Дело № 2-615/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2019 года     а. Хабез

     Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

        председательствующего судьи Нагаева А.М.,

        при секретаре судебного заседания Хапсироковой Л.А.,

        с участием:

        прокурора, в лице помощника Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Булатовой Л.Е.,

представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

        администрации Али-Бердуковского сельского поселения Хабезского муниципального района КЧР – Хутовой М.З.,

        администрации Хабезского сельского поселения Хабезского муниципального района КЧР – Туаршева Б.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью биотермической ямы, обязании осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право на бесхозное имущество – скотомогильник (биотермическую яму), расположенных на территории Хабезского муниципального района, обязании организовать мероприятия по приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника (биотермической ямы) расположенной на территории Хабезского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, в котором просит просит: признать государственной собственностью биометрические ямы (скотомогильники), расположенный на территории Хабезского сельского поселения расположенного в 2 км северо-западнее а.Хабез, Али-Бердуковского сельского поселения расположенного в 4 км юго-западнее а.Али-Бердуковский; Бесленеевского сельского поселения расположенного в 1 км восточнее а.Бесленей; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение года с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать права на бесхозяйные имущества-скотомогильники (биотермические ямы), расположенных на территории Хабезского муниципального района, а.Хабез, а.Али-Бердуковский, а.Бесленей; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики организовать мероприятия по приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников расположенных на территории Хабезского муниципального района, а.Хабез, а.Али-Бердуковский, а.Бесленей.

В обоснование своих требований, указав, что Хабезской межрайонной прокуратурой по обращению и.о. начальника Управления Ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики Шалинга Т.А., проведена проверка исполнения требований законодательства в области животноводства, а также законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

    7 мая 2019 года в ходе выездной проверки работника межрайонной прокуратуры совместно с консультантом отдела государственного ветеринарного надзора ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики Управления ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики выявлено, что на территориях а.Хабез, а.Али-Бердуковский и а.Бесленей расположены биотермические ямы (скотомогильники) для утилизации отходов, содержание которых, не отвечает требованиям закона. Данные скотомогильники бесхозные.

В ходе проведенной проверки установлено, что при осмотре скотомогильника расположенного в 2 км северо-западнее а. Хабез (N-41,45.07;E-44,03,80; в.у.м.761    м.) выявлены нарушения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 (в редакции Приказа Минсельхоза РФ от16.08.2007 № 400 с изменениями, внесенными Определением Верховного Суда от 13.06.2006 № КАС06-193): в нарушении требований п.п.5.6. правил территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой в 2 м., с внутренней стороны забора яма не обвалована; в нарушении требований п.п.5.8. над ямой отсутствует навес рядом пристроенного помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов;

- при осмотре скотомогильника расположенного в 4 км юго-западнее а.Али-Бердуковский (N 41.40.58;    Е-47.57.13; в.у.м.909 м.) выявлены следующие нарушения правил: в нарушении требований п.п.5.6 территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой в 2 м., с внутренней стороны забора яма не обвалована; в нарушении требований п. п. 5.7 стены и перекрытие скотомогильника сделанные из типовых бетонных плит не герметично установлены, образуя при этом широкие щели. в нарушении требований п.п.5.8 над ямой отсутствует навес, рядом пристроенного помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря спецодежды и инструментов; в нарушении требований п.п.5.10 к скотомогильнику подъездные пути не удобные; п.п.6.4 на яме отсутствует крышка, которая должна плотно закрывать яму после каждого сброса;

- при осмотре скотомогильника расположенного в 1 км восточнее а.Бесленей (N-41.45.31; Е-44.14.29; в.у.м.590 м.) выявлены следующие нарушения правил: в нарушении требований п.п.5.6 территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой в2 м., с внутренней стороны забора яма не обвалована; в нарушении требований п.п.5.7 стены и перекрытие скотомогильника сделанные из типовых бетонных плит не герметично установлены, образуя при этом широкие щели; в нарушении требований п.п.5.8 над ямой отсутствует навес, рядом пристроенного помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря спецодежды и инструментов; в нарушении требований п.п.5.10 к скотомогильнику подъездные пути не удобные; п.п.6.4 на яме отсутствует крышка, которая должна плотно закрывать яму после каждого сброса.

    Указанные скотомогильники на балансе администраций Хабезского, Али-Бердуковского, Бесленеевского сельских поселений не числятся, права на скотомогильники не зарегистрированы.

Сведений о том, что вышеуказанные скотомогильники состоят на чьем-либо балансе отсутствуют.

Отсутствие собственника вышеуказанных скотомогильников влечет невозможность обеспечения их сохранности, а соответственно, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды.

Данные обстоятельства могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории Хабезского муниципального района. Бездействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации Правительства Карачаево-Черкесской Республики в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия, предусмотренные ч. 1 ст. 41 Конституции РФ.

Бесхозяйные скотомогильники создают угрозу распространения сибирской язвы и могут негативно повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Установление балансодержателя (собственника) биологически опасных объектов приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации) и на охрану здоровья (ст. ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации).

При этом, Правительство КЧР в лице Министерства имущественных и земельных отношений КЧР является юридическим лицом и органом специальной компетенции, куда входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, создание объектов собственности и приобретение имущества, в том числе земельных участков.

В судебном заседании помощник Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Булатова Л.Е. уточнила заявленные требования, в том числе, в части актуальных сведений по местоположению (координатам), рассматриваемых биотермических ям и в окончательной редакции заявленных исковых требований просила: признать государственной собственностью биотермические ямы (скотомогильники), расположенные на территории Хабезского сельского поселения расположенного в 2 км северо-западнее а.Хабез (N-44.03.80; E-41.45.07; в.у.м. 761м.), Али-Бердуковского сельского поселения расположенного в 4 км юго-западнее а.Али-Бердуковский (N-46.57.13; Е-41.40.58; в.у.м. 909 м.); Бесленеевского сельского поселения расположенного в 1 км восточнее а. Бесленей (№-44.14.29; Е-41.45.31; в.ум.590м.); обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение года с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать права на бесхозяйные имущества-скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Хабезского муниципального района, а.Хабез, а.Али-Бердуковский, а.Бесленей; обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики организовать мероприятия по приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников расположенных на территории Хабезского муниципального района, а.Хабез, а.Али-Бердуковский, а.Бесленей.

    В судебное заседание представитель ответчика не явился. Ранее в ходе рассмотрения дела, представитель ответчика – Правительства Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики Расулов Р.Д. просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав на отсутствие правовых оснований для приобретения названных объектов в региональную собственность, на обязанность органов местного самоуправления поставить на учет бесхозяйные вещи, а также на то, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, в силу которых нахождение скотомогильников в собственности муниципальных образований не допускается. Ответчик обратил внимание на то, что в отношении скотомогильников отсутствует привязка к конкретным земельным участкам, отсутствие кадастровых номеров земельных участков, на которых расположены скотомогильники, не позволяет установить правообладателей земельных участков, определить конкретное местонахождение скотомогильников, на отсутствие доказательств обладания скотомогильниками признаками недвижимого имущества.

     Представители администраций Хабезского, Али-Бердуковского и Бесленеевского сельских поселений в ходе рассмотрения дела указали, что спорные скотомогильники у них на учете не значатся, ни за кем не закреплены, в расходных обязательствах муниципалитета содержание скотомогильников не предусмотрено.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, специалиста – консультанта отдела государственного ветеринарного надзора, ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики Управления ветеринарии КЧР, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.

Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что Хабезской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований ветеринарного законодательства, в части ненадлежащего содержания на территории Хабезского муниципального района скотомогильников (биотермических) ям, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Так, из Акта проверки мест сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (биотермических ям) в Хабезском районе от 7.05.2019г., от 29.10.2019г. (л.д. 6-14, 196-199, 200-203) и ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильник (биотермическую яму) №№ 2 (а. Али-Бердуковский), 3 (а. Хабез), 6 (а. Бесленей) (л.д. 166-168) следует, что указанные биотермические ямы не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожение биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469:

Скотомогильник, расположенный в 2 км северо-западнее а. Хабез (N-44,03,80; E-41,45.07; в.у.м. 761м), в нарушение п.п. 5.6 Правил не огорожена глухим забором высотой в 2 м, с внутренней стороны забора яма не обвалована; в нарушение требований п.п. 5.8 Правил над ямой отсутствует навес рядом пристроенного помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; яма частично заполнена трупами сельскохозяйственных животных и птицы, которая используется владельцами животных и организациями для сброса биологических отходов независимо от способа ведения хозяйства.

Скотомогильник, расположенный в 4 км юго-западнее а. Али-Бердуковский (N-43,57,13; E-41,40.58; в.у.м. 909м), в нарушение п.п. 5.6 Правил не огорожена глухим забором высотой в 2 м с внутренней стороны забора яма дне обвалована; в нарушение п.п. 5.7 Правил, стены и перекрытие скотомогильника сделанные из типовых бетонных плит не герметично установлены, образуя при этом широкие щели; в нарушение требований п.п. 5.8 Правил, над ямой отсутствует навес, рядом пристроенного помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; в нарушение требований п.п. 5.10 Правил, к скотомогильнику не удобные подъездные пути; в нарушение требований п.п. 6.4 Правил, на яме отсутствует крышка, которая должна плотно закрывать яму после каждого сброса; яма частично заполнена трупами сельскохозяйственных животных и птицы, которая используется владельцами животных и организациями для сброса биологических отходов независимо от способа ведения хозяйства.

Скотомогильник, расположенный в 1 км восточнее а. Бесленей (N-44.14.29; E-41.45.31; в.у.м. 590м), в нарушение п.п. 5.6 Правил не огорожена глухим забором высотой в 2 м с внутренней стороны забора яма дне обвалована; в нарушение п.п. 5.7 Правил, стены и перекрытие скотомогильника сделанные из типовых бетонных плит не герметично установлены, образуя при этом широкие щели; в нарушение требований п.п. 5.8 Правил, над ямой отсутствует навес, рядом пристроенного помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; в нарушение требований п.п. 5.10 Правил, к скотомогильнику не удобные подъездные пути; в нарушение требований п.п. 6.4 Правил, на яме отсутствует крышка, которая должна плотно закрывать яму после каждого сброса; яма частично заполнена трупами сельскохозяйственных животных и птицы, которая используется владельцами животных и организациями для сброса биологических отходов независимо от способа ведения хозяйства.

Таким образом, судом установлено, что на территории Хабезского муниципального района КЧР расположены и используются жителями близкорасположенных населенных пунктов вышеназванные скотомогильники (биотермические ямы), владельцы которых не определены и на которых не соблюдается порядок сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Данные объекты, являются опасными в ветеринарно-санитарном отношении. Допущенные при их эксплуатации нарушения могут способствовать возникновению и распространению острых инфекционных заболеваний, общих для человека и животного, причинить вред окружающей среде. Порядок использования этих скотомогильников (биометрических ям) никем не контролируется, никто не несет ответственности за соблюдение на них ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Ненадлежащее состояние данных объектов создает угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде. Вышеприведенные результаты проверки никем не оспариваются.

    Из ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) №2 следует, что указанный объект расположен в 4 км юго-западнее а. Али-Бердуковский Хабезского района. Сведения по местоположению данного объекта были уточнены, актуальные координаты – N-43,57,13; E-41,40.58; в.у.м. 909м. (л.д. 166, 198). Описание на местности: характеристика окружающей территории: сухой возвышенный участок земли, не затопляемый ливневыми и паводковыми водами; почва земляная, глубина залегания грунтовых вод 8 м, направление стока осадков к резервуарам для сбора сточных вод. Населенные пункты, животноводческие фермы (комплексы), фермерские хозяйства, организации пользуются скотомогильником (биотермической ямой) – жители, КФХ, ИЧП, Али-Бердуковское СП. Площадь скотомогильника – 600 кв.м. (Постановление Али-Бердуковского СП от 28.12.2008г.). Ограждение скотомогильника: земляной вал, оканавлен, глубина 1.2м, ширина 1.5м. Первое захоронение биологических отходов произведено в 1990г.

    Из ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) №3 следует, что указанный объект расположен в 2 км северо-западнее а. Хабез Хабезского района. Сведения по местоположению данного объекта были уточнены, актуальные координаты – N-44.03.80; E-41.45.07; в.у.м. 761м. (л.д. 167, 196). Описание на местности: характеристика окружающей территории: сухой возвышенный участок земли, не затопляемый ливневыми и паводковыми водами; почва земляная, глубина залегания грунтовых вод 8 м, направление стока осадков к резервуарам для сбора сточных вод. Населенные пункты, животноводческие фермы (комплексы), фермерские хозяйства, организации пользуются скотомогильником (биотермической ямой) – жители, КФХ, ИЧП, Хабезское СП. Площадь скотомогильника – 600 кв.м. (Постановление Хабезского СП №36 от 06.03.2009г.). Ограждение скотомогильника: земляной вал, оканавлен, глубина 1.2м, ширина 1.5м. Первое захоронение биологических отходов произведено в 1996г.

    Из ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) №6 следует, что указанный объект расположен в 1 км восточнее а. Бесленей Хабезского района. Сведения по местоположению данного объекта были уточнены, актуальные координаты – N-44.14.29; E-41.45.31; в.у.м. 590м. (л.д. 168, 199). Описание на местности: характеристика окружающей территории: сухой возвышенный участок земли, не затопляемый ливневыми и паводковыми водами; почва земляная, глубина залегания грунтовых вод 8 м, направление стока осадков к резервуарам для сбора сточных вод. Населенные пункты, животноводческие фермы (комплексы), фермерские хозяйства, организации пользуются скотомогильником (биотермической ямой) – жители, КФХ, ИЧП, Бесленеевское СП. Площадь скотомогильника – 600 кв.м. (Постановление Бесленеевского СП №13 от 06.02.2009г.). Ограждение скотомогильника: земляной вал, оканавлен, глубина 1.2м, ширина 1.5м. Первое захоронение биологических отходов произведено в 1990г.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В частности, в силу подп. 49, 49.1, 49.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.

Для осуществления названных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 названного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

В соответствии с п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469) ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника в соответствии с данными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Вместе с тем, следует учесть, что эти положения относятся к эксплуатации скотомогильников (согласно наименованию раздела), но не к установлению вещных прав на них. Более того, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 N КАС06-193, признано недействующим содержащееся в п. 6.1 названных Правил указывавшее на то, что скотомогильники, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности.

Соответствующий пример о том, что муниципальному образованию не может вменяться в обязанность владение местами захоронения биологических отходов, расположенных на его территории, - внесен в п. 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010). Возможности нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрено.

В собственность или ведение администраций муниципальных образований данные объекты не передавались, на балансе администраций муниципальных образований данные объекты не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрациям муниципальных образований не передавались.

Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестре имущества Российской Федерации, реестре имущества Карачаево-Черкесской Республики отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимого имущества (л.д. 227-238).

В государственном кадастре недвижимости также отсутствуют сведения о соответствующих земельных участках (л.д. 238-240).

Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения, объекты, влияющие на состояние подземных вод (Градостроительный кодекс РФ, Водный кодекс РФ). Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть поставлены на учет органом осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных.

Поскольку захоронения животных, хоть и не имеют строений, но неразрывно связаны с землей и в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимым объектам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что вышеназванные захоронения животных, расположенные в границах Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, являются местами, в которых хранятся биологические отходы, подлежащие в силу п. 7.3 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" постановке на учет как скотомогильники, с присвоением им индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарной карточки.

Следует отметить, что наличие или отсутствие объективации спорных скотомогильников как недвижимости не является юридически значимым обстоятельством в данном гражданском деле. Все спорные скотомогильники имеют уточненные географические координаты, ни у кого из лиц, участвующих в деле, в ходе судебного разбирательства не возникло сомнений в их идентификации. Доказательств об ином местоположении биотермических ям стороной ответчика не представлено.

Спорные скотомогильники никому не определены на баланс и под ответственность (л.д. 16), территории бесхозяйных скотомогильников имеют свободный доступ для людей и животных, что приводит к бесконтрольному их функционированию в нарушении ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, следовательно, к ненадлежащему их состоянию, создающему угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде.

Исследованные в судебном заседании доказательства суд считает относимыми, достоверными и допустимыми доказательствами.

Проанализировав действующее законодательство, учитывая, что скотомогильники (биотермические ямы) - это имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а проведение указанных мероприятий относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления, со ссылкой на действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.

Зачисление в государственную собственность включает в себя меры по постановке скотомогильников (биотермических ям) на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Таким образом, исковые требования и.о. Хабезского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 и п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление и.о. Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики – удовлетворить.

Признать государственной собственностью биотермические ямы (скотомогильники), расположенные на территории Хабезского сельского поселения расположенного в 2 км северо-западнее а.Хабез (N-44.03.80; E-41.45.07; в.у.м. 761м.), Али-Бердуковского сельского поселения расположенного в 4 км юго-западнее а.Али-Бердуковский (N-46.57.13; Е-41.40.58; в.у.м. 909 м.); Бесленеевского сельского поселения расположенного в 1 км восточнее а. Бесленей (№-44.14.29; Е-41.45.31; в.ум.590м.).

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение года с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать права на бесхозяйные имущества-скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Хабезского муниципального района, а.Хабез, а.Али-Бердуковский, а.Бесленей.

Обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики организовать мероприятия по приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников расположенных на территории Хабезского муниципального района, а.Хабез, а.Али-Бердуковский, а.Бесленей.

        Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. 27 ноября 2019 года.

Судья А.М. Нагаев

2-615/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хабезский межрайонный прокурор КЧР
Ответчики
Правительство Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства иимущественных и земельных отношений КЧР
Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики
Другие
Администрация Бесленеевского сельского поселения
Администрация Хабезского муниципального района КЧР
Администрация Хабезского с ельского поселения КЧР
Суд
Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Нагаев Аслан Мухамедович
Дело на сайте суда
xabezsky--kchr.sudrf.ru
23.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.09.2019Передача материалов судье
25.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.10.2019Предварительное судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
22.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2019Судебное заседание
08.11.2019Судебное заседание
18.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020Дело оформлено
22.12.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее