Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-234/2018 ~ М-208/2018 от 13.06.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Клявлино 9 августа 2018 года

Судья Клявлинского районного суда Самарской области Шаймарданова Э.Г., с участием истца Лисачкиной В.Е., представителя истца адвоката Гатауллина З.М., представителя ответчика Межуевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Тимошкиной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2234/2018 по иску Лисачкиной Валентины Евгеньевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) о досрочном назначении страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Лисачкина В.Е. обратилась в суд с иском о досрочном назначении страховой пенсии по старости, указывая на то, что 25 января 2018 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г., в связи с которой пенсия по старости устанавливается лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности. В соответствии с решением ответчика от 16 мая 2018г. № 130 Комиссия ГУ-УПФР отказала в назначении досрочной страховой пенсии по старости по следующим основаниям: на дату обращения отсутствует требуемый специальный стаж в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения. В соответствии с указанным решением для назначения пенсии ей требуется 25 лет специального стажа, по представленным ею документам специальный стаж был определен в размере 16 лет 04 месяца 11 дней. Периоды обучения на курсах повышения квалификации, учебные отпуска за период работы в (*данные изъяты*) центральной районной больнице не засчитаны в специальный стаж. На данные курсы она была направлена работодателем, что подтверждается соответствующими приказами изданными лечебным учреждением по месту работы; трудовой договор с ней не расторгался, и выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанный период подлежит включению в специальный стаж. В соответствии с решением ответчик исключил из подсчета льготного специального стажа следующие периоды работы: работу в должности заведующей Сухореченского ФП в связи с тем, что согласно Списку профессий и должностей и Списку учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 предусмотрена должность: заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка, фельдшер, медсестра; работу в должности медсестры поликлиники (*данные изъяты*) ТМО, так как наименование организации (*данные изъяты*) ТМО не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениями здравоохранения; работу в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории «(*данные изъяты*) ЦРБ» в связи с тем, что Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрена должность: фельдшер-лаборант, что не подтверждается представленными документами. Считает, что отказ ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) не законный. Ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указала, что функцией (*данные изъяты*) фельдшерского пункта, где она работала в спорный период, является осуществление лечебной деятельности по охране здоровья населения. Деятельность ФП на протяжении всего периода его существования не менялась. Независимо от того, как ее должность записана в трудовой книжке за указанный период и как она указана в штатном расписании, функции ее работы, условия и характер были тождественны той должности, которая указана в Списке, и которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии. То, что ее должность в трудовой книжке указана заведующая ФП, суть работы в качестве медика не меняет, функциональные обязанности соответствовали обязанностям фельдшера. В (*данные изъяты*) фельдшерском пункте она работала и выполняла обязанности именно фельдшера, оказывала медицинскую помощь населению. Из должностной инструкции заведующего ФАП видно, что к обязанностям заведующего относятся амбулаторный прием и обслуживание на дому, оказание неотложной и экстренной доврачебной помощи, проведение физиотерапевтических процедур, организация флюорографического обследования и другая лечебная деятельность. Из стандартных основных разделов труда работников ФАП видно, что к перечню выполнения рабочих действий относится прием больных, оказание медицинской помощи больным на дому, организация профилактических осмотров и другие действия. Считает законными требования в части включения в льготный стаж спорных периодов работы в должности заведующей фельдшерским пунктом исходя из того, что (*данные изъяты*) ФП являлся структурной единицей (*данные изъяты*) ЦРБ, который осуществлял работы и услуги по специальности лечебное дело, работы и услуги по профилактической медицине. Характер работы на протяжении всего периода работы в должности заведующей ФП, в том числе и в спорные периоды, не изменялся. Будучи заведующей ФП, в спорные периоды времени она выполняла обязанности медицинской сестры (фельдшера), должность которого не была предусмотрена штатным расписанием здравпункта, поскольку работала в здравпункте одна. Лисачкина В.Е. считала, что на ее правах в получении досрочной пенсии поп.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г., не может отражаться ненадлежащее и безграмотное исполнение своих обязанностей другими лицами, ответственными за ведение трудовых книжек и издание приказов. Истец просила суд: 1. Признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) об отказе в назначении пенсии от 16 мая 2018г. № 130. 2. Обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж Лисачкиной Валентины Евгеньевны (*дата*) г.р., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующий периоды: с 01.04.1989г. по 24.11.1991г. - работа в должности заведующей (*данные изъяты*) ФП; с 25.11.1991г. по 10.01.1993г., с 21.11.1995г по 30.11.1995г - работа в должности медсестры поликлиники (*данные изъяты*) ТМО;     с 15.07.2010г по 18.09.2011г, с 24.09.2011г по 02.12.2012г, с 04.12.2012г по 21.07.2013г, с 27.07.2013г по 13.02.2014г - работа в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории «(*данные изъяты*) ЦРБ»; с 19.04.2004г по 29.05.2004г; с 14.11.2005г по 18.11.2005г; с 27.05.2009г по 26.06.2009г; с 01.03.2010г по 05.03.2010г; с 21.05.2014г по 19.06.2014г; с 06.04.2015г по 16.04.2015г. - прохождения курсов повышения квалификации, учебных отпусках. 3. Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Лисачкиной Валентины Евгеньевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы до 1 ноября 1999 года в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464: один год работы за один год и три месяца. 4. Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения за назначением пенсии, с 25.01.2018г.

В ходе судебного разбирательства истец Лисачкина В.Е. и ее представитель адвокат Гатауллин З.М. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в нем доводам. В обоснование своих требований истец суду указала, что в 1989 году окончила (*данные изъяты*) медицинское училище и получила специальность фельдшера, после чего ее направили работать заведующей (*данные изъяты*) фельдшерского пункта, где она единолично выполняла работу фельдшера, медицинской сестры. В штате ФП было двое: она и санитарка, которая не оказывала деятельность по охране здоровья населения. Несмотря на наименование должности, она в этот период вела амбулаторный прием больных на фельдшерском пункте; прием больных на дому, то есть, как фельдшер скорой помощи выезжала на дом по вызовам; круглосуточно оказывала первую неотложную помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим направлением и сопровождением больного в (*данные изъяты*) больницу; вела наблюдение за состоянием здоровья беременных, детей; проводила профилактические прививки, для этого в Санэпидемстанции получала медицинские имуннобиологические препараты - вакцины. По приказу замещала на 0,5 ставки заведующего (*данные изъяты*) ФП с 8.10.90г. на время декретного отпуска фельдшера, где также вела прием больных. После она работала в должности медсестры поликлиники (*данные изъяты*) ТМО, несмотря на наименование учреждения, ее трудовая деятельность также была связана с деятельностью по охране здоровья населения, работала в отделениях (*данные изъяты*) ТМО, требования к ней были те же, изменений в оплате труда также не было, она обрабатывала медицинские инструменты ЦСО, но все было в поликлинике. Работая в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории «(*данные изъяты*) ЦРБ», она выполняла работу фельдшера-лаборанта, в частности, производила забор крови с дальнейшим его направлением в (*данные изъяты*) лабораторию для исследования крови на наличие интител к ВИЧ, в ходе выполнения работы непосредственно в лаборатории также заполняла журналы регистрации сывороток, анализатора мочевых диагностических тест-полосок, лабораторных исследований серологических на Реакцию Вассермана, на определения группы крови и резус-фактора, регистрировала анализы женской консультации, проводила анализы на малярийный плазм, выпотной и спинномозговой жидкости с регистрацией их в журнале прочих исследований. Как старшая она заполняла график отпусков и табель дежурств сотрудников лаборатории, получала реактивы в бухгалтерии, каждую неделю посещала оперативные совещания, за указанную нагрузку ей доплачивали, но основная заработная плата ей начислялась как за фельдшера-лаборанта, что указано в расчетно-платежных ведомостях. Пояснила, что работодателем раз в пять лет направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, места работы, поскольку в силу требований закона ей как медицинскому работнику необходимо подтверждать свою квалификацию. Представитель истца полагал, что нет вины его доверителя в том, что в трудовой книжке вместо должности заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер акушерка, медицинская сестра) заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра) указывалась должность - заведующей фельдшерским пунктом. Гатауллин З.М. считал, что Лисачкина В.Е. как работник не может быть ответственным за неполное содержание записей в ее трудовой книжке, приказах, неграмотное составление штатных расписаний, поскольку ведение трудовых книжек, изготовление приказов, составление штатных расписаний является обязанностью работодателя, недочеты которого не могут ограничивать ее права, в том числе и право на назначение пенсии досрочно. Истец и представитель просили суд включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы до 1 ноября 1999 года в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464: один год работы за один год и три месяца; назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения к ответчику за пенсией. Лисачкина В.Е. отказалась от возмещения судебных расходов.

Представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) Межуева Н.Е., уполномоченная доверенностью, иск не признала по доводам, изложенным в Отзыве.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, приходит к выводу, что уточненный иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту: Федеральным законом № 400-ФЗ), вступившим в законную силу с 1 января 2015г.

По общему правилу, в соответствии со ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с положениями ч. ч. 2 - 4 ст. 30 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». В соответствии с подпунктом «н» пункту 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года; Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работу, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066; Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464; Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

По настоящему гражданскому делу для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период до 31 октября 1999г. включительно, применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Согласно диплому серии МТ (*№*) от 28 февраля 1989 года, Сальникова (Лисачкина) Валентина Евгеньевна в 1985 года поступила в (*данные изъяты*) медицинское училище и 1989 году окончила полный курс названного училища по специальности «фельдшер», присвоена квалификация «фельдшер». После заключения брака (*дата*) с Л.А.М. истец сменила фамилию Сальникова на Лисачкина.

В силу ст.66 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. Так, из записей в трудовой книжки истца АТ-V (*№*), заведенной 1 апреля 1989г. (*данные изъяты*) центральной районной больницей, следует, что 01.04.1989 Сальникова (Лисачкина) В.Е. принята на должность заведующей (*данные изъяты*) ФП, после была переведена на должности медсестры поликлиники, лаборанта диагностической лаборатории, медицинского лабораторного техника, старшего фельдшера-лаборанта, медицинского лабораторного техника, до настоящего времени работает в (*данные изъяты*) центральной районной больнице, являющейся государственным бюджетным учреждением здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности.

Судом установлено, что решением от 16 мая 2018г. № 130 Комиссия ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) отказала Лисачкиной В.Е. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого Федеральным законом № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" специального стажа работы, при подтвержденном стаже 16 лет 04 месяца 11 дней.

Как следует из Решения истцу не включены в специальный стаж периоды с 01.04.1989г. по 24.11.1991 - работа в должности заведующей Сухореченского ФП в связи с тем, что согласно Списку профессий и должностей и Списку учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 предусмотрена должность: заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка, фельдшер, медсестра; с 25.11.1991г по 10.01.1993г работа в должности медсестры поликлиники (*данные изъяты*) ТМО, так как наименование организации (*данные изъяты*) ТМО не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениями здравоохранения; с 21.11.1995г по 30.11.1995г - работа в должности медсестры ЦСО (*данные изъяты*) ТМО, так как наименование организации (*данные изъяты*) ТМО не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениями здравоохранения; с 15.07.2010г по 18.09.2011г - работа в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории «(*данные изъяты*) ЦРБ» в связи с тем, что Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрена должность: фельдшер-лаборант, что не подтверждается представленными документами; с 24.09.2011г по 02.12.2012г - работа в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории «(*данные изъяты*) ЦРБ» в связи с тем, что Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрена должность: фельдшер-лаборант, что не подтверждается представленными документами; с 04.12.2012г по 21.07.2013г - работа в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории «(*данные изъяты*) ЦРБ» в связи с тем, что Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрена должность: фельдшер-лаборант, что не подтверждается представленными документами; с 27.07.2013г по 13.02.2014г - работа в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории «(*данные изъяты*) ЦРБ». Так же исключены из специального стажа периоды предоставления отпусков без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком до 1,6 лет: с 11.01.1993г по 20.11.1995г; с 15.07.1996г по 30.09.1998г.

Согласно представленным Лисачкиной В.Е. доказательствам, ведение истцом амбулаторного приема на фельдшерско-акушерском пункте подтверждается заверенными работодателем истца копиями медицинских карт амбулаторных больных К.Е.В., М.Ю.А., А.Е.А., В.П.С., К.Л.Ф., что указывает об осуществлении ею работы по охране здоровья граждан.

Согласно должностных инструкций заведующей (*данные изъяты*) фельдшерского пункта, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера с. Черный Ключ, фельшера-лаборанта, заведующие ФАП и ФП возглавляют работу по организации и планированию лечебно-профилактической помощи на участке, несет ответственность за оказание своевременной медицинской (доврачебной) помощи при различных заболеваниях и несчастных случаях, как фельдшер, в частности, осуществляют амбулаторный прием и обслуживание больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному, медицинский контроль за развитием и здоровьем детей в яслях, детских садах, школах, расположенных на территории деятельности ФАПа и ФП, ведут наблюдение за состоянием здоровья беременных и прочее.

Тот факт, что Лисачкина В.Е. в спорный период, занимая должность заведующей (*данные изъяты*) ФП, одна осуществляла работу по охране здоровья граждан, подтверждает и то обстоятельство, что штатным расписанием в (*данные изъяты*) ФП была предусмотрена 1 единица среднего медицинского персонала.

Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, установленных в судебных заседаниях характера и специфики, условий осуществляемой Лисачкиной В.Е. работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности, с учетом целей и задач, а также направления деятельности фельдшерского пункта, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды с 01.04.1989г. по 24.11.1991г. Лисачкина В.Е. выполняла трудовые функции по оказанию медицинской помощи как медицинский работник, находясь в должности заведующей ФП, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности независимо от наименование ее должности и места работы, которое было различным в разные годы и что по мнению суда - не должно негативно отражаться на пенсионных правах истца.

Истец Лисачкина В.Е. представленными доказательствами подтвердила в суде, что выполняя работа в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории «(*данные изъяты*) ЦРБ», она также выполняла работу фельдшера-лаборанта, в частности, производила забор крови с дальнейшим его направлением в Похвистневскую лабораторию для исследования крови на наличие интител к ВИЧ, в ходе выполнения работы непосредственно в лаборатории заполняла журналы регистрации сывороток, анализатора мочевых диагностических тест-полосок, лабораторных исследований серологических на Реакцию Вассермана, на определения группы крови и резус-фактора, регистрировала анализы женской консультации, проводила анализы на малярийный плазм, выпотной и спинномозговой жидкости с регистрацией их в журнале прочих исследований. Как замещающая должность старшей среди остальных фельдшеров-лаборантов истец заполняла график отпусков и табель дежурств сотрудников лаборатории, получала реактивы в бухгалтерии, за указанную нагрузку ей доплачивали, но основная заработная плата ей начислялась как за фельдшера-лаборанта, что указано в расчетно-платежных ведомостях.

Суд признает заслуживающим внимание Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Лисачкиной В.Е., сформированной по состоянию на 1 июля 2018г.

Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Лисачкиной В.Е., выданной ответчиком, видно, что с 1989г. по 1998г. работодатель указан как муниципальное лечебное учреждение (*данные изъяты*) центральная районная больница; с 1998г. по 2014г. – как государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «(*данные изъяты*) центральная районная больница».

Истец Лисачкина В.Е. просила суд включить оспариваемые периоды, а также зачтенные ответчиком в календарном исчислении в ее стаж в льготном исчислении.

В соответствии со Списком, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, все врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имели право на досрочную трудовую пенсию. Исчисление сроков выслуги производится работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Оценивая доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве о том, что: «поскольку Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР 06.09.1991 года № 464 не содержит конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, в связи с чем, при подсчете стажа за периоды работы с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. применяются Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395». Суд руководствуется Информационным Письмом Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 2000г. № 3948/1-17 и Пенсионного Фонда РФ от 29 сентября 2000г. № 06-25/8625 в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 следует иметь в виду, что в соответствии со ст.81 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» применяются указанные представителем ответчика Номенклатуры должностей и учреждений, утвержденные Приказами от 15.10.199 № 377 и от 15.10.1999 № 377 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет, при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 1 ноября 1999 года, но не ранее даты их вступления в законную силу. В Письме указано, что при этом следует иметь в виду, Приказ Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377 вступил в законную силу с 26.11.1999, а Приказ от 03.11.1999г. № 395 - с 03.12.1999г.

При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем, если руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава, действовавшего до 01 декабря 2008г., в соответствии с которым должности заведующего фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра) отнесены к среднему медицинскому персоналу.

Из системного анализа указанных выше нормативных актов следует, что должность заведующего фельдшерским пунктом не является освобожденной и предполагает ее замещение либо фельдшером, либо медицинской сестрой применительно к среднему медицинскому персоналу.

Материалами дела, в частности, справками, выданными ГБУЗ СО «(*данные изъяты*) центральная районная больница», установлено, что наименование учреждения, в котором Лисачкина В.Е. работает по настоящее время неоднократно претерпевала изменения, а именно. На основании решений Президиума облисполкома № 94 от 29.12.87г. и исполкома Клявлинского районного Совета народных депутатов № 47 от 17.02.88г. (*данные изъяты*) центральная районная больница с 04.01.88г. реорганизована в Территориальное медицинское объединение. На основании приказа Министерства Здравоохранения СССР № 900 от 26.09.1987г., положения о Территориальном медицинском объединении от 25.12.1987г. и решения Совета трудового коллектива с 04.01.1988г. введено новое штатное расписание, согласно которому в состав Территориального медицинского объединения вошли: 1.(*данные изъяты*) центральная районная больница: 1.1 Поликлиника; 1.2 Стационар с многочисленными отделениями, 1.3 Патологоанатомическое отделение; 1.4 Фельдшерско-акушерский пункт, 1.5 Вспомогательные лечебно-диагностические подразделения: клинико-диагностическая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, рентгенкабинет, централизованное стерилизационное отделение. (*данные изъяты*) территориальное медицинское объединение реорганизовано с 01.12.1995г. в (*данные изъяты*) центральную районную больницу (приказ от 1995г.). Установлено, что Территориальное медицинское объединение (ТМО) является лечебно-профилактическим учреждением, представляла собой форму, в которую была реорганизована (*данные изъяты*) центральная районная больница и имела в составе поликлинику, стационар с многочисленными отделениями, ФАП и иные подразделения.

Как было упомянуто, при подсчете выслуги за период работы до 01.11.1999г. применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановление Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, в соответствии с которым в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориально-медицинских объединений врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии с с постановлением Министерства труда и Социального развития РФ от 14 мая 2001 года N 38, согласованного с Министерством здравоохранения РФ и Пенсионным фондом РФ работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет.

Территориальное медицинское объединение (ТМО) является лечебно — профилактическим учреждением и включено в Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом МЗ РФ от 03.11.1999г. № 395, п.1.2.3. Кроме того, согласно п. 8 Номенклатуры, ТМО - это комплекс лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, головной организацией которых является больница или поликлиника.

В силу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 мая 2001 года № 8-П и от 29 января 2004 года № 2-П, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года при установлении трудовой пенсии, в том числе подтверждение и исчисление трудового стажа, может осуществляться по нормам законодательства, действующего на момент осуществления трудовой деятельности.

Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан и тем самым отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, не совместимы с требованиями Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П ссылается на то, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Судом установлено, что, несмотря на переименование лечебного учреждения, а именно в связи с названием лечебного учреждения Территориальное медицинское объединение, последующее переименование, функциональное направление деятельности учреждения не изменялось, не изменились и функциональные обязанности истицы, её деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Ответчиком не оспаривается то, что ГБУЗ СО (*данные изъяты*) ЦРБ является лечебным учреждением, оказывающим специализированные виды медицинской помощи, имеющим в своем составе стационар, поликлинику, лабораторию.

В связи с изложенным суд считает, что изменение наименования учреждения не может служить основанием для отказа засчитать в стаж истца оспариваемые периоды с 25.11.1991г по 10.01.1993г, с 21.11.1995г по 30.11.1995г - работа в должности медсестры поликлиники (*данные изъяты*) ТМО, поскольку трудовая деятельность Лисачкиной В.Е. была связана с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Учитывая установленные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18 и 19, части 1 статьи 55 Конституции РФ, по своему смыслу предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Ответчиком также отказано истцу во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Из выписок из приказов по (*данные изъяты*) ЦРБ, видно, что Лисачкина В.Е. направлялась на курсы повышения квалификации.

Свидетельствами и удостоверениями о повышении квалификации подтверждается прохождение Лисачкиной В.Е. в вышеуказанные периоды курсов повышения квалификации по темам «Изосерологические методы исследований в структуре деятельности КДЛ», «Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике», «Основы клинической трансфузиологии».

В соответствии с положениями ст.187 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ), гарантирующей сохранение трудовых прав работникам, совмещающим труд с повышением квалификации, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением места работы и средней заработной платы истицы, из которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такое толкование закона дано Верховным Судом Российской Федерации в определениях.

Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно ФЗ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению.

Таким образом, учитывая, что нахождение на курсах повышения квалификации необходимо медицинским специалистам для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению, при которых за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата, суд первой инстанции обоснованно включил в льготный стаж периоды нахождения истца Лисачкиной В.Е. на курсах повышения квалификации.

Суд также учитывает, что для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, так как медицинские технологии совершенствуются, и специалист должен их знать. Из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г. № 323-ФЗ усматривается, что для медицинских специалистов предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации. Для медицинских специалистов повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является неотъемлемой частью профессиональной деятельности.

Таким образом, судом установлено, что Лисачкина В.Е. относится к категории работников, для которых в силу специальных нормативных актов курсы повышения квалификации являются обязательным условием выполнения работы, на курсы повышения квалификации истец направлялся работодателем; это было необходимо для подтверждения квалификации медицинского работника и связано с осуществлением медицинской деятельности, по окончанию прохождения курсов повышения квалификации истцом были получены соответствующие документы об окончании, что подтверждается представленными доказательствами, время нахождения на курсах повышения квалификации является периодами рабочего времени, по месту работы истцу выплачивался средний заработок, в течение этого времени работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд, поэтому периоды нахождения Лисачкиной В.Е. на курсах повышения квалификации с 19.04.2004г по 29.05.2004г; с 14.11.2005г по 18.11.2005г; с 27.05.2009г по 26.06.2009г; с 01.03.2010г по 05.03.2010г; с 21.05.2014г по 19.06.2014г; с 06.04.2015г по 16.04.2015г. также подлежат зачету в специальный стаж.

Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, оспариваемых периодов работы Лисачкиной В.Е. на момент подачи ею заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составила более 25 лет, что также подтверждается ответом ответчика на запрос суда, с учетом ст.22 Федерального закона № 400-ФЗ, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию с даты обращения Лисачкиной В.Е. в Государственное учреждение - Управлению Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное), то есть – 25.01.2018г.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд должен рассмотреть дело по заявленным истцом требованиям.

Суд выносит решение по имеющимся в деле и представленными сторонами в ходе судебного разбирательства дополнительным доказательствам.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Лисачкиной В.Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) следует удовлетворить в полном объеме.

В силу части первой статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все судебные расходы. Однако истец просил суд возложить на него судебные издержки по делу, в связи с чем, суд, исходя из принципа диспозитивности гражданского процесса, удовлетворяет эту просьбу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Лисачкиной Валентины Евгеньевны удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) об отказе в назначении пенсии от 16 мая 2018г. № 130.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж Лисачкиной Валентины Евгеньевны (*дата*) г.р., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды:    

с 01.04.1989г по 24.11.1991г - работа в должности заведующей Сухореченского ФП,

с 25.11.1991г по 10.01.1993г, с 21.11.1995г по 30.11.1995г - работа в должности медсестры поликлиники Клявлинской ТМО,

с 15.07.2010г по 18.09.2011г, с 24.09.2011г по 02.12.2012г, с 04.12.2012г по 21.07.2013г, с 27.07.2013г по 13.02.2014г - работа в должности старшего фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории «(*данные изъяты*) ЦРБ»;

с 19.04.2004г по 29.05.2004г; с 14.11.2005г по 18.11.2005г; с 27.05.2009г по 26.06.2009г; с 01.03.2010г по 05.03.2010г; с 21.05.2014г по 19.06.2014г; с 06.04.2015г по 16.04.2015г. - прохождения курсов повышения квалификации, учебных отпусках.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Лисачкиной Валентины Евгеньевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы до 1 ноября 1999 года в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464: один год работы за один год и три месяца.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Клявлинский Самарской (межрайонное) назначить Лисачкиной Валентине Евгеньевне (*дата*) г.р. досрочную страховую пенсию с момента обращения за назначением пенсии - с 25.01.2018г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 августа 2018г.

Судья (подпись) Э.Г. Шаймарданова

2-234/2018 ~ М-208/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лисачкина В.Е.
Ответчики
УПФР в муниципальном районе Клявлинский Самарской области (межрайонное)
Суд
Клявлинский районный суд Самарской области
Судья
Шаймарданова Э.Г.
Дело на странице суда
klivliansky.sam.sudrf.ru
18.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.07.2018Предварительное судебное заседание
13.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2018Передача материалов судье
18.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2018Подготовка дела (собеседование)
07.08.2018Судебное заседание
09.08.2018Судебное заседание
14.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2018Дело оформлено
24.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее