Решение по делу № 2-2112/2019 ~ М-2067/2019 от 17.07.2019

Дело № 2- 2112 Е/19

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДД.ММ.ГГГГ Коломенский городской суд Московской области в составе: судьи Коротковой М.Е., при секретаре судебного заседания Шевченко С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киндеевой Юлии Викторовны, Киндеевой Кристины Евгеньевны к администрации Коломенского городского округа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е. обратились в суд с иском к администрации Коломенского городского округа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указывают, что ФИО6 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., на состав семьи 3 человека: ФИО10., Киндеева Ю.В. –жена, Киндеева К.Е. –дочь, предоставлена квартира по адресу: <адрес>.

ФИО9 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., на состав семьи 3 человека предоставлена квартира по адресу: <адрес>.

Между ФИО6 и ФИО9 состоялся обмен вышеуказанными квартирами на основании обменного ордера от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

ФИО6, Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е. были зарегистрированы по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ. в названной квартире в качестве члена семьи был зарегистрирован Найденов В.А.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 умер, снят с регистрационного учета по указанному адресу.

В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и постоянно проживают: Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е., Найденов В.А.

Найденов В.А. ранее участвовал в приватизации.

Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е. ранее в бесплатной приватизации не участвовали и свое право на однократную приватизацию квартиры не использовали. Полагают, что занимают спорную квартиру на условиях социального найма, постоянно проживают в квартире, оплачивают квартирную плату и коммунальные услуги, поддерживают квартиру в надлежащем состоянии, квартира не является служебной, не относится к специализированному жилищному фонду.

Истцы, желая приватизировать спорную квартиру, обратились к ответчику с заявлением о передаче им в собственность данного жилого помещения. В приватизации отказано в виду того, что спорная квартира не находится в муниципальной собственности, а находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем не представляется возможным заключить договор передачи жилого помещения в собственность гражданам.

Истцы просят признать право собственности по 1/2 доли за каждым в праве общей долевой собственности на жилое помещение - <адрес> в порядке приватизации (уточненное исковое заявление л.д.).

Истцы Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е. в судебное заседание не явились, направив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают (л.д.).

Представитель истца Киндеевой К.Е. по доверенности Киндеева Ю.В. в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.).

Представитель истца Киндеевой Ю.В. по ордеру (л.д.) ФИО8 иск поддержал.

Ответчик администрация Коломенского городского округа не направила в судебное заседание представителя, извещена надлежащим образом (л.д.

Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил (л.д.

Представитель 3-го лица Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил (л.д.).

Представитель 3-го лица ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. по иску возражает (письменный отзыв на иск л.д. ).

3-е лицо Найденов В.А. в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.

Суд, проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность, либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Часть 1 ст. 4 указанного Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998г. -П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004г. -О, установление круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими невозможность приватизации служебного жилья, что с учетом высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО6 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., на состав семьи 3 человека: ФИО6, Киндеева Ю.В. – жена, Киндеева К.Е. – дочь, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.).

ФИО9 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., на состав семьи 3 человека было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.

Между ФИО6 и ФИО9 состоялся обмен вышеуказанными жилыми помещениями на основании обменного ордера от ДД.ММ.ГГГГ выданного администрацией <адрес> на основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.).

ФИО6, Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е. были зарегистрированы в жилом помещении по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ. в названной квартире в качестве члена семьи был зарегистрирован Найденов В.А.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 умер, снят с регистрационного учета по указанному адресу.

В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и постоянно проживают Киндеева Ю.В., Киндеева К.Е., Найденов В.А., что подтверждается выпиской из домовой книги.

В выписке из ЕГРН на спорную квартиру сведения о собственнике отсутствуют, сведений о принадлежности данного жилого помещения к специализированному не имеется (л.д.

Из квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг на спорную квартиру усматривается, что тип собственности: муниципальное жилое помещение, статус спорной квартиры как служебной не подтвержден (л.д.

В соответствии с п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. (редакции Постановления Правительства РФ от 30.04.2009г. ) государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одинокий престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть учтено в качестве такового, однако таких доказательств ответчиком не представлено.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Ст. 106 ЖК РСФСР было предусмотрено, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. – ФЗ, в редакции действующей на момент на момент предоставления ФИО6, ФИО9 жилых помещений, государство гарантировало предоставление военнослужащим жилых помещений.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. – ФЗ военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

В нормативных документах: Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ», «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. , «Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. представлены образцы ордеров на предоставление жилых помещений, служебных жилых, где имеется указание на ордере на принадлежность жилого помещения к служебному.

Поскольку на момент предоставления жилого помещения по адресу: <адрес> ФИО6 находился в звании подполковник, имел более 5 лет военной службы, ему и членам его семьи предоставление названного жилого помещения осуществлено в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. – ФЗ, т.е на общих основаниях. В Постановлении главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, послужившим основанием для предоставления названного жилого помещения ФИО6, отсутствует запись о предоставлении служебного жилого помещения (л.д. Ордер от ДД.ММ.ГГГГ., выданный ФИО6, не содержат отметки «служебный» (л.д.). Договор найма специализированного жилого помещения ни с ФИО6., ни с членами его семьи не заключался. Требований об освобождении квартиры не заявлялось.

Спорное жилое помещение по адресу <адрес>, ранее предоставленное ФИО9, не может также относится к служебным.

Из Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., послужившего основанием для предоставления названного жилого помещения ФИО9, следует, что данное жилое помещение предоставлено ФИО9 и членам его семьи в связи с увольнением с военной службы и прибытием на постоянное место жительства в <адрес> в соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. – ФЗ (л.д.48). Ордер ДД.ММ.ГГГГ., выданный ФИО9, также не содержат отметки «служебный» (л.д.).

Таким образом, суд приходит к выводу о предоставлении ФИО6 и ФИО9 жилых помещений на условиях социального найма.

В последствии ФИО6 и ФИО9 произвели обмен указанными жилыми помещениями. ФИО9 приватизировал жилое помещение по адресу: <адрес>, и отчудил его по договору купли-продажи.

При этом суд отмечает, что при наличии статуса квартир по адресу: <адрес> и <адрес>204, которые являлись предметом обмена, - служебные, дальнейшая приватизация ФИО9 квартиры <адрес> была бы не возможна.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.

В силу ст.ст. 35, 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, и каждый вправе иметь имущество в собственности.

Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу вышеуказанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Исходя из ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.

В силу ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственником указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Учитывая, что спорная квартира не является служебной, истцы занимали и занимают спорную квартиру на условиях социального найма, то к правоотношениям по пользованию указанной выше квартиры применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Из содержания ст.ст. 1, 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что бесплатной передаче в собственность граждан РФ подлежат занимаемые ими помещения на условиях социального найма.

В силу ч.2 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма, помимо, указанных в ч. 1 настоящей статьи прав, может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими ФЗ и договором социального найма.

Следовательно, граждане, которые занимают жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»

Истцы ранее в бесплатной приватизации не участвовали и свое право на однократную приватизацию квартиры не использовали, о чем имеются соответствующие справки администрации Коломенского городского округа (л.д.

Найденов В.А., зарегистрированный и проживающий в спорной квартире, ранее участвовал в приватизации (л.д.).

Истцы, желая приватизировать спорную квартиру, обратились с заявлением к ответчику о передаче им в собственность спорного жилого помещения. Получен ответ, что указанная квартира является федеральной собственностью и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в муниципальную собственность не передана, в связи с чем не представляется возможным заключить договор передачи жилого помещения в собственность гражданам (л.д.).

В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Согласно п. 8 Постановления вышеуказанного Пленума, исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Данное Конституцией РФ и другими Законами РФ право не может ставиться в зависимость от неисполнения государственными органами, учреждениями, организациями обязанности по передаче объектов социальной инфраструктуры в собственность субъекта РФ и муниципальную собственность. Установленное государством в законе право гражданина на приобретение жилья в собственность, должно быть обеспечено возможностью реализации этого права.

То обстоятельство, что спорная квартира является федеральной собственностью и отсутствует процедурная возможность заключить договор передачи данного жилого помещения в собственность истцов, не должно отражаться на реализации их прав как гражданин РФ, предусмотренных Конституцией РФ и другими Законами РФ о приватизации жилья.

Законных оснований для отказа истцам в приватизации квартиры не имеется, требование истцов о передаче им в собственность занимаемого ими жилого помещения полностью отвечает требованиям законодательства РФ, регулирующего вопросы передачи гражданам жилья в собственность в порядке бесплатной приватизации, жилое помещение, занимаемое истцами, не входит в число жилых помещений, которые в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации (спорная квартира не отнесена к категории служебных, находится в пригодном для проживания состоянии, не расположена в общежитии либо на территории закрытого военного городка).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Таким образом, суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, с учетом приведенных норм права, приходит к выводу о наличие у истцов законных оснований для признания за ними права собственности на бесплатную приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес>.

В письменных возражениях третье лицо ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации сделано заявление о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям: об оспаривании решения о предоставлении специализированных жилых помещений; исполнении ордера на условиях социального найма; обжалование решений органов исполнительной власти.

Указанных третьим лицом требований истцом не заявлено.

Согласно ст. 199 п.2 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре.

ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации не является стороной в настоящем споре.

Условий, указанных в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», предусматривающих, что третьим лицом может быть сделано заявление о пропуске срока исковой давности, если удовлетворение иска повлечет предъявление ответчиком третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков, не имеется.

Суд отказывает третьему лицу ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации в заявлении о применении срока исковой давности.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Киндеевой Юлии Викторовны, Киндеевой Кристины Евгеньевны удовлетворить.

Признать за Киндеевой Юлией Викторовной, Киндеевой Кристиной Евгеньевной право собственности по <данные изъяты> доли за каждой в праве общей долевой собственности на жилое помещение- <адрес> в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

2-2112/2019 ~ М-2067/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киндеева Кристина Евгеньевна
Киндеева Юлия Викторовна
Ответчики
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Департамент имущественных отношений Минобороны РФ
Другие
Найденов В.А.
Конопелько А.Г.
Администрация Коломенского городского округа
Суд
Коломенский городской суд Московской области
Судья
Короткова Марина Евгеньевна
Дело на странице суда
kolomna--mo.sudrf.ru
17.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2019Передача материалов судье
19.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.08.2019Предварительное судебное заседание
16.09.2019Судебное заседание
08.10.2019Судебное заседание
30.10.2019Судебное заседание
31.10.2019Судебное заседание
04.12.2019Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2020Дело оформлено
26.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее