РЕШЕНИЕ 2-568/15
Именем Российской Федерации
18 февраля 2015 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Поморцева С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кустовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чимрова С.О., Чимровой Е.А. к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми об оспаривании решений и возложении обязанности,
установил:
Чимров С.О. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми о признании незаконным отказ департамента земельных отношений Администрации г. Перми (изложенный в письме № от Дата) в предоставлении земельного участка, расположенного Адрес площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... на ... года ... месяцев под автостоянку; с уточнениями просит обязать Департамент земельных отношений Администрации г. Перми принять решение о предоставлении на праве аренды земельного участка, расположенного Адрес, площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... путем издания соответствующего распоряжения и заключения соответствующего договора аренды. Свои требования мотивирует тем, что Дата обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду сроком на ... года ... месяцев земельного участка, расположенного Адрес площадью ... кв.м. под автостоянку. Заявлению был присвоен входящий № от Дата. Письмом № от Дата ДЗО сообщил о возможности предоставления в аренду указанного участка, указав, что истцу необходимо провести в отношении земельного участка кадастровые работы и обратиться в департамент с повторным заявлением, приложив кадастровый паспорт земельного участка. Дата в официальном бюллетене органов местного самоуправления № состоялась публикация о предстоящем предоставлении Чимрову С.О. указанного земельного участка. Истец обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Схема департаментом градостроительства была согласована. В дальнейшем схема была согласована департаментом земельных отношений. После получения схемы, истец обратился в орган кадастрового чета за постановкой участка на кадастровый учет. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от Дата земельный участок был постановлен на кадастровый учет Дата, участку присвоен кадастровый номер №. Дата истец обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении прошедшего кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером .... Дата письмом № департамент земельных отношений отказал истцу в предоставлении земельного участка, мотивировав свой отказ фактом «прохождения по земельному участку канализации».
Чимрова Е.А. обратилась в суд с иском к департаменту земельных отношений Администрации г. Перми о признании незаконным отказ департамента земельных отношений Администрации г. Перми (изложенный в письме № от Дата) в предоставлении земельного участка, расположенного Адрес площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... на ... года ... месяцев под автостоянку; с уточнениями просит обязать Департамент земельных отношений Администрации г. Перми принять решение о предоставлении на праве аренды земельного участка, расположенного ..., площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... путем издания соответствующего распоряжения и заключения соответствующего договора аренды сроком на ... года ... месяцев. Свои требования мотивирует тем, что Дата обратилась в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду сроком на ... года ... месяцев земельного участка, расположенного Адрес площадью ... кв.м. под автостоянку. Заявлению был присвоен входящий № от Дата. Письмом № от Дата ДЗО сообщил о возможности предоставления в аренду указанного участка, указав, что истцу необходимо провести в отношении земельного участка кадастровые работы и обратиться в Департамент с повторным заявлением, приложив кадастровый паспорт земельного участка. Дата в официальном бюллетене органов местного самоуправления № состоялась публикация о предстоящем предоставлении Чимровой Е.А. указанного земельного участка. Истец обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Схема департаментом градостроительства была согласована. В дальнейшем схема была согласована департаментом земельных отношений. После получения схемы, истец обратился в орган кадастрового чета за постановкой участка на кадастровый учет. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от Дата земельный участок был постановлен на кадастровый учет Дата, участку присвоен кадастровый №. Дата истец обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении прошедшего кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером .... Дата письмом № Департамент земельных отношений отказал истцу в предоставлении земельного участка, мотивировав свой отказ фактом «прохождения по земельному участку высоковольтной линии электропередач».
Определением Дзержинского районного суда г. Перми от Дата исковые требования Чимрова С.О. и Чимровой Е.А. объединены в одно производство.
В судебном заседании Чимров С.О., также представляющий интересы Чимровой Е.А., по доверенности от Дата, и адвокат Бондарь С.А., по ордерам от Дата, настаивают на удовлетворении заявленных требований. Пояснили, что препятствий для предоставления земельных участков в аренду не было и нет, независимо от принадлежности участков к землям общего пользования ТОП-1.
Департамент земельных отношений Администрации г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещен, представителя в судебное заседание не направил. Представлен письменный отзыв (л.д. 35-40).
ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» и ОАО «МРСК Урала», привлеченные третьими лицами, о времени и месте разбирательства дела извещены, представителей в судебное заседание не направили.
Заслушав Чимрова С.О. и представителя заявителей, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные Чимровыми требования подлежащими частичному удовлетворению.
В порядке ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1).
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4).
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (ч. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (ч. 5).Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (ч. 6).
Судом установлено, что Дата Чимров С.О. обратился в Департамент земельных отношений Администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного Адрес площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... на ... года ... месяцев под автостоянку (л.д. 14).
Департамент земельных отношений Администрации г. Перми письмом № от Дата сообщил о принятии решения о невозможности предоставления земельного участка (издания распоряжения о предоставлении земельного участка) по следующей причине. Согласно схеме расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории по испрашиваемому земельному участку проходит канализация. В соответствии с п. 9 ст. 54.1 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми», указанная цель предоставления земельного участка относится к запрещенным видам использования земельных участков, расположенных в охранных зонах водозаборных и иных технических сооружений (л.д. 15).
Дата Чимрова Е.А. обратилась в Департамент земельных отношений Администрации г. Перми о предоставлении земельного участка, расположенного Адрес площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... на ... года ... месяцев под автостоянку (л.д. 29).
Департамент земельных отношений Администрации г. Перми письмом № от Дата сообщил о том, что принято решение о невозможности предоставления земельного участка (издания распоряжения о предоставлении земельного участка) по следующей причине. Согласно схеме расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории по земельному участку проходит высоковольтная линия электропередач. В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон электрических сетей объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» испрашиваемая цель предоставления земельного участка относится к запрещенным видам использования земельных участков, расположенных в охранной зоне высоковольтной линии электропередач (л.д. 30).
Схема расположения земельного участка №, цель использования: под автостоянку согласована с Филиалом ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» ПО Пермские городские электрические сети (л.д. 48).
По сообщению ОАО «МРСК Урала» по испрашиваемому земельному участку линий электропередач, принадлежащих и (или) обслуживаемый ОАО «МРСК Урала» нет (л.д. 70).
По сообщению ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном Адрес, отсутствуют сети водоснабжения и водоотведения, принадлежащие ООО «Новогор-Прикамье». Одновременно обращают внимание на то, что по краю указанного земельного участка со стороны жилого дома Адрес проходит сеть водоснабжения d-250 мм, построенная с жилыми домами Адрес. Указанная сеть водоснабжения находится на балансе МП «Пермводоканал».
По сообщению МП «Пермводоканал» по земельному участку с кадастровым номером ... сеть водоснабжения d-250 мм, находящаяся на балансе МП «Пермводоканал» не проходит. Указанная сеть построена по заданию МП «Пермводоканал» силами ООО «Новогор-Прикамье», для строительства данной сети был оформлен землеотвод и получен в аренду земельный участок с кадастровым номером ....
По сообщению Департамента градостроительства и архитектуры от Дата в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, земельные участки с кадастровыми номерами ..., ... расположены в границах территории общего пользования – скверы, бульвары (ТОП-1). Схемы расположения вышеуказанных земельных участков были согласованы департаментов Дата и Дата соответственно.
Полученные при разбирательстве дела сведения, содержащиеся в представленных по делу письменных материалах, свидетельствуют об отсутствии высоковольтной линии электропередач, проходящей по земельному участку №; и канализации, проходящей по земельному участку №.
Департаментом земельных отношений Администрации г. Перми не представлено доказательств обстоятельствам, которые были положены в основу принятых решений об отказе Чимровым в предоставлении земельных участков под автостоянки.
В связи с чем, ссылки в письме Департамента № от Дата на то, что указанная цель предоставления земельного участка относится к запрещенным видам использования земельных участков, расположенных в охранных зонах водозаборных и иных технических сооружений; и в письме Департамента № от Дата на то, что испрашиваемая цель предоставления земельного участка относится к запрещенным видам использования земельных участков, расположенных в охранной зоне высоковольтной линии электропередач, следует признать несостоятельными.
Поскольку муниципальным органом не доказано, что по земельному участку № проходит высоковольтная линия электропередач, и (или) по земельному участку № - канализация, основанные на этих обстоятельствах отказы Департамента земельных отношений Администрации г. Перми в предоставлении Чимровым этих земельных участков в аренду на ... года ... месяцев под автостоянки следует признать незаконными.
В соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Испрашиваемые Чимровыми земельные участки расположены в границах территории общего пользования – скверы, бульвары (ТОП-1).
Согласно Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, территории общего пользования (скверы, бульвары) используются и для стоянок легковых автомобилей, в том числе, встроенные, пристроенные, многоэтажные подземные и надземные.
Чимровы не просят предоставить земельные участки, расположенные в границах территории общего пользования (ТОП-1), в собственность в порядке приватизации.
Использование территории общего пользования (ТОП-1) под автостоянки предусмотрено Правилами землепользования и застройки города Перми.
В связи с чем, нахождение участков на территории общего пользования также не может являться основанием для отказа в их предоставлении во временное владение и пользование (аренду) под автостоянки.
В этой связи, доводы Департамента, изложенные в письменном отзыве, и касающиеся препятствий предоставления земельных участков в аренду из-за их расположения на территории общего пользования, суд отклоняет как несостоятельные.
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 № 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми (далее – Порядок).
Согласно п. 2.121 Порядка в случае если в отношении испрашиваемого земельного участка после принятия решения о возможности его предоставления, срок действия которого на момент представления кадастрового паспорта земельного участка не истек, не осуществлено информирование населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, предоставление такого земельного участка заявителю осуществляется только после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 2.92 настоящего Порядка.
Согласно п. 2.92 Порядка в случае если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка заявления от иных лиц не поступили, предоставление земельного участка осуществляется первоначально обратившемуся заявителю в порядке, установленном пунктами 2.10-2.12 настоящего Порядка.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, действующим на момент принятия Департаментом решения, в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, должно быть осуществлено информирование населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка.
Предоставление такого земельного участка заявителю осуществляется только после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 2.92 Порядка.
В случае если в течение семи дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Перми (п. 2.121 Порядка).
Департаментом отказано Чимровым в предоставлении земельных участков № и №, соответственно, не осуществлено информирование населения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков.
Такое информирование может повлечь поступление заявления от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка. В этом случае предоставление земельных участков осуществляется посредством проведения торгов.
Суд отклоняет доводы Чимровых о том, что на них этот порядок не распространяется.
Оспариваемые решения приняты Департаментом по заявлениям Чимровых о предоставлении земельных участков № и № в аренду на ... года ... месяцев, поданным Дата.
Порядок предоставления земельных участков с информированием населения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в целях поиска иных лиц, заинтересованных в испрашиваемом земельном участке, предоставление земельного участка посредством проведения торгов при поступлении заявления от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка предусмотрен п. 2.121, введенным решением Пермской городской Думы от 25.03.2014 № 66.
На момент подачи заявлений о предоставлении земельных участков и принятия по ним решений действовал порядок предоставления земельных участков, установленный пунктом 2.121.
Принятие решения о предоставлении Чимровым земельных участков без соблюдения указанных процедур нарушит и установленные п. 1.4 Порядка правила предоставления земельных участков на принципах эффективности, публичности, справедливости, открытости и прозрачности процедур.
В связи с чем, не подлежит удовлетворению требование Чимрова С.О. об обязании Департамент земельных отношений Администрации г. Перми принять решение о предоставлении ему на праве аренды земельного участка № путем издания соответствующего распоряжения и заключения соответствующего договора аренды, и требование Чимровой Е.А. об обязании Департамент земельных отношений Администрации г. Перми принять решение о предоставлении ей на праве аренды земельного участка № путем издания соответствующего распоряжения и заключения соответствующего договора аренды сроком на ... года ... месяцев.
Поскольку оспариваемые решения судом отменены, Департаменту в соответствии с предоставленными ему полномочиями в сфере земельных отношений и в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, следует завершить процедуру рассмотрения заявлений Чимрова С.О. и Чимровой Е.А., предоставления земельных участков № и № в аренду на ... года ... месяцев под автостоянки.
При наличии иных препятствий, не связанных с обстоятельствами, указанными в решениях № и № от Дата, Департамент вправе вновь принять решение об отказе в предоставлении участка (участков), с указанием таких причин и мотивов отказа. Принятое Департаментом решение об отказе также может быть обжаловано заявителями в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми № от Дата в предоставлении Чимровой Е.А. земельного участка, расположенного Адрес, площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... в аренду на ... года ... месяцев под автостоянку.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми № от Дата в предоставлении Чимрову С.О. земельного участка, расположенного Адрес, площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... в аренду на ... года ... месяцев под автостоянку.
Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми завершить процедуру рассмотрения заявлений Чимрова С.О. и Чимровой Е.А., предоставления земельных участков № и № в аренду на ... года ... месяцев под автостоянки.
Отказать в удовлетворении остальных требований Чимрова С.О., Чимровой Е.А. к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми.
Апелляционная жалоба может быть подана в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья