Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-246/2017 ~ М-166/2017 от 19.04.2017

дело № 2-246/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2017 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Опариной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Мотыгинском районе к МУТП «Ангара» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,

установил:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Мотыгинском районе обратился в суд с иском к МУТП «Ангара» о возложении обязанности в течение трех месяцев с даты вступления в силу решения суда устранить нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края, проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения МУТП «Ангара», водозаборной скважины, расположенной по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что МУТП «Ангара» при осуществлении эксплуатации источника водоснабжения нарушает действующее санитарное законодательство, а именно Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю по заявлению ООО «Одум Экология» для МУТП «Ангара» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 18.06.20014 № 24.49.31.000Т000709.06.14 о соответствий государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения МУТП «Ангара». В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения МУТП «Ангара», хозяйственно-питьевое водоснабжение МУТП «Ангара» осуществляется из подземного водоисточника, посредством водозаборной скважины, расположенной по адресу: <адрес>. Основной вид деятельности предприятия: производство хлеба и мучных кондитерских изделий не длительного хранения. До настоящего времени информация об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения МУТП «Ангара» отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения МУТП «Ангара» не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.

В судебное заседание представитель истца - Территориального отдела в Мотыгинском районе и представитель ответчика - МУТП «Ангара», не явились.

Представители ответчика - МУТП «Ангара», третьих лиц - Министерства социальной политики Красноярского края, администрации Мотыгинского района в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, представитель администрации Мотыгинского района не возражал против удовлетворения исковых требований.

Согласно ст. 167 ГК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Мотыгинском районе подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

В силу ч. 1 ст. 4 указанного закона обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.

Статьей 43 Водного кодекса РФ определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 1.4 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Статус зон санитарной охраны источников питьевого хозяйственного водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зон санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможности микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ отображаются на картах градостроительного зонирования.

Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п. 14 ст. 27 ЗК РФ).

Действующим Законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.

Из материалов дела следует, что по заявлению ООО «Одум Экология» Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю для МУТП «Ангара» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 18.06.20014 № 24.49.31.000Т000709.06.14 о соответствий государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения МУТП «Ангара».

Согласно экспертного заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зон санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения МУТП «Ангара», осуществляется из подземного водоисточника, посредством водозаборной скважины, расположенной по адресу: <адрес>. Основной вид деятельности предприятия: производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 1.13. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю), после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно постановления Правительства Красноярского края от 5.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны, является министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны.

Согласно сведений ФНС России о юридическом лице, основным видом деятельности МУТП «Ангара» является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения, одним из дополнительных видов является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включающая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, при осуществлении указанных видов деятельности МУТП «Ангара» используется для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения указанный водоисточник.

Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения МУТП «Ангара» означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений водоисточника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах, которых ограничена хозяйственная деятельность, не урегулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность.

Также отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны источника водоснабжения МУТП «Ангара» не позволяет, определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенного круга лиц по химическому и биологическому фактору.

Указанное не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от 0.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических и химических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 1.3 Учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование Мотыгинский район.

Ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

Принимая во внимание, что ответчик, не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд признает предложенный истцом срок для устранения допущенных нарушений достаточным, учитывая при этом, что возражений от ответчика в этой части, не поступило.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Мотыгинском районе, удовлетворить.

Обязать МУТП «Ангара» в течение трех месяцев с даты вступления в силу решения суда устранить нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения МУТП «Ангара» - водозаборной скважины, расположенной по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья И.М. Василькова

2-246/2017 ~ М-166/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Ответчики
МУТП "Ангара"
Другие
Администрация Мотыгинского района
Министерство социальной политики
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Василькова Ирина Михайловна
Дело на странице суда
motig--krk.sudrf.ru
19.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2017Передача материалов судье
24.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2017Судебное заседание
26.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2017Дело оформлено
27.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее