Решение по делу № 2-6258/2019 ~ М-6008/2019 от 10.06.2019

Дело №2-6258/2019

03RS0003-01-2018-010556-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2019 года     г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Р.Р. Зайдуллина, при секретаре Ахметзяновой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Региональной общественной организации «Общественный контроль ЖКХ Совет дома» Республики Башкортостан в лице председателя Дунюшкина Владимира Петровича в интересах жильцов многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: г<адрес> АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан» о защите прав потребителей, взыскании излишне оплаченных жилищно-коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Региональная общественная организация «Общественный контроль ЖКХ «Совет дома» Республики Башкортостан (далее - Общественная организация) обратилась в суд с указанным иском в интересах жильцов жильцов многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес> АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан» о защите прав потребителей, взыскании излишне оплаченных жилищно-коммунальных услуг, в котором просила, с учетом уточнения иска, взыскать с АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ» в пользу истцов излишне оплаченные суммы по отоплению за 2014 г. - 2017 г., неустойку, компенсацию морального вреда, штраф:

ФИО истцов

Долг УЖХ по корректировке платы за 2014-2017гг., руб.

Неустойка, руб.

Компенсация морального вреда, руб.

Штраф,

руб.

Исламгулова

Айгуль Фагиловна

26793,99

4031,63

1500

8081,41

Труфанов Владимир Тихонович

3332,07

501,37

1500

1333,36

Труфанова Наталья Викторовна

3332,07

501,37

1500

1333,36

Труфанов Алексей Владимирович

3332,07

501,37

1500

1333,36

Латыпова Екатерина Владимировна

3332,07

501,37

1500

1333,36

Кузнецова Роза Амирьяновна

3332,07

1011,01

1500

2307,53

Кузнецова Елена Алексеевна

6719,11

1011,01

1500

2307,53

Губайдуллина Файруза Ахметовна

6719,11

3200,49

1500

6492,70

Абузарова Лилия Фаязовна

21270,30

2042,69

1500

4279,58

Ионкина Галина Фаритовна

13575,62

1447,25

1500

3141,40

Кошкина Ира Шаймуллиновна

9618,35

1476,20

1500

3196,73

Иванова Татьяна Николаевна

9810,71

488,96

1500

1309,65

Иванов Евгений Петрович

3249,63

488,96

1500

1309,65

Кудаярова Елена Петровна

3249,63

488,96

1500

1309,65

Кудаяров Эмиль Эдуардович

3249,63

488,96

1500

1309,65

Сахибгареева Наталья Михайловна

13163,40

1980,67

1500

4161,02

Взыскать с ответчика на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей в пользу каждого истца (см. табл. к п. 1).

Взыскать с ответчика АО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ" в пользу Региональной общественной организации "Общественный контроль жилищно-коммунального хозяйства. Совет дома" Республики Башкортостан сумму штрафа в размере 45478,92 руб.

Обязать ответчика ежегодно указывать в платежном документе жилищно-коммунальных услуг показания общедомового прибора учета тепловой энергии за месяцы отопительного сезона, окончательно утвержденные ресурсоснабжающей организацией (предыдущее показание и последнее).

Требования, с учетом их уточнений, мотивированы тем, что ответчиком не произведена либо занижена корректировка платы за отопление за период 2014-2017 г. в соответствии с фактическим потреблением многоквартирными домами, где проживают истцы, тепловой энергии с теплоносителем (единица измерения Гкал), поданной в течение отопительного сезона на нужды отопления.

На судебное заседание председатель РОО «Общественный контроль ЖКХ. Совет дома РБ» Дунюшкин В.П. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Поименованные истцы – жители многоквартирных домов, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в представленных суду заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ», извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Третьи лица МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан, ГК РБ по жилищному и строительному надзору о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По правилам п. 1 ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пунктов 1, 3 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, (действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений), которые сохраняли возможность применения до 01 июля 2016 года порядка определения размера платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета, на основании расчетного метода, предполагающего ежегодную (один раз в год) корректировку размера этой платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, предусматривающие порядок начисления платы за коммунальные услуги (далее - Правила).

Согласно пп. "в" п. 2, п. 6 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, до 30 июля 2016 года продолжали действовать пункты 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.

Согласно пп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с пп. 2 п. 2 Приложения N 2 к настоящим Правилам, т.е. в размере среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, при этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к настоящим Правилам.

Как следует из формулы, приведенной в пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к указанным Правилам, размер платы за тепловую энергию на отопление определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям приборов учета и нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для определения порядка расчета платы за отопление, предоставленное потребителю в жилом помещении, является наличие либо отсутствие коллективного (общедомового), и индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии.

В случае истечения срока госповерки общедомового прибора учета тепловой энергии порядок расчета размера платы за отопление основывается на п. 59, п. 59 (1) и п. 60 (1) Правил N 354, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии по показаниям теплосчетчика и норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии с ч. 1, ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ, а также в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Указанные принципы установлены постановлением Правительства РФ от 23 августа 2010 года N 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов РФ перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме", где в частности, один из принципов - это принцип минимизации неудобства граждан, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом непричинения гражданам неудобств, связанные с выполнением мероприятий (п. 2).

На основании вышеизложенных нормативно-правовых актов Правительство Республики Башкортостан приняло постановление "О мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно" от 21 октября 2013 года N 466, в п. 12, и 13 которого говорится, что контроль за состоянием и заменой неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.), а также восстановление работоспособности (ремонт, замена), ремонт оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся в общему имуществу в многоквартирном доме, обязана проводить управляющая организация.

Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктом "и" и "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, одной из составляющих содержание общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) При этом положениями Правил N 491 коллективные (общедомовые) приборы учета используемых энергетических ресурсов включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пп. "г" п. 15 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил N 491.

Частью 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществить организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергоснабжении оснащению приборами используемых энергетических ресурсов. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354. При этом разъяснение Правил в соответствии с п. 3 указанного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положение об обслуживании общего имущества, собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в другом оборудовании, входящих состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг граждан, проживающих в многоквартирном доме.

В силу того, что эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии является элементом содержания общего имущества, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по эксплуатации теплосчетчика закреплена на уровне Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в силу системного анализа норм жилищного законодательства реализуется через выбранный способ управления МКД, мероприятия по эксплуатации общедомового прибора учета и своевременному устранению выявленных несоответствий следует отнести к текущим обязательным работам и услугам.

Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п. 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу "отопление", предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с п. 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с п. 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Аналогия закона позволяет применить такой подход в случае истечения срока эксплуатации общедомового прибора учета коммунального ресурса.

Согласно п. 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Согласно п. 60 (1) Правил N 354 по истечении указанного в п. 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42 (1) настоящих Правил.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании правоустанавливающих документов истцы являются собственниками помещений в многоквартирном доме расположенном по адресу: г. Уфа, <адрес> бульвар, 24/1.

Управляющей компанией вышеуказанного дома является АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан», что не оспаривается сторонами.

В спорном многоквартирном жилом доме согласно действующему законодательству установлены два коллективных (общедомовых) прибора учета тепловой энергии - тепловычислители ВКТ-7.

Допуск прибора учета тепловой энергии узла истек 18.11.2015., также имелась погрешность работы второго узла прибора учета тепловой энергии (не работал расходомер на обратном трубопроводе), что сторонами не оспаривается.

В судебном заседании достоверно установлено, что управляющая организация не обеспечила в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя, ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, ввиду чего узел учета не соответствовал правилам учета тепловой энергии и теплоносителя и не был пригоден к эксплуатации в качестве коммерческого.

В результате изложенных обстоятельств жильцам в период с 01.11.2015. по 31.10.2016. начисление платы за отопление осуществлялось по нормативу.

Данный период превысил установленный указанным пунктом 30-дневный срок, в связи с чем оснований для начисления потребителям платы за отопление исходя из среднемесячного потребления, не имелось.

Согласно приведенным выше нормам права, обязанность содержать приборы учета потребляемых коммунальных услуг лежала на ответчике.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что истцами осуществлена переплата за услугу отопление за период с 01.11.2015. по 31.10.2016. в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по содержанию ОПДУ, выразившееся в выходе из строя общедомового прибора учета тепловой энергии и отсутствия в дальнейшем периодической проверки данного прибора, который был снят с коммерческого учета.

В нарушение ст. 55, 56 ГПК РФ, ответчик не представил суду доказательства надлежащего исполнения со своей стороны обязательств по содержанию ОДПУ, что повлекло завышенное начисление оплаты истцам за поставляемую тепловую энергию за спорный период.

Таким образом, учитывая, что на данные правоотношения распространяется действие ФЗ "О защите прав потребителей" суд приходит к выводу, что требования истцов о взыскании с ответчика убытков, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда являются законными и обоснованными.

В материалы дела представлен следующий расчет Государственного комитета по жилищному надзору Республики Башкортостан.

ФИО истцов

За 2014 год

За 2015 год

За 2016 год

за 2017 год

Долг УЖХ по корректировке платы за 2014-2017гг.

руб.

Исламгулова Айгуль Фагиловна

1849,575

6883,5

6374,55

10527,08

25634,71

Труфанов Владимир Тихонович

230,01125

856,025

792,7325

1309,136

3187,90

Труфанова Наталья Викторовна

230,01125

856,025

792,7325

1309,136

3187,90

Труфанов Алексей Владимирович

230,01125

856,025

792,7325

1309,136

3187,90

Латыпова Екатерина Владимировна

230,01125

856,025

792,7325

1309,136

3187,90

Кузнецова Роза Амирьяновна

463,8165

1726,17

1598,541

2639,867

6428,39

Кузнецова Елена Алексеевна

463,8165

1726,17

1598,541

2639,867

6428,39

Губайдуллина Файруза Ахметовна

1468,278

5464,44

5060,412

8356,878

20350

Абузарова Лилия

Фаязовна

937,118

3487,64

3229,772

5333,718

12988,2

Ионкина Галина

Фаритовна

663,95

2471

2288,3

3778,95

9202,2

Кошкина Ира Шаймуллиновна

677,229

2520,42

2334,066

3854,529

9386,24

Иванова Татьяна Николаевна

224,32025

834,845

773,1185

1276,745

3109,03

Иванов Евгений

Петрович

224,32025

834,845

773,1185

1276,74

3109,03

Кудаярова Елена

Петровна

224,32025

834,845

773,1185

1276,74

3109,03

Кудаяров Эмиль Эдуардович

224,32025

834,845

773,118

1276,74

3109,03

Сахибгареева Наталья Михайловна

908,663

3381,74

3131,702

5171,76

12593,87

Судом указанный расчет проверен, признается арифметически верным, допустимых и достоверных доказательств, опровергающих правильность данного расчета, сторонами не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в данной части.

В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

Рассматривая ходатайство ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно статье 196 ГПК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу положений п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

21.12.2018г. Региональная общественная организация «Общественный контроль ЖКХ «Совет дома» Республики Башкортостан обратилась с исковым заявлением в суд к АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа Республика Башкортостан» о защите прав потребителей, взыскании излишне оплаченных жилищно-коммунальных услуг.

Указанное исковое заявление возвращено заявителю определением суда от 21.01.2019г.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 13.03.2019 определение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21.01.2019г. отменено с передачей материала на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Указанное исковое заявление принято к производству суда 22.03.2019г., присвоен номер гражданского дела 2-3241/2019.

Определением от 10.06.2019г. по ходатайству представителя истца требования Региональной общественной организации «Общественный контроль ЖКХ Совет дома» Республики Башкортостан в лице председателя Дунюшкина В.П. исковые требования в интересах жильцов многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес> АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа Республика Башкортостан» о защите прав потребителей, взыскании излишне оплаченных жилищно-коммунальных услуг, выделены в отдельное производство, которому присвоен номер настоящего гражданского дела № 2-6258/2019.

До 01.09.2012г в РФ в полном объеме действовали Правила "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила 307).

С 01.09.2012г., после вступления в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила 354), пунктом 6 Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15-28 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению ), и пунктов 1-4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе корректировку платы), которые утрачивают силу С 01 июля 2016г.

В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.

С 01.07.2016г. согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Пунктом 3(2) Приложения N 2 к Правилам определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1) в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).

Таким образом, ответчик обязан был производить корректировку за 2014г. в период 01 январь- 31 декабрь 2015г., за 2015г. в период 01 январь - 31 декабрь 2016г., за 2016г. в период 01 январь- 31 март 2017г., за 2017г. в период 01 январь- 31 март 2018г.

Так как иск подан в суд 21.12.2018г., то срок исковой давности по корректировке платы за период 2014-2017г.г. истцами не пропущен.

Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2012 года "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Учитывая степень нарушения прав потребителей, обстоятельства дела суд считает необходимым удовлетворить требования истцов о взыскании компенсации морального вреда, определив ее размер по 500 руб. в пользу каждого потребителя.

В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

Требования истцов основаны на факте удержания ответчиком денежных средств, полученных от истцов в счет оплаты предоставляемых ответчиком коммунальных услуг.

Суд считает, что нарушение сроков возврата платы за отопление представляет собой нарушение исполнения управляющей организации денежного обязательства перед гражданами-потребителями коммунальных услуг, за которое ст. 395 ГК РФ предусмотрена ответственность в виде уплаты процентов, начисляемых на сумму подлежащего выплате страхового возмещения.

С учетом приведенных норм, разъяснений, суд, полагает необходимым удовлетворить требования истцов о взыскании процентов за пользование денежными средствами в пользу жильцов <адрес> бульвар г. Уфы:

ФИО

истцов

Сумма штрафа по ст. 395 за 2014-2017 год, руб.

Исламгулова Айгуль Фагиловна

4031, 63

Труфанов Владимир Тихонович

501, 37

Труфанова Наталья Викторовна

501, 37

Труфанов Алексей Владимирович

501, 37

Латыпова Екатерина Владимировна

501, 37

Кузнецова Роза Амирьяновна

1011,01

Кузнецова Елена Алексеевна

1011,01

Губайдуллина Файруза Ахметовна

3200,49

Абузарова Лилия Фаязовна

2042,69

Ионкина Галина Фаритовна

1447,25

Кошкина Ира Шаймуллиновна

1476,20

Иванова Татьяна Николаевна

488,96

Иванов Евгений Петрович

488,96

Кудаярова Елена Петровна

488,96

Кудаяров Эмиль Эдуардович

488,96

Сахибгареева Наталья Михайловна

1980,67

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Учитывая, что требования истца в добровольном порядке не были удовлетворены ответчиком, в пользу истцов с ответчика подлежит взысканию штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", в размере 25 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Исходя из размера удовлетворенных требований с ответчика в пользу РОО «Общественный контроль ЖКХ. Совет дома РБ» подлежит взысканию штраф в размере 37 040, 54 руб.

Согласно подпункта «е» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в платежном документе наряду с другими сведениями указываются: г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Согласно п. 1 Постановления Правительства РБ от 31.08.2012 N 300 (ред. от 30.08.2016) "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Исполнителям коммунальных услуг применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года (п. 1 в ред. Постановления Правительства РБ от 30.08.2016 N 357).

Как установлено судом в нарушение приведенных норм в платежных документах, предъявляемых к оплате истцам, сведений о количестве тепловой энергии на отопление потребленной указанными домами по показаниям теплосчетчиков не содержится, соответственно, требования истцов об обязании АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ» указывать в платежном документе в течение отопительного сезона показания общедомового прибора учета тепловой энергии подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина, от уплаты которой истцы при подаче иска освобождены, подлежит взысканию с ответчика, что составляет 4163 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

иск Региональной общественной организации «Общественный контроль ЖКХ Совет дома» Республики Башкортостан удовлетворить частично.

Взыскать с Акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в пользу жильцов <адрес> бульвар г. Уфы, руб.:

ФИО Истцов

Излишне оплаченную сумму за отопление за 2014-2017г.г.

Проценты за пользование чужими денежными средствами

Компенсацию морального вреда

Штраф

Исламгулова Айгуль

Фагиловна

25634,71

4031, 63

500

7416, 59

Труфанов Владимир

Тихонович

3187,90

501, 37

500

922,32

Труфанова Наталья

Викторовна

3187,90

501, 37

500

922,32

Труфанов

Алексей Владимирович

3187,90

501, 37

500

922,32

Латыпова

Екатерина Владимировна

3187,90

501, 37

500

922,32

Кузнецова

Роза Амирьяновна

6428,39

1011,01

500

1859,85

Кузнецова

Елена

Алексеевна

6428,39

1011,01

500

1859,85

Губайдуллина

Файруза Ахметовна

20350

3200,49

500

5887,63

Абузарова

Лилия Фаязовна

12988,2

2042,69

500

3757,73

Ионкина

Галина Фаритовна

9202,2

1447,25

500

2612,36

Кошкина Ира

Шаймуллиновна

9386,24

1476,20

500

2715,61

Иванова Татьяна

Николаевна

3109,03

488,96

500

899, 50

Иванов Евгений

Петрович

3109,03

488,96

500

899, 50

Кудаярова Елена

Петровна

3109,03

488,96

500

899, 50

Кудаяров Эмиль

Эдуардович

3109,03

488,96

500

899, 50

Сахибгареева

Наталья Михайловна

12593,87

1980,67

500

3643, 64

Взыскать с Акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» в пользу Региональной общественной организации «Общественный контроль ЖКХ. Совет дома» Республики Башкортостан штраф в размере 37 040, 54 руб.

Обязать Акционерное общество «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» ежегодно указывать в платежном документе в течение отопительного сезона показания общедомового прибора учета тепловой энергии (Гкал) по многоквартирному дому 24/1 по <адрес> бульвар г. Уфы.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать с Акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» 4163 руб. государственной пошлины в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.

Председательствующий                     Р.Р. Зайдуллин

Решение суда изготовлено в окончательной в форме 17.11.2019.

2-6258/2019 ~ М-6008/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Губайдуллина Ф.А.
Ионкина Г.Ф.
Труфанова Н.В.
Региональная общественная организация Общественный контроль ЖКХ Совет дома РБ Дюнушкин В.П.
Абузарова Л.Ф.
Исламгулова А.Ф.
Кудаяров Э.Э.
Иванов Е.П.
Латыпова Е.В.
Кудаярова Е.П.
Сахибгареева Н.М.
Труфанов А.В.
Труфанов В.Т.
Кузнецова Р.А.
Иванова Т.Н.
Кошкина И.Ш.
Ответчики
АО УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ
Другие
МУП УИС
Государственный комитет по жилищному надзору РБ
Суд
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Зайдуллин Р.Р.
Дело на сайте суда
kirovsky--bkr.sudrf.ru
10.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2019Передача материалов судье
10.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2019Подготовка дела (собеседование)
17.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Судебное заседание
10.07.2019Судебное заседание
18.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Судебное заседание
04.09.2019Судебное заседание
11.09.2019Судебное заседание
19.09.2019Судебное заседание
10.10.2019Судебное заседание
30.10.2019Судебное заседание
12.11.2019Судебное заседание
17.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021Дело оформлено
16.06.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее