Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-157/2021 (2-4499/2020;) ~ М-4108/2020 от 13.10.2020

К делу № 2-157/2021

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

27 января 2021 года                        г. Шахты, Ростовской области

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорченко Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, Дьякова А.А., Остапенко Д.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО4, Остапенко И.Ю, к Администрации г.Шахты, третье лицо - Министерство энергетики РФ об установлении факта постоянного проживания в квартире, об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте им. Артема ОАО "Ростовуголь" непригодным для проживания по критериям безопасности и об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска истцы сослались на следующие обстоятельства: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на основании СКФ АО «ВНИМИ» от 09.11.2015 № 2148.

С 2005 года долевыми собственниками квартиры <адрес>, являются Егорченко Е.В., ФИО2 и Остапенко И.Ю. на основании договора на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации от 04.04.2005г.

На момент признания в 2015 году жилого дома непригодным в указанной квартире зарегистрированы собственники и ее члены семьи: Егорченко Е.В., ФИО2, Остапенко И.Ю., Дьяков А.А., ФИО4

Однако, в период с января 2015 в спорной квартире фактически проживает жена Остапенко И.Ю. - Остапенко Д.А.

Фактически Остапенко Д.А. стала проживать с будущим супругом Остапенко И.Ю. в спорной квартире с января 2015 (после Нового года), в августе было подано заявление в орган ЗАГСа о заключении брака.

Факт ее постоянного проживания в квартире <адрес> подтверждается тем, что брак между Остапенко И.Ю. и Остапенко Д.А. заключен 17.10.2015, то есть до составления заключения ВНИМИ - 09.11.2015 г. После чего паспорт в связи с изменением фамилии был сдан в паспортный стол для замены. Паспорт выдан Остапенко Д.А. только 06.11.2015 г.

10.12.2015 Остапенко Д.А. была зарегистрирована в <адрес>.

Постановлением Администрации г. Шахты от 20.06.2016 №3072 многоквартирный жилой дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности №АЯ-670пр от 27.09.2016г., семья составом 4-х человек: Егорченко Е.В., ФИО2, Дьяков А.А., Остапенко И.Ю. включена в список на переселение из ветхого жилья, из расчета общей площади жилья - 72 кв.м.; ФИО4 включен Администрацией г.Шахты в проект протокола совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого из расчета площади жилья - 18 кв.м.

На обращение истцов в Администрацию г. Шахты с заявлением по вопросу переселения семьи из непригодного для проживания помещения, письмом Администрации г. Шахты от 10.02.2020г. им было отказано. Администрация г. Шахты готова рассмотреть вопрос переселения семьи истцов ориентировочно после 2022г.

        На основании изложенного, истцы, с учетом уточненных требований (л.д.59-60, просили суд установить факт постоянного проживания Остапенко Д.А. по адресу: <адрес>, в период с января 2015 года; обязать Администрацию г. Шахты включить Остапенко Д.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте им. Артема ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности; обязать Администрацию г. Шахты заключить с Егорченко Е.В., ФИО2, Остапенко И.Ю., Дьяковым А.А., ФИО4 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности», из расчета площади жилья 18 кв.м. на каждого члена семьи; обязать Администрацию г. Шахты заключить с Остапенко Д.А. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности» с момента включения Остапенко Д.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда.

Истцы в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Дьякова А.А., ФИО1, Остапенко И.Ю., Остапенко Д.А. - Торопова Н.В., действующая на основании доверенности (л.д.54-55) в судебное заседание явилась, на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель Администрации г.Шахты в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется подпись представителя (л.д.71), в ранее представленном письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.67-68).

Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве в иске просил отказать и просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.49-51).

Выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.

Постановлением Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, устанавливающие порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 5 Правил.

Согласно п. 5, 8 Правил субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению/ утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.

Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена на обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза) утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ при Минэнерго России от 01.11.2001 г. №308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.

В соответствии с п.1, п.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд также рассматривает дела об установлении и других имеющих юридическое значение фактов.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Установлено, что квартира 4, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит Егорченко Е.В., ФИО2 и Остапенко И.Ю, по 1/3 доле за каждым на основании договора на передачу квартиры (дома) в собственность в порядке приватизации от 04.04.2005г. (л.д.18), свидетельств о государственной регистрации права от 16.09.2005 г. (л.д.19-21).

     В указанной квартире Егорченко Е.В. зарегистрирована 03.03.2000г., ее супруг Дьяков А.А. - 29.04.2015г., ее дочь ФИО2- 02.06.2003г., ее сын Остапенко И.Ю. - 29.04.2015г., супруга Остапенко И.Ю. - Остапенко Д.А. - 10.12.2015г., сын Остапенко И.Ю.и Остапенко Д.А. - ФИО4 - 31.05.2017 г. ( л.д.10-15,22)

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на основании заключения СКФ АО «ВНИМИ» от 09.11.2015 № 2148.

Постановлением Администрации г.Шахты от 20.06.2016г. №3072 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу» многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности от 27.09.2016г. №АЯ-670пр, Министерство энергетики РФ под ТЭО №1555 согласовало вопрос включения семьи Егорченко Е.В. в составе 4 человек: Остапенко И.Ю., Егорченко Е.В., Дьяков А.А., ФИО2

В дополнительный список от 31.07.2020 г. граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им.Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания включен несовершеннолетний сын Остапенко Д.А. и Остапенко И.Ю, - ФИО4, <данные изъяты> года рождения.

Однако, в названный список граждан не была включена супруга сособственника <адрес> Остапенко И.Ю, и мать несовершеннолетнего ФИО4 - Остапенко Д.А..

Брак между Остапенко И.Ю. и Остапенко Д.А. заключен 17.10.2015г., то есть до составления заключения СКФ АО «ВНИМИ» от 09.11.2015 г., паспорт в связи со сменой фамилии выдан Остапенко Д.А. 06.11.2015 г., и 10.12.2015 Остапенко Д.А. была зарегистрирована в <адрес>.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО10 пояснила, что семью Егорченко знает, являются соседями с 2000г. Остапенко Д.А. - невестка сына Остапенко И.Ю. Д. фактически проживает в квартире с января 2015г. Брак между Остапенко И.Ю. и Остапенко Д.А. был заключен в 2015г. В настоящее время семья Егорченко, Остапенко также проживают по адресу: <адрес>.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО11 пояснила, что Егорченко Е.В. и члены ее семьи - соседи. Остапенко Д.А. - жена Остапенко И.Ю. Д, проживает в квартире с 2015 г. Свадьба у Остапенко была осенью. Периодически видит, как Д, водит сына ФИО4 в детский сад. В настоящее время Егорченко Е.В. и члены ее семьи проживают в той же квартире.

В представленных материалы дела копии сертификата о профилактических прививках (л.д.26), выписки из амбулаторной карты на имя Остапенко Д.А. (л.д.27) следует, что указанные документы выписаны 12.02.2015г., в качестве места ее проживания указана <адрес>.

Как следует из сведений из ЕГРН от 27.10.2020 г. (л.д.62), в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на территории <адрес> на объекты недвижимости за Остапенко Д.А., являющаяся супругой Остапенко И.Ю. и матерью несовершеннолетнего ФИО4

На основании изложенного суд полагает установить факт постоянного проживания Остапенко Д.А. в <адрес> по адресу: <адрес>, с января 2015 г.

Суд полагает, что для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на основании заключения СКФ АО «ВНИМИ» от 09.11.2015 № 2148.

Истец Остапенко Д.А. проживала в <адрес> на дату признания жилого дома непригодным для проживания - 09.11.2015г. Иного жилья, принадлежащего ей на праве собственности, истец Остапенко Д.А. не имеет.

На основании изложенного суд полагает обязать Администрацию г. Шахты включить Остапенко Д.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте им. Артема ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно статье 5 Федерального закона N 81-ФЗ, статьям 6, 179 БК РФ, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена на орган местного самоуправления, и отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат и заключение указанного договора.

На обращение в Администрацию г. Шахты истец Егорченко Е.В. получила ответ (л.д.25) о том, что исходя из предельных объемов финансирования, предусмотренных на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности федеральным законом от 02.12.2019г. №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» вопрос переселения ее семьи планируется к рассмотрению после 2022 г., а именно: после переселения граждан, включенных в списки до 2016г.

Учитывая то обстоятельство, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на основании заключения СКФ АО «ВНИМИ» от 09.11.2015; в согласованном Минэнерго РФ дополнительном списке граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им.Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания значится семья Егорченко Е.В. составом 5 человек - Остапенко И.Ю., Егорченко Е.В., Дьяков А.А., ФИО2, ФИО4; а истец Остапенко Д.А. проживала в <адрес> день составления заключения СКФ АО «ВНИМИ» от 09.11.2015, то суд полагает обязать Администрацию г.Шахты с момента включения Остапенко Д.А. в список граждан по программе «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах» заключить с Егорченко Е.В., ФИО2, Остапенко И.Ю., Дьяковым А.А., Остапенко Д.А., ФИО4 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» из расчета площади жилья 18 кв.м. на каждого члена семьи.      

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Установить факт постоянного проживания Остапенко Д.А. в квартире по адресу: <адрес>, в период с января 2015 г. по настоящее время.

Обязать Администрацию г.Шахты включить Остапенко Д,А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте им. Артема ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.

Обязать Администрацию г.Шахты с момента включения Остапенко Д.А. в список граждан по программе «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах» заключить с Егорченко Е.В., ФИО2, Остапенко И.Ю,, Дьяковым А.А., Остапенко Д.А., ФИО4 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» из расчета площади жилья 18 кв.м. на каждого члена семьи.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 04.02.2021 года.

Судья:

2-157/2021 (2-4499/2020;) ~ М-4108/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дьяков Алексей Анатольевич
Егорченко Елена Викторовна
Остапенко Дарья Александровна
Информация скрыта
Остапенко Игорь Юрьевич
Ответчики
Администрация г. Шахты
Другие
Министерство энергетики РФ
Торопова Наталья Владимировна
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Сухов Олег Анатольевич
Дело на странице суда
shahtinsky--ros.sudrf.ru
13.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2020Передача материалов судье
19.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2020Подготовка дела (собеседование)
16.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021Дело оформлено
31.03.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.04.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.04.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
15.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее