Судья суда первой инстанции: Александрова М.В.
Гр. дело в суде апелляционной инстанции № 33-37708/22
Гр. дело в суде первой инстанции № 2-17/22
УИД 77RS0005-02-2020-005949-58
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 сентября 2022 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Павловой И.П.,
судей Анашкина А.А., Гимадутдиновой Л.Р.,
при помощнике судьи Морозовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе Безрученко Д.Е. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 01 марта 2022 года, которым постановлено:
Взыскать с Акционерного общества «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» в пользу Безрученко Д.Е. в счет возмещения ущерба 268 854 руб. 34 коп., расходы по эвакуации автомобиля в размере 10 300 руб. 00 коп., расходы за составление экспертного заключения в размере 4 100 руб. 00 коп., расходы по оплате судебной экспертизы в размере 45 000 руб. 00 коп.., расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.00 коп., расходы по распечатке цветных фотографий в размере 1 216 руб. 00 коп., расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 800 руб. 00 коп., в остальной части иска отказать.
Взыскать с Акционерного общества «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» в доход бюджета г. Москвы госпошлину в размере 5 888 руб. 54 коп.
У СТ А Н О В И Л А:
Безрученко Д.Е. обратился в суд с уточненным иском к АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» о взыскании в счет возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, денежных средств в размере 268854 руб. 34 коп., стоимости услуг по эвакуации автомобиля в размере 10 300 руб. 00 коп., в счет компенсации морального вреда 20 000 руб. 00 коп., неустойки за каждый день просрочки добровольного исполнения требований потребителя в размере одного процента от суммы ущерба размере 268854 руб. 34 коп, штрафа по Закону о Защите прав потребителей за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований, стоимости услуг оценщика в сумме 4100 руб. 00 коп., расходов по оплате судебной экспертизы по делу в сумме 45000 руб. 00 коп., юридических услуг по представлению интересов истца в суде первой инстанции в сумме 40000 руб. 00 коп., по оплате услуг по распечатке цветных фотографий кадров видеорегистратора в сумме 1216 руб. 00 коп., по оплате нотариальных услуг по подготовке и удостоверению доверенности на представителя истца в сумме 50% от стоимости услуг в сумме 800 руб. 00 коп., мотивируя свои требования тем, что 13 августа 2020 г. истец двигался на принадлежащем ему автомобиле Nissan Patrol 5,6, г.р.з. …. по платной автомобильной дороге М-11 "Нева" в сторону г. Москвы. В районе 245 километра указанной дороги, примерно в 07:56 по московскому времени, истец услышал хлопок сзади. Остановившись посмотреть, что случилось, он обнаружил сильную течь охлаждающей жидкости в районе заднего правого колеса автомобиля и увидел, что заднее правое колесо автомобиля пробито посторонним предметом, который также пробил насквозь задний бампер, разбив задний правый противотуманный фонарь. Изучив участок трассы позади автомобиля, истец обнаружил металлические детали и кусок от заднего бампера. На записях с видеорегистраторов (передний и задний), установленных в автомобиле истца, видно, что на дороге справа в пределах полосы, предназначенной для движения, лежит посторонний предмет, который, попав под переднее правое колесо, пробил покрышку и диск заднего правого колеса, пробил задний бампер, после чего вылетел из-под автомобиля сзади. Таким образом, дорожно-транспортное происшествие произошло по причине ненадлежащего исполнения обязанности по содержанию автомобильной дороги. Истец вызвал наряд ГИБДД для оформления дорожно-транспортного происшествия. Согласно Дополнительным сведениям о дорожно-транспортном происшествии, в результате дорожно-транспортного происшествия повреждены: задний бампер, задний правый противотуманный фонарь, задний правый датчике парктроника, покрышка заднего правого колеса, задний правый колёсный диск. В силу полученных повреждений автомобиль не мог передвигаться, в связи с чем истец был вынужден вызвать эвакуатор. Стоимость услуг по эвакуации автомобиля от места дорожно-транспортного происшествия до сервисного центра "Автоцентр на Таганке" (ООО "Дикси-Трейд", официальный дилер Ниссан, в котором истец постоянно обслуживает автомобиль) составила 10 300 руб. 00 коп. Согласно отчёту №22010072 от 07.10.2020 об оценке рыночной стоимости ремонтно-восстановительных работ материалов и сопутствующих затрат, необходимых для восстановления транспортного средства Nissan Patrol 5,6, г.р.з. ….., подготовленному экспертом ООО "АВАНТ-эксперт", рыночная стоимость ремонтно-восстановительных работ, материалов и сопутствующих затрат, необходимых для восстановления транспортного средства по состоянию на 13.08.2020 составляет 276 638 руб. 00 коп., стоимость услуг оценщика составила 4 100 руб. 00 коп. Истец 16.10.2020 направил в адрес ответчиков претензии с предложением добровольно возместить нанесённый ему в результате дорожно-транспортного происшествия ущерб. По данным с сайта Почты России претензии были получены ответчиками: ООО "Объединённые системы сбора платы" - 19.10.2020, ООО "Автодор- Платные дороги" - 25.10.2020. ООО "Объединённые системы сбора платы" в своём ответе на претензию от 20.10.2020 отказалось возмещать ущерб на основании того, что в предмет деятельности ООО "Объединённые системы сбора платы" на участке 208-545 км автомобильной дороги Ml 1 не входит осуществление его содержания и ремонта. ООО "Автодор- Платные дороги" в своём ответе на претензию от 29.10.2020 отказалось возмещать ущерб на основании того, что оператором по взиманию платы на участке с 208 но 258 км автомобильной дороги М-11 в Тверской области является ООО "Объединённые системы сбора платы", и претензию нужно направлять им. Истец не согласился с отказом ответчиков. По ходатайству стороны истца по делу была проведена судебная трасологическая оценочная экспертиза. Проведение экспертизы было поручено ООО «Лекс-Эксперт». Согласно выводам экспертного заключения (ответ на 1-ый вопрос) причиной возникновения повреждений автомобиля Nissan Patrol 5,6, г.р.з. …., образовавшихся в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 13 августа 2020 г. примерно в 7 час. 56 мин. на платной автомобильной дороге M-11 «Нева» в районе 245 км. Наезд на посторонний предмет, находящийся на дорожной полосе. Согласно выводам экспертного заключения (ответ на 2-ый вопрос) стоимость восстановительного ремонта, требующегося для устранения повреждений, образовавшихся в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 13 августа 2020 примерно в 7 час. 56 мин. на платной автомобильной дороге Ml 1 «Нева» в районе 245 км. составляет: с учетом износа - 118508 руб. 14 коп., без учета износа – 268854 руб. 34 коп. С учетом положений ст.1064 ГК РФ. сумма ущерба автомобилю, подлежащая взысканию, составляет 268854 руб. 34 коп., как соответствующая принципу полного возмещения вреда. Кроме того, в материалы дела представлен договор, заключенный между ПАО «МОСТОТРЕСТ» и АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» 01 сентября 2017 года № 5007-ИД-2017- 01 на выполнение работ по содержанию. Согласно п.4.2 Договора, срок его действия - с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2037 г. Согласно разделу «ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ» Договора: «Автомобильная Дорога/Объект - означает подлежащий содержанию и эксплуатации па платной основе в качестве объекта Договора участок скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (4 этап, км208-км258), Тверская область (первая очередь строительства), включающий в себя предусмотренные проектной документацией земельные участки в границах полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильной дороги (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства), инженерные сооружения транспортной инфраструктуры (земляное полотно, дорожная одежда, мосты, водоотводные сооружения, путепроводы, эстакады, технические средства организации движения, иные дорожные объекты и объекты дорожного хозяйства), а также АСУДЦ и СВП в объеме, определенном Договором и приложениями к нему». Приложением №1.6.1 к Приложению N° 1 к Договору на выполнение работ по содержанию М5007-ИД-2017-01 от 01 сентября 2017 г. установлены Критерии оценки уборки мусора и посторонних предметов с элементов автомобильной дороги. Согласно п.8 указанного приложения, не допускается наличие посторонних предметов на проезжей части. Таким образом, ответственность за причиненный ущерб должна быть возложена именно на АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС».
Представитель истца Иванцов А.В в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» по доверенности Антоньева Т.И. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражали.
Представитель третьего лица ПАО «МОСТОТРЕСТ» по доверенности Гугина Е.И. в судебное заседание явилась, исковые требования не признали.
Представитель третьего лица Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (Государственная компания «АВТОДОР») по доверенности Гладких С.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Представители третьих лиц ООО «Объединенные Системы Сбора Платы», ООО «АВТОДОР-ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ» в судебное заседание не явились, извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Безрученко Д.Е. по доводам апелляционной жалобы, в частности потому, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу.
Представитель Безрученко Д.Е. по доверенности Иванцов А.В. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» по доверенности Антоньева Т.И. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы не признала.
Представитель Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (Государственная компания «АВТОДОР») по доверенности Ануфриева С.А. заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы не признала.
Представители третьих лиц ПАО «МОСТОТРЕСТ», ООО «Объединенные Системы Сбора Платы», ООО «АВТОДОР-ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ дело коллегией рассмотрено в пределах доводов жалобы.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ 1. Вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Правоотношения в сфере использования автомобильных дорог регламентированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В случае ремонта автомобильных дорог владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках такого ремонта и возможных путях объезда.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог" (Утвержден в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011 Решением 827 Комиссии Таможенного союза) устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям (пункт 2 статьи 1 Технического регламента).
Автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней должны соответствовать требованиям безопасности, а именно на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц (подпункт а" пункта 13.2 Технического регламента).
Согласно пункту 3 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. № 928, (действующих на момент спорного дорожно-транспортного происшествия) (далее - Правила) организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог включают в себя следующие мероприятия: а) оценка технического состояния автомобильных дорог; б) разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; в) проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; г) приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В пункте 4 Правил установлено, что организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, осуществляется указанными учреждениями, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании "Российские автомобильные дороги", Государственной компанией "Российские автомобильные дороги".
Деятельность Государственной компании "Российские автомобильные дороги" регламентирована Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 данного Закона в доверительное управление Государственной компании в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации передаются находящиеся в федеральной собственности автомобильные дороги общего пользования федерального значения, используемые на платной основе, или автомобильные дороги общего пользования федерального значения, содержащие платные участки (пункт 1).
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании, сроки такой передачи утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
При осуществлении деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании она вправе:
1) осуществлять в установленном порядке правомочия собственника в отношении автомобильных дорог Государственной компании;
2) обеспечивать в установленном порядке взимание платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании с пользователей такими автомобильными дорогами, а также взимание платы в виде возмещения владельцами тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам Государственной компании, вреда, причиняемого данными транспортными средствами автомобильным дорогам Государственной компании, на основании выданных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти специальных разрешений на осуществление движения по автомобильным дорогам Государственной компании данных транспортных средств и иной установленной законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности платы за использование автомобильных дорог Государственной компании;
3) заключать гражданско-правовые договоры в целях выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог Государственной компании, оказания услуг, связанных с выполнением целей деятельности Государственной компании;
4) осуществлять деятельность, направленную на получение и использование привлеченного финансирования, в соответствии с утвержденной программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период;
5) совершать в установленном порядке сделки по передаче автомобильных дорог Государственной компании во временное владение и в пользование операторам платных автомобильных дорог Государственной компании;
6) осуществлять деятельность, направленную на создание улучшений автомобильных дорог Государственной компании. Неотделимые улучшения автомобильных дорог Государственной компании относятся к изменению объекта доверительного управления и поступают в федеральную собственность. Отделимые улучшения автомобильных дорог Государственной компании, созданные за счет средств, связанных с собственной деятельностью Государственной компании, являются ее собственностью.
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут административную ответственность по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 13 августа 2020 г. в 09 часов 15 минут по адресу: …., произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю Nissan Patrol 5,6, г.р.з. …. принадлежащему на праве собственности истцу Безрученко Д.Е. и находившемуся под его управлением, были причинены механические повреждения.
Как следует из материала проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, составленных 13 августа 2020 г. должностным лицом ГИБДД по факту произошедшего дорожно-транспортного происшествия, при движении Безрученко Д.Е. на автомобиле Nissan Patrol 5,6, г.р.з. …. в сторону Москвы, произошел взрыв колеса.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» 22.12.2014 заключила с ОАО «МОСТОТРЕСТ» (с 01.01.2015 ПАО «МОСТОТРЕСТ») Долгосрочное инвестиционное соглашение № ДС-2014-1244 на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт - Петербург на участке 58—684 км (4 этап, 208 - 258 КМ), Тверская область (первая очередь строительства).
01 сентября 2017 г. между ПАО «МОСТОТРЕСТ» и АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» был заключен договор № 5007-ИД-2017-01 на выполнение работ по содержанию. Согласно п.4.2 Договора, срок его действия - с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2037 г.
Согласно разделу «ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ» Договора, автомобильная Дорога/Объект - означает подлежащий содержанию и эксплуатации па платной основе в качестве объекта Договора участок скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (4 этап, км208-км258), Тверская область (первая очередь строительства), включающий в себя предусмотренные проектной документацией земельные участки в границах полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильной дороги (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства), инженерные сооружения транспортной инфраструктуры (земляное полотно, дорожная одежда, мосты, водоотводные сооружения, путепроводы, эстакады, технические средства организации движения, иные дорожные объекты и объекты дорожного хозяйства), а также АСУДЦ и СВП в объеме, определенном Договором и приложениями к нему.
Согласно п.1.1 Договора, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства собственными и/(или) привлеченными силами и средствами выполнить комплекс работ на участке скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург км 58 - км 684 (4 этап, км 208 - км 258), Тверская область, первая очередь строительства (далее - Объект), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в рамках реализации Долгосрочного Инвестиционного Соглашения №ИД- 2014-1244 на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию Объекта от 22 декабря 2014 г., заключенного с Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», в соответствии с перечнем:
1.1.1. Подготовительные работы по разработке регламентов и согласованию с Заказчиком в соответствии с Перечнем документов по договору (Приложения №8 к настоящему Договору).
1.1.2. Работы по содержанию Объекта в объеме, установленном Техническим заданием на содержание (Приложение №1 к настоящему Договору) в порядке, установленным Законодательством и в соответствии с условиями и требованиями, установленными настоящим Договором, включая приложения к нему. Критерии оценки состояния Автомобильной Дороги для обеспечения круглогодичного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств являются оцениваемыми показателями уровня содержания и установлены в настоящем Договоре, Приложениях к нему, а также в дополнительных соглашениях к Договору (если применимо).
Согласно п.7.28 Договора АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» обязуется вести учет дорожно- транспортных происшествий, в том числе учет дорожно- транспортных происшествий с указанием дорожных условий, сопутствующих их совершению и участвовать в осмотре мест совершения дорожно-транспортных происшествий с целью определения причин возникновения происшествия и наличия сопутствующих дорожных условий на момент совершения дорожно-транспортных происшествий.
Согласно п.7.29 Договора АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» обязуется, по результатам проведенного осмотра и определения эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги или искусственного дорожного сооружения в месте совершения дорожно- транспортного происшествия составлять Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП совместно с сотрудниками УГИБДД МВД РФ.
Согласно п.10.9. Договора, в целях эффективной организации движения на Объекте и обеспечения ее Доступности Подрядчик обязан в рамках выполнения работ, указанных в п.1.1 настоящего Договора:
10.9.1. обеспечивать безопасное, равномерное и бесперебойное дорожное движение, с установленной правилами дорожного движения скоростью по Объекту, а также сводить к
минимуму задержки дорожного движения, выполнять требования к доступности автомобильной дороги для Пользователей, установленные в Приложении №7;
10.9.3. в кратчайшие сроки реагировать на ДТП, чрезвычайные ситуации или иные происшествия на Объекте с учетом требований, установленных Приложением № 7, в том числе правил работы службы дорожного мастера или службы аварийных комиссаров, которую вправе создать за свой счет Заказчик и/или Государственная компания;
10.9.4. сводить к минимуму последствия ДТП, чрезвычайных ситуаций или иных происшествий на Объекте;
10.9.5. незамедлительно и эффективно действовать в случае ДТП, чрезвычайных ситуаций или иного происшествия, требующих временного закрытия движения по Объекту (Участку Автомобильной Дороги) или отдельных полос движения на Объекте.
Согласно п.10.12 Договора, для целей пунктов настоящей статьи Подрядчик предпринимает необходимые меры к обеспечению безопасности движения на Объекте, минимизации негативных последствий происшествия/ситуации для участников дорожного движения.
Подрядчик в соответствии с Регламентом по организации проезда (подлежит разработке Подрядчиком и согласованию с Заказчиком и/или Государственной Компанией не позднее даты начала выполнения работ, установленной в п.4.2 настоящего Договора, принимает все доступные меры с тем. чтобы обеспечить незамедлительное прибытие органов ГИБДД МВД РФ на места дорожно-транспортных происшествий, а также экипажей скорой медицинской помощи и МЧС РФ в случае, если такое происшествие связано с причинением вреда жизни и здоровью, имеется угроза возгорания транспортного средства, необходима экстренная эвакуация пострадавших с места происшествия, оказания им врачебной помощи, освобождение лиц из транспортных средств, а также в иных случаях с целью оказания помощи в связи с дорожно-транспортным происшествием.
Подрядчик в случае дорожно-транспортного происшествия или иной чрезвычайной ситуации обеспечивает ограждение места происшествия, обеспечивает своевременное информирование иных пользователей об имеющейся опасности, обеспечивает незамедлительную эвакуацию пострадавших и оказание им экстренной медицинской помощи, обеспечивает при необходимости после осмотра места происшествия органами ГИБДД МВД РФ эвакуацию транспортных средств на охраняемую временную стоянку (при наличии таковой), а также предпринимает все меры к обеспечению безопасности движения на автомобильной дороге, минимизации негативных последствий происшествия/ситуации для участников дорожного движения, обеспечивает скорейшее восстановление полной пропускной способности автомобильной дороги».
Согласно п.10.13 Договора, подрядчик обеспечивает скорейшее восстановление полной пропускной способности Объекта.
Согласно п. 10.14 Договора, по результатам проведенного осмотра и определения эксплуатационного состояния Объекта в месте совершения дорожно-транспортного происшествия Подрядчик составляет Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП совместно с сотрудниками ГИБДД МВД РФ, а также определяет перечень и объем ущерба, причиненного Объекту и (или) искусственному дорожному сооружению.
Согласно п.12.19 Договора, подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие ненадлежащего исполнения или неисполнения условий настоящего Договора (за исключением дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы).
Приложением № 1 к Договору на выполнение работ по содержанию №5007-ИД-2017- 01 от 01 сентября 2017 г. утверждено Техническое задание на содержание участка скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург км 58 - км 684 (4 этап, км 208 - км 258), Тверская область, первая очередь строительства.
Приложением №1.6.1 к Приложению № 1 к Договору на выполнение работ по содержанию М5007-ИД-2017-01 от «01» сентября 2017 г. установлены Критерии оценки уборки мусора и посторонних предметов с элементов автомобильной дороги.
Согласно п.8 указанного приложения, не допускается наличие посторонних предметов на проезжей части.
Согласно заключения ООО "АВАНТ-эксперт" от 07 октября 2020 г. № 22010072 рыночная стоимость ремонтно-восстановительных работ, материалов и сопутствующих затрат, необходимых для восстановления транспортного средства по состоянию на 13.08.2020 составляет 276 638 руб. 00 коп.
Определением Головинского районного суда г. Москвы от 17 августа 2021 г. назначена комплексная судебная трасологическая, оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Лекс-Эксперт», согласно заключению данной экспертизы, причиной возникновения повреждений автомобиля Nissan Patrol 5,6, г.р.з. …., образовавшихся в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 13 августа 2020 года примерно в 7 час. 56 мин. на платной автомобильной дороге М-11 «Нева» в сторону Москвы в районе 245 км., является наезд на посторонний предмет, находящийся на дорожном полотне. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля, требующегося для устранения повреждений, образовавшихся в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 13 августа 2020 года примерно в 7 час. 56 мин. на платной автомобильной дороге M 11 «Нева» в сторону Москвы в районе 245 км составляет: с учетом износа: 118 508 руб. 14 коп., без учета износа: 268 854 руб. 34 коп.
Разрешая исковые требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения указанных выше правовых норм и пришел к обоснованным выводам о взыскании с ответчика АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» в пользу истца в счет возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, подлежат взысканию денежные средства в размере 268 854 руб. 34 коп., поскольку дорожно-транспортное происшествие произошло по причине наличия на проезжей части платной автодороги постороннего предмета. В результате ненадлежащего исполнения АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» своих обязательств по своевременному устранению препятствий к движению на участке дороги, который находятся в зоне его ответственности, автомобилю истца были причинены механические повреждения, в связи с чем данное учреждение ответственно за ущерб, причиненный автомобилю истца. Противоправное бездействие ответчика, выразившееся в ненадлежащем содержании дорожного покрытия и необеспечении безопасности дорожного движения на спорном участке дороги, повлекло причинение ущерба автомобилю истца; причинно-следственная связь между наступлением вреда и противоправностью поведения ответчика (причинителя вреда) подтверждена.
Кроме того, суд законно на основании ст.ст. 98, 103 ГПК РФ взыскал с АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» в пользу истца расходы по эвакуации автомобиля в размере 10 300 руб. 00 коп., расходы за составление экспертного заключения в размере 4 100 руб. 00 коп., расходы по оплате судебной экспертизы в размере 45 000 руб. 00 коп., расходы по распечатке цветных фотографий в размере 1 216 руб. 00 коп., расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 800 руб. 00 коп.; в доход бюджета г. Москвы госпошлину в размере 5 888 руб. 54 коп.
Судебная коллегия соглашается с доводами суда, поскольку данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, в том числе заключений ООО "АВАНТ-эксперт" от 07 октября 2020 г. № 22010072, ООО «Лекс-Эксперт», которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что действиями ответчика нарушены права истца как потребителя, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Частью 4 статьи 40 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2010 № 18 утверждены Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил определено, что пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, а пользователь - оплатить предоставленную услугу (далее - договор).
Пользователь заключает с оператором договор одним из следующих способов:
а) въезжает на платную автомобильную дорогу;
б) оплачивает проезд в пункте взимания платы;
в) оплачивает проездной талон;
г) приобретает в собственность или в аренду техническое средство автоматической электронной оплаты (пункт 4).
Проезд по платной автомобильной дороге организуется оператором с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, в том числе Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (абзац 1 пункт 5).
Оператор не вправе оказывать предпочтение одному пользователю перед другими пользователями в отношении заключения договора, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 2 пункта 5).
Отказ оператора от заключения с пользователем договора при наличии возможности проезда по платной автомобильной дороге не допускается (абзац 3 пункта 5).
Таким образом, Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативно-правовое регулирование порядка организации проезда по платной автомобильной дороге, определил способы заключения пользователями автомобильных дорог договора на оказание услуг по организации платного проезда с оператором. К числу этих способов отнесен въезд на платную автомобильную дорогу.
В федеральном законодательстве нет нормы о том, что договор на оказание услуг по организации платного проезда должен заключаться исключительно в письменной форме. Следовательно, к такому договору применимо правило пункта 2 статьи 158 названного кодекса о возможности заключения устной сделки путем совершения конклюдентных действий.
По своей правовой природе договор на оказание услуг по организации платного проезда, заключаемый между пользователем платной автомобильной дороги и оператором, является публичным договором, к которому применяются положения статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 названной статьи в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 3 части 3 статьи 40 Закона об автомобильных дорогах обязывает владельца платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, обеспечивать пользователей платной автомобильной дорогой или платным участком автомобильной дороги информацией о стоимости проезда транспортных средств по ним, об оказываемых услугах, о порядке, формах и системе их оплаты, о перечне услуг, входящих в стоимость проезда транспортных средств по такой автомобильной дороге или такому участку автомобильной дороги, и о порядке оказания этих услуг.
По смыслу приведенных норм закона, утвержденных Правительством Российской Федерации Правил условием договора проезда по платной автомобильной дороге является предоставление возможности проезда по такой дороге.
Таким образом, права истца как потребителя ответчиком нарушены не были.
Более того, согласно уточненного искового заявления (….) истец просил взыскать причиненный ущерб лишь с ответчика АО «Мостотрест-Сервис», требований к ООО «Объединенные системы сбора платежей», ООО «Автодор-платные дороги», ПАО «Мостотрест» не предъявлял. В своем исковом заявлении указанные юридические лица указал в качестве третьих лиц.
Фактически все доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Троицкого районного суда г. ░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: