Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1364/2011 ~ М-1175/2011 от 19.05.2011

Дело №2-1364/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,

с участием представителей заявителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия Романовой О.Е., действующей на основании доверенности № МС-10/1-39 от 04 апреля 2011 года, Саранской О.М., действующей на основании доверенности № МС-13/1-74 от 24 мая 2011 года,

представителей заинтересованного лица Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» Явича М.С., действующего на основании доверенности № 805 от 25 апреля 2011 года, Макаровой Н.С., действующей на основании доверенности № 938 от 20 мая 2011 года,

представителя заинтересованного лица Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения Мироновой С.А., действующей на основании доверенности № 1358 от 24 мая 2011 года,

заинтересованного лица Волковой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия о признании недействительным решения Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» от 18 апреля 2011 года № 51-ПО о выплате Волковой Валентине Николаевне в порядке исключения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения,

установил:

Управление Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» от 18 апреля 2011 года № 51-ПО о выплате бывшему работнику Управления Волковой Валентине Николаевне в порядке исключения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.

В обоснование заявленных требований указано, что 19 апреля 2011 года в УФМС России по Республике Мордовия поступило решение ГКУ РМ «Центр занятости населения города Саранска» в виде справки от 18 апреля 2011 года № 51-ПО о выплате бывшему работнику Управления ВолковойВ.Н., уволенной 18 января 2011 года на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, в порядке исключения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, согласно статье 178 Трудового кодекса РФ.

Данное решение считают незаконным, а справку - выданной в нарушение действующего законодательства по следующим основаниям. На момент увольнения Волкова В.Н. являлась пенсионеркой по старости. Обращение работника в орган службы занятости в двухнедельный срок после увольнения и факт не трудоустройства в течение двух месяцев сами по себе не свидетельствуют об исключительности случая, и не являются достаточными для принятия органом службы занятости указанного решения.

Часть 2 статьи 178 Трудового кодекса РФ требует от органа службы занятости мотивировать свое решение и, в частности, мотивировать исключительность случая в связи с невозможностью трудоустройства работника в течение 2 месяцев после увольнения.

Кроме того, из содержания пункта 3 статьи 3 Закона и пункта 4 Порядка регистрации безработных граждан вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии.

В связи с чем просит суд признать недействительным решение ГКУ РМ «Центр занятости населения города Саранска» в виде справки от 18 апреля 2011 года № 51-ПО о выплате бывшему работнику Управления Волковой Валентине Николаевне в порядке исключения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.

В судебном заседании представители заявителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия Романова О.Е. и Саранская О.М. заявленные требования поддержали, просили суд их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что на момент обращения Волковой В.Н. в орган службы занятости, а также в период ее нахождения в статусе ищущей работы, в наличии имелись вакансии подходящей для нее работы. Однако, должностными лицами Центра занятости указанные вакансии Волковой В.Н. предложены не были.

Представители заинтересованного лица Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» Явич М.С. и Макарова Н.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, просили отказать в их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения Миронова С.А. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, распространяются также и на пенсионеров.

Заинтересованное лицо Волкова В.Н. в судебном заседании с заявлением не согласилась. Суду пояснила, что в течение трех месяцев с момента обращения в орган службы занятости какие-либо вакантные должности ей не предлагались.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что приказом начальника Управления Федеральной Миграционной службы по Республике Мордовия от 18 января 2011 года за № 7 л/с Волкова В.Н. была уволена с должности заведующей складом подразделения младшего обслуживающего персонала УФМС России по Республике Мордовия в связи с сокращением штата работников организации.

В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

18 апреля 2011 года Государственным казенным учреждением Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» принято решение в виде справки за № 51-ПО о выплате ВолковойВ.Н. в порядке исключения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения согласно статье 178 Трудового кодекса Российской федерации.

Из данной справки следует, что Волкова В.Н. обратилась в центр занятости населения 28 января 2011 года и не была трудоустроена в течение трех месяцев со дня увольнения.

При этом выводы ГКУ Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» о наличии у Волковой В.Н. права на сохранение средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения основаны исключительно на том, что она в двухнедельный срок со дня увольнения обратилась в центр занятости и не была трудоустроена в течение трех месяцев, в то время как указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как того требует часть 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку положениями указанной статьи эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Вместе с тем, часть 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работникам, обратившимся в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения по решению этого органа не во всех, а только в исключительных случаях. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения части 1 указанной статьи.

Законодателем не определены критерии исключительности таких случаев, однако, само понятие исключительности позволяет полагать, что таких обстоятельств нет у большинства других лиц, относящихся к категории нетрудоустроенных в течение третьего месяца со дня увольнения по сокращению штата работников и обратившихся за трудоустройством в службу занятости населения в течение двухнедельного срока со дня увольнения.

Кроме того, при разрешении вопроса о наличии у Волковой В.Н. исключительных обстоятельств, позволявших бы сохранить за ней средний заработок по части 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, следует учитывать и тот факт, что она является пенсионером по старости и, следовательно, имеет определенные средства к существованию.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Аналогичное положение содержится в пункте 4 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 847н.

Из вышеприведенных норм следует, что хотя пенсионеры и могут являться субъектом трудовых правоотношений, но они лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников, и наличие пенсии у этих лиц не лишает их права на получение предусмотренных частью 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации выплат, но их большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений указанной статьи.

Доказательств того, что у Волковой В.Н. имеются какие-либо исключительные обстоятельства, которые могли бы препятствовать ее трудоустройству, при наличии которых она не имела бы средств к существованию, либо иных обстоятельств исключительного характера ГКУ Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» суду не представило.

Кроме того, решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должно приниматься только при условии, что у органа службы занятости населения отсутствует возможность предложить уволенному работнику подходящую работу.

Довод ГКУ Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» об отсутствии в период с 28 января 2011 года по 18 апреля 2011 года возможности предложить Волковой В.Н. подходящую работу не нашел своего подтверждения в судебном заседании и опровергается имеющимися в деле письменными доказательствами.

Так, в силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

При этом, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Однако, данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В заявлении-анкете о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы ВолковаВ.Н. указала квалификацию: бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности, а также профессии - директор магазина, заведующая складом, товаровед.

Согласно сведениям Республиканского банка данных вакантных рабочих мест (должностей) в период с 28 января 2011 года по 18 апреля 2011 года по г. Саранску вакантными были должности, в частности: заведующий складом в ООО «Мегаполис Нижний Новгород», заведующий хозяйством в ООО «Киномакс-Саранск», кладовщик в ООО «ЭКО Л», продавец непродовольственных товаров у ИП Афанасьева А.В. и ИП Чукуров Е.Н., товаровед у ИП Богатов М.И., товаровед у ИП Афанасьев А.В., товаровед у ИП Чукуров Е.Н., заведующий хозяйством в ООО «Металлшвейсервис», кладовщик в ОАО «Мордовглавснаб», кладовщик у ИП Пискунов В.В.

Вместе с тем, в ГКУ Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» указанные вакантные должности Волковой В.Н. предложены не были. Как указано в карточке персонального учета гражданина, ищущего работу, № 028008/1101 на все даты обращения Волковой В.Н. в Центр занятости населения среди имеющихся вакансий подходящей работы нет.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у органа службы занятости населения имелась возможность предложить уволенному работнику – Волковой В.Н. подходящую работу, что сделано не было.

В этой связи принимая во внимание, что Волкова В.Н. является получателем пенсии по старости, то есть имеет средства к существованию, а также что у Центра занятости населения имелась реальная возможность ее трудоустроить, суд считает, что исключительные обстоятельства, позволявшие сохранить за ней средний заработок по части 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

При данных обстоятельствах суд считает необходимым заявленные требования УФМС России по Республике Мордовия удовлетворить и признать решение ГКУ Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» в виде справки от 18 апреля 2011 года № 51-ПО о выплате Волковой Валентине Николаевне в порядке исключения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения недействительным.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия о признании недействительным решения Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» от 18 апреля 2011 года № 51-ПО о выплате Волковой Валентине Николаевне в порядке исключения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Центр занятости населения города Саранска» в виде справки от 18 апреля 2011 года № 51-ПО о выплате Волковой Валентине Николаевне в порядке исключения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина

1версия для печати

2-1364/2011 ~ М-1175/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
УФМС
Другие
Центр занятости населения
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Ерина Нина Павловна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
19.05.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2011Передача материалов судье
20.05.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2011Судебное заседание
26.05.2011Судебное заседание
21.06.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее