Дело № 2 - 870/2014 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2014 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Филимоновой Ю.А.,
с участием истца Лотковой А.А., представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотиной Т.Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лотковой А.А. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности по устранению нарушений прав и восстановлению нарушенного права путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории,
установил:
Лоткова А.А. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности по устранению нарушений прав и восстановлению нарушенного права путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, для <данные изъяты>, приложив к заявлению все требуемые законом документы для разрешения вопроса по существу и принятия законного решения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № ответчиком ей отказано в предоставлении земельного участка, поскольку участок расположен в прибрежной зоне полосы <адрес>, что подтверждается проектом генерального плана <адрес>. Считает, что действия комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района незаконными и необоснованными, поскольку предоставленный кадастровый план территории (сведения из государственного кадастра), выданный уполномоченным федеральным органом, информации о каких-либо ограничениях на испрашиваемый земельный участок не имеет. Генеральный план с.Култаево Пермского района Пермского края 2010 года (рабочий проект) на момент принятия решения по заявлению истца находился в стадии разработки, следовательно, не являлся нормативно-правовым актом, так как он не утвержден. Таким образом, считает, что Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района не обоснованно отказал в предоставлении вышеуказанного земельного участка, поскольку прибрежно-защитные полосы должны быть четко обозначены, границы должны быть определены, их обременение должно быть в законном порядке зарегистрировано, чего в данном случае не имеется. В связи с чем, просит возложить обязанность на ответчика устранить нарушения закона и восстановить её нарушенные права в силу ст.34 Земельного кодекса РФ, а именно, утвердить и выдать в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; признать незаконным решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 17.01.2014 года №2380з об отказе в предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> по <адрес> (л.д.3-4).
Истец Лоткова А.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотина Т.Б., действующая на основании доверенности, иск не признала, указав, что предоставление участка в испрашиваемом месте под огородничество не предусмотрено, распашка земель в прибрежной полосе запрещена Водным кодексом РФ. Кроме того, на момент подачи заявления Лотковой А.А. о предоставлении земельного участка в аренду генеральный план Култаевского сельского поселения прошел публичные слушания и был направлен на согласование в Правительство Пермского края.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10. 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу положений ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23.08.2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.
Порядок предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно положениям ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).
В указанном в пункте 2 ст. 34 ЗК РФ заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу п.п. 4, 5 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Лоткова А.А. обратилась с заявлением в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении в аренду земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты>.м., для целей не связанных со строительством, с разрешенным использованием для <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии по земельным отношениям по вопросу предоставления земельного участка Лотковой А.А. из категории: земли населенных пунктов, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием: для <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., на котором принято решение отказать в предоставлении Лотковой А.А. данного земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в прибрежной защитной полосе реки Мулянка; земельный участок для огородничества предусматривает необходимость распашки с целью выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. Разъяснено, что согласно ст. 65 Водного кодекса РФ распашка земельных участков, расположенных в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, запрещена.
Факт нахождения земельного участка в прибрежной защитной полосе сторонами не оспаривается, истец лишь ссылается на то обстоятельство, что границы защитной прибрежной полосы не установлены в государственном кадастре недвижимости. Вместе с тем, данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) под водоохранными зонами понимаются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиливания указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (ч. 15 ст. 65 ВК РФ).
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 ст. 65 ВК РФ ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 16 ст. 65 ВК РФ).
Статьями 11, 85, 94, 97 ЗК РФ в отношении земель, выполняющих природоохранные функции (к которым бесспорно, в соответствии со ст. 3 ЗК РФ и Водным кодексом Российской Федерации, относятся водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы) порядок их охраны и использования устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» под огородным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
В силу абзаца 5 п. 1.9 Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009 года № 29 предоставление земельного участка невозможно, если в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части имеются установленные в соответствии с законодательством ограничения, не позволяющие использовать его для заявленной цели.
С учетом того, что истцом испрашивается земельный участок в целях огородничества, что предполагает обработку (распашку) верхнего дернового слоя всего участка, распашка же земельных участков в прибрежной защитной полосе ст. 65 Водного кодекса РФ запрещена, в связи с чем, данное ограничение не позволяет использовать земельный участок для заявленной цели.
При таких обстоятельствах, утверждение истца о незаконности отказа Комитета
имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, в
предоставлении ей испрашиваемого земельного участка, площадью 25 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, для огородничества, являются необоснованным.
Кроме того, в соответствии со статьями 13, 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства.
Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории Пермского муниципального района Пермского края, истец проживает по адресу: <адрес> (л.д.3), зарегистрирована по адресу: <адрес>, то есть не является жителем данного муниципального района, для целей огородничества земельный участок на территории Пермского муниципального района ей (истцу) предоставлен быть не может.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении испрашиваемого земельного участка правомерен, законных оснований для возложения на ответчика обязанности выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление Лотковой А.А. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности по устранению нарушений прав и восстановлению нарушенного права путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.В. Степанова
Справка.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Степанова