07 октября 2014 года гор. Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Антонова А.М. при секретаре: Лоран С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> запаса Хохлова <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
15 июля 2005 года п. 4 § 3 приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № Хохлов досрочно уволен с военной службы в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями по п./п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
18 августа того года § 1 приказа командира войсковой части № за № Хохлов с указанной даты исключен из списков части, в связи с досрочным увольнением с военной службы в запас. При этом на момент исключения из списков личного состава воинской части Хохлов в 2000 году был обеспечен по адресу: <адрес> служебной квартирой общей площадью 58,83 квадратных метра, жилой площадью 34,10 квадратных метра на состав семьи из 4-х человек, сам военнослужащий, супруга, сын 1999 года рождения и дочь 2004 года рождения.
04 октября 2012 года Хохлов обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ).
24 октября 2012 года решением начальника 1 отдела г. Самары ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ за № 1/45 в удовлетворении указанного заявления Хохлову было отказано, поскольку он обратился по истечении семи лет с момента исключения из списков личного состава воинской части, т.е. на момент обращения, он не являлся военнослужащим Министерства обороны РФ.
Между тем, согласно приказа Министра обороны РФ от 5 апреля 2014 года № 453 ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ признает нуждающимися только военнослужащих.
02 июля 2013 года Хохлов расторг брак с ФИО4, которая в 2001 году была вселена в служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
16 августа 2013 года Хохлов заключил брак с гражданкой ФИО5, у которой в 2009 году родился ребенок, отцом которого, указан Хохлов.
25 июня 2014 года Хохлов вновь обращается в ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ, с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
18 августа 2014 года начальник 1 отдела ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ своим ответом за № 14/1-2943 опять отказал заявителю в принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, так как изменение состава семьи военнослужащего запаса не является основанием для принятия нового решения о признании его нуждающимся в жилом помещении.
16 сентября 2014 года Хохлов посчитав, что данным решением должностное лицо нарушило его права и охраняемые законом интересы за их защитой обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия начальника 1 отдела ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ в виде ответа от 18 августа 2014 года за № 14/1-2943;
- обязать указанное должностное лицо рассмотреть вопрос о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как военнослужащего, обратившегося с заявлением в период прохождения военной службы;
- возместить понесенные судебные расходы по данному делу, а именно за оплату услуг представителя в размере 20000 рублей и государственную пошлину в размере 200 рублей.
В обоснование своего заявления Хохлов приводит обзор действующего законодательства, касающегося обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и приходит к выводу о том, что командир войсковой части № и органы жилищного обеспечения МО РФ обязаны были решить вопрос о его нуждаемости в жилом помещении, оказать содействие в оформлении необходимых документов, направить в установленном порядке принятое решение в довольствующую КЭЧ района, которая осуществляла учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
В судебное заседание Хохлов, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не прибыл, направил в суд телефонограмму, в которой настаивал на заявленных требованиях и просил суд рассмотреть это гражданское дело без его участия.
Представитель Хохлова – адвокат Латышкин Е.В., также будучи своевременно извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, направил в суд телефонограмму, в которой требования своего доверителя поддержал и просил суд рассмотреть это гражданское дело без его участия.
Начальник 1 отдела ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ требования Хохлова не признал. Его представитель Колбешина С.В. представила в суд возражения, в которых указала суду, что Хохловым как в 2012 году, так и в 2014 году не представлено в 1 отдел документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в связи с чем просила суд отказать Хохлову в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
Своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания начальник 1 отдела (г. Самара) ФГКУ ЦРУЖО МО РФ в судебное заседание не прибыл. Его представитель Трифонова А.А. направила в суд телефонограмму, в которой просила суд требования, заявленные Хохловым, оставить без удовлетворения, а также рассмотреть это гражданское дело без ее участия.
Руководитель Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в него не прибыл, своего представителя в суд не направил, ходатайства о невозможности рассмотрения этого гражданского дела без его участия в суд не представил.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Как усматривается из телефонограмм, направленных сторонами в суд, каждая из них просит рассмотреть это гражданское дело без ее участия.
Руководствуясь указанной нормой ГПК РФ, учитывая волеизъявление каждой из сторон, суд приходит к выводу о необходимости рассмотрения этого гражданского дела без их участия.
Что касается требований Хохлова о признании неправомерным отказа начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ от 18 августа 2014 года № 14/1 – 2943 о признании его нуждающимся в жилом помещении, то оно по мнению суда, удовлетворению не подлежит, в связи со следующими достоверно установленными судом обстоятельствами.
Так, из копий выписок из: пункта № 4 § 3 приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 15 июля 2005 года № и § 1 приказа командира войсковой части № от 18 августа 2005 года № усматривается, что Хохлов досрочно уволен с военной службы в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями по п./п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и с 18 августа того года исключен из списков личного состава части. Также из указанных выписок усматривается, что на момент исключения из списков личного состава части общая продолжительность его военной службы составляет более 10 лет.
Согласно положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
На момент досрочного увольнения с военной службы Хохлова в запас военнослужащие признавались нуждающимися в жилых помещениях на основании п.п. 27 и 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной одноименным приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80 (далее по тексту - Инструкция).
Согласно указанных пунктов Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района.
Военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
На момент обращения с заявлениями о признании нуждающимся в жилом помещении в 1 отдел ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ, военнослужащие признавались нуждающимися в жилых помещениях на основании положений Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее по тексту - Инструкция от 30 сентября 2010 года).
Пункт 10 указанной Инструкции от 30 сентября 2010 года предусматривает, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В судебном заседании были исследованы документы, представленные Хохловым в 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ, которые он приложил в обоснование своего заявления о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Из указанных документов усматривается, что Хохлов при наличии календарной выслуги более 10 лет и льготного основания увольнения, мог быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Между тем, в этих документах отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Хохлов в период прохождения военной службы до момента исключения из списков части - 18 августа 2005 года был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Из исследованного в судебном заседании личного дела <данные изъяты> запаса Хохлова, также видно, что оно не содержит документов, подтверждающих факт признания Хохлова, нуждающимся в жилом помещении в период прохождения военной службы.
Таким образом, руководствуясь указанными положениями Федерального закона, Инструкций, оценив совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к убеждению, что на момент принятия начальником 1 отдела ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ решения об отказе в постановке Хохлова на учет нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма – как в октябре 2012, так и в августе 2014 года, Хохловым не было представлено доказательств, согласно которых он в период прохождения военной службы был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем суд полагает, что требования Хохлова о признании незаконным ответа указанного должностного лица от 18 августа 2014 года за № 14/1 – 2943, удовлетворению не подлежат.
Довод Хохлова о том, что он должен быть поставлен на учет, в связи с изменением состава своей семьи из-за расторжения брака, заключенного им в период прохождения военной службы и заключения нового брака, суд отвергает, поскольку указанные события происходили после увольнения его с военной службы и никак не могли повлиять на принятие решения жилищной комиссией войсковой части №, которая могла рассматривать вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному им месту жительства после увольнения с военной службы.
Что касается требования Хохлова о возмещении ему судебных расходов, в том числе и на оплату услуг представителя, то они удовлетворению не подлежат, поскольку судебные расходы подлежат возмещению заявителю в силу положений ст. 98 ГПК РФ, только в случае полного или частичного удовлетворения заявленных им требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 и 258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> запаса Хохлова <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом 18 августа 2014 года в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его оглашения.