Дело № 2-3554/15
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2015 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска, действующего в интересах Гуреева П.А., к Администрации г. Смоленска о понуждении к совершению действий по установке пандусов,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Смоленска, действуя в интересах Гуреева П.А., обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска о понуждении к совершению действий по оборудованию пандусами подъездов дома № по <адрес> в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», указав, что подъезды дома № по <адрес>, в котором проживает Гуреев П.А. – инвалид по зрению, в нарушение положений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации не оборудованы пандусами.
Помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Панфилова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Гуреев П.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Ответчик Администрация г. Смоленска в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке заочного производства по правилам ст.234 ГПК РФ. Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Нормативное закрепление требований доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании указанных зданий и сооружений пандусами. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
Пунктами 4.1.14-4.1.16 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5 x 1,5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2,1 x 2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.
Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
В судебном заседании установлено, что Гуреев П.А. проживает в квартире № подъезда № дома № по <адрес>, является инвалидом первой группы по зрению (л.д. 8). С учетом состояния здоровья Гуреева П.А. беспрепятственный доступ в указанное выше жилое помещение, в том числе в подъезд дома, может осуществляться при помощи технического приспособления.
Между тем, подъезды дома № по <адрес>, в том числе подъезд №, не оборудованы техническими приспособлениями в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, что нарушает конституционные права и свободы Гуреева П.А., лишая его равных возможностей с другими гражданами на беспрепятственный доступ в жилое помещение.
Из материалов дела усматривается, что обслуживание жилого многоквартирного дома № по <адрес> осуществляет ОАО «Жилищник». При этом в обязанности обслуживающей организации входит выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, его инженерного оборудования и придомовой территории, а также осуществление иной деятельности, связанной с управлением многоквартирным домом. Пандусы к подъездам жилого дома № по <адрес> при строительстве дома проектной документацией не были предусмотрены (л.д. 23, 24).
В силу приведенных выше нормативных требований указанное здание в целях обеспечения беспрепятственного доступа в него инвалидов подлежит оснащению специальными приспособлениями.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач действующей в настоящее время Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 297 (с учетом изменений).
Необходимость исполнения требований СП 59.13330.2012 обусловлена нормами Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не ставит необходимость создания условий соблюдения прав инвалидов в зависимость от года постройки объекта инфраструктуры.
С учетом изложенного, подъезд № жилого дома № по <адрес>, в котором проживает Гуреев П.А., необходимо оборудовать в соответствии с СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
Согласно представленному техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ о технической возможности оборудования входа в подъезд № дома № по <адрес> пандусом в соответствии с установленными строительными, градостроительными, противопожарными нормами и иными нормативными требованиями, выполненному <данные изъяты>, техническая возможность оборудования входа в подъезд № дома № по <адрес> пандусом в соответствии с СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» имеется. Для выполнения доступности к подъезду № дома № по <адрес> требуется выполнить проход в металлическом ограждении крыльца и металлический пандус в направлении подъезда № на асфальтовое покрытие отмостки. Далее возле крылец подъезда № и промежуточного крыльца между подъездами № и № выполнить дорожки шириной 1 м на промежуточные площадки крылец. С промежуточной площадки крыльца подъезда № выполнить пандус вдоль дома по отмостке к калитке металлического забора.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт «ж» ч.1 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 2, 7, 18 и 19).
В силу положений ст.ст. 15 и 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901 «О представлении льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» органам местного самоуправления предписано осуществлять необходимые организационные меры по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по оборудованию подъезда № жилого дома, в котором проживает Гуреев П.А., пандусом в соответствии с «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» следует возложить на Администрацию г. Смоленска.
Таким образом, требования прокурора Ленинского района г. Смоленска, действующего в интересах Гуреева П.А., к Администрации г. Смоленска о понуждении к совершению действий по установке пандусов подлежат удовлетворению.
В этой связи на ответчика следует возложить обязанность по оборудованию подъезда № дома № по <адрес> пандусом в соответствии с «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и совершению необходимых для этого действий, указанных в техническом отчете ООО «Эксперт-Оценка».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Ленинского района г. Смоленска, действующего в интересах Гуреева П.А., к Администрации г. Смоленска о понуждении к совершению действий по установке пандусов удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Смоленска оборудовать подъезд № дома № по <адрес> пандусом в соответствии с «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и произвести следующие действия:
- выполнить проход в металлическом ограждении крыльца и установить металлический пандус в направлении подъезда № на асфальтовое покрытие отмостки;
- выполнить возле крылец подъезда № и промежуточного крыльца между подъездами № и № дорожки шириной 1 м на промежуточные площадки крылец;
- установить пандус с промежуточной площадки крыльца подъезда № вдоль дома по отмостке к калитке металлического забора.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий К.М. Макарова