Дело №2а-1099/2022
УИД 73RS0001-01-2022-001048-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Жилкиной А.А.,
при секретаре Кучеренко Е.В.,
с участием: административного истца Аксенова Р.Н., представителя административного ответчика СУ СК РФ по Ульяновской области Карпанина Д.Е.,
в отсутствие: административных ответчиков Залужного А.А., Ушановой Е.С., Трониной С.В., Четвертаковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Аксенова ФИО12 к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области, руководителю второго следственного отделения (по расследованию преступлений прошлых лет) первого отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области Залужному А.А., инспектору отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области Ушановой Е.С., инспектору отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области Трониной С.В., инспектору отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области Четвертаковой А.Н. о признании действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Аксенов Р.Н. обратился в суд с административным иском к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области, должностным лицам управления Залужному А.А., Трониной С.В., Ушановой Е.С., Четвертаковой А.Н., просит признать незаконными действия (бездействие), выразившееся в рассмотрении его обращений не по компетенции, не надлежащем разъяснении ему порядка обжалования решений должностных лиц, отказе в предоставлении ему документов, регламентирующих деятельность управления и его должностных лиц.
В обоснование требований указано следующее.
Истец получил письменный ответ от 27.12.2021 г. Залужного А.А., которым ему сообщается, что ему отказано в предоставлении его заявления от 02.08.2018 г., содержащегося в материалах служебной проверки, также ему отказано в предоставлении копии поручения о проведении служебной проверки в отношении следователей и адвоката В.В. Смирнова. Указанным должностным лицом ему даны неверные разъяснения относительно обжалования данного ответа. Кроме того Залужный А.А. не имел полномочий рассматривать его обращение адресованное Д.В. Дунину. Полагал необходимым возложить на ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения путем дачи разумного объяснения, и предоставления истребованных документов.
Кроме того, полагал, что неправомерными являются ответы инспекторов отдела по приему граждан и документационному обеспечению А.Н. Четвертаковой, С.В. Трониной, Е.С. Ушановой отказавших в предоставлении ему приказов СК России от 29.07.2014 г. №, от 08.08.2016 г. №, от 31.08.2018 г. № не отнесенных к информации ограниченного распространения, указанные должностные лица при даче соответствующих ответов не учли факт отсутствия у осужденного денежных средств на оплату юридических услуг с целью получения необходимых приказов, отсутствия в исправительном учреждении возможности получить документы с использованием сети Интернет.
Истец полагает, что данные действия сотрудников СУ СК РФ по Ульяновской области нарушают его права тем, что заместитель руководителя Залужный А.А. не наделен полномочиями рассматривать его обращение о предоставлении документов. А инспекторы отделов нарушили его право на обеспечение доступа к деятельности государственных органов, т.к. он являясь осужденным не имеет возможности воспользоваться общедоступными источниками информации, т.е. сетью Интернет для ознакомления с интересующими его документами..
Административный истец Аксенов Р.Н., содержащийся в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области, принявший участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, на удовлетворении требований настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель административного ответчика СУ СК РФ по Ульяновской области в судебном заседании иск не признал, представил в суд письменный отзыв, в котором указал следующее.
В части оспаривания действий (бездействия) заместителя руководителя Залужного А.А. иск не подлежит удовлетворению. При рассмотрении обращений граждан следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области и его должностные лица руководствуются непосредственно федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Суд не вправе оценивать целесообразность оспариваемогор решения по существу его содержания, а также не вправе выходить за пределы рассмотренных требований, предрешая существо решения, которое должно быть принято.
Из административного иска следует, что все обращения Аксенова Р.Н. были рассмотрены, истцом получены ответы, с содержанием которых он не согласен.
Однако не согласие заявителя с содержанием данного ему ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия (действия).
Ответ на обращение Аксенова Р.Н. дан Залужным А.А. в рамках проведения доследственной проверки, проводимой в порядке УПК РФ. В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан на них не распространяется, поскольку они подлежат разрешению в порядке уголовно-процессуального законодательства.
Оснований предоставлять отдельные документы из материалов до следственной проверки не имеется.
Ответ дан в соответствии с компетенцией должностного лица
Относительно ответов Четвертаковой А.Н., Ушановой Е.С., Трониной С.В. указал, что на ответчиков не возложена обязанность по направлению текстов вышеуказанных Приказов, что подтверждается соответствующей практикой в том числе Ленинского районного суда г. Ульяновска.
Просит отказать в удовлетворении требований Аксенова Р.Н. в полном объеме.
Ответчики Залужный А.А., Тронина С.В., Ушанова Е.С., Четвертакова А.Н., в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, представили в суд заявления, в которых просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Также указали, что заявленные истцом требования являются необоснованными по доводам, изложенным представителем СУ СК РФ по Ульяновской области.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Аксенов Р.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области.
27.12.2021 г. Аксенову Р.Н. в ответ на его обращение дан ответ руководителем отдела Залужным А.А. в котором разъяснено, его право на ознакомление с материалами доследственной проверки лично по месту нахождения первого отдела по расследованию особо важных дел. Также указано на возможность воспользоваться бесплатной юридической помощью, при наличии соответствующих оснований. Разъяснен порядок обжалования принятого решения в порядке УПК РФ.
10.01.2022 г. инспектор отдела Тронина С.В. сообщила в ответ на обращение Аксенова Р.Н., что вопросы, поставленные в обращении регламентированы Комплексным планом мероприятий СК РФ по противодействию коррупции на 2016-2017 г., информационное обеспечение осужденных осуществляется администрациями исправительных учреждений.
26.08.2020 г. в ответ на обращение Аксенова Р.Н. инспектор отдела Тронина С.В. отказалась предоставить ряд распорядительных документов, регламентирующих внутреннюю деятельность следственного управления со ссылкой на наличие указанных документов в открытом доступе в сети Интернет.
Аналогичный ответ был дан Аксенову Р.Н. инспектором Четвертаковой А.Н. 20.09.2018 г.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Часть 11 данной нормы также предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно следующих обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом решения) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Между тем, оснований для удовлетворения иска по доводам истца суд не находит в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В соответствии с ч.8 указанной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Письмо инспектора отдела Трониной С.В. от 26.08.2020 г. Аксенов Р.Н. получил 02.09.2020 г., письмо за подписью инспектора отдела Четвертаковой А.Н. от 20.09.2018 г. получено осужденным 04.10.2018 г.
Административное исковое заявление передано для направления в суд 02.02.2022, таким образом, административным истцом пропущен срок обращения в суд, что является самостоятельным основанием к отказу в иске в данной части.
При этом оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает.
Разрешая исковые требования в части оспаривания ответа руководителя второго следственного отделения (по расследованию преступлений прошлых лет) первого отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области Залужного А.А. от 27.12.2021 г. суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В силу ч.2 ст.1 Закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 9 обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10).
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
При этом по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12).
Как следует из материалов дела, обращение Аксенова Р.Н. было рассмотрено уполномоченным должностным лицом (что следует из представленной суду должностной инструкции) в установленный законом срок, административным истцом получен мотивированный ответ.
Несогласие заявителя с содержанием данного ему ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия (действия)
Кроме того следует отметить, что нормами вышеуказанного Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не регламентирован порядок обжалования данных ответов. Вместе с тем, своим правом на обжалование ответа истец воспользовался, обратившись в суд с настоящим иском.
При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Аксенова Р.Н. в данной части не имеется.
В части оспаривания ответа от 10.01.2022 г. инспектора отдела Ушановой Е.С. необходимо указать следующее.
Частью 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона № 149-ФЗ граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления, регулируется Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии со ст.2 данного ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет"; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов, органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 7 информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
В случае, если форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления.
Общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
В соответствии со ст. 12 данного ФЗ официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.
Административный истец самостоятельно выбирает способ получения доступа к информации.
В ответе на обращение Аксенова Р.Н. от 10.09.2021 г. должностным лицом Ушановой Е.С. разъяснено каким нормативным документов регламентированы обозначенные в обращении Аксенова Р.Н. вопросы, при этом сам заявитель не просил представить тексты указанных документов.
Кроме того Приказа СК РФ от 08.08.2016 г. № и Приказа СК РФ от 31.ю08.2018 г. № общедоступны, содержатся в справочно-правовых системах «КонсультантПлюс», «Гарант» и других.
Действующим законодательством на ответчика не возложена обязанность направлять гражданам тексты указанных документов по заявлениям граждан.
Следует также отметить, что СУСК России по Ульяновской области не издавал указанные документы.
Таким образом, поскольку факт нарушения прав административного истца действиями (бездействием) административных ответчиков в судебном заседании не подтвержден, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 218 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Аксенова ФИО13 к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области, руководителю второго следственного отделения (по расследованию преступлений прошлых лет) первого отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области Залужному А.А., инспектору отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области Ушановой Е.С., инспектору отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области Трониной С.В., инспектору отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области Четвертаковой А.Н. о признании действий (бездействия) незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Жилкина
Мотивированное решение изготовлено 24.03.2022 г.