Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-850/2020 ~ М-452/2020 от 06.02.2020

Дело № 2-850/2020

Решение

Именем Российской Федерации

23 июля 2020 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,

при секретаре: Хохловой И.Г.,

с участием представителя истца по доверенности Марениной И.В., представителя ответчика по доверенности Козиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Скайвэй" об обязании исполнить предписание,

Установил:

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (Управление Роспотребнадзора по Московской области) обратился в суд с вышеуказанным иском и с учетом уточнения просит признать действия Общества с ограниченной ответственностью "Скайвэй" (ООО «Скайвэй») по нарушению требований санитарного законодательства, невыполнению законных предписаний должностного лица государственного органа противоправными и нарушающими право граждан неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания;

обязать ответчика:

1) ограничить прием отходов ТБО на захоронение на полигоне ТБО "Лесная до 300000 тон в год;

2) принять меры по недопущению загрязнения атмосферного воздуха на основании мониторинга биогаза решить вопрос очистки биогаза в соответствии со ст. 11, 20 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и в соответствии со ст. 2.2., 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению атмосферного воздуха населенных мест", п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов";

3) завершить устройство дренажной системы и строительство локальных очистных сооружений для поверхностных стоков и фильтрата п. 4.19., п. 4.20. СанПиН 2.1.2.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", п. 2.4 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п. 4.7 СанПиН 2.1.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод";

4) организовать постоянный лабораторный контроль атмосферного воздуха в зоне влияния полигона ТБО "Лесная" (ежедневно) согласно п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", гл. V СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению атмосферного воздуха населенных мест", СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", гл. П, гл. V, п. 4.5;

5) установить Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ санитарно-защитную зону полигона, согласно разработанного проекта и на основании результатов натурных лабораторных исследований, подтверждающих соблюдение гигиенических нормативов на границе жилой застройки в соответствие с требованиями п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов";

6) провести рекультивацию нарушенных земель, расположенных под полигоном ТБО "Лесная" на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:32:0020121:1503 (площадь 22233 кв.м.), 50:32:0020121:1274 (площадь 164242 кв.м.), 50:32:0020121:365 (площадь 141205 кв.м.), общей площадью 32,8 га, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, Дашковское сельское поселение, полигон ТБО "Лесная" в соответствии с проектом рекультивации и в порядке, установленным Постановлением Правительства РФ от 23.021991 №140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодотворного слоя почвы", и Приказом Минприроды России №527 и Роскомзема №67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодотворного слоя почвы";

При удовлетворении иска обязать ответчика в установленный судом срок довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации, выбор которых оставить на усмотрение суда в соответствие со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей".

Требования мотивированы тем, что Управление Роспотребнадзора по Московской области в силу Положения об Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Серпуховским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области были установлены факты нарушения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации полигона ТБО "Лесная" по адресу: Московская область, Серпуховский район, Дашковское сельское поселение, полигон ТБО "Лесная", а именно загрязнение атмосферного воздуха за счет превышения предельно-допустимой концентрации сероводорода в 4,75-5,4 раза, аммиака в 1,8-3 раза, фенола в 4 раза, что представляет угрозу для здоровья населения.

Эксплуатацию полигона ТБО "Лесная" осуществляет ООО "Скайвэй", имеющее лицензию на осуществление деятельности в области обращения с отходами производства и потребления №077589 от 30.06.2016. выданную Департаментом Росприроднадзора по ЦФО.

Полигон ТБО "Лесная" включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) под № 50-0023-3-00625-310715, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Полигон ТБО "Лесная" ООО "Скайвэй" размещен на расстоянии около 1,2 км. от г. Серпухова и 90м. от садоводческих товариществ.

Граница СЗЗ по проекту составляет 500 метров во всех направлениях от границы промплощадки.

Санитарно-защитная зона полигона не утверждена в установленном порядке, что является нарушением п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

В связи с изменением технологического процесса при обращении с отходами на полигоне ТБО, увеличение мощности и установка факельных установок по сжиганию свалочного газа необходима корректировка проекта согласно требований п. 3.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".

Согласно санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на полигон поступают только отходы 4 класса опасности. Сортировка отходов не производится. На данный момент общая площадь полигона 32,8га. Проектная мощность составляет 300 тыс. тонн в год. Фактически на полигон поступает 658 тыс. тонн отходов в год, то есть нагрузка превышает более чем в два раза. Ежедневно на полигон поступает от 1500 до 1950 тонн отходов.

В настоящий момент на полигоне ТБО "Лесная" в соответствии с Инвестиционной программой ООО "Скайвэй" по развитию технологии обращения с отходами, утвержденной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.05.2017 №295-ЗМ ведутся работы по строительству системы сбора свалочного газа и системы очистки фильтрата. Строительство системы сбора свалочного газа ведется ООО "Экоком" в соответствии с договором от 24.10.2017 №20. В настоящий момент пробурено и оборудовано 72 скважины, ведутся работы по их соединению. 06.08.2018 оборудование дегазации доставлено на полигон, 10.08.20919 оборудование дегазации подключено и запущено в эксплуатацию.

Высокотемпературный факел, установленный на полигоне, рассчитан на сжигание 1000 м3 свалочного газа в час., и установлен как временный. Полигон ТБО "Лесная" выделяет 4000 м3 в час, поэтому в октябре 2018 года на полигон доставлен еще один высокотемпературный факел, мощностью 2500 м3 в час. На момент проверок температура сжигания составляла 1008 гр.С. Мониторинг биогаза не проводится. Очистка биогаза не осуществляется.

До настоящего времени очистные сооружения не введены в эксплуатацию.

В отношении ООО «Скайвэй» проводились контрольно-надзорные мероприятия и выявлены неоднократные нарушения санитарного законодательства, к юридическому лицу применялись меры административного воздействия.

Изложенное указывает на неоднократность правонарушений по неисполнению предписаний, что подтверждается решениями суда.

По результатам контрольно-надзорной деятельности были выявлены замечания:

- по результатам проведенных лабораторных исследований, в рамках контрольно-надзорной деятельности отмечалось загрязнение атмосферного воздуха выбросами с полигона - концентрация сероводорода превышала требования гигиенических нормативов в 2-3 раза (протоколы лабораторных испытаний атмосферного воздуха №1333 от 26.02.2019, №2304 от 18.04.2018 ФФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" городах Пущино, Серпухов, Серпуховском, Чеховском районах), Указанное выше является нарушением и ст. 11, 20 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и в соответствии со ст. 2.2., 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению атмосферного воздуха населенных мест", п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".

- производственный лабораторный контроль атмосферного воздуха проводится с низкой периодичностью (1 раз в квартал); при этом результаты лабораторного контроля удовлетворительные, что не позволяет объективно оценить влияние полигона на состояние атмосферного воздуха, что является нарушением п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", гл. V СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению атмосферного воздуха населенных мест", СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", гл. П, гл. V, п. 4.5.

Руководителем Управления Роспотребнадзора по Московской области утвержден план лабораторного контроля по социально-гигиеническому мониторингу на 2019-2020 годы, в который включены исследования атмосферного воздуха в зоне влияния полигона ТБО "Лесная". Лабораторные исследования проводятся ФФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" городах Пущино, Серпухов, Серпуховском, Чеховском районах" в соответствии с направлением ветра, 1 раз в 10 дней на следующие показатели: аммиак, сероводород, метан, метилмеркаптан, диоксд серя, фенол. Превышение ПДК по содержанию вредных загрязняющих веществ (сероводород, аммиак) имели место практически ежемесячно: В 2020 году проведено 36 исследований атмосферного воздуха. При каждом отборе проб отмечались превышения ПДК сероводорода в 4,75-5,4 раза, аммиака в 1,8-3 раза, фенола в 4 раза, что представляет угрозу для здоровья населения. О неудовлетворительных анализах донесения направлялись в адрес Главы г.о. Серпухов (№24-04 от 14.01.2020, №39-04 от 15.01.2020, №67-04 от 21.01.2020), Управления Роспотребнадзора по Московской области.

За 2019 год с жалобами на загрязнение атмосферного воздуха в адрес Роспортребнадзора обратилось 113 человек, в адрес Единой Диспетчерской службы г.о. Серпухов - 5832 человека.

15.01.2020 состоялось внеочередное выездное заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.о. Серпухов с повесткой "О неудовлетворительной экологической ситуации в связи с эксплуатацией полигона ТБО "Лесная", где были приняты решения:

- установка дополнительных высокотемпературных факельных установок, в том числе резервной;

- использование высокотемпературных факельных установок на полную мощность;

- тампонирование участков несанкционированных выбросов биогаза на еле полигона;

- устройство временного биофильтра на поврежденных скважинах системы дегазации.

В настоящее время в выбросах от полигона концентрация загрязняющих веществ увеличилась до 3,5-5 ПДК и загрязнение распространилось на большое расстояние. Запах свалочного запаха ощущается по всему городу. Выброс вредных химических веществ в атмосферный воздух, что может сказаться на здоровье населения. В соответствии со ст. 20 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должны оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются согласно СанПиН 2.1.6.1032-01 "гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".

Таким образом, ООО "Скайвэй" не выполняются требования санитарного законодательства, что свидетельствует о том, что не созданы безопасные условия проживания граждан вблизи полигона ТБО "Лесная".

В судебном заседании представитель истца Управления Роспортребназдора по Московской области по доверенности Маренина И.В. заявленные требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. В дополнении к доводам, изложенным в исковом заявлении пояснила, что согласно санитарно-эпидемиологического заключения по проекту обоснования санитарно-защитной зоны полигона №50.99.04.000.Т.001129.07.14 от 31.07.2014, выданное Управлением Роспотребнадзора по Московской области на основании Экспертного заключения ФБУН "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья" № 01.05.Т.12132.06.14 от 03.06.2014 оценка риска проведена с учетом годового объема принимаемых на полигон отходов в 300 тыс. тонн. Так валовый выброс загрязняющих веществ, зависит от количества поступающих отходов.

Согласно справки ООО "Скайвэй" годовая мощность полигона 300 тыс. тонн, в 2017 году на полигон поступило 762 тыс. тонн отходов. В 2018 году согласно ежедневного отчета о количестве поступивших отходов на полигон ежедневно поступает в среднем от 2000 до 2800 тонн отходов (в год составило 730-1022 тыс. тонн отходов), то есть нагрузка значительно превышает более чем в 2 раза.

ООО "Скайвэй" умышленно затягиваются сроки выполнения предписаний Роспотребнадзора, не принимаются меры по недопущению загрязнения атмосферного воздуха, не решен вопрос очистки биогаза, что является нарушением действующего законодательства.

Учитывая неблагоприятную ситуацию, необходимы изменения в технологический процесс захоронения отходов и рекультивацию. В настоящий момент установлены 3 факела для сжигания газов, которые эксплуатируют без очистки. Процесс рекультивации длительный и составляет более 12 лет. Постоянное воздействия загрязняющих веществ, превышающих предельно-допустимую концентрацию, отразится на здоровье людей.

ООО "Скайвэй" не выполняются предписания Роспотребнадзора. Представлены письменные объяснения. Приобщенные к материалам дела (л.д.96-102).

Представитель ответчика ООО "Скайвэй" по доверенности Козина Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, приобщенные к материалам дела (л.д.127-131), которые мотивированы тем, что в ходе эксплуатации на теле полигона ТБО «Лесная» предусмотрено размещение (захоронение) отходов производства и потребления IV-Vклассов опасности в соответствии с перечнем, установленном в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов.

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 09.07.2019 №411/22 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 №984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области» полигон ТБО «Лесная» должен эксплуатироваться до 2023 года, годовой объем поступления отходов установлен в объеме 450 тыс. тонн. 07.05.2019 было выдано положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТБО «Лесная». Согласно которому общий объем захоронения – 2735323,0 м3, общая площадь насыпного холма полигона в плане – 273683,0 кв.м. Превышение насыпи над естественным рельефом на момент проектирования – 169,5-183,0 м. абсолютные отметки поверхности на конец эксплуатации (по подошве финального перекрытия) – 200,0 м.

Прием отходов на полигон ТБО «Лесная» осуществляется в пределах утвержденных годовых объемов.

Учет поступающих отходов на полигон ТБО «Лесная» производится с использованием автоматизированной программой системы «АИС-Отходы» с выводом данных сервера для обеспечения контроля и взаимодействия в Центр управления подмосковным регионом.

Доводы истца о превышении объемов размещения ТБО на полигоне от проектной мощности в 2 раза не имеют подтверждения. ООО «Скайвэй» не превышает, установленный схемой обращения с отходами и проектной документацией, объем размещаемых отходов.

Согласно представленной истцом информации в 2020 году проведено 36 исследований атмосферного воздуха, в которых отмечались превышения ПДК по сероводороду, аммиаку и фенолу. Указаний в иске на места отбора проб замеров атмосферного воздуха не имеется. Указано в зоне влияния полигона ТБО «Лесная». О том, что данная зона существует ответчику неизвестно и до их сведения не доведено. В отборах проб представитель ООО «Скайвэй» не участвовал, о времени и месте не извещался.

Согласно п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СанПиН 2.1.7.1038-01» определен период и место проведения контроля состояния атмосферного воздуха, а именно: периодичность – ежеквартально; место проведения анализа проб атмосферного воздуха – граница санитарно-защитной зоны полигона ТБО.

Доказательств проведения анализа проб замеров атмосферного воздуха в порядке, установленном п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СанПиН 2.1.7.1038-01» материалы дела не содержат.

27.03.2020 испытательной лабораторией ООО «Эм-ЭЙ СЕЙФЕТИ» в пяти точках на границе СЗЗ проводился отбор проб атмосферного воздуха полигон ТБО «Лесная». 06.04.2020 отбор проб атмосферного воздуха лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ» от высокотемпературных факелов. Согласно данных исследования превышения ПДК нет.

Согласно п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СанПиН 2.1.7.1038-01» мониторинг состояния атмосферного воздуха должен производится в соответствии с программой (планом) производственного контроля полигона ТБО, разрабатываемом владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

Ответчиком программа (план) производственного контроля полигона ТБО была согласована в составе соответствующих разделов проектной документации полигона, проекта СЗЗ.

Ответчик проводит постоянный лабораторный контроль атмосферного воздуха с привлечением аккредитованной лаборатории, не доверять данным лабораторных исследований оснований нет. Доводы истца о низкой периодичности проведения лабораторных исследований атмосферного воздуха не имеют подтверждения, так как согласно п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СанПиН 2.1.7.1038-01» «система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность».

Мониторинг биогаза проводится ответчиком в круглосуточном режиме.

На границе СЗЗ полигона ТБО «Лесная» установлены малогабаритные автоматические станции контроля загрязнения атмосферного воздуха (исполнитель ООО «УРСУЛ-Умные цифровые решения»). Система мониторит атмосферный воздух на метан, сероводород, аммиак, окись углерода, диоксид азота. Установка была согласована с Администрацией г.о. Серпухов по поручению губернатора Московской области. Данные мониторинга в пределах нормы.

Доказательств и нормативно-правового обоснования нарушения периодичности проведения анализа атмосферного воздуха истцом не представлено.

В рамках проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТБО «Лесная» работы по устройству дренажной системы и строительство локальных очистных сооружений для поверхностных стоков и фильтрата завершены. Очистные приняты в эксплуатацию.

Разработан проект СЗЗ и 27.04.2020 получено санитарно-эпидемиологическое заключение « 50.99.04.000 Т.003034.04.20 на проект СЗЗ полигона ТБО «Лесная».

Заявление по установке санитарно-защитной зоны полигона Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации подано в Роспотребнадзор 09.06.2020, до настоящего времени не рассмотрен.

В исковом заявлении истец просит суд обязать ответчика провести рекультивацию нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1991 №140. Истец указал ссылку на утративший силу документ: постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1991 №140 документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 №800.

Согласно Основных положений Приказа Минприроды России №525 и Роскомзема №67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодотворного слоя почвы: п. 6 – условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодотворного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы».;

П. 28 контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется органами Роскомзема, Минприроды России и другими специально уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой Положениями об их деятельности.

Поскольку контроль выполнения рекультивации не отнесен к компетенции истца, то заявленное требование не законно и не обосновано.

Проведение работ по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления проводятся после прекращения деятельности (закрытию объекта) полигона на основании проектной документации о рекультивации получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Выбор подрядной организации (производителя работ), проводящей рекультивацию, производится в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04..2013 №44-ФЗ, за счет средств из регионального бюджета.

Таким образом, до завершения работы полигона ТБО «Лесная», получения положительной государственной экспертизы на проектную документацию о рекультивации полигона, а также определения подрядной организации для рекультивации в установленном законом порядке, определить кем именно должна быть проведена рекультивация полигона ТБО «Лесная» не представляется возможным, в связи с чем заявленное требование об обязании проведения рекультивации полигона ТБО «Лесная» незаконно и не обосновано.

Требование истца об обязании ответчика в установленный судом срок довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации, выбор которых оставить на усмотрение суда в соответствии со ст. 46 Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, в редакции ФЗ от 21.12.2004 №171-ФЗ основано на ошибочном толковании указанной нормы права. Истцом неверно трактуется нормы права. Потребители услуг ООО «Скайвэй» являются юридические лица осуществляющие лицензируемую деятельность по сбору и транспортировке отходов. Граждане не являются потребителями услуг ООО «Скайвэй». Таким образом, правовые последствия изложенные в ст. 46 Закона о защите прав потребителей не могут быть применены в данном конкретном случае, поскольку граждане проживающие (работающие) в непосредственной близости от полигона ТБО не являются потребителем услуги определенной в преамбуле закона о защите прав потребителей.

Представленные доказательства не согласуются с выводами истца о бездействии ответчика, выраженного в невыполнении требований санитарного законодательства и не доказывают совершение обществом вменяемых ему нарушений на день рассмотрения дела.

Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В материалы дела представлены протоколы лабораторных испытаний за разные периоды ПДК в атмосферном воздухе (л.д.14-37, 209-214).

26.04.2018 проводилась внеплановая проверка ООО "Скайвэй". За выявленные нарушения санитарного законодательства, к юридическому лицу применены меры административного воздействия в виде штрафа по ст. 8.2 КоАПРФ (постановление №210/15 от 03.05.2018), выдано предписание №123/04 от 26.04.2018 (л.д. 38-39, 54-56, 70-73).

20.09.2018 проводилась внеплановая проверка ООО "Скайвэй" по выполнению предписания. К юридическому лицу применены меры административного воздействия в виде штрафа по ст. 19.5 ч. 1КоАПРФ (протокол №398/04 от 20.09.2018), материалы направлены в суд, выдано предписание №240-04 от 20.09.2018 (л.д. 46-47, 57-59).

27.02.2019 проводилась внеплановая выездная проверка ООО "Скайвэй". За выявленные нарушения санитарного законодательства, к юридическому лицу применены меры административного воздействия в виде штрафа по ст. 8.2 КоАПРФ (постановление №44/15 от 04.03.2019), выдано предписание №31-04 от 27.02.2019 (л.д. 40-41, 60-62).

С 03.06.2019 по 24.06.2019 проводилась плановая проверка в отношении ООО "Скайвэй". За выявленные нарушения санитарного законодательства, к юридическому лицу и должностному лицу применены меры административного воздействия в виде штрафа по ст. 6.4 и ст. 6.535 ч. 4 КоАПРФ (постановления №290/15 и №291/15 от 01.07.2019), выдано предписание №204-04 от 24.06.2019 (л.д. 42-43, 63-66)

21.10.2019 проводилась внеплановая проверка ООО "Скайвэй" по выполнению предписания. К Юридическому лицу применены меры административного воздействия в виде штрафа по ст. 19.5 ч. 1 КоАПРФ (протокол об административном правонарушении №413-04 от 21.10.2019), материалы направлены в суд, выдано предписание №413-04 от 21.10.2019 (л.д. 48-50, 67-69, 74-78)

03.02.2020 проводилась внеплановая проверка ООО "Скайвэй" по выполнению предписания. К юридическому лицу применены меры административного воздействия в виде штрафа по ст. 19.05. ч. 1 КоАПРФ, материалы направлены в суд. (л.д. 51-53).

В материалы дела представлены предписания, вынесенные в адрес ответчика об устранении нарушений санитарного законодательства (л.д.54-68); постановления по делу об административных правонарушениях в отношении ответчика (л.д.74-78).

Согласно справки ООО "Скайвэй" проектная мощность на 14,5 лет с 2012 до 2026 3952400 т, годовая мощность полигона 300 тыс. тонн, за период с 2012 по 2017 размещено 1413370 т., остаточная вместимость 2539030 (л.д. 119).

Истцом в материалы дела представлены: протоколы лабораторных испытаний (л.д. 209-214, том 1), санитарно-эпидемиологического заключения по проекту обоснования санитарно-защитной зоны полигона №50.99.04.000.Т.003034.04.20 от 27.04.2020 (л.д.215-220) договор №03/04-20 от 03.04.2020, заключенный между ООО «Скайвэй» и ООО «ИСК «ЭКОСТРОЙ» на поставку и монтаж очистных сооружений для факельных устройств (л.д.221-229).

В материалы дела ответчиком представлены: лицензия № 077589 от 30.06.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (л.д. 132-133) Договора аренды земельных участков, заключенных между Администрацией г.о. Серпухов и ООО «Скайвэй», на полигон твердых бытовых отходов «Лесная». для рекультивации с дозагрузкой неэксплуатируемого полигона захоронения ТБО (л.д. 134-139), постановление Правительства Московской области № 411/22 от 09.07.2019, согласно которого мощность объекта ТКО «Лесная» на период 2019-2022 – 450000 т в год; распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области № 295-РМ от 07.05.2019 об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» (л.д. 140- 145), сводные данные с системы «АИС-Отходы» (л.д. 146), акт приемки объекта строительства от 04.02.2020 - дренажная сеть для поверхностных стоков полигона, площадки под оборудование по очистки фильтрата, пруд накопитель для концентрата фильтрата и пруда накопителя очищенных стоков (очищенный фильтрат) на территории полигона ТКО «Лесная» (л.д.172), результаты лабораторных исследований, программа производственного экологического мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на полигоне ТБО «Лесная» (том 2 л.д.1-7), протоколы лабораторных измерений проб сточных вод,, химического анализа, качества сточной воды (л.д.8-21 том 2), сведения о принятых отходах за 2019 (л.д.22-27 том 2 ), согласно которым принято 448725 т., договор от 17.07.2019, заключенный между ООО «БМС-плюс» и ООО «Скайвэй», предметом которого является создание автоматизированной системы учета, контроля и управления размещением отходов; договор с МУП «Водоканал-Сервис» о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Согласно условиям договора подключаемый объект полигон ТБО, срок подключения в течение 18 месяцев. Акт о подключении не подписан( л.д.28-47 том 2).

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (абзац 2 статьи 3 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В силу ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В судебном заседании установлено, что полигон захоронения ТБО «Лесная» расположен по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе автодороги на полигон твердых бытовых отходов «Лесная», является опасным производственным объектом, участком с особым статусом использования земель, эксплуатацию которого осуществляет ООО "Скайвэй». Согласно лицензии № 077589 от 30.06.2016 предусмотрен вид деятельности сбор отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности.

Обращаясь в суд с иском, истец ссылается на осуществление ответчиком деятельности по обращению с отходами IV классов опасности с нарушением санитарного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды.

Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части.

Организация и благоустройство санитарно-защитной зоны объектов должны осуществляться в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя

Как следует из материалов дела в настоящее время не установлена Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации санитарно-защитная зона полигона в соответствии с нормами СанПин. На момент разрешения спора какие-либо решение и заключение Главного государственного санитарного врача в отношении объекта, не издавались.

Истец просит принять меры по недопущению загрязнения атмосферного воздуха на основании мониторинга биогаза решить вопрос очистки биогаза в соответствии со ст. 11, 20 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и в соответствии со ст. 2.2., 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению атмосферного воздуха населенных мест", п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". Суд находит указанные требования подлежащими удовлетворению, так как из представленных истцом доказательств следует превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, что свидетельствует о недостаточности мер по недопущению загрязнения атмосферного воздуха. Измерения параметров истцом в жилой застройке, не противоречит нормам действующего законодательства.

Таким образом, с учетом установленных нарушений, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части ограничения приема отходов ТБО на захоронение на полигоне ТБО "Лесная до 300000 тон в год. Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 09.07.2019 №411/22 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 №984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области» полигон ТБО «Лесная» эксплуатация полигона до 2023 года, годовой объем поступления отходов установлен в объеме 450 тыс. тонн. Согласно сведениям об объеме принятых отходах за 2019 (л.д.22-27 том 2 ), принято 448725 т.. Обратного истцом не представлено. Справка, представленная истцом об объеме отходов, не опровергает указанные данные, так как содержит сведения об объеме за 2012-2017 года.

Ответчиком в ходе судебного разбирательства представлен акт приемки объекта строительства от 04.02.2020 дренажная сеть для поверхностных стоков полигона, площадки под оборудование по очистки фильтрата, пруд накопитель для концентрата фильтрата и пруда накопителя очищенных стоков (очищенный фильтрат) на территории полигона ТКО «Лесная» (л.д.172), в связи с чем требования в части завершить устройство дренажной системы и строительство локальных очистных сооружений для поверхностных стоков и фильтрата п. 4.19., п. 4.20. СанПиН 2.1.2.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", п. 2.4 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п. 4.7 СанПиН 2.1.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", удовлетворению не подлежат.

Не находит суд оснований для удовлетворения требований истца организовать постоянный лабораторный контроль атмосферного воздуха в зоне влияния полигона ТБО "Лесная" (ежедневно) согласно п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", гл. V СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению атмосферного воздуха населенных мест", СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", гл. П, гл. V, п. 4.5;

Согласно п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СанПиН 2.1.7.1038-01» определен период и место проведения контроля состояния атмосферного воздуха, а именно: периодичность – ежеквартально; место проведения анализа проб атмосферного воздуха – граница санитарно-защитной зоны полигона ТБО. Указанные требования предусмотрены Программой производственного экологического мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на полигоне ТБО «Лесная», ответчиком исполняются.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (ст. 4 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

Согласно пункту 8 Постановления рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии с пунктом 7.3 государственного стандарта "ГОСТ Р56598-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2015 N 1419-ст, после закрытия полигона владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата.

Как следует из материалов дела проект рекультивации нарушенных земель ответчиком разработан, до настоящего времени полигон является действующим. В связи с чем требования истца провести рекультивацию нарушенных земель, расположенных под полигоном ТБО "Лесная" на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:32:0020121:1503 (площадь 22233 кв.м.), 50:32:0020121:1274 (площадь 164242 кв.м.), 50:32:0020121:365 (площадь 141205 кв.м.), общей площадью 32,8 га, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, Дашковское сельское поселение, полигон ТБО "Лесная" в соответствии с проектом рекультивации, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Скайвэй" удовлетворить частично.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью "Скайвэй" по нарушению требований санитарного законодательства, невыполнению законных предписаний должностного лица государственного органа противоправными и нарушающими право граждан неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Скайвэй» принять меры по недопущению загрязнения атмосферного воздуха на основании мониторинга биогаза решить вопрос очистки биогаза в соответствии со ст. 11, 20 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и в соответствии со ст. 2.2., 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению атмосферного воздуха населенных мест", п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов";

Установить Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ санитарно-защитную зону полигона, согласно разработанного проекта и на основании результатов натурных лабораторных исследований, подтверждающих соблюдение гигиенических нормативов на границе жилой застройки в соответствие с требованиями п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов".

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Скайвэй" об ограничении приема отходов ТБО на захоронение на полигоне ТБО "Лесная до 300000 тон в год; завершении устройство дренажной системы и строительство локальных очистных сооружений для поверхностных стоков и фильтрата п. 4.19., п. 4.20. СанПиН 2.1.2.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", п. 2.4 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п. 4.7 СанПиН 2.1.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод"; организации постоянный лабораторный контроль атмосферного воздуха в зоне влияния полигона ТБО "Лесная" (ежедневно) согласно п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", гл. V СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению атмосферного воздуха населенных мест", СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", гл. П, гл. V, п. 4.5; проведении рекультивацию нарушенных земель, расположенных под полигоном ТБО "Лесная" на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:32:0020121:1503 (площадь 22233 кв.м.), 50:32:0020121:1274 (площадь 164242 кв.м.), 50:32:0020121:365 (площадь 141205 кв.м.), общей площадью 32,8 га, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, Дашковское сельское поселение, полигон ТБО "Лесная" в соответствии с проектом рекультивации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.Ж.Крутоус

мотивированное решение изготовлено 31.07.2020

2-850/2020 ~ М-452/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Московской области
Ответчики
ООО "СКАЙВЭЙ"
Другие
Маренина Ирина Владимировна
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Крутоус Елена Жоржевна
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
06.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2020Передача материалов судье
11.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2020Подготовка дела (собеседование)
28.02.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.03.2020Предварительное судебное заседание
15.06.2020Производство по делу возобновлено
17.06.2020Предварительное судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2020Дело оформлено
10.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее