Дело № 2-1218/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Алнаши 27 ноября 2012 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Байсаровой А.С.,
с участием ст. помощника прокурора Алнашского района Щелчкова А.Н.,
при секретаре Губкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алнашского района в интересах Российской Федерации к СПК «<***>» о приостановлении незаконной деятельности по добыче и реализации подземных вод до получения лицензии,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Алнашского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к СПК «<***>», требуя обязать СПК «<***>» приостановить незаконную деятельность по добыче и реализации природных ресурсов - подземных вод, путем приостановления эксплуатации буровых скважин, расположенных по адресу:
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной по информации начальника Межрайонной инспекции ФНС №*** по УР проверки соблюдения природоохранного законодательства в части безлицензионного забора воды хозяйствующими субъектами на территории Алнашского района УР был выявлен факт добычи ответчиком водных ресурсов из недр посредством использования артезианский скважины, розлива питьевой воды и ее реализации конечным потребителям, а также для собственных нужд организации в отсутствие лицензии на добычу подземных водных ресурсов, что нарушает права и законные интересы Российской Федерации на охрану недр от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия.
Согласно п. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.
Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами возложено на названное агентство.
В ходе проверки установлено, что СПК «<***>» согласно свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии <***> №*** является юридическим лицом, поставлен на учет дд.мм.гггг по адресу: <***>
В соответствии с п. 1.6 Устава СПК «<***>» Кооператив является юридическим лицом и в соответствии с пунктом 2.1 Устава основной целью деятельности Кооператива является получение прибыли.
В соответствии с п. 2.4 Устава СПК «<***>» основными видами деятельности Кооператива являются растениеводство в сочетании с животноводством, оптовая торговля зерном животными и т.д.
Согласно ответа СПК «<***>» на требование прокуратуры Алнашского района №*** от дд.мм.гггг о предоставлении информации, СПК «<***>» осуществляет забор воды из подземных источников из 4 скважин:
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
Забор воды из указанных скважин СПК «<***>» осуществляет для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения частного сектора, а также собственных нужд организации: для выпойки крупного рогатого скота (далее по тексту КРС), для производственной необходимости, для сельскохозяйственной техники и т.д..
Таким образом, добыча подземных водных ресурсов СПК «<***>» из вышеуказанных скважин осуществляется в коммерческих целях с целью извлечения прибыли (для пойла КРС, для производственной необходимости, для сельскохозяйственной техники и т.д., которые непосредственно служат источником и средством достижения целей Кооператива).
Вместе с тем, СПК «<***>» в нарушение ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ, ч. 3 ст. 10.1 и ст. 11 Закона РФ "О недрах" лицензии на добычу подземных водных ресурсов по состоянию на сегодняшний день не имеет, забор воды из недр с скважин в <***> осуществляет незаконно.
Самовольная добыча СПК «<***>» подземных пресных вод без соответствующего разрешения, учета и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу истощения недр и нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Поскольку в силу положений статей 1, 4 ФЗ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (в редакции от 18.07.2011 г.) "Об охране окружающей среды" недра в целом, а также поверхностные и подземные воды в частности, являются компонентами природной среды и представляют собой объекты охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, то в силу ч. 2 ст. 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" нарушение требований в области их охраны влечет за собой приостановление деятельности по эксплуатации подземного водного объекта.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав возможна путем пресечения действий, нарушающих право.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с защитой интересов Российской Федерации.
Исковые требования, изложенные в заявлении, направлены на защиту интересов Российской Федерации – права собственности на недра.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Щелчков А.Н. настаивая на удовлетворении исковых требований, уточнил их, требуя обязать ответчика в срок до дд.мм.гггг получить лицензию на добычу и реализацию природных ресурсов – подземных вод, расположенных по адресу:
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
Представители ответчика – по доверенности Кабышев Н.И. и глава муниципального образования «<***>» А.А.А. , исковые требования прокуратуры <***> признали.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <***> в интересах Российской Федерации к СПК «<***>» о приостановлении незаконной деятельности по добыче и реализации подземных вод до получения лицензии удовлетворить.
Обязать СПК «<***>» в срок до дд.мм.гггг получить лицензию на добычу и реализацию природных ресурсов – подземных вод, расположенных по адресу:
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд.
Председательствующий судья А.С. Байсарова