Дело № 2-933/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2012 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Ярополовой Н.Ф.,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора Савченко З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Канска, выраженного в непринятии мер по обеспечению уличного освещения по переулку Луговой г. Канска незаконным, возложении обязанности обеспечить уличное освещение,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Канска незаконным, обязании администрации г. Канска обеспечить уличное освещение по переулку Луговой г. Канска, мотивируя свои требования тем, что по переулку Луговой г. Канска, состоящего из 67 жилых домов, с жилого дома № 21 до перекрестка пер. Складской г. Канска полностью отсутствует уличное освещение. В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованием улиц и номерами домов. В соответствии с действующим законодательством установление наружного (стационарного) электрического освещения в населенном пункте является безусловной обязанностью органа местного самоуправления — администрации г. Канска. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения влечет нарушение конституционных прав граждан и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств. Канский межрайонный прокурор просит признать бездействие администрации г. Канска, выражающееся в непринятии мер по обеспечению уличного освещения по пер. Луговой г. Канска, незаконным, обязать администрацию города Канска обеспечить уличное освещение по переулку Луговой г. Канска, с жилого дома № 21 до перекрестка пер. Складской г. Канска.
Помощник Канского межрайонного прокурора в судебном заседании Савченко З.Р. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации г. Канска Козлов А.О. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных возражениях считает требования истца не правомерными и не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно положения о Министерстве регионального развития РФ оно производит разработку и утверждение сводов правил и других нормативных технических документов добровольного применения в области градостроительной деятельности, эксплуатации зданий и сооружений, свод правил «СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение», «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений» не являются обязательными к применению, распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений; согласно Правил благоустройства и санитарного содержания территории г. Канска освещение территории г. Канска должно осуществляться энергоснабжающими организациями по договорам с физическими и юридическими лицами, являющимися собственниками отведенных им в установленном порядке земельных участков, землепользователями или собственниками зданий, строений и сооружений; строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляются специализированными организациями по договорам с администрацией г. Канска; освещение территории около домов должно быть организовано также жителями домов данной улицы.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статья 67 ГПК РФ предусматривает, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", организация освещения улиц относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 18, 22 ст. 6 Устава города Канска к вопросам местного значения города относятся: в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, и организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
Пункт 5 части 1 статьи 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского округа дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается, в том числе, и деятельность по содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.5 ст.3 указанного Закона № 257-ФЗ элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
На основании ст.34 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установление наружного (стационарного) электрического освещения в населенном пункте является безусловной обязанностью органа местного самоуправления.
В судебном заседании было установлено, что по переулку Луговой г. Канска, состоящего из 67 жилых домов, с жилого дома № 21 до перекрестка пер. Складской г. Канска, что подтверждается сообщением и.о. начальника МО МВД России «Канский».
В нарушение действующего законодательства администрация г. Канска ненадлежащим образом организовала в границах города уличное освещение, о чем свидетельствует отсутствие освещения по пер. Луговой.. При таких обстоятельствах, поскольку администрация г. Канска является органом местного самоуправления, обязанным обеспечить освещение улиц города Канска, суд считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором исковые требования.
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 27, ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В данном случае заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения муниципального образования г. Канска в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Доводы представителя ответчика, что уличное освещение должно быть организовано энергоснабжающими организациями, а также жителями домов данной улицы, суд находит несостоятельными, поскольку уличное освещение на указанной улице должно быть организовано именно администрацией, поскольку не освещены участки, которыми пользуются не только жители конкретного дома, а и другие жители города; поскольку действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления по организации уличного освещения, то они обязаны исполнять ее надлежащим образом, привлекая в случае необходимости специализированные организации. Тот факт, что свод правил «СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение», «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений» не являются обязательными к применению, распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений, не является законным основанием для неисполнения администрацией г. Канска возложенных на нее действующим законодательством полномочий по организации уличного освещения. Отсутствие уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Канска, выраженного в непринятии мер по обеспечению уличного освещения по переулку Луговой г. Канска незаконным, возложении обязанности обеспечить уличное освещение - удовлетворить.
Признать бездействие администрации г. Канска, выражающееся в непринятии мер по обеспечению уличного освещения по переулку Луговой г. Канска, незаконным.
Обязать администрацию города Канска обеспечить уличное освещение по переулку Луговой г. Канска, состоящего из 67 жилых домов, с жилого дома № 21 до перекрестка пер. Складской г. Канска.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Чернышова Р.В.