Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-365/2018 ~ М-350/2018 от 13.07.2018

Дело № 2-365/2018.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Вичуга 17 августа 2018 года

Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Лапшина Д.А.,

при секретаре Нехитровой А.А.,

с участием представителя истца Тихомировой М.Е. – Гоголкиной Т.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – МИФНС России № 5 по Ивановской области Малковой А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Тихомировой М.Е. к МИФНС России №5 по Ивановской области о взыскании денежных средств при увольнении, процентов за нарушение выплат при увольнении,

У С Т А Н О В И Л:

Тихомирова М.Е. обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику, о взыскании денежных средств в размере 45109 рублей 91 копейка. Исковые требования мотивированы тем, что 27.03.2018 года с ней расторгнут служебный контракт в связи с ее выходом на пенсию. Ей произведена денежная выплата, однако при осуществлении расчета ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные в виде материального стимулирования. Просит взыскать с МИФНС России № 5 по Ивановской области в свою пользу, недоплаченную при увольнении с государственной гражданской службы сумму в размере 36013 рублей 18 копеек, денежную компенсацию в размере 4596 рублей 73 копейки, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, судебные расходы.

Тихомирова М.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Представитель истца Тихомировой М.Е. - Гоголкина Т.В. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила взыскать сумму в размере 34091 рубль, 38 копеек, компенсацию в сумме 4306 рублей 50 копеек, в остальном исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МИФНС России № 5 по Ивановской области Малкова А.С. просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, полагает, что стимулирующие выплаты не подлежат учету при расчете оспариваемых выплат. Суду пояснила, что выплаты осуществлены в полном объеме. Расчет невыплаченных пособий и процентов, представленный истцом, не оспаривает. В удовлетворении исковых требований о взыскании морального вреда и расходов на оформление доверенности просила также отказать. В судебном заседании уточнила, что у истицы пропущен срок для обращения в суд по выплатам за отпуск за июнь 2017 года в силу требований ст. 392 ТК РФ.

Представитель третьего лица УФНС по Ивановской области в судебное заседание не прибыл. О месте и времени рассмотрения дела был уведомлен соответствующим образом. В деле имеется письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Просят в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что приказом УФНС России по Ивановской области № 11-06/223 от 26.09.2017 года МИФНС № 1 по Ивановской области с 30 декабря 2017 года реорганизована путем присоединения к МИФНС России №5 по Ивановской области (л.д.39-41). 27.03.2018 года с Тихомировой М.Е. расторгнут служебный контракт по собственной инициативе служащего в связи с выходом на пенсию. Ей выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск 45,42 дня в размере 30012 рублей 63 копейки (л.д.49, 13). Оплата за отпуск произведена в мае и сентябре 2017 года в размере 19536 рублей 12 копеек и 10394 рубля 30 копеек, соответственно (л.д.19, 20, 68-69, 51, 53). Приказами руководителя ФНС утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда за 2016 – 2017 года. На основании вышеперечисленных приказов в соответствии с приказами представителя нанимателя - МИФНС России №1 по Ивановской области в периоды работы Тихомировой М.Е. производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования (л.д.75-99). При расчете вышеуказанных сумм ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные в виде материального стимулирования.Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ №79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом. Согласно положениям ч.1,2,3,10 ст.50 указанного закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Приказом Министерства финансов РФ №90н от 17 октября 2007 года утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 (далее - Правила).

Согласно абз.1 п.6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. В соответствии с абз.2 п.8 месячное денежное содержание исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» п.2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп.«д»-«ж» п.2 настоящих Правил, дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч.1 ст.51 ФЗ №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Из положений ч.2 ст.51 ФЗ №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания. В соответствии с ч.3 ст.51 ФЗ №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч.6 ст.51 данного закона порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

В силу п.8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Пунктом 9 данного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.8 пп. «р» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных данным Указом в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 года №238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов. Аналогичные Постановления приняты Правительством Российской Федерации 31.03.2015 года и 23.04.2016 года № 302-12 и №347-7.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 ФЗ №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания служащих.

Материальное стимулирование сотрудников ФНС предусмотрено Постановлением Правительства РФ, при этом данное материальное стимулирование выплачивается в виде премий за качество исполнения ими своих должностных обязанностей. Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 года №611 предусмотрено премирование государственных гражданских служащих. При этом указание на то, что данные выплаты не относятся к системе оплаты труда, данное постановление не содержит.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 года №14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания в соответствии с п.6 и п.8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 ФЗ №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 года №238-7.

В абз.2 ст.139 ТК РФ установлено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что материальное стимулирование не включается в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, в данном случае не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) в виде премий за качество исполнения им своих должностных обязанностей (является стимулирующей выплатой), являются его доходом, носят систематический характер, с указанного дохода исчисляется социальный налог.

Таким образом, материальное стимулирование истца сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения истицы в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2017 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Как следует из расчета истца, разница между денежными средствами, выплаченными ответчиком, и действительным размером, подлежащим выплате истцу с учетом сумм материального стимулирования, составила: доплата за отпуск за июнь - 12275 рублей 82 копейки, за октябрь - 4484 рубля 20 копеек; неиспользованный отпуск - 17331 рубль 36 копеек. С указанным расчетом ответчик согласился.

Представителем ответчика в возражениях на исковое заявление и в суде было заявлено о пропуске истцом срока, установленного ст.392 ТК РФ, для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в ежегодном отпуске за март 2017 года (1 год с момента, когда истцу стало известно о нарушении прав). В силу требований ч.1 ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Спор по взысканию денежных средств при увольнении является индивидуальным трудовым спором работника с работодателем, поэтому суд руководствуется положениями ч.1 ст.392 ТК РФ.

В п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). При пропуске по уважительным причинам срока, установленного ч.1 настоящей статьи, он может быть восстановлен судом. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и др.).

Как установлено судом, истец ежемесячно получала заработную плату и расчетные листы по заработной плате и знала о размере оплаты труда в соответствии с трудовым контрактом.

Следовательно, истец имела возможность обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании задолженности за отпуск за июнь 2017 года в течение 1 года с момента получения денежного содержания за отпуск 26.05.2017 года.

Суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, на которые ссылается истец, не могут быть признаны уважительными, а пропущенный истцом срок не может быть восстановлен. С заявлением о восстановлении пропущенного срока для, обращения в суд, истец не обращалась. Поэтому суд применяет указанные положения закона и отказывает истцу во взыскании компенсации денежного содержания за отпуск: за июнь 2017 года в размере 12275 рублей 82 копейки.

Положениями ст.236 ТК РФ предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Учитывая факт несвоевременной выплаты денежного содержания в полном объеме, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании процентов в порядке, установленном статьей 236 ТК РФ, размер которых составляет в общей сумме 4306 рублей 50 копеек. Не подлежат начислению проценты на сумму, во взыскание которой отказано в связи с пропуском срока для обращения в суд.

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» предусматривает, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Судом достоверно установлено, что ответчик не выплатил истцу в полном объеме денежное содержание, сумма задолженности перед истцом не погашена и по настоящее время. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, степень физических и нравственных страданий истца, и приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы. Из положений ч.1 ст.98 ГПК РФ следует, что в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Расходы истицы на оформление нотариально удостоверенной доверенности в сумме 1500 рублей суд признает необходимыми расходами и взыскивает их с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 914 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тихомировой М.Е. к МИФНС России по Ивановской области № 5 удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области в пользу Тихомировой М.Е. задолженность по денежному содержанию на период нахождения в ежегодном отпуске за октябрь 2017 года в сумме 4484 рубля 20 копеек, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме 17331 рубль 36 копеек, проценты за нарушение установленного срока выплат в сумме 1573 рубля 51 копейка, денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей, расходы на оформление нотариально удостоверенной доверенности в сумме 914 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме (22 августа 2018 года).

Судья Лапшин Д.А.

2-365/2018 ~ М-350/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тихомирова Марина Евгеньевна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 5 по Ивановской области
Другие
Гоголкина Татьяна Владимировна
УФНС России по Ивановской области
Суд
Вичугский городской суд Ивановской области
Судья
Лапшин Денис Александрович
Дело на странице суда
vichugsky--iwn.sudrf.ru
13.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2018Передача материалов судье
16.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2018Подготовка дела (собеседование)
02.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2018Судебное заседание
17.08.2018Судебное заседание
22.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2019Дело оформлено
30.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее