Дело №2-961/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2013 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Савиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боженова Е.В. об оспаривании решения призывной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Боженов Е.В. обратился в суд с заявлением, в котором (с учетом позднее поданных уточнений) просит признать незаконным и отменить: лист медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности, признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от 06 мая 2013г. о признании Боженова Е.В. годным к военной службе, признатьнезаконным решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Железногорску от 06 мая 2013г. о призыве БоженоваЕ.В. на военную службу.
Свои требования заявитель, ссылаясь на Положение о военно-врачебной экспертизе, мотивирует тем, что вышеназванные документы и решение являются незаконными, поскольку медицинское освидетельствование проведено в отсутствие лицензии на проведение военно-врачебной экспертизы, кроме того, поскольку он имеет жену, срок беременности которой составляет более 26 недель, он имеет право на отсрочку от призыва по ст. 24 ч.1 п. «и» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Юрьев И.И. в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивал, сославшись на изложенные в нем доводы. Ссылаясь на положения ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.53, ст. 55), ст. 1116 ГК РФ, представитель заявителя полагает, что наличие у заявителя жены, срок беременности которой составляет 38-39 недель, является основанием считать, что заявитель имеет беременную жену со сроком беременности более 26 недель, а также ребенка, что дает ему право на получение отсрочки от прохождения военной службы.
Представитель ответчика Ельчин В.В. (полномочия по доверенности) в судебном заседании с доводами заявления не согласился, полагая решение призывной комиссии законным и обоснованным, пояснил, что медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, не входит в перечень обязанностей, возложенных на военно-врачебные комиссии, и военно-врачебной экспертизой не является, деятельность по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, лицензированию не подлежит.
Отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта «и» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предоставляется гражданам, имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель, Боженов Е.В. таких сведений в отдел ВККК по г. Железногорску и в призывную комиссию ЗАТО г. Железногорск не представлял.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно положениям статей 55, 56, 67 ГПК Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Недоказанность обстоятельств, на которые заявитель ссылается в обоснование своих требований, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии со ст. 28Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон о воинской обязанности и военной службе)при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу с освобождением от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22Закона о воинской обязанности и военной службепризыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу пункта 2 данной статьи на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23, ст. 24п. 1 п. п. «и» Закона о воинской обязанности и военной службе от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
В соответствии со статьей 26Закона о воинской обязанности и военной службепризыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. Призыв на военную службу включает в себя, в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 5.1этого же Закона, граждане при призыве, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым полномочным федеральным органом исполнительной власти.
На основании п.4, п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года №123 (далее – Положение)организация медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. В силу пункта 3 указанного положения функции по организации медицинского освидетельствования осуществляет призывная комиссия, функции по проведению медицинского освидетельствования осуществляют врачи-специалисты, привлекаемые для этих целей,под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных указанным Положением вопросов с вынесением письменного мнения.
В соответствии с п. 9 Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование. При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. №574).Согласно пункту 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе, выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе.
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствовании в Призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (п. 2 ст. 29 закона о воинской обязанности и военной службе) и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 года N 57 (п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определен Инструкцией, утвержденной Приказом Министра Обороны РФ №240, Минздрава РФ №168 от 23.05.2001 (ред. от 11.10.2010).
Согласно п.2 Инструкции ежегодно до 10 марта (10 сентября) структурное подразделение военного комиссариата по муниципальному образованию, имеющему статус городского поселения, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района, и структурное подразделение военного комиссариата по нескольким муниципальным образованиям (далее именуется - военный комиссариат) совместно с органом местного самоуправления в сфере здравоохранения разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников. В нем должны быть предусмотрены следующие мероприятия:
изучение и подбор врачей-специалистов для медицинского освидетельствования призывников;
проведение инструкторско-методического сбора с врачами-специалистами, привлекаемыми к медицинскому освидетельствованию призывников;
определение перечня медицинских учреждений, в которые будут направляться призывники, нуждающиеся в амбулаторном (стационарном) обследовании (лечении);
определение перечня медицинских учреждений, в которых будет осуществляться лечение призывников, признанных временно негодными к военной службе;
истребование из медицинских учреждений и других организаций медико-социальных сведений на призывников;
проведение призывникам клинико-инструментальных исследований;
Согласно пункту 5 Инструкции медицинское освидетельствование призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения.
Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления.
Один из врачей-специалистов (как правило, врач-специалист военного комиссариата), наиболее подготовленный по вопросам военно-врачебной экспертизы, включается в состав призывной комиссии и на него возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствованию призывников.
В соответствии с п. п. 1 - 3 раздела I Положения не предусмотрено прохождение граждан, подлежащих призыву на военную службу, военно-врачебной экспертизы.
Исходя из смысла названных выше правовых норм, граждане, подлежащие призыву на военную службу, которые еще не являются военнослужащими, проходят медицинское освидетельствование, а не военно-врачебную экспертизу, в связи с чем положения ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", предусматривающие обязательное лицензирование медицинской деятельности, не имеют правового значения при рассмотрении вопросов о законности принятого призывной комиссией решения и заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Законом не предусмотрено самостоятельное обжалование в суд заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Результаты медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, заключение о годности его по состоянию здоровья к военной службе заявителем обжалованы не были, с заявлением о несогласии с результатами медицинского освидетельствования Боженов Е.В. в призывную комиссию и назначении контрольного медицинского освидетельствования не обращался, сведений о наличии у него заболеваний, препятствующих военной службе, ни при прохождении медицинского освидетельствования, ни в суд не представил.
Суд полагает надуманными доводы заявителя о наличии права на отсрочку от призыва на военную службу по п.п. «и» п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе. Указанное положение закона распространяется на лиц, имеющих ребенка и жену, срок беременности которой не менее 26 недель. Совокупность указанных обстоятельств на момент принятия оспариваемого решения отсутствовала: заявитель имел только беременную жену, кроме того, в призывную комиссию указанные сведения, как следует из пояснений сторон, он не представлял.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Боженова Е.В. об оспаривании решения призывной комиссии отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 10 июля 2013г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
Копия верна. Решение не вступило в законную силу. Судья Г.В. Морозова