Дело № 2- 2112 Е/19
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ Коломенский городской суд Московской области в составе: судьи Коротковой М.Е., при секретаре судебного заседания Шевченко С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киндеевой Юлии Викторовны, Киндеевой Кристины Евгеньевны к администрации Коломенского городского округа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е. обратились в суд с иском к администрации Коломенского городского округа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указывают, что ФИО6 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., на состав семьи 3 человека: ФИО10., Киндеева Ю.В. –жена, Киндеева К.Е. –дочь, предоставлена квартира по адресу: <адрес>.
ФИО9 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., на состав семьи 3 человека предоставлена квартира по адресу: <адрес>.
Между ФИО6 и ФИО9 состоялся обмен вышеуказанными квартирами на основании обменного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
ФИО6, Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е. были зарегистрированы по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ. в названной квартире в качестве члена семьи был зарегистрирован Найденов В.А.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 умер, снят с регистрационного учета по указанному адресу.
В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и постоянно проживают: Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е., Найденов В.А.
Найденов В.А. ранее участвовал в приватизации.
Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е. ранее в бесплатной приватизации не участвовали и свое право на однократную приватизацию квартиры не использовали. Полагают, что занимают спорную квартиру на условиях социального найма, постоянно проживают в квартире, оплачивают квартирную плату и коммунальные услуги, поддерживают квартиру в надлежащем состоянии, квартира не является служебной, не относится к специализированному жилищному фонду.
Истцы, желая приватизировать спорную квартиру, обратились к ответчику с заявлением о передаче им в собственность данного жилого помещения. В приватизации отказано в виду того, что спорная квартира не находится в муниципальной собственности, а находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем не представляется возможным заключить договор передачи жилого помещения в собственность гражданам.
Истцы просят признать право собственности по 1/2 доли за каждым в праве общей долевой собственности на жилое помещение - <адрес> в порядке приватизации (уточненное исковое заявление л.д.№).
Истцы Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е. в судебное заседание не явились, направив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают (л.д.№).
Представитель истца Киндеевой К.Е. по доверенности Киндеева Ю.В. в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.№).
Представитель истца Киндеевой Ю.В. по ордеру (л.д.№) ФИО8 иск поддержал.
Ответчик администрация Коломенского городского округа не направила в судебное заседание представителя, извещена надлежащим образом (л.д.№
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил (л.д.№
Представитель 3-го лица Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил (л.д.№).
Представитель 3-го лица ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. № по иску возражает (письменный отзыв на иск л.д. №).
3-е лицо Найденов В.А. в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.№
Суд, проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность, либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Часть 1 ст. 4 указанного Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998г. №-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004г. №-О, установление круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими невозможность приватизации служебного жилья, что с учетом высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО6 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., на состав семьи 3 человека: ФИО6, Киндеева Ю.В. – жена, Киндеева К.Е. – дочь, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.№).
ФИО9 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., на состав семьи 3 человека было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.№
Между ФИО6 и ФИО9 состоялся обмен вышеуказанными жилыми помещениями на основании обменного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.№).
ФИО6, Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е. были зарегистрированы в жилом помещении по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ. в названной квартире в качестве члена семьи был зарегистрирован Найденов В.А.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 умер, снят с регистрационного учета по указанному адресу.
В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и постоянно проживают Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е., Найденов В.А., что подтверждается выпиской из домовой книги.
В выписке из ЕГРН на спорную квартиру сведения о собственнике отсутствуют, сведений о принадлежности данного жилого помещения к специализированному не имеется (л.д.№
Из квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг на спорную квартиру усматривается, что тип собственности: муниципальное жилое помещение, статус спорной квартиры как служебной не подтвержден (л.д.№
В соответствии с п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № (редакции Постановления Правительства РФ от 30.04.2009г. №) государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одинокий престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть учтено в качестве такового, однако таких доказательств ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Ст. 106 ЖК РСФСР было предусмотрено, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. № – ФЗ, в редакции действующей на момент на момент предоставления ФИО6, ФИО9 жилых помещений, государство гарантировало предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. № – ФЗ военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
В нормативных документах: Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ», «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. №, «Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. № представлены образцы ордеров на предоставление жилых помещений, служебных жилых, где имеется указание на ордере на принадлежность жилого помещения к служебному.
Поскольку на момент предоставления жилого помещения по адресу: <адрес> ФИО6 находился в звании подполковник, имел более 5 лет военной службы, ему и членам его семьи предоставление названного жилого помещения осуществлено в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. № – ФЗ, т.е на общих основаниях. В Постановлении главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, послужившим основанием для предоставления названного жилого помещения ФИО6, отсутствует запись о предоставлении служебного жилого помещения (л.д.№ Ордер № от ДД.ММ.ГГГГ., выданный ФИО6, не содержат отметки «служебный» (л.д.№). Договор найма специализированного жилого помещения ни с ФИО6., ни с членами его семьи не заключался. Требований об освобождении квартиры не заявлялось.
Спорное жилое помещение по адресу <адрес>, ранее предоставленное ФИО9, не может также относится к служебным.
Из Постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., послужившего основанием для предоставления названного жилого помещения ФИО9, следует, что данное жилое помещение предоставлено ФИО9 и членам его семьи в связи с увольнением с военной службы и прибытием на постоянное место жительства в <адрес> в соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. № – ФЗ (л.д.48). Ордер № ДД.ММ.ГГГГ., выданный ФИО9, также не содержат отметки «служебный» (л.д.№).
Таким образом, суд приходит к выводу о предоставлении ФИО6 и ФИО9 жилых помещений на условиях социального найма.
В последствии ФИО6 и ФИО9 произвели обмен указанными жилыми помещениями. ФИО9 приватизировал жилое помещение по адресу: <адрес>, и отчудил его по договору купли-продажи.
При этом суд отмечает, что при наличии статуса квартир по адресу: <адрес> и <адрес>204, которые являлись предметом обмена, - служебные, дальнейшая приватизация ФИО9 квартиры <адрес> была бы не возможна.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
В силу ст.ст. 35, 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, и каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Исходя из ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
В силу ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственником указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Учитывая, что спорная квартира не является служебной, истцы занимали и занимают спорную квартиру на условиях социального найма, то к правоотношениям по пользованию указанной выше квартиры применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из содержания ст.ст. 1, 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что бесплатной передаче в собственность граждан РФ подлежат занимаемые ими помещения на условиях социального найма.
В силу ч.2 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма, помимо, указанных в ч. 1 настоящей статьи прав, может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими ФЗ и договором социального найма.
Следовательно, граждане, которые занимают жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»
Истцы ранее в бесплатной приватизации не участвовали и свое право на однократную приватизацию квартиры не использовали, о чем имеются соответствующие справки администрации Коломенского городского округа (л.д.№
Найденов В.А., зарегистрированный и проживающий в спорной квартире, ранее участвовал в приватизации (л.д.№).
Истцы, желая приватизировать спорную квартиру, обратились с заявлением к ответчику о передаче им в собственность спорного жилого помещения. Получен ответ, что указанная квартира является федеральной собственностью и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в муниципальную собственность не передана, в связи с чем не представляется возможным заключить договор передачи жилого помещения в собственность гражданам (л.д.№).
В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно п. 8 Постановления вышеуказанного Пленума, исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Данное Конституцией РФ и другими Законами РФ право не может ставиться в зависимость от неисполнения государственными органами, учреждениями, организациями обязанности по передаче объектов социальной инфраструктуры в собственность субъекта РФ и муниципальную собственность. Установленное государством в законе право гражданина на приобретение жилья в собственность, должно быть обеспечено возможностью реализации этого права.
То обстоятельство, что спорная квартира является федеральной собственностью и отсутствует процедурная возможность заключить договор передачи данного жилого помещения в собственность истцов, не должно отражаться на реализации их прав как гражданин РФ, предусмотренных Конституцией РФ и другими Законами РФ о приватизации жилья.
Законных оснований для отказа истцам в приватизации квартиры не имеется, требование истцов о передаче им в собственность занимаемого ими жилого помещения полностью отвечает требованиям законодательства РФ, регулирующего вопросы передачи гражданам жилья в собственность в порядке бесплатной приватизации, жилое помещение, занимаемое истцами, не входит в число жилых помещений, которые в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации (спорная квартира не отнесена к категории служебных, находится в пригодном для проживания состоянии, не расположена в общежитии либо на территории закрытого военного городка).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Таким образом, суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, с учетом приведенных норм права, приходит к выводу о наличие у истцов законных оснований для признания за ними права собственности на бесплатную приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес>.
В письменных возражениях третье лицо ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации сделано заявление о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям: об оспаривании решения о предоставлении специализированных жилых помещений; исполнении ордера на условиях социального найма; обжалование решений органов исполнительной власти.
Указанных третьим лицом требований истцом не заявлено.
Согласно ст. 199 п.2 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре.
ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации не является стороной в настоящем споре.
Условий, указанных в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», предусматривающих, что третьим лицом может быть сделано заявление о пропуске срока исковой давности, если удовлетворение иска повлечет предъявление ответчиком третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков, не имеется.
Суд отказывает третьему лицу ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации в заявлении о применении срока исковой давности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Киндеевой Юлии Викторовны, Киндеевой Кристины Евгеньевны удовлетворить.
Признать за Киндеевой Юлией Викторовной, Киндеевой Кристиной Евгеньевной право собственности по <данные изъяты> доли за каждой в праве общей долевой собственности на жилое помещение- <адрес> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: