Дело № 2-198/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ульяновск 28 января 2020 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Киселевой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стефанцевой О.Г. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, областному государственному казенному учреждению «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» о возмещении ущерба, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, возложении обязанности выдать заграничный паспорт,
у с т а н о в и л:
Стефанцева О.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, областному государственному казенному учреждению «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» (ОГКУ «Правительство для граждан») о возмещении ущерба, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, возложении обязанности выдать заграничный паспорт.
В обоснование исковых требований указала, что 27.06.2019 в подразделении многофункционального центра (МФЦ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска подала заявление о предоставлении государственной услуги по выдаче заграничного паспорта.
05.08.2019 сотрудником МФЦ ей был выдан заграничный паспорт серии №, на странице 35 которого указан ее несовершеннолетний сын ФИО и на странице 34 паспорта вклеена его фотография.
Заграничный паспорт она оформляла для туристической поездки в <адрес> совместно со своими несовершеннолетними детьми.
05.09.2019 при прохождении пограничного контроля аэропорта ее несовершеннолетнему сыну ФИО было отказано в выезде из Российской Федерации по причине ненадлежащего оформления паспорта, поскольку на фотографии ребенка и на странице, где она находится, отсутствовала печать.
Согласно договору реализации туристского продукта № от 31.08.2019 она оплатила стоимость поездки за себя и двоих несовершеннолетних детей в размере 81 333 руб.
Размер материального ущерба, причиненного в связи с некачественно предоставленной ей МВД России государственной услугой по выдаче загранпаспорта, составила 27 111 руб.
25.09.2019 она обратилась в УМВД России по Ульяновской области с заявлением о возмещении ущерба, в удовлетворении которого было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с п. 163 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, утвержденного приказом МВД России от 16.11.2017 № 864, а также с положениями Соглашения о взаимодействии между УМВД России по Ульяновской области и МФЦ Ульяновской области, ответственность за выдачу недействительного паспорта несет сотрудник МФЦ, принявший ошибочное решение о выдаче ей заграничного паспорта.
13.11.2019 она направила претензию в ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области».
В ответе на ее претензию ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» от 21.11.2019 указало на то, что вина в оказании ей некачественной государственной услуги лежит на УМВД России по Ульяновской области.
В связи с чем, Стефанцева О.Г. просила взыскать с ответчиков материальный ущерб в размере 27 111 руб., компенсацию морального вреда 100 000 руб., штраф, а также обязать ответчиков безвозмездно выдать ей заграничный паспорт, соответствующий всем требованиям нормативных актов.
Истец Стефанцева О.Г. в судебном заседании исковые требования по приведенным в иске доводам поддержала в полном объеме. Пояснила, что в связи с ненадлежащим оформлением загранпаспорта, приобретенной туристической путевкой в <адрес> смогли воспользоваться только она и ее дочь, сыну отказано в выезде из Российской Федерации. По приезду в <адрес> они были заселены в ранее забронированный трехместный номер, в котором проживали весь период тура.
Представитель истца Выскребцев А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков МВД России, УМВД России по Ульяновской области Халитова А.А. в судебном заседании исковые требования по приведенным в отзыве на исковое заявление доводам не признала. Пояснила, что МВД России и УМВД России по Ульяновской области являются ненадлежащими ответчиками. Полагала, что факт выдачи Стефанцевой О.Г. заграничного паспорта с ненадлежащим образом внесенными сведениями о ребенке допущен в результате ненадлежащих действий со стороны должностных лиц МФЦ. Причинно-следственная связь между действиями должностных лиц органов внутренних дел и наступившими неблагоприятными для истца последствиями отсутствует.
Представители ОГКУ «Правительство для граждан» Коровашкин П.А., Балашов Д.И. в судебном заседании исковые требования по приведенным в отзыве на исковое заявление доводам не признали. Пояснили, что в соответствии с Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и Соглашением о взаимодействии между ОГКУ «Правительство для граждан» и УМВД России по Ульяновской области от 25.01.2017 №131/50 ОГКУ «Правительство для граждан» организует предоставление государственной услуги исключительно в части приема заявлений и выдачи результата. Поскольку все данные в заграничном паспорте истца соответствовали данным, указанным в заявлении о выдаче заграничного паспорта, оснований для отказа в его выдаче не имелось. Обязанность по надлежащему оформлению документа в соответствии с Административным регламентом возложена на МВД России.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Якимова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из материалов дела следует, что 27.06.2019 Стефанцева О.Г. обратилась в ОГКУ «Правительство для граждан» с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, с внесением сведений о несовершеннолетнем ребенке ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Указанное заявление передано на рассмотрение в УВМ УМВД России по Ульяновской области, 24.07.2019 на имя Стефанцевой О.Г. был оформлен паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в который был вписан ее несовершеннолетний сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
25.07.2019 оформленный заграничный паспорт истца был передан в ОГКУ «Правительство для граждан», 05.08.2019 указанный паспорт выдан Стефанцевой О.Г.
Согласно договору реализации туристского продукта от 31.08.2019 №, заключенного между ИП ФИО и Стефанцевой О.Г., последняя приобрела тур на троих человек – Стефанцеву О.Г., ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес> (туроператор <данные изъяты>) с размещением в отеле, питанием, авиаперелетом <данные изъяты>, трансфером, на период с 05.09.2019 по 11.09.2019. Стоимость туристической путевки составила 81 333 руб.
05.09.2019 при прохождении пограничного контроля в аэропорту <данные изъяты> несовершеннолетнему ФИО отказано в выезде из Российской Федерации в связи с тем, что в паспорте Стефанцевой О.Г., удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, отсутствует печать, скрепляющая и заверяющая данные о вписанных детях со страницами паспорта.
В связи с чем, приобретенным туром воспользовались только Стефанцева О.Г. и ФИО
Приказом МВД России от 16.11.2017 №864 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее – Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
Согласно пунктам 21-23 Административного регламента государственная услуга по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ГУВМ МВД России и подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России.
В предоставлении государственной услуги принимают участие многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии.
25.01.2017 между ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» (ОГКУ «Правительство для граждан») и УМВД России по Ульяновской области заключено соглашение № о взаимодействии.
В Приложении № к Соглашению о взаимодействии (в редакции согласно Приложению № к дополнительному соглашению от 12.04.2018 №) определен порядок взаимодействия при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Согласно п. 151 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление заявления о выдаче паспорта с приложением необходимых документов и фотографий сотруднику, ответственному за оформление паспорта.
Сотрудник, ответственный за оформление паспорта, получает бланк паспорта у должностного лица, ответственного за получение, учет и хранение бланков паспортов.
Сотрудник, ответственный за оформление паспорта, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения необходимых для оформления паспорта документов, оформляет паспорт и производит в течение рабочего дня в базе данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир» отметку о его оформлении (п. 153 Административного регламента).
Согласно п. 156.13 Административного регламента в специально отведенных графах сведения о детях, вносимые в паспорт по заявлению родителей, заполняются аналогично правилам заполнения сведений о заявителе.
На свободной части страницы делается прочерк в виде буквы «Z». Данная запись скрепляется печатью «Для паспортно-визовых документов» и заверяется подписью сотрудника, ее оформившего. Компоновка страницы позволяет вписать персональные данные не более трех детей гражданина, которому оформляется паспорт. В специально пронумерованных рамках размером 35 x 45 мм вклеиваются и скрепляются печатью «Для паспортно-визовых документов» фотографии детей.
При необходимости дополнительного внесения сведений о детях такая запись производится на другой свободной странице, где также вклеивается фотография ребенка. Запись заверяется подписью сотрудника, ответственного за оформление паспорта, а фотография скрепляется печатью «Для паспортно-визовых документов». В графе «см. стр. ____» указывается номер страницы, на которой дополнительно вписаны сведения о детях.
В силу п. 158 информация об оформленных паспортах, а также о детях, вписанных в паспорта, вносится в течение рабочего дня в ведомственный сегмент МВД России системы «Мир».
Оформленные паспорта согласно п. 159 Административного регламента в течение рабочего дня передаются:
- сотруднику, ответственному за выдачу паспорта, вместе с заявлениями о выдаче паспорта и прилагаемыми документами;
- в многофункциональный центр по реестру передачи документов (при обращении заявителя через многофункциональный центр) с первым экземпляром заявления о выдаче паспорта. Второй экземпляр заявления о выдаче паспорта с прилагаемыми документами ставится на контроль до получения от многофункционального центра первого экземпляра заявления о выдаче паспорта с отметкой о выдаче паспорта.
При этом информация о готовых к выдаче паспортах направляется в АИС МФЦ в электронном виде из ведомственного сегмента МВД России системы «Мир» посредством СМЭВ.
Результатом административной процедуры согласно п. 160 Административного регламента является оформление паспорта в виде документа на бумажном носителе и передача его с заявлением о выдаче паспорта и прилагаемыми документами сотруднику, ответственному за выдачу паспорта, либо работнику многофункционального центра (при обращении заявителя через многофункциональный центр).
В соответствии с пунктом 163 Административного регламента и пп. 10 п. 8 Приложения № к Соглашению о взаимодействии (в редакции согласно Приложению № к дополнительному соглашению от 12.04.2018 №) паспорт выдается (вручается) лично заявителю. До вручения паспорта работник многофункционального центра осуществляют следующие административные действия:
- предлагает представить основные документы, удостоверяющие личность заявителя, документ, подтверждающий полномочия гражданина как законного представителя несовершеннолетнего гражданина или гражданина, признанного судом недееспособным (ограниченно дееспособным), и гражданина, которому оформляется паспорт (для граждан в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении), для установления их личности.
- проверяет внешнее сходство гражданина, которому оформляется паспорт, с фотографиями в заявлении о выдаче паспорта, в выдаваемом паспорте, а также в основном документе, удостоверяющем его личность.
- проверяет полноту и соответствие данных, указанных в выдаваемом паспорте, сведениям, указанным в заявлении о выдаче паспорта.
- если все данные в паспорте соответствуют данным, указанным в заявлении о выдаче паспорта, и паспорт не имеет технического брака, принимает решение о выдаче паспорта.
В соответствии с п. 164 Административного регламента максимальный срок выполнения административных действий, предусмотренных пункта 163 Административного регламента, составляет 5 минут.
Пунктом 165 Административного регламента и пп. 11 п. 8 Приложения №б к Соглашению о взаимодействии (в редакции согласно Приложению № к дополнительному соглашению от 12.04.2018 №) предусмотрено, что в случае выявления технического брака, несоответствия персональных данных заявителя (лица, в отношении которого подано заявление о выдаче паспорта), внесенных в паспорт, данным, указанным им в заявлении о выдаче паспорта, наличия неустановленных либо внесенных ненадлежащим образом отметок и записей паспорт подлежит аннулированию путем проставления оттиска штампа аннулировано (приложение № к Административному регламенту).
В силу пункта 191 Административного регламента должностные лица, предоставляющие государственную услугу, несут персональную ответственность за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных Административным регламентом.
Факт ненадлежащего исполнения обязанностей сотрудниками УМВД России по Ульяновской области, непосредственно предоставляющими государственную услугу по оформлению и выдаче паспортов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в результате которых несовершеннолетний сын истца не смог воспользоваться приобретенным туром в связи с отказом в выезде за границу, подтвержден в судебном заседании.
Учитывая, что непосредственное предоставление государственной услуги истцу осуществлялось УМВД России по Ульяновской области, при оформлении заграничного паспорта Стефанцевой О.Г. и внесения в него записи о ребенке в нарушение пункта 156.13 Административного регламента должностным лицом УМВД России по Ульяновской области, не поставлена печать, скрепляющая фотографию ребенка с бланком документа, и подпись должностного лица, отсутствие которых явилось основанием для отказа в выезде из Российской Федерации несовершеннолетнего ФИО, причиненные истцу убытки в виде стоимости нереализованной туристической путевки в отношении ФИО подлежат возмещению Министерством внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Согласно имеющейся в материалах дела детализации тура по брони № для туриста ФИО стоимость тура составила: проживание в отеле <данные изъяты> 69,26 евро; авиаперелет по маршруту <данные изъяты> – 138,13 евро; трансфер аэропорт-отель-аэропорт – 13,22 евро, страховка – 6,02 евро; топливный сбор – 40 евро. Курс евро на дату оплаты тура – 72 руб. 22 коп. за 1 евро.
Заявленные истцом требования суд полагает подлежащими частичному удовлетворению, из стоимости тура на несовершеннолетнего ФИО подлежит исключению стоимость проживания в отделе в размере 69,26 евро, поскольку истец Стефанцева О.Г. в судебном заседании пояснила, что в период нахождения в <данные изъяты> их с дочерью поселили в трехместный номер отеля, который был для них забронирован в соответствии с условиями договора, они там проживал весь период тура.
Таким образом, с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Стефанцевой О.Г. подлежат взысканию убытки в размере 14 846 руб. 17 коп. ((138,13 евро + 13,22 евро + 6,02 евро + 40 евро) х 75,22 руб.)
Вопреки доводам представителя ответчиков МВД России, УМВД России по Ульяновской области, имеет место факт нарушения права истца действиями сотрудника УМВД России по Ульяновской области, наличие и размер понесенных убытков, а также причинная связь между нарушением права и возникшими убытками.
ОГКУ «Правительство для граждан» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку статьей 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Приложении № к Соглашению о взаимодействии (в редакции согласно Приложению № к дополнительному соглашению от 12.04.2018 №), на сотрудников многофункционального центра возложена обязанность по проверке внесенных в заграничный паспорт данных на соответствие их данным, указанным в заявлении, технического брака. Обязанности по проверке наличия либо отсутствия оттисков штампов в заграничном паспорте на сотрудников многофункционального центра не возложено.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из указанной нормы следует, что компенсация морального вреда может быть взыскана судом с нарушителя в том случае, если таким нарушением затрагиваются его личные неимущественные права.
Поскольку требования истца Стефанцевой О.Г. связаны с причинением материального ущерба вследствие ненадлежащего оформления заграничного паспорта, оснований для взыскания в ее пользу компенсации морального вреда не имеется.
В данном случае к спорным правоотношениям положения Закона РФ «О защите прав потребителей» не применимы.
В связи с изложенным, требования истца о взыскании штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» также удовлетворению не подлежат.
Правовых оснований для удовлетворения требований Стефанцевой О.Г. о возложении обязанности выдать заграничный паспорт соответствующий всем требованиям нормативных актов, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Стефанцевой О,Г. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Стефанцевой О.Г. ущерб в размере 14 846 руб. 17 коп.
В удовлетворении остальной части иска Стефанцевой О.Г., в иске к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации, областному государственному казенному учреждению «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Р. Санатуллова