Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-60/2015 (2-1459/2014;) ~ М-559/2014 от 27.02.2014

Дело № 2-1459/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2015 года           п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А., с участием помощника прокурора Емельяновского района ФИО7, представителя Администрации Емельяновского района ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солонцовского сельсовета, администрации Емельяновского района об обязании организовать утилизацию и переработку отходов, провести мероприятия по рекультивации земельного участка,

             

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит возложить на Администрацию п. Солонцы обязанность провести мероприятия по рекультивации земельного участка, расположенного на территории муниципального образования п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, имеющего географические координаты Е92 49.238 № 56 04.842 в месячный срок с момента утилизации отходов; на администрацию Емельяновского района обязанность организовать утилизацию и переработку выявленных отходов различного происхождения с территории расположения карьеров №№1-4, расположенных на территории муниципального образования п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края.

В обоснование иска указано, что на одном из земельных участков, входящих в границы поселения п. Солонцы и имеющем географические координаты Е92° 49.238` № 56° 04.842` в период времени с 1996 года по настоящее время неизвестным лицом организован был карьер и несанкционированная добыча скальной породы, в результате чего окружающей среде нанесен был значительный вред; согласно заключениям экологической экспертизы на почвенно-геологические объекты, расположенные на территории муниципального образования п. Солонцы в вышеуказанном месте оказано негативное воздействие, которое выражается в: уничтожении почвогрунта глубиной от 0,15 до 10.5 м на площади не менее 99693 кв.м., захламлении отходами различной природы и загрязнении продуктами из разложения почвенно-геологических объектов на территории расположения карьеров №№ 1-4 и прилегающей к ним территории; вскрытии несанкционированного захоронения животных в южной части карьера № 1, протекании эрозионных процессов по дну и стенкам карьеров №№1-4; механизмами образования оказанного негативного воздействия послужили: разработка почвенно-геологических слоев на глубины от 0,15 до 10.5 м, с применением экскаваторов и с последующим вывозом их с территории расположения карьеров, свободный подъезд к территории расположения карьеров №№1-4 и отсутствие ограждений, что приводит к переносу отходов ветровыми потоками различных направлений; разработка почвенно-геологических слоев в непосредственной близости к местам расположения несанкционированных захоронений; разработка почвенно-геологических слоев, которая привела к вскрытию и беспрепятственному воздействию природных факторов (ветра и воды) на нижележащие геологические слои; площадь территории, на которую оказано воздействие, составляет не менее 99693 кв.м.; к объектам, способным оказывать отрицательное влияние на экологическое состояние объектов почвенно-геологического происхождения, относятся: отходы резины, деревянные, твердые бытовые и строительные отходы; нанесенный окружающей среде ущерб выражается в уничтожении почвенно-геологических слоев на территории расположения карьеров №№ 1-4 и приближенный объем на территории расположения карьеров составил: карьер № 1 – 112253,9 м?, карьер № 2 – 61316.2 м?, карьер № 3 – 13221.7 м?, карьер № 4 – 8000,2 м?; суммарный, приближенный объем изъятого почвогрунта составил 194 792 м?; согласно выводам экспертов для ликвидации произведенных и предупреждения возможных последующих негативных изменений почвенного покрова при оказанном негативном воздействии на территории муниципального образования п. Солонцы следует провести мероприятия: - по вывозу выявленных отходов различного происхождения с территории расположения карьеров №№1-4 и приближенной к ним на специально оборудованные для подобных целей площадки; - по формированию и планированию границ территории, на которой расположены карьеры №№1-4, то есть преобразование рельефа территории объекта с целью придания архитектурно-художественной выразительности пространства; - по формированию потенциально плодородного корнеобитаемого слоя на территории размещения карьеров №№1-4 для последующего этапа биологической мелиорации. По мнению прокурора, администрацией Емельяновского района в нарушение требований ч. 2 ст. 8 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ не принимается мер к утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов с территории карьера, расположенного в п. Солонцы; Администрацией п. Солонцы в нарушение требований ст. 11, ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ не принимается мер к проведению мероприятий по рекультивации нарушенного земельного участка, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц, в то время, как в соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия; данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района ФИО7 иск поддержала, в обоснование привела доводы, в нем изложенные.

Представитель ответчика – Администрации Емельяновского района ФИО6 в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что администрация Емельяновского района надлежащим образом выполняет требования закона об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; в частности, на территории Емельяновского района организованы и функционируют полигон утилизации ТБО ОАО «Автоспецбаза», расположенный по адресу: Емельяновский район, 22 км Енисейского тракта, 6-й км от правого поворота по автодороге «Емельяново-Частоостровское», участок № 1; полигон «Северный» за промзоной алюминиевого завода ООО «ЮрМа-М» для размещения (захоронения) промышленных отходов и др.; Постановлением администрации района от 15 июля 2009 года № 1164 всего определено девять различного рода объектов для размещения, использования и обезвреживания отходов, образующихся в Емельяновском районе; также администрацией района создано Муниципальное унитарное предприятие Емельяновского района «Эколог», которое занимается транспортировкой ТБО от мест сбора отходов до мест их утилизации и переработки; таким образом, по мнению представителя ответчика, обязанности, возложенные на администрацию Емельяновского района п. 14 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ исполнены надлежащим образом; помимо этого, согласно данным кадастровой карты земельный участок, указанный в иске прокурора, входит в состав земель Солонцовского сельсовета и предназначен для строительства, эксплуатации иподрома, конно-спортивного комплекса; находится в аренде; именно Солонцовский сельсовет как собственник участка не осуществлял земельный контроль, не исполнял должным образом обязанности по надлежащему сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах данного поселения, что явилось причиной возникновения стихийной несанкционированной свалки бытовых отходов; согласно п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, и которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с ними, включая их отчуждение; если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, на территории которых находятся эти отходы; таким образом, требования прокурора об обязании администрации Емельяновского района организовать утилизацию и переработку выявленных отходов с территории карьера п. Солонцы, по мнению представителя, являются необоснованными.

Ответчик – Администрация п. Солонцы в судебное заседание не явился, был извещен о нем надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем суд нашел возможным рассмотреть дело без его участия на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора Емельяновского района ФИО7, представителя ответчика ФИО6, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, на одном из земельных участков, входящих в границы поселения п. Солонцы и имеющем географические координаты Е92° 49.238` № 56° 04.842` в период времени с 1996 года по настоящее время неизвестным лицом организован был карьер и несанкционированная добыча скальной породы, что подтверждается постановлением исполняющего обязанности руководителя следственного отдела по Емельяновскому району Главного следственного управления следственного комитета РФ по Красноярскому краю ФИО8 о прекращении уголовного дела от 01 июля 2013 года, постановлением заместителя руководителя следственного отдела по Емельяновскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю ФИО9 об отказе в возбуждении уголовного дела от 25 декабря 2013 года, актом проверки соблюдения требований законодательства РФ от 17 декабря 2014 года, составленным старшим помощником прокурора Емельяновского района ФИО7, фотографиями, планом-схемой земельного участка, составленным ведущим специалистом отдела земельного контроля ФИО10, из которого следует, что скопление строительного и твердого бытового мусора – свалка находится на земельном участке с кадастровым номером со следующими координатами Х – 95707, Y 639 921.

Согласно заключениям экологической экспертизы, проведенной ФБУ Красноярская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, на почвенно-геологические объекты, расположенные на территории муниципального образования п. Солонцы в вышеуказанном месте оказано негативное воздействие, которое выражается в: уничтожении почвогрунта глубиной от 0,15 до 10.5 м на площади не менее 99693 кв.м., захламлении отходами различной природы и загрязнении продуктами из разложения почвенно-геологических объектов на территории расположения карьеров №№ 1-4 и прилегающей к ним территории; вскрытии несанкционированного захоронения животных в южной части карьера № 1, протекании эрозионных процессов по дну и стенкам карьеров №№1-4; механизмами образования оказанного негативного воздействия послужили: разработка почвенно-геологических слоев на глубины от 0,15 до 10.5 м, с применением экскаваторов и с последующим вывозом их с территории расположения карьеров, свободный подъезд к территории расположения карьеров №№1-4 и отсутствие ограждений, что приводит к переносу отходов ветровыми потоками различных направлений; разработка почвенно-геологических слоев в непосредственной близости к местам расположения несанкционированных захоронений; разработка почвенно-геологических слоев, которая привела к вскрытию и беспрепятственному воздействию природных факторов (ветра и воды) на нижележащие геологические слои; площадь территории, на которую оказано воздействие, составляет не менее 99693 кв.м.; к объектам, способным оказывать отрицательное влияние на экологическое состояние объектов почвенно-геологического происхождения, относятся: отходы резины, деревянные, твердые бытовые и строительные отходы; нанесенный окружающей среде ущерб выражается в уничтожении почвенно-геологических слоев на территории расположения карьеров №№ 1-4 и приближенный объем на территории расположения карьеров составил: карьер № 1 – 112253,9 м?, карьер № 2 – 61316.2 м?, карьер № 3 – 13221.7 м?, карьер № 4 – 8000,2 м?; суммарный, приближенный объем изъятого почвогрунта составил 194 792 м?; согласно выводам экспертов для ликвидации произведенных и предупреждения возможных последующих негативных изменений почвенного покрова при оказанном негативном воздействии на территории муниципального образования п. Солонцы следует провести мероприятия: - по вывозу выявленных отходов различного происхождения с территории расположения карьеров №№1-4 и приближенной к ним на специально оборудованные для подобных целей площадки; - по формированию и планированию границ территории, на которой расположены карьеры №№1-4, то есть преобразование рельефа территории объекта с целью придания архитектурно-художественной выразительности пространства; - по формированию потенциально плодородного корнеобитаемого слоя на территории размещения карьеров №№1-4 для последующего этапа биологической мелиорации.

Таким образом, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером (координаты точек Х – 95707, Y 639 921), входящем в границы муниципального образования п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, имеющего географические координаты Е92° 49.238` № 56° 04.842` на площади 99693 кв.м. находится несанкционированная свалка из отходов различной природы, несанкционированное захоронение животных, уничтожены естественные почвенно-геологические слои на глубины от 0,15 до 10.5 м; объем изъятого почвогрунта составил 194792 куб.м; отходы, находящиеся на данной свалке, относятся к группе потенциально опасных для экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения и оказывают негативное воздействие на территорию муниципального образования п. Солонцы; собственник данных отходов, лицо, нанесшее ущерб окружающей среде, который выразился в уничтожении почвенно-геологических слоев, в захламлении участка, в захоронении на нем трупов животных не известен.

Согласно ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" предусматривает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма права содержится в ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" установлено, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно пункту 7.8. ГОСТа 30772-2001 собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в том числе, по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии,…загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Устава Емельяновского района Красноярского края официальное наименование муниципального образования Емельяновский район - Емельяновский район, представляющий собой совокупность поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.

В силу пункта 6 статьи 5 Устава, в состав муниципального образования Емельяновский район входят городские и сельские поселения.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; под вопросами местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

По пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 28 Устава Емельяновского района Красноярского края определено, что структуру органов местного самоуправления Емельяновского района составляют Емельяновский районный Совет депутатов, глава Емельяновского района, администрация Емельяновского района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно пункту 1 статьи 41 Устава администрация Емельяновского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Емельяновского района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Аналогичное положение закреплено подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пунктом 14 статьи 6 Устава заявителя.

Таким образом, к полномочиям администрации Емельяновского района в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.

Однако в материалы дела не представлены доказательства тому, что Администрация Емельяновского района не организовала на территории муниципального образования утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается объяснениями представителя ответчика, которые представителем прокуратуры оспорены не были, на территории Емельяновского района организованы и функционируют полигон утилизации ТБО ОАО «Автоспецбаза», расположенный по адресу: Емельяновский район, 22 км Енисейского тракта, 6-й км от правого поворота по автодороге «Емельяново-Частоостровское», участок № 1; полигон «Северный» за промзоной алюминиевого завода ООО «ЮрМа-М» для размещения (захоронения) промышленных отходов и др.; Постановлением администрации района от 15 июля 2009 года № 1164 всего определено девять различного рода объектов для размещения, использования и обезвреживания отходов, образующихся в Емельяновском районе; также администрацией района создано Муниципальное унитарное предприятие Емельяновского района «Эколог», которое занимается транспортировкой ТБО от мест сбора отходов до мест их утилизации и переработки.

Помимо этого, как указывалось выше, на администрации Емельяновского района лежит обязанность по утилизации отходов, но не по их сбору и вывозу. Утилизация производится в установленных для этого местах; отходы со свалки, расположенной на территории Солонцовского сельсовета, еще не вывозились.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые требования предъявлены преждевременно.

Также суд пришел к выводу о недоказанности необходимости проведения именно утилизации отходов.

Как указывалось выше, утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

В судебном заседании не было представлено какое-либо обоснование тому, что отходы, находящиеся на свалке на территории Солонцовского сельсовета, подлежат только утилизации, а не, например, захоронению или обезвреживанию.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым иск в части требований, предъявленных к администрации Емельяновского района, оставить без удовлетворения.

Что касается требований к Администрации п. Солонцы, то суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании вышеприведенных норм права, а также на основании следующего.

Общие требования осуществления рекультивации земель определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года (далее - Основные положения).

Согласно п. 2 Приложения 6 к Основным положениям рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

При этом под нарушенными землями в Основных положениях понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности (п. 1 Приложения 6).

Исходя из п. 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Основания для проведения рекультивации предусмотрены п. 5 Основных положений.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земельных участков.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие, что земли, на которых в настоящее время находится свалка отходов, являются нарушенными, утратившими свою хозяйственную ценность, и их невозможно использовать по назначению без проведения рекультивационных работ.

Данные доказательства позволяют суду сделать вывод о наличии предусмотренных Основными положениями оснований для проведения рекультивации вышеназванного земельного участка.

Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах муниципального образования п. Солонцы, доказательств тому, что земельный участок, на котором обнаружена свалка, предоставлен в пользование, собственность юридическим или физическим лицам, в ходе подготовки дела к судебному разбирательства и в ходе самого судебного разбирательства не представлено, суд приходит к выводу о том, что Администрация п. Солонцы является надлежащим ответчиком по делу и в силу ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обязана ликвидировать несанкционированную свалку и провести рекультивацию нарушенных земель.

Поскольку рекультивации земель должна предшествовать ликвидация последствий загрязнений, сбор и вывоз отходов, суд в порядке уточнения избранного истцом способа защиты на основании ст. 12 ГК РФ полагает возможным указать в резолютивной части решения о возложении на Администрацию п. Солонцы обязанности, в том числе, по ликвидации свалки, сбору и вывозу отходов.

Поскольку проведение рекультивации потребует значительного времени, в том числе для разработки проекта рекультивации, проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации, суд находит возможным установить срок исполнения решения в шесть месяцев.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером (координаты точек Х – 95707, Y 639 921), находящемся на территории муниципального образования п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, имеющего географические координаты Е92° 49.238` № 56° 04.842` на площади 99693 кв.м., путем организации сбора и вывоза отходов, а также провести мероприятия по рекультивации данного земельного участка.

В удовлетворении требований о возложении на администрацию Емельяновского района обязанности организовать утилизацию и переработку выявленных отходов различного происхождения с территории расположения карьеров №№1-4, расположенных на территории муниципального образования п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 18 марта 2015 года.

Председательствующий:

2-60/2015 (2-1459/2014;) ~ М-559/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
И.о. прокурора Емельяновского района
Ответчики
Администрация п Солонцы
Администрация Емельяновского района
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Ежелева Елена Анатольевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
27.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2014Передача материалов судье
03.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2014Предварительное судебное заседание
28.10.2014Предварительное судебное заседание
24.12.2014Судебное заседание
18.03.2015Судебное заседание
18.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2016Дело оформлено
22.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее