РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2021 года пос. Дубна Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Никифоровой О.А.,
при секретаре Костиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-31/2021 по исковому заявлению администрации муниципального образования Дубенский район к Солдатову Владимиру Владимировичу об аннулировании земельного участка, исключении сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости,
установил:
администрация муниципального образования Дубенский район обратилась в суд с исковым заявлением к Солдатову В.В. об аннулировании земельного участка, исключении сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости, указав в обоснование заявленных требований на то, что 15.01.2020 администрацией муниципального образования Дубенский район было принято постановление № 11 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью 1351 кв. м., вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Местоположение: <данные изъяты>.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 30.01.2020
и является учтенным. Земельному участку присвоен кадастровый номер <данные изъяты>.
Было установлено, что на данном месте находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащий на праве собственности ответчику Солдатову В.В. Для проведения кадастровых работ по уточнению местоположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> необходимо снять с государственного кадастрового учета образованный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
Просит суд аннулировать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов, площадью 1351 кв. м., вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Местоположение: <данные изъяты>, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения об испрашиваемом земельном участке.
Представитель истца администрации муниципального образования Дубенский район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. От представителя по доверенности Тимониной С.А. поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик Солдатов В.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласился.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, согласно письменного ходатайства представитель по доверенности Касьяновой Л.Ю. просит рассмотреть дело в отсутствие.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и иными способами, предусмотренными законом.
Из статьи 39.2 Земельного Кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 15 января 2020 года администрацией муниципального образования Дубенский район было принято постановление № 11 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 1351 кв. м., вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Местоположение: <данные изъяты>.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 30 января 2020 г. и ему присвоен кадастровый номер №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12 января 2021 года № КУВИ-001/2021-350603.
Постановлением главы муниципального образования Дубенский район Тульской области ФИО5 от 17 декабря 2003 года № 777 Солдатову В.В. был предоставлен в аренду земельный участок.
26 декабря 2003 года земельному участку присвоен кадастровый <данные изъяты>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 14 декабря 2020 года № 99/2020/365914873.
Факт предоставления земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1500 +/-27 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Орентир водонапорная башня. Участок находится примерно в 100 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, подтверждается договором аренды №7 от 09 февраля 2004г.
20 ноября 2017 г. Солдатов В.В.. обратился в администрацию муниципального образования Дубенский район с заявлением о прекращении права аренды земельного участка с кадастровым номером №, арендуемого им по договору аренды № 8 от 09 февраля 2004 г., в связи с оформлением в собственность.
07 декабря 2017 г. вышеуказанный договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, на основании постановления администрации муниципального образования Дубенский район № 1263 от 07 декабря 2017 г., расторгнут, что подтверждается соглашением, заключенным между администрацией муниципального образования Дубенский район и Солдатовым В.В.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч.7 вышеуказанной статьи).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права, полномочия по государственной регистрации прав осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (п.7 ст.7 Федерального закона РФ №218-ФЗ от 13 июля 2015 года).
В соответствии с пунктом 3 статьи 70 указанного Федерального закона, снятие с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 марта 2008 г., при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателях, осуществляется органом регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки», утвержденными приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. №943.
Пунктом 181 указанных Правил, предусматривается возможность снятия с кадастрового учета земельного участка, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном порядке до 01 марта 2008 года, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок.
В статье 1 Закона о кадастре, указано, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характерными, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 16 указанного Закона, государственный кадастровый учет осуществляется в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу части 2 указанной статьи, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Как следует из пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Часть 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре устанавливает единственный случай снятия с кадастрового учета земельного участка – его преобразование.
Исходя из положений указанного Федерального закона, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п.33 ч.1 ст.26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пп.14, 15 ст.41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п.3 ст.70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч.7 ст.72).
Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков, в том числе имеющих статус «учтенный», с государственного кадастрового учета.
В настоящее время необходимо снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, собственник которого отсутствует.
При этом, согласно письму Министерства экономического развития РФ от 13 апреля 2010 года №Д23-1342 «Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках», земельные участки могут быть сняты с учета, в том числе на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
С учетом изложенных обстоятельств, поскольку отсутствие законодательного регулирования в области определения порядка снятия с кадастрового учета земельных участков при отсутствии спора о правах на них, не может препятствовать реализации прав субъектов земельных правоотношений и их судебной защите, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования администрации муниципального образования Дубенский район.
Рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования Дубенский район удовлетворить.
Аннулировать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, из земель населенных пунктов, площадью 1351 кв. м., вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Местоположение: <данные изъяты>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, из земель населенных пунктов, площадью 1351 кв. м., вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Местоположение: <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 04 февраля 2021 г.
Председательствующий О.А. Никифорова