Дело № 2-377/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2015 года г.Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону, в составе:
председательствующего судьи Завистяева И.В.
с участием:
истицы Юхно А.Ю.
представителя ответчика по доверенности Ворониной В.В.
при секретаре Железняковой Ж.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юхно ФИО17 к Администрации Железнодорожного района г.Ростов-на-Дону, третьи лица: Министерство труда и социального развития Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о признании права на получение жилищной субсидии
УСТАНОВИЛ:
Истица - Юхно А.Ю. обратилась в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что 26 августа 1997 года она с двумя детьми была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади в очередь к своему отцу - участнику Великой Отечественной Войны, имевшему право не внеочередное получение жилья. В связи с его смертью в 2001 году они были переведены в общую очередь. Все это время им приходилось жить в непригодном для проживания жилье в стеснённых условиях в одной комнате. Из-за этого здоровье заявительницы было подорвано и, начиная с 2003 года, она постоянно болела и проходила стационарное лечение. Врачи долго не могли поставить диагноз, так как болезнь носила скрытый характер и только с 15 марта 2005 года комиссией ГСМСЭ ей была установлена инвалидность. То есть право, как инвалида возникло у нее с 15 марта 2005 года. До настоящего времени ее жилищный вопрос не решен. В связи с этим, она обратилась в Управление Президента РФ и из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации получила ответ, что она может получить средства по социальной поддержке из федерального бюджета, как имеющая статус инвалида и вставшая на квартирный учет до 01.01.2005 года на основании Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст.28.2. указанного закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов передаются органам государственной власти субъектов. Областным законом № 481-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» эти полномочия переданы муниципалитетам. Предъявленная претензия отклонена. На основании изложенного истица просит суд: признать за ней право на получение федеральной субсидии на улучшение жилищных условий как инвалида, вставшего на квартирный учёт до 1 января 2005 года. Министерству труда и социального развития Ростовской области обеспечить включение ее в списки получателей федеральной субсидии. Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области обеспечить финансирование данной субсидии.
В судебном заседании истица Юхно А.Ю. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в тексте искового заявления.
Представитель Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону – Воронина В.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать, поддержала представленный в материалы дела письменный отзыв, представив копию дела квартирного учета истицы.
В судебное заседание также явился представитель 3-его лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области – Бут В.Ж., действующий на основании доверенности, просил в иске Юхно А.Ю. отказать в полном объеме.
Представитель 3-го лица - Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором просил в иске Юхно А.Ю. отказать.
Дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица рассмотрено на основании ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что первоначально на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья был принят ФИО3, как участник Великой Отечественной Войны, по льготной очереди, с составом семьи – один человек, на основании решения Исполнительного комитета Железнодорожного районного совета народных депутатов г. Ростов-на-Дону от 24.06.1983г.
Решением Исполнительного комитета Железнодорожного районного совета народных депутатов г. Ростов-на-Дону от 30.03.1988г. в сведения квартирного учета ФИО3 были внесены изменения, а именно состав семьи указан в числе 3 человек: сам ФИО3, его дочь ФИО12 и внук – ФИО13
Решением Исполнительного комитета Железнодорожного районного совета народных депутатов г. Ростов-на-Дону от 14.06.1988г. в сведения квартирного учета ФИО3 были вновь внесены изменения, а именно состав семьи указан в числе 1 человека: сам ФИО3
Последующие изменения в дело квартирного учета ФИО3 были внесены Постановлением Главы Администрации Железнодорожного района г.Ростов-на-Дону от 26.08.1997г. – ФИО3 переведен в список инвалидов Великой Отечественной Войны и указан состав семьи: четыре человека: он сам, его дочь ФИО1, внук – ФИО1 и внучка ФИО14
Постановлением Главы Администрации Железнодорожного района г.Ростов-на-Дону от 05.04.1999г. ФИО3 с составом семьи 4 человека переведен в список внеочередного предоставления жилого помещения как инвалид ВОВ первой группы.
22.02.2001г. ФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о смерти № № от 29.05.2001г. в связи с чем, постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону от 30.04.2008г., принятым по заявлению Юхно А.Ю., очередь квартирного учета ФИО3 переедена на имя его дочери Юхно А.Ю. с семьей 3 человека и с датой приема 26.08.1997г.
14.11.2014г. Юхно А.Ю. обратилась в Администрацию Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону с заявлением, в котором просила на основании ст. 17 ФЗ «Об инвалидах» выделить ей жилищную субсидию за счет областного или федерального бюджета.
Письмом от 21.11.2014г. № № Администрация Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону разъяснила Юхно А.Ю., что согласно документам, имеющимся в деле квартирного учета, первично инвалидность ей установлена только в марте 2005 года (удостоверение № от 15.03.2005, выданное ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону), а именно после 01.01.2005 года. На основании вышеизложенного, она не относится к категории инвалидов, имеющих право на единовременную денежную выплату.
В настоящее время, полагая приведенный выше ответ незаконным, Юхно А.Ю. просит суд: признать за ней право на получение федеральной субсидии на улучшение жилищных условий как инвалида, вставшего на квартирный учёт до 1 января 2005 года. Министерству труда и социального развития Ростовской области обеспечить включение ее в списки получателей федеральной субсидии. Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области обеспечить финансирование данной субсидии.
Ст. 17 ФЗ «Об инвалидах» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В тоже время инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28.2 ФЗ «Об инвалидах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации путем предоставления мер социальной поддержки по приобретению жилья, постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», которое определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, постоянно проживающих и зарегистрированных на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Данным положением предусмотрено, что оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Единовременные денежные выплаты предоставляются гражданам в виде субсидии. Получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер. (п. 2 Положения)
В соответствии с п. 3 получателями субсидии по настоящему Положению являются, помимо прочих: инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии является заявление, поданное в орган местного самоуправления гражданином, относящимся к категориям, указанным в пункте 3 настоящего Положения, на имя руководителя органа местного самоуправления по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Заявление подается персонально каждым гражданином, за исключением семей, имеющих детей-инвалидов, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными. Заявление от имени ребенка-инвалида и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, подает его законный представитель.
Граждане добровольно и самостоятельно принимают решение о получении субсидии и выборе способа ее использования в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения. Право на получение субсидии в соответствии с настоящим Положением предоставляется гражданам только один раз.
Таким образом, изложенные выше положения предусматривают, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий имеют право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения только при условии: признания указанных лиц инвалидами ранее 01.01.2005г. и соответственно, постановки на учет в качестве инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее 01.01.2005г.
Что касается граждан, которым установлена инвалидность и которые встали на учет после 1 января 2005 года, то в отношении них абзацем 3 статьи 17 ФЗ «Об инвалидах» предусмотрены меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий путем обеспечения жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В данном же случае из представленных суду документов усматривается, что первоначально ФГУ ГБ МСЭ по Ростовской области Юхнова А.Ю. была признана инвалидом третьей группы только с 15.03.2005г., что подтверждается справкой МСЭ-2004 № 1596142.
При таких обстоятельствах, поскольку Юхно А.Ю. была признана инвалидом после 01.01.2005г., то у нее не возникло права на получение мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем путем единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, несмотря на то, что на учет в качеству нуждающейся в предоставлении жилья она была поставлена ранее, но по другим основаниям.
Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 04.02.2014 N 236-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах": Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления располагает достаточно широкой свободой усмотрения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П). Однако, внося изменения в содержание таких мер, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, произвольно отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Право на льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.
В данном случае законодателем установлена возможность предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения только для тех лиц, которые были признаны инвалидами ранее 01.01.2005г., а также были поставлены на учет в качестве инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее ДД.ММ.ГГГГ года.
Несмотря на то, что Юхно А.Ю. не соответствует критериям, предусмотренным законом для предоставления ей мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, это, тем не менее, не препятствует ей претендовать на получение иных мер социальной поддержки, предусмотренных для инвалидов, а также для иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
Учитывая изложенное, суд, приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований Юхно А.Ю. о признании за ней права на получение федеральной субсидии на улучшение жилищных условий как за инвалидом, вставшим на квартирный учёт до 1 января 2005 года – надлежит отказать, в связи с чем, у Министерства труда и социального развития Ростовской области отсутствуют основания для включения ее в списки получателей федеральной субсидии, а у Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области отсутствуют основания для обеспечения финансирования такой субсидии.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░18 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2005 ░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.01.2015 ░░░░.
░░░░░ -