63RS0039-01-2020-001224-27
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 июня 2020 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.,
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1323/2020 по административному исковому заявлению МИФНС России № 19 по Самарской области к Калуйне Ольге Юрьевне о взыскании обязательных платежей,
установил:
МИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Калуйны О.Ю. недоимки по обязательным платежам, указав, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, обязанность по уплате налогов за 2014-2017 года своевременно не исполнила, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый день просрочки по исполнению обязанности по уплате налогов. Ранее выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника.
Просит взыскать с Калуйны О.Ю. пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2017 год в размере 129,26 руб., пени по земельному налогу за 2014-2016 года в размере 10 223,42 руб., а всего 10 352,68 руб.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции РФ и п.1 ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии со ст.69 НК РФ при наличии у плательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Из материалов дела следует, что Калуйна О.Ю. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2014-2017 года в связи с наличием ряда объектов налогообложения, в том числе: здания с КН №, №, №, №; земельные участки с КН №, №, № (л.д.47-48).
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику посредством почтового отправления по адресу регистрации, а также через личный кабинет налогоплательщика направлены налоговые уведомления: №61891434 от 04.09.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 налогов за 2015 год в общем размере 91 071,14 руб.; № 31094065 от 21.09.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 налогов за 2016 год в общем размере 181 442 руб.; № 55647659 от 29.08.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 налогов за 2017 год в общем размере 148 677 руб. (л.д.13, 15, 17).
В связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2015, 2017 годы и земельного налога за 2014-2016 года налоговым органом начислены пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц и пени на недоимку по земельному налогу, что подтверждается расчетом задолженности (л.д. 21, 23-25).
Административному ответчику выставлено требование № 56664 по состоянию на 27.08.2018 с предложением в срок до 26.11.2018 уплатить задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, а также требование №82996 по состоянию на 17.12.2018 с предложением в срок до 04.02.2019 уплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц и начисленные пени (л.д. 19, 22).
Поскольку данные требования оставлены без исполнения, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения указанных требований налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
17.04.2019 мировым судьей судебного участка №26 Ленинского судебного района г.Самары вынесен судебный приказ №2а-924/2019 о взыскании с Калуйны О.Ю. пени по земельному налогу в размере 17 777,22 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 117,15 руб.
30.05.2019 указанный судебный приказ №2а-924/2019 от 17.04.2019 отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения (л.д.6).
В соответствии со ст. 48 НК РФ налоговый орган имел право обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании налоговой недоимки в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее 30.11.2019.
Между тем, согласно штампу на почтовом конверте административный иск подан только 26.03.2020, то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока (л.д.29).
Административный иск ходатайства о восстановлении пропущенного срока на его подачу не содержит.
Уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению с административным исковым заявлением, по делу не установлено и налоговым органом не указано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование МИФНС России № 19 по Самарской области о взыскании с Калуйны О.Ю. пени по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017 года в размере 129,26 руб., пени по земельному налогу за 2014-2016 года в размере 10 223,42 руб. удовлетворению не подлежит в связи с пропуском без уважительных причин срока на обращение в суд с настоящим административным иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 19 по Самарской области о взыскании с Калуйны О.Ю. пени по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017 года в размере 129,26 руб., пени по земельному налогу за 2014-2016 года в размере 10 223,42 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья