Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-103/2017 ~ М-41/2017 от 27.01.2017

Дело № 2-103/2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированная часть)

01 марта 2017 года г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шороховой Н.В.

при секретареКрезо Е.А.,

с участием истца Ф.Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Ф.Д.В. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Ф.Д.В. обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов, указав в его обоснование, что 25.01.2012 года Правительством Амурской области в рамках реализации Подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года» Долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» принято Постановление № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» (в редакции от 27.02.2014 года № 108). Настоящее Постановление вступило в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 года.

ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен кредитный договор с ОАА «Сбербанк России» на приобретение готового жилья, по которому он является заемщиком.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства Амурской области № 26 от 25.01.2012 года он обратился в ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс было принято решение о принятии расходов к компенсации, по которому ему должны были компенсироваться часть расходов по уплате процентов по кредитному договору.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору произведены ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в полном объеме.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплаты в счет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ ему не производились, в связи с чем образовалась задолженность по вышеуказанным выплатам за данный период на сумму <....> руб.

В связи с изложенным, просил суд взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в его пользу компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <....> руб., денежную сумму, затраченную на уплату государственной пошлины, в размере <....> руб.

Истец Ф.Д.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в его пользу компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <....> руб., денежную сумму, затраченную на уплату государственной пошлины, в размере <....> руб.

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на иск просил дело рассмотреть в свое отсутствие, указав о том, что механизм предоставления социальных выплат установлен Положением «О предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26. Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 г. №617, затем, в связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 г. №617, в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014- 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года №446.В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 29.06.2013 года № 329, подпрограмма государственной программы - это основная частьгосударственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимосвязанных по целям, срокам и ресурсам.Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Со ссылкой на ст. 6, п. 4, 6 ст. 21, 69, 74.1, ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указал о том, что в рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может бытьосуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечениенаселения. Кпубличным нормативным обязательствамотнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнениюв денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»;подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению».

Согласно Законам Амурской области от 14.12.2015 г. №619-03 «Об областном бюджете на 2016 год» и от 20.12.2016 г. № 27-03 «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) передфизическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2016 год, согласно Приложения № 11 к Закону Амурской области от 14.12.2015 г. №619-03 «Об областном бюджете на 2016 год», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составил 79 410,00 тыс. руб.

В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2016 год, согласно Закона Амурской области от 14.12.2015 г. № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год», на 2016 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили <....> тыс. руб.

Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законом Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом годудля исполнения бюджетных обязательств, в размере <....> тыс. руб. (ДД.ММ.ГГГГ) были выделены в полном объемеМинистерством социальной защиты населения Амурской области Государственным казенным учреждениям Амурской области - Управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.

Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации,а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.

В соответствии с пунктом 81 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявленияв ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения.

В случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истцас заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

В соответствии с Законом Амурской области от 20.12.2016 г. №27-03 «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», в 2017 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено <....> тыс. руб., которые в установленном порядке (по очередности подачи заявлений) будут распределены между гражданами - получателями указанной меры социальной поддержки.

На основании вышеизложенного, просил суд в удовлетворении исковых требований Ф.Д.В. отказать в полном объеме.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного разбирательства по делу по уважительной причине, письменного отзыва на иск не представил.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного разбирательства по делу по уважительной причине, письменного отзыва на иск не представил.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при указанной явке участников процесса.

Выслушав истца, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из пояснения истца и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ним и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор , по условиям которого заемщику был предоставлен кредит для приобретения готового жилья – <адрес>, в сумме <....> руб. под <....>% годовых на срок <....> месяцев (л.д. 11-14).

По результатам рассмотрения представленных Ф.Д.В. документов, в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ,ответчиком Государственным казенным учреждением Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс принято решение о выплате Ф.Д.В. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ .

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору Государственным казенным учреждением Амурской области – Управлением социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс не производились, в результате чего образовалась задолженность в сумме <....> руб.

Справкой Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты по г. Райчихинск и пгт. Прогресс от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Ф.Д.В. является получателем социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласноуказанной справки, истцу Ф.Д.В. всего начислено социальных выплат данного характера в сумме 133 206,94 руб., выплачено 78 120,73 руб. за период с октября 2011 года по апрель 2013 года (л.д. 6-7).

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 -2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 года № 617.

Постановлением Правительства Амурской области от 24.10.2013 года № 519 Постановление Правительства области от 23.11.2011 года № 617 утратило силу с 1.01.2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1.01.2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец Ф.Д.В. соответствует условиям действия государственной программы, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ, и вправе рассчитывать на получениесоциальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014- 2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась, при этом он в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.

В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2016 год, согласно Приложению № 11 к Закону Амурской области от 14.12.2015 г. №619-03 «Об областном бюджете на 2016 год», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составил <....> тыс. руб.

В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2016 год, согласно Закона Амурской области от 14.12.2015 г. № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год», на 2016 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили <....> тыс. руб.

Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законом Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом годудля исполнения бюджетных обязательств, в размере <....> тыс. руб. (ДД.ММ.ГГГГ) были выделены в полном объемеМинистерством социальной защиты населения Амурской области Государственным казенным учреждениям Амурской области - Управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.

По информации, представленной Министерством социальной защиты населения Амурской области, данные финансовые средства освоены в полном объеме, выделение дополнительных финансовых средств в ближайшее время не ожидается.

Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с п. 1 Положения, данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов, по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно п. 4 Положения, компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из п. 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в Государственное казенное учреждение - Управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно Приложению №1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по городу Райчихинск и пгт. Прогресс, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав истца допущено именно действиями (бездействием) указанного учреждения.

Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.

Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о взыскании суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7: статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституций Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону идействиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-ГК, от 23 апреля 2004 года № 9-11.Определение от 4 декабря 2003 года № 415-0 и др.)

Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статье 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции, и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права, и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений ст. 46 Конвенции, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1998 г. №54-Ф3 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец Ф.Д.В. в установленном порядке приобрел статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права. Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

Интересы других граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН ранее истца Ф.Д.В. с заявлениями о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитным договорам и имеют право на предоставление компенсации, не нарушаются настоящим решением.

С учетом указанных обстоятельств, в связи с признанием права гражданина нарушенным,суд считает необходимым взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в пользу истца Ф.Д.В. компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <....> руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

При обращении в суд истцом Ф.Д.В. была уплачена государственная пошлина в размере <....> руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕ Ш И Л:

удовлетворить исковое заявление Ф.Д.В. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов полностью.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс (за счет средств областного бюджета) в пользу Ф.Д.В. компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <....> руб. <....> коп., судебные расходы, понесенные на оплату государственной пошлины, в размере <....> руб. <....> коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья:Н.В. Шорохова                    

2-103/2017 ~ М-41/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федотов Дмитрий Владимирович
Ответчики
ГКУ АО УСЗН по г. Райчихинску и пгт. Прогресс
Другие
Министерство социальной защиты населения
Министерство финансов Амурской области
Суд
Райчихинский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
raichihinskiy--amr.sudrf.ru
27.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2017Передача материалов судье
31.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2017Подготовка дела (собеседование)
13.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2017Судебное заседание
03.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее