Дело № 2-1836/2019 66RS0003-01-2019-001069-78
Мотивированное решение изготовлено 15.04.2019.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 08 апреля 2019 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Макаровой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГКУ «Фонд жилищного строительства» к Управлению федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ «Фонд жилищного строительства» обратилось в суд с иском к Управлению федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований истец указал, что в адрес Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее – Учреждение) поступило постановление судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (далее – Межрайонный отдел) Соглаева Е.П. от *** о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, вынесенное в рамках исполнительного производства от *** № ***, возбужденного на основании исполнительного листа от *** ФС № ***, выданного Асбестовским городским судом г. Екатеринбурга, о возложении на Учреждение обязанности приобрести для Матухно М.Н. за счет средств Свердловской области благоустроенное изолированное жилое помещение общей площадью не менее 14 кв.м, находящегося в пределах Асбестовского ГО и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам. *** судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела Соглаевым Е.П. возбуждено исполнительное производство № ***. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Письмом от 28.11.2018 № Ф/03-7903 Учреждением в адрес судебного пристава – исполнителя направлена информация о наличии объективных причин невозможности исполнения судебного решения в установленный 5-дневный срок, а также о мерах принятых должником для исполнения обязанностей по предоставлению жилых помещений детям – сиротам. Однако данные обстоятельства не приняты во внимание судебным приставом – исполнителем Соглаевым Е.П. и вынесено постановление о взыскании с Учреждения исполнительского сбора в размере 50000 руб. По информации, представленной в Учреждение Министерством социальной политики Свердловской области (по состоянию на 28.11.2018), Матухно М.Н. числится в списке детей – сирот Управления социальной политики по г. Асбесту под № 2 для предоставления жилого помещения на территории Асбестовского ГО. В настоящее время нераспределенные жилые помещения на территории г. Асбеста, предназначенные для детей-сирот, отсутствуют. Для исполнения судебных решений об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Асбестовского городского округа в 2019 году запланировано объявить электронные аукционы на приобретение 5 жилых помещений. Из вышеизложенного следует, что исполнение решения суда о приобретении жилого помещения для Матухно М.Н. обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка, и Учреждение не имело возможности исполнить решение в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, не являясь распорядителем бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств по государственным контрактам, предназначенных на цели обеспечения жильем детей-сирот, Учреждение не могло осуществить приобретение жилого помещения взыскателю. Действия Учреждения не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли должника, в его действиях отсутствует умысел, направленный на уклонение от исполнения обязательства по погашению задолженности, на сокрытие имущества, воспрепятствование действиям судебного пристава. Таким образом, в данном случае отсутствуют основания ответственности за нарушение обязательства, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Истец, представитель ответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, третьи лица судебный пристав – исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Соглаев Е.П., Матухно М.Н. извещены судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. №229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что в адрес Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее – Учреждение) поступило постановление судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (далее – Межрайонный отдел) Соглаева Е.П. от *** о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей, вынесенное в рамках исполнительного производства от *** № ***, возбужденного на основании исполнительного листа от *** ФС № ***, выданного Асбестовским городским судом г. Екатеринбурга, о возложении на Учреждение обязанности приобрести для Матухно М.Н. за счет средств Свердловской области благоустроенное изолированное жилое помещение общей площадью не менее 14 кв.м, находящегося в пределах Асбестовского ГО и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
*** судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела Соглаевым Е.П. возбуждено исполнительное производство № ***. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Письмом от 28.11.2018 № Ф/03-7903 Учреждением в адрес судебного пристава – исполнителя направлена информация о наличии объективных причин невозможности исполнения судебного решения в установленный 5-дневный срок, а также о мерах принятых должником для исполнения обязанностей по предоставлению жилых помещений детям – сиротам.
Согласно частям 1, 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из приведенных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Оценивая доводы искового заявления о необходимости уменьшения размера исполнительского сбора, взыскиваемого с ГКУ «Фонд жилищного строительства», суд принимает во внимание следующее.
На территории Свердловской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – дети - сироты) осуществляется в соответствии с областной государственной программой «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 года № 1296-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам».
Учреждение в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее – Министерство) и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области.
Учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется Министерством социальной политики Свердловской области.
По информации, представленной в Учреждение Министерством социальной политики Свердловской области (по состоянию на 28.11.2018), Матухно М.Н. числится в списке детей – сирот Управления социальной политики по г. Асбесту под № 2 для предоставления жилого помещения на территории Асбестовского ГО.
Нераспределенные жилые помещения на территории Асбестовского городского округа, предназначенные для детей-сирот, отсутствуют.
Приказом Министерства от 19.05.2017 № 561 - П два жилых помещения, приобретенные за счет бюджетных средств на территории Асбестовского городского округа, зачисляемые в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, распределены тем детям – сиротам, у которых право на предоставление жилья возникло ранее, чем у М.Н. Матухно.
Объявленные Учреждением в апреле – мае 2017 года аукционы на покупку
14 квартир на территории Асбестовского ГО не состоялись по причине отсутствия заявок
на участие от застройщиков (продавцов).
В декабре 2018 года Учреждением на территории Асбестовского городского округа проведены электронные аукционы, по итогам которых заключены государственные контракты на строительство 45 жилых помещений и на приобретение – 5, для дальнейшего предоставления детям – сиротам по договорам специализированного найма жилых помещений.
Таким образом, с учетом временных затрат на строительство и ввод объекта
в эксплуатацию, а также оформление правоустанавливающих документов, необходимых для заключения договора специализированного найма на жилое помещение, предоставление жилого помещения Матухно М.Н. планируется до конца текущего года.
Для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, у которых право на жилое помещение возникло и не реализовано необходимы бюджетные средства в сумме
7,2 млн. руб. дополнительно к предусмотренным бюджетным ассигнованиям.
Таким образом, Учреждением, в рамках возложенных Порядком обеспечения детей-сирот обязанностей, предпринимаются все зависящие от него меры по своевременному исполнению судебных решений о предоставлении жилых помещений детям – сиротам.
Из вышеизложенного следует, что исполнение решения суда о приобретении жилого помещения для Матухно М.Н. обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка, и Учреждение не имело возможности исполнить решение в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, не являясь распорядителем бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств по государственным контрактам, предназначенных на цели обеспечения жильем детей-сирот, Учреждение не могло осуществить приобретение жилого помещения взыскателю.
Действия Учреждения не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли должника, в его действиях отсутствует умысел, направленный на уклонение от исполнения обязательства по погашению задолженности, на сокрытие имущества, воспрепятствование действиям судебного пристава.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания ответственности за нарушение обязательства, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ *** ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ *** № ***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░