Дело №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
<адрес> 13 августа 2020 года
Судья Советского районного суда <адрес> Антонова Г.М., с участием законного представителя заявителя Абдулагаджиевой О.С., представителя административного органа по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Абдулгалимова Р.А.,
рассмотрев ходатайство о восстановлении срока обжалования и жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Детская поликлиника №» на постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес> Ахмедова А.Б. №.14/58 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Детская поликлиника №»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес> (далее по тексту – УФК по <адрес>) Ахмедова А.Б. №.14/58 от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Детская поликлиника №» (далее по тексту - ГБУ РД «Детская поликлиника №») привлечено к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 % от суммы нецелевого использования, что составляет 2500,00 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ жалоба врио главного врача ГБУ РД «Детская поликлиника №» Абдулагаджиевой О.С. удовлетворена частично, решение судьи Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.
В жалобе врио главного врача ГБУ РД «Детская поликлиника №» Абдулагаджиева О.С. ходатайствует о восстановлении срока обжалования постановления заместителя руководителя УФК по <адрес> Ахмедова А.Б. №.14/58 от ДД.ММ.ГГГГ и просит его отменить как незаконное и необоснованное и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указывается, что главврач поликлиники № Абдулагаджиева О.С. от имени ГБУ РД «Поликлиника №» неоднократно обращалась в адрес Минздрава РД с заявлениями о выделении средств для проведения ремонта в ГБУ РД «Детская поликлиника №» на укрепление материально-технической базы, в том числе на выполнение работ по противопожарным мероприятиям и оснащению поликлиники оборудованием по адаптации инвалидов в рамках государственной программы РД «Доступная среда» на 2016-2018 гг., а также в адрес директора ТФОМС РД с письменной просьбой о выделении средств на проведение ремонта, замены пожарной сигнализации, сопровождения «Регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения РД» повышения доступности поликлиники и услуг для инвалидов и маломобильных групп населения, в адрес ООО «Махачкалаводоканал», Главы РД, Минфин РД, Министерства экономики и территориального развития РД с просьбой об оказании помощи в реализации программы «Доступная среда» для проведения текущих ремонтных работ. Вышеизложенное свидетельствует о том, что ГБУ РД «Детская поликлиника №» использовало все возможности для получения финансовых средств для создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. В соответствии с Планом мероприятий «дорожной карты» «Повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере здравоохранения (2016-2020 годы), приказа МЗ РД №-М от ДД.ММ.ГГГГ и приказа №-М от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии мер по адаптации медицинский организаций для повышения доступности объектов и услуг для инвалидов и маломобильных группы населения» были заключены договора на поставку специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных людей и инвалидов на сумму 219000 рублей за счет средств ОМС, так как финансирование поликлиники осуществляется только из одного источника – средства ОМС. Действительно, между ГБУ РД «Детская поликлиника №» и ООО «Спецавтоматика» был заключен договор № ДС/3-18 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 50000 рублей на поставку специализированных средств по обеспечению здания для доступности маломобильных групп населения и их монтаж. По факту заключения между ГБУ РД «Детская поликлиника №» и ООО «Строй-Комплекс» государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1191476,86 рублей, который фактически исполнен на сумму 970175 руб., договорам от ДД.ММ.ГГГГ за №№ ДС/1-18, ДС/2-18 и ДС-3/18, исполнение условий которых якобы повлекло за собой нецелевое использование бюджетных средств, в отношении ГБУ РД «Детская поликлиника №» УФК по РД вынесено 6 постановлений, по каждому из которых юридическому лицу назначен штраф. Детская поликлиника является бюджетным учреждением, которое не располагает суммами для уплаты столь значительных штрафов. Все произведенные работы, включая работы по благоустройству прилегающей территории – создание парковки для инвалидов, установка пандуса, вывески-бегущей строки, информационная индукционная система «Исток А2», беспроводная система вызова помощника «Пульсар3», звукового маяка Р700, бегущей строки для улицы и т.д., преследовали цель создания условий для безбарьерного доступа в поликлинику инвалидов, детей с ограниченными возможностями и для оказания своевременной и качественной медицинской помощи и данное обстоятельство было согласовано с ТФОМС РД и Правительством РД. Более того, на момент рассмотрения дела ГБУ РД «Детская поликлиника №» возвратила ТФОМС средства ОМС в сумме 219000 рублей, т.е. ущерб ТФОМС не причинен. В связи с тем, что настоящее постановление получено ДД.ММ.ГГГГ, жалоба на постановление первоначально была подана ДД.ММ.ГГГГ, определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возвращена для устранения недостатков, просит восстановить процессуальный срок на подачу жалобы.
Законный представитель заявителя Абдулагаджиева О.С. в суде ходатайство о восстановлении срока обжалования и жалобу поддержала и просила удовлетворить по вышеизложенным обстоятельствам.
В суде представитель УФК по <адрес> Абдулгалимов Р.А. жалобу не поддержал и просил отказать в ее удовлетворении, пояснив, что в ходе проведенной проверки установлено нецелевое использование ГБУ РД «Детская поликлиника №» средств ОМС, выразившееся в оплате расходов по договору № ДС/3-18 от ДД.ММ.ГГГГ на поставку специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных групп населения и на их монтаж, связанных с реализацией мероприятий Государственной программы Республики Дагестан Доступная среда» на сумму 50000,00 руб. Расходы по реализации мероприятий Государственной программы Республики Дагестан «Доступная среда» не могут осуществляться за счет средств ОМС и являются нецелевым использованием средств.
Заслушав объяснения законного представителя заявителя и представителя административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
ГБУ РД «Детская поликлиника №» ходатайствует о восстановлении срока обжалования постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу ч. 2 названной статьи в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Согласно материалам дела копия постановления направлена в установленный законом срок ГБУ РД «Детская поликлиника №» по адресу: <адрес>. Из почтового уведомления следует, что копия постановления получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Первоначально в суд с жалобой ГБУ РД «Детская поликлиника №» обратилось в Советский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока обжалования постановления.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.
Субъектом данного правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели.
Согласно ч. 1 ст. 147 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 19 вышеприведенного закона).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в соответствии с пунктом 73 раздела 2 Плана контрольных мероприятий УФК по <адрес> на 2019 года на основании приказа УФК по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № выездной проверки использования средств, источником которых являются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования в ГБУ РД «Детская поликлиника №» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на лицевой счет ГБУ РД «Детская поликлиника №» были направлены бюджетные средства ФФОМС в объеме 124869200,00 руб. на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, оказываемой детскому населению <адрес>, из которых средства ОМС в сумме 50000,00 руб. до договору № ДС/3-18 от ДД.ММ.ГГГГ на поставку специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных групп населения и на их монтаж на объекте заказчика согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главного врача Абдулагаджиевой О.С. были перечислены на расчетный счет подрядчика ООО «Спецавтоматика» на расходы, связанные с реализацией мероприятий Государственной программы Республики Дагестан «Доступная среда», тем самым допущено использование средств ОМС не по целевому назначению.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту должностным лицом УФК по <адрес> в отношении ГБУ РД «Детская поликлиника №» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении ГБУ РД «Детская поликлиника №» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Указанные действия юридического лица ГБУ РД «Детская поликлиника №» квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина юридического лица ГБУ РД «Детская поликлиника №» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении №.14/58 от ДД.ММ.ГГГГ; приказом УФК по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении плановой выездной проверки в ГБУ РД «Детская поликлиника №»; актом плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ; платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате за спец.средства для дост. к зданию маломоб. людей и инв. за 2018 г. согласно дог. № ДС/3-18 от ДД.ММ.ГГГГ и акта сдачи-приема тов. б/н от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50000,00 руб.; договором № ДС/3-18 от ДД.ММ.ГГГГ; счетом на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ; актом № от ДД.ММ.ГГГГ; актом сдачи-приемки товаров от ДД.ММ.ГГГГ; платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате штрафа согласно требованию б/н от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 21900,00 руб.; сообщением Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главных врачей медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС; приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №-к/т о назначении Абдулагаджиевой О.С. врио главного врача ГБУ РД «Детская поликлиника №».
Данные доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами УФК по <адрес>, непосредственно выявившими административное правонарушение, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, при этом нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, не доверять которым оснований не имеется.
Должностное лицо правильно пришло к выводу о наличии в действиях ГБУ РД «Детская поликлиника №» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что все произведенные работы преследовали цель создания условий для безбарьерного доступа в поликлинику инвалидов, детей с ограниченными возможностями и для оказания своевременной и качественной медицинской помощи и данное обстоятельство было согласовано с ТФОМС РД и Правительством РД основан на неверной оценке доказательств и не может служить основанием к отмене постановления должностного лица.
Так, согласно имеющемуся в материалах дела письму территориального фонда ОМС РД от ДД.ММ.ГГГГ № реализация мероприятий Государственной программы Республики Дагестан «Доступная среда» на 2016-2018 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Дагестан, средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан. Территориальный орган ОМС РД участником Государственной программы «Доступная среда» не является. Средства обязательного медицинского страхования являются целевыми средствами, предназначены для оплаты медицинской помощи и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные территориальной программой обязательного медицинского страхования (л.д. 83).
Следовательно, расходы по реализации мероприятий Государственной программы Республики Дагестан «Доступная среда» не могут осуществляться за счет средств ОМС и являются нецелевым использованием средств.
Ссылка в жалобе на то, что детская поликлиника является бюджетным учреждением, которое не располагает суммами для уплаты назначенных административным органом значительных штрафов, и возвратила ТФОМС средства ОМС, также не влечет отмену постановления должностного лица.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение законность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления.
При рассмотрении дела должностным лицом были правильно установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию. При этом действиям ГБУ РД «Детская поликлиника №» дана надлежащая оценка. К обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, а также о виновности заявителя в его совершении должностное лицо пришло на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, которым дана надлежащая и мотивированная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не имеется.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако это является правом, а не обязанностью судьи.
Совершенное юридическим лицом административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере финансов и правила государственной бюджетной политики, то есть представляет собой существенную угрозу общественным отношениям в финансовой сфере и экономическим интересам государства.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ГБУ РД «Детская поликлиника №», по делу не установлено.
Действия ГБУ РД «Детская поликлиника №» правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ГБУ РД «Детская поликлиника №» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ГБУ РД «Детская поликлиника №» в соответствии с санкцией ст. 15.14 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при вынесении обжалуемого постановления допущено не было.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Ходатайство Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Детская поликлиника №» удовлетворить.
Восстановить Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан «Детская поликлиника №» срок обжалования постановления заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес> Ахмедова А.Б. №.14/58 от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес> Ахмедова А.Б. №.14/58 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Детская поликлиника №» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.
Судья Г.М. Антонова