части 8.2 в предоставлении квартиры истцу было правомерно и обоснованно отказано, поскольку квартира ею была приобретена в 2014 году, т.е. уже после признания дома аварийным, и она имеет право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением администрации г.Минусинска №1339-п от 31.07.2012г. было утверждено заключение межведомственной комиссии от 31.07.2012г. о признании жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу. На основании договора дарения доли домовладения от 26.09.2014г. и соглашения о прекращении права общей долевой собственности от 15.12.2016г. истец Пригарина Д.В. является собственником <адрес> указанном жилом доме. В 2019 году этот жилой дом был включен в первый этап региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 29.03.2019г., администрацией г.Минусинска составлен список граждан, подлежащих переселению, в который включена и истец. Ей было запланировано предоставление квартиры общей площадью 39,8 кв.м. по адресу: <адрес>В, администрацией г.Минусинска в декабре 2019 года с истцом был заключен предварительный договор мены, однако впоследствии это жилое помещение не предоставлено, на заявление истца о предоставлении жилого помещения письмом от 31.03.2020г. в этом отказано со ссылкой на то, что в силу положений ч.8.2. ст.32 ЖК РФ в связи с приобретением жилого помещения уже после признания дома аварийным она имеет право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение. Также 26.02.2020г. в адрес истца Пригариной Д.В. администрацией направлено требование о сносе квартиры за свой счет, 21.05.2020г. в связи с неисполнением этого требования вынесено постановление об изъятии у Пригариной Д.В. принадлежащей ей квартиры и земельного участка для муниципальных нужд. Квартира № в <адрес>В по <адрес> администрацией никому не предоставлена, право собственности на неё зарегистрировано за муниципальным образованием <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, договорами дарения истцу доли домовладения от 26.09.2014г., соглашением от 15.12.2016г. о прекращении права общей долевой собственности на домовладение и выделе истцу квартиры, выпиской из ЕГРП на квартиру истца, заключением межведомственной комиссии от 31.07.2012г. о признании жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации г.Минусинска №1339-п от 31.07.2012г. об утверждении этого заключения, Региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, постановлением правительства Красноярского края №144-п от 29.03.2019г. об утверждении этой программы, предоставленной администрацией <адрес> выпиской из списка лиц, подлежащих переселению по вышеуказанной программе в <адрес>, выпиской из ЕГРП на <адрес>В по <адрес> в <адрес>.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как следует из ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Закона если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем вышеуказанного Обзора судебной практики, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Учитывая установленные обстоятельства, указанные положения закона и разъяснения суд приходит к выводу о неправомерности действий администрации г.Минусинска по отказу в предоставлении истцу жилого помещения.
Поскольку, как установлено в судебном заседании, дом, в котором расположена квартира истца, был включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд соглашается с доводами истца о том, что она имеет право на предоставление ей другого жилого помещения в собственность взамен аварийного.
При этом, принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства того, что между истцом и ответчиком было достигнуто соглашение о предоставлении ей взамен другого жилого помещения, а именно <адрес>В по <адрес> в <адрес>, которое до настоящего времени никому не предоставлено и является муниципальной собственностью, суд считает возможным обязать ответчика предоставить истцу взамен именно это жилое помещение.
Доводы ответчика о том, что в силу положений введенной в действие 28.12.2019г. части 8.2. статьи 32 ЖК РФ истец имеет лишь право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, суд считает необоснованными, так как на момент введения этой нормы в действие между истцом и ответчиком уже было достигнуто соглашение о предоставлении ей в собственность вышеуказанного жилого помещения взамен аварийного, она внесена в соответствующий список, прилагаемый к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем принятое обязательство администрацией должно быть исполнено и истцу предоставлено это жилое помещение.
Оснований для взыскания с ответчика судебной неустойки в соответствии со ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения решения суда суд не находит.
В соответствии со ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Согласно разъяснениям п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Поскольку признаков намерения уклонения от исполнения решения суда не усматривается, более того у ответчика имеется возможность добровольно исполнить судебный акт, суд считает требования о взыскании неустойки удовлетворению не подлежащими.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска передать в собственность Пригариной Дарьи Васильевны взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу жилое помещение площадью 39,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> В, <адрес>.
В удовлетворении требований о взыскании с администрации г.Минусинска неустойки отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 25.06.2020г.