Дело № 2а-187/ 2018год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красный Холм 02 ноября 2018 года
Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павловой С.О.
Рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснохолмского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Глебенское сельское поселение» Краснохолмского района Тверской области выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений в сфере охраны земель сельскохозяйственного назначения и обязании администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области принять меры по устранению нарушений в сфере охраны земель сельскохозяйственного назначения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Краснохолмского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Глебенское сельское поселение» Краснохолмского района Тверской области выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений в сфере охраны земель сельскохозяйственного назначения и обязании администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области принять меры по устранению нарушений в сфере охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Свое заявление мотивировал тем, что прокуратурой Краснохолмского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Глебенское сельское поселение Краснохолмского района Тверской области требований законодательства с сфере охраны окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности населения на соответствующих территориях.
На основании ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится разработка и реализации местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель и благополучия проживающего на его территории населения.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия
на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков,землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков вчисле прочего обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной иветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления,иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числерадиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязненияотходами производства и потребления и другого негативного воздействия.Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящимКодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года №101-ФЗ "Огосударственном регулировании обеспечения плодородия земельсельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", (ст. 13 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в числе прочего обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Регулирование безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами следуют из собственных полномочий органов местного самоуправления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 6 Федерального закона от 19.07.1997 №109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством РФ.
Статьей 22 данного Закона предусмотрено, что порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных. Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.
Гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и среды его обитания на всех этапах обращения с указанными средствами установлены Санитарными правилами и нормативами СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N 17).
Пунктами 2.16, 2.17, 2.22 указанных Санитарных правил предусмотрено: до проведения обработок пестицидами, не позднее чем за 3 дня, ответственные за проведение работ должны обеспечить оповещение о запланированных работах населения близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах. На границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием "Обработано пестицидами", содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Знаки безопасности должны устанавливаться в пределах видимости от одного знака до другого, контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ, уборки урожая и других.
При обращении с пестицидами должны соблюдаться санитарно-защитные зоны и минимальные разрывы от населенных мест, водных объектов, оздоровительных и санаторно-курортных учреждений. При этом должна учитываться "роза ветров" и возможность изменения направления воздушных потоков в период проведения "защитных" работ, с целью исключения загрязнения пестицидами атмосферного воздуха и водоемов в местах пребывания людей на прилегающих территориях.
Также должны соблюдаться установленные сроки прекращения и возобновления выпаса скота на обработанных пестицидами участках.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Согласно ст.16 Федерального закона «О мелиорации земель» органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель: обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях; координацию и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель; обеспечение защиты окружающей природной среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях.
Данные полномочия реализуются органами местного самоуправления не только в соответствии с названным Законом, но с иными актами федерального законодательства. Пи этом защита окружающей среды является как правом, так и
обязанностью органов местного самоуправления, поскольку одним из принципов, установленных Федеральным законом «Об окружающей среде», является принцип ответственности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления за состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено отсутствие в Глебенском сельском поселении Краснохолмского района должной организации работ по регулированию вопросов безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Так, на территории Глебенского сельского поселения расположены следующие сельскохозяйственные организации: ООО АПК «Спас на Холму», колхоз «Искра», колхоз «Крюковский». Однако в нарушение приведенных норм законодательства какая-либо деятельность с перечисленными хозяйствующими субъектами со стороны администрации поселения не велась, информация о недопустимости порчи земель ядохимикатами, пестицидами и удобрениями, правила их хранения и использования, а также оповещение администрации поселения о проведении работ по обработке земель сельскохозяйственного назначения ядохимикатами и пестицидами не доводилась.
Перечисленные обстоятельства, бездействие со стороны администрации поселения подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Прокурор в силу статьи 39 КАС РФ вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ч. 1 ст. 39, ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просят признать незаконным бездействие администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по информированию руководителей сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, расположенных в границах поселения, о недопустимости порчи земель ядохимикатами, пестицидами и другими удобрениями, о правилах их хранения и использования, а также по оповещению ими администрации Глебенского сельского поселения в случае проведения работ по обработке земель сельскохозяйственного назначения ядохимикатами, пестицидами. Обязать администрацию Глебенского сельского поселения Краснохолмского района в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по информированию руководителей сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, расположенных в границах поселения, о недопустимости порчи земель ядохимикатами, пестицидами и другими удобрениями, о правилах их хранения и использования, а также по оповещению ими администрации Глебенского сельского поселения в случае проведения работ по обработке земель сельскохозяйственного назначения ядохимикатами, пестицидами.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. От административного ответчика также поступило заявление о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Рассмотрение административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, единолично судьей, без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности населения на соответствующих территориях.
На основании ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится разработка и реализации местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель и благополучия проживающего на его территории населения.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в числе прочего обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Регулирование безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами следуют из собственных полномочий органов местного самоуправления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 6 Федерального закона от 19.07.1997 №109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и
устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Согласно ст.16 Федерального закона «О мелиорации земель» органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель: обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях; координацию и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель; обеспечение защиты окружающей природной среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что должная организация работ по регулированию вопросов безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами отсутствует.
Также в судебном заседании установлено, что на территории Глебенского сельского поселения расположены следующие сельскохозяйственные организации: ООО АПК «Спас на Холму», колхоз «Искра», колхоз «Крюковский». Однако в нарушение приведенных норм законодательства какая-либо деятельность с перечисленными хозяйствующими субъектами со стороны администрации поселения не велась, информация о недопустимости порчи земель ядохимикатами, пестицидами и удобрениями, правила их хранения и использования, а также оповещение администрации поселения о проведении работ по обработке земель сельскохозяйственного назначения ядохимикатами и пестицидами не доводилась.
Бездействие администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающего на территории муниципального образования в сфере охраны окружающей природной среды, а также подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Срок для устранения нарушения устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.
Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно Уставу муниципального образования административный ответчик администрация Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области является органом местного самоуправления.
В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Краснохолмского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Глебенское сельское поселение» Краснохолмского района Тверской области выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений в сфере охраны земель сельскохозяйственного назначения и обязании администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области принять меры по устранению нарушений в сфере охраны земель сельскохозяйственного назначения - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Глебенского сельского поселения Краснохолмского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по информированию руководителей сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, расположенных в границах поселения, о недопустимости порчи земель ядохимикатами, пестицидами и другими удобрениями, о правилах их хранения и использования, а также по оповещению ими администрации Глебенского сельского поселения в случае проведения работ по обработке земель сельскохозяйственного назначения ядохимикатами, пестицидами незаконным.
Возложить на администрацию Глебенского сельского поселения Краснохолмского района обязанность в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по информированию руководителей сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, расположенных в границах поселения, о недопустимости порчи земель ядохимикатами, пестицидами и другими удобрениями, о правилах их хранения и использования, а также по оповещению ими администрации Глебенского сельского поселения в случае проведения работ по обработке земель сельскохозяйственного назначения ядохимикатами, пестицидами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения решения в Тверской областной суд с подачей жалобы через Краснохолмский районный суд.
Председательствующий подпись