Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1462/2022 ~ М-1285/2022 от 04.08.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                

    25 ноября 2022 года              г. Жигулёвск

    Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,

при секретаре Варламовой И.А.,

с участием:

- представителя истца – помощника прокурора г. Жигулевска Орлова А.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

- представителей ответчика – адвоката Хохловой О.А., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Малаховой А.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1462/2022 по иску прокурора г. Жигулевска, предъявленному в интересах Кузнецовой И. А., к Министерству здравоохранения Самарской области, ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Жигулевска, действуя в интересах Кузнецовой И.А., обратился в суд с иском к ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница», Министерству здравоохранения Самарской области, требуя:

- обязать Министерство здравоохранения Самарской области организовать обеспечение Кузнецовой И.А, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, в соответствии с нуждаемостью и на основе стандартов медицинской помощи до изменения ее состояния здоровья. по назначению лечащего врача, тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору) из расчета не менее 6 штук в сутки в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи,

- обязать Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» выписывать Кузнецовой И.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р., рецепты для получения тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцеты (наконечниками к ручке-скарификатору) из расчета не менее 6 штук в сутки.

    В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры Самарской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница», выразившиеся в следующем.

    Кузнецова И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., наблюдается у врача –эндокринолога в ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» с 1992 г. с диагнозом: Сахарный диабет 1 типа, тяжелый, является инвалидом II группы бессрочно.

    В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Кузнецова И.А. получила право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в том числе, на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объёме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания.

Статьей 43 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 323-Ф3) предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет включен в перечень социально значимых заболеваний (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Согласно ч.1 ст.37 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», неработающие инвалиды II группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами (по медицинским показаниям).

Кроме того, указанным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 диабет включен в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики, в том числе тест-полоски для определения сахара в крови) отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1).

Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного Кузнецовой И. А. рекомендован ежедневный самоконтроль уровня глюкозы (гликемии) не реже 5-6 раз в день, а при исследовании гликемического профиля до 8-10 раз в день.

Согласно Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890), лицам страдающим диабетом бесплатно предоставляются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Для измерения уровня глюкозы необходимо делать прокол пальца, который осуществляется с помощью устройства. В комплект к устройству для прокалывания пальца входят ланцеты. Согласно инструкции по применению ланцетов они являются одноразовыми.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предусмотрено предоставление тест-полосок (код 248900) и игл инсулиновых (код 137610 и 300880) для определения уровня глюкозы.

Соответственно законодательством предусмотрено обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновыми шприцами, иглами к ним и средствами диагностики.

Из представленного ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» лицевого счёта пациента на имя Кузнецовой И. А. следует, что ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выдана всего 1 упаковка на 50 штук медицинского препарата «тест- полоски» к системе контроля уровня глюкозы в крови. Ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) не выписывались.

Таким образом, за указанный период времени Кузнецова И.А. нуждалась минимум в 3258 тест-полосках и ланцетах (543 дня х 6 измерений).

Опрошенная Кузнецова И.А. подтвердила нуждаемость в указанных медицинских изделиях.

При указанных обстоятельствах, по мнению прокурора города, необеспечение инвалида II группы, страдающего диабетом, жизненно необходимыми медицинскими изделиями ставит его жизнь и здоровье под угрозу, поскольку ограничивает возможности в проведении диагностики сахара в крови, а также возможности оперативного выявления симптомов, свидетельствующих об угрозе жизни и здоровью, в связи с чем предъявлен настоящий иск. Кузнецова И.А. является инвалидом II группы, по состоянию здоровья не работает, не имеет возможности самостоятельно защитить свои права, в связи с чем просила восстановить свои нарушенные права прокуратуру города.

Определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено М. здравоохранения Российской Федерации (л.д. 83-84).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Жигулевска Орлов А.С. требования и доводы иска поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Истец Кузнецова И.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д. 111), предъявила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором также указала, что исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д.110).

Представители ответчика - ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» - Хохлова О.А. и Малахова А.Е. в судебном заседании требования иска не признали, сославшись на доводы, изложенные в возражения на исковое заявление, согласно которых, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецепту на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, а именно, иглы инсулиновые (ККМИ 137610, 300880), тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови (ККМИ 136320), шприц-ручка (13632), инфузионные наборы к инсулиновой помпе (351940), резервуар к инсулиновой помпе (207670). Выдача ланцетов данным распоряжением не предусмотрена.

Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Пунктом 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328 установлено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения.

При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п. 2.3).

В силу п. 2.5 Порядка, отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных препаратов.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Кузнецовой И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно справке МСЭ- , с ДД.ММ.ГГГГ г. установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Согласно сведениям из амбулаторной карты, Кузнецова И.А., наблюдается в ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа, целевой уровень гликированного гемоглобина менее 6,5%, дистальная диабетическая полинейропатия, сенсо-моторная форма, диабетические микроангиопатии: диабетическая препролиферативная ретинопатия OU с ДД.ММ.ГГГГ.

При прохождении стационарного лечения в КОГБУЗ «Кировская клиническая больница им. В.И. Юрловой» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Кузнецовой И.А. установлена инсулиновая помпа PARADIG по программе ОМС и пациент выписан с рекомендациями самоконтроля гликемии ежедневно минимум 5-6 раз в день.

С ДД.ММ.ГГГГ г. Кузнецова находится на интенсивной схеме инсулинотерапии, однако по личным обстоятельствам, истица самостоятельно сняла инсулиновую помпу.

На очередном приеме, в ДД.ММ.ГГГГ г., лечащим врачом пациенту Кузнецовой И.А. была предложена госпитализация в эндокринологическое отделение ТГКБ , от чего она отказалась.

ДД.ММ.ГГГГ, во время явки Кузнецовой И.А. к лечащему врачу также была предложена госпитализация в эндокринологическое отделение ТГКБ , но пациент отказалась, отказ получен в письменном виде. Лечащим врачом рекомендован контроль гликемии от 5 раз в день.

ДД.ММ.ГГГГ во время явки к лечащему врачу, Кузнецовой И.А. был выписан рецепт на инсулин, проведена коррекция лечения.

Таким образом, Кузнецова И.А. на прием к лечащему врачу является несвоевременно, ни письменных, ни устных обращений вне приемов лечащим врачом по вопросу выдачи тест- полосок и ланцетов, не имеется, за рецептами не является, уклоняется от стационарного лечения, тогда как со стороны лечебного учреждения предлагается стационарное лечение, коррекция схемы лечения.

Отказов со стороны ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» по поводу выдачи рецептов Кузнецовой И.А. не было, так как за выдачей рецептов на тест-полоски и ланценты она не обращалась, соответственно никаких нарушений прав пациента со стороны лечебного учреждения не имеется.

Более того, ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» является бюджетным учреждением и для исполнения принятого судом решения требуется соблюдение Порядка распределения объемов финансовых средств по учреждениям здравоохранения Самарской области в соответствии с письмами министерства здравоохранения, в рамках финансирования по федеральной программе и корректировка заявки на 2022 год ответственными лицами ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ», Министерства здравоохранения Самарской области и ГКУ СО «Самарафармация» (организация осуществляющая непосредственную закупку и поставку лекарственных препаратов и расходных материалов).

По изложенным мотивам считают, что со стороны ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» нарушений прав Кузнецовой И.А. не допущено, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований искового заявления не усматривают.

Кроме того, представители ответчика пояснили, что по всем обращениям Кузнецовой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. ей были выданы рецепты на тест - полоски, а также на лекарственные препараты. Тест - полоски были выданы в пределах финансирования. Все инвалиды должны проходить стационарное лечение один раз в год. Кузнецова И.А. в последний раз проходила лечение в стационаре в ДД.ММ.ГГГГ. После этого, от госпитализации она отказывалась. Кроме того, пациенты с диагнозом «сахарный диабет», должны посещать врача - эндокринолога 1 раз в месяц. Кузнецова И.А. на прием к лечащему врачу является несвоевременно, самостоятельно по вопросу выдачи тест- полосок и ланцетов не обращалась. Все лекарственные препараты Кузнецова И.А. получает по рецептам. Тест –полоски не выдаются, поскольку сама больница их закупкой не занимается. Право Кузнецовой И.А. на получение тест - полосок ответчиком не оспаривается, но они выдаются после осмотра врачом, определения схемы лечения. Схема лечения определяется в стационаре. Кузнецовой И.А. была установлена помпа, определена схема лечения. Но Кузнецова И.А., удалив помпу, самостоятельно изменила схему лечения. Согласно лицевому счету в ДД.ММ.ГГГГ г. Кузнецова И.А. ежемесячно получала препараты на основании рецептов, выписываемых врачом. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова И.А. была обеспечена тест - полосками в количестве 7 упаковок.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 113), о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В ранее представленном отзыве на исковое заявление (л.д. 100-102) представитель данного ответчика исковые требования прокурора просил оставить без удовлетворения, указывая, что средства на осуществление закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских - изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания по утвержденным в установленном порядке перечням в рамках набора социальных услуг предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. В настоящее время действует распоряжение Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» (далее - Перечень 3053-р). Таким образом, министерство уполномочено на расходование бюджетных средств в рамках действующего законодательства, в том числе Перечня 3053-р.

Кузнецова И.А. обеспечивается тест-полосками, что следует из выписки из лицевого счета пациента с учетом выписанных ГБУЗ Жигулевская ЦГБ рецептов.

При этом в иске приводятся данные по обеспечению пациентки тест- полосками период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 1 упаковки по 50 штук тест-полосок. В тоже время согласно прилагаемому лицевому счету пациентки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она обеспечена 7 упаковками по 50 штук = 350 тест-полосок.

В отношении обеспечения ланцетами отмечено, что в рамках набора социальных услуг, согласно Перечню 3053-р, предусмотрено обеспечение иглами инсулиновыми: игла для автоинъектора (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий - 137610) и игла для подкожных инъекций/инфузий через порт (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий - 300880). Ланцетами обеспечение не предусмотрено. Средством диагностики является тест-полоска для глюкометра, без которой невозможна его работа. Ланцеты не являются средствами диагностики. Это самостоятельное факультативное изделие, предназначенное для прокола кожи и легко заменяемое аналогичным предметом. При этом само по себе использование любого предмета для получения капли крови не влияет на работу глюкометра, так как он может измерять сахар крови и без этой манипуляции.

Это также коррелируется с тем, что ланцеты не входят в Перечень № 3053- р, а также постановление 890.

На обеспечение федеральных льготополучателей в ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» выделено 6 856 262, 81 рублей. В рамках указанного финансирования ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» заявлено 168 упаковок тест-полосок для глюкометра. Помимо этого, в соответствии с письмом министерства от 31.05.2021 № M3/1643-BH организован сбор дополнительных заявок по программам льготного лекарственного обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ без ограничения в лимитах финансирования, в которую ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» заявила 147 упаковок тест-полосок к глюкометру. Всего ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» заявлено 315 упаковок для обеспечения пациентов. Иные заявки от учреждения в министерство не поступали.

ГКУ СО «Самарафармация», осуществляющее закупку лекарственных препаратов и расходных материалов для льготополучателей, в 2021 году отгружено со склада в ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» 311 упаковок, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелись на остатках ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» 7 упаковок тест-полосок. Таким образом, общее количество упаковок тест-полосок на 2021 год составило 318 упаковок, что превышает заявленное количество, а также свидетельствует об исполнении Министерством требований законодательства.

Сумма средств, затраченных на лекарственное обеспечение Кузнецовой И.А. за период ДД.ММ.ГГГГ и истекшего периода ДД.ММ.ГГГГ составила 120 438,54 руб. при финансировании в 1 007,9 руб. в месяц на одного человека.

Представители третьих лиц - Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Министерства Управления финансами Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д. 112,114,115), о причинах неявки суд в известность не поставили.

Представитель Министерства Управления финансами Самарской области в ранее представленном отзыве на исковое заявление (л.д. 50-55) указал, что спорные правоотношения не затрагивают права и обязанности министерства управления финансами Самарской области. Вместе с тем, истцом при определении надлежащего ответчика не учтено, что реализация полномочий по обеспечению населения медицинскими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета - субвенций, передаваемых на уровень субъекта Российской Федерации. В качестве правового основания предъявления исковых требований в исковом заявлении указаны положения Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон 178-ФЗ), определяющим категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 названного Закона). В силу части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав набора социальных услуг для категорий граждан, указанных в ст. 6.1 Закона 178-ФЗ, включаются социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия. Перечень медицинских изделий утверждает Правительство РФ. В утвержденном распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг содержатся тест-полоски и иглы инсулиновые для определения уровня глюкозы. Ланцеты в перечне не содержатся.

На реализацию переданных полномочий, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ, субъектам Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 178-ФЗ).

Принимая во внимание, что Кузнецова И.А. относится к категории граждан - «инвалиды», она имеет в соответствии со статьей 6.1 Закона 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение медицинскими изделиями.

Согласно постановлению Правительства Самарской области от 24.12.2021 № 1084 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период 2023 и 2024 годов» иглы инсулиновые и тест-полоски для определения уровня глюкозы включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых населению бесплатно.

Отмечено, что согласно постановлению Правительства РФ от 09.05.2022 № 841 с 01.02.2022 норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, установлен в размере 1007,9 рубля. Расчет осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, а не Самарской области. Данный норматив используется для расчета размера субвенций, представляемой <адрес> из федерального бюджета в целях реализации переданных полномочий Российской Федерации.

Таким образом, на обеспечение истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Самарской области предоставляется субвенция в размере 1 007,9 руб. в месяц в ДД.ММ.ГГГГ. Информацией о расходовании данных средств в отношении Кузнецовой И.А. располагает министерство здравоохранения Самарской области как отраслевой орган и главный распорядитель бюджетных средств (далее - ГРБС) по ведомственной принадлежности расходов.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление переданных полномочий в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий (п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования ( п. 7 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе направлять собственные средства на осуществление полномочий РФ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами (ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении переданных полномочий, субъект Российской Федерации не обязан направлять собственные средства на данные цели. Иное толкование нарушает установленный бюджетным законодательством принцип обеспечения финансирования переданных государственных полномочий за счет субвенций.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890) обязанность субъектов Российской Федерации по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации не установлена.

Согласно абз. 4 п. 4 данного постановления Правительства РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Таким образом, указанная норма направлена на своевременную организацию, совершение действий по оплате лекарственных средств. При этом данное положение не устанавливает полномочий по финансовому обеспечению лекарственными средствами, в связи с чем не может быть расценено как расходное обязательство субъекта РФ по финансированию обеспечения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Федеральным законодательством закреплены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. Законом 178-ФЗ осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, и организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, относится к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установление постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 норм «порученческого» характера в отношении субъектов РФ не исключает необходимости применения норм федерального законодательства, регулирующих правовые основания возникновения расходных обязательств. Более того, постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 не может быть изменено установленное федеральными законами распределение полномочий между различными уровнями власти, а также механизм финансирования переданных с уровня Российской Федерации на уровень субъекта РФ полномочий.

На основании изложенного полагает, что обязанность по обеспечению тест- полосками для определения содержания уровня глюкозы и ланцетами может быть возложена на министерство здравоохранения Самарской области за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на исполнение соответствующих переданных полномочий РФ, а при недостаточности субвенций - за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, к участию в деле в качестве соответчика подлежит привлечению Министерство здравоохранения Российской Федерации

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, Кузнецова (до регистрации брака Чекаева – л.д. 9) И. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом II группы, инвалидность установлена бессрочно, наблюдается у врача-эндокринолога ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» с диагнозом «сахарный диабет 1 типа» (л.д. 13,23).

    Согласно выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного от ДД.ММ.ГГГГ КОБУЗ «Кировская Клиническая больница № им. В.Ю. Юрловой» Кузнецова И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила в лечение в стационаре указанного лечебного учреждения, ей установлена инсулиновая помпа PARADIG по программе ОМС, выписана с рекомендациями самоконтроля гликемии ежедневно минимум 5-6 раз в день (л.д. 18-19).

Из выписки из амбулаторной карты следует, Кузнецова И. А. ДД.ММ.ГГГГ, наблюдается в ГБУЗ СО «Жигулёвская ЦГБ» с диагнозом: Сахарный диабет 1 типа, целевой уровень гликированного гемоглобина менее 6,5%. Дистальная диабетическая полинейропатия, сенсо-моторная форма. Диабетические микроангиопатии: диабетическая препролиферативная ретинопатия OU.

Пациентка Кузнецова И.А. наблюдается с сахарным диабетом 1 типа с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ находилась на помповой инсулинотерапии. С ДД.ММ.ГГГГ находится на интенсивной схеме инсулинотерапии, по личным обстоятельствам сняла инсулиновую помпу. Последняя госпитализация в эндокринологическое отделение ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ была на приеме у врача-эндокринолога Кузнецовой И.А. была предложена госпитализация в эндокринологическое отделение ТГКБ , от чего пациентка в связи с ростом заболеваемости covid-19 отказалась. В ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецова И.А. обращалась за выпиской инсулина. В настоящий момент получает инсулин ультракороткого действия Ринфаст 40 ед. в сутки п/к по ХЕ и инсулин продлённого действия Левемир 32 ед. в сутки п/к. Последняя явка к эндокринологу ДД.ММ.ГГГГ, была запланирована госпитализация в эндокринологическое отделение ТГКБ N91, в настоящий момент временно воздерживается от стационарного лечения, получен отказ в письменном виде. Глюкоза крови нестабильна, от 7 мм моль/л до 17 ммоль/л, отмечает повышение глюкозы крови на фоне стрессовых ситуаций. Рекомендовано продолжить инсулинотерапию и контроль гликемии от 5 раз в день. ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова И.А. обратилась за выпиской инсулина, был выписан инсулин Ринфаст 1 уп., инсулин Левимир 1 уп., проведена коррекция лечения, беседа от подсчете ХЕ (л.д. 128).

Из представленных в материалы дела выписок из лицевого счета пациента Кузнецовой И.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ (л.д.106-107), следует, что за счет федерального источника финансирования в указанный период посредством предоставления через аптеку ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» Кузнецова И.А. была обеспечена, в том числе тест-полосками к системе контроля уровня глюкозы в крови в количестве 7 упаковок на 50 штук, тогда как согласно приведенных выше рекомендаций (6 тест - полосок в сутки), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (692 дня) ей требовалось обеспечение тест-полосками в количестве 4152 шт. (692 дн. х 6 шт.).

Оценивая перечисленные выше доказательства, суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Из Перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р, следует, что он включает в себя: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержанию глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 № 1145 с 01.02.2020 установлен норматив финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в размере 886,40 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 08.06.2021 № 869 с 01.02.2021 аналогичный норматив финансовых затрат в месяц установлен в размере 929,80 рублей, а с 01.02.2022 на основании Постановления Правительства РФ от 09.05.2022 № 841 в размере 1 007,90 рублей.

В суде установлено, что Кузнецова И.А. относится к числу лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг согласно п. 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно пункту 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В разделе III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" указаны болезни эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета и его сосудистых осложнений осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 59 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н утверждены Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядок оформления указанных бланков, их учет и хранение, формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядок их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правила оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" (Зарегистрировано в МинюстеРоссии 30.11.2021 N 66124).

Согласно пункту 1 Порядка назначения лекарственных препаратов назначение лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты", индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские работники).

Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента.

В соответствии с пунктом 6 указанного выше Порядка назначение лекарственного препарата в рецепте на бумажном носителе или рецепте в форме электронного документа оформляется на имя пациента, для которого предназначен лекарственный препарат.

Рецепт на бумажном носителе, оформленный на рецептурном бланке форм N 107/у-НП, N 107-1/у, N 148-1/у-88, N 148-1/у-04(л), утвержденных настоящим приказом, может быть получен пациентом, его законным представителем или лицом, имеющим оформленную в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенность от пациента на право получения такого рецепта (далее - уполномоченное лицо).

Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2021 N 63365), который регулирует предоставление гражданам из числа категорий, поименованных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", сведения о которых содержатся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р включены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая обеспечение медицинскими изделиями, в т.ч. предназначенными для диагностики.

Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 N 290 утверждено Положение о министерстве здравоохранения Самарской области, согласно которому министерство здравоохранения Самарской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.

Министерство является главным администратором (администратором) доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством.

В рамках закрепленных предметов ведения министерство здравоохранения Самарской области наделено полномочиями, в том числе, по организации исполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период; по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Из п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья среди прочего относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674 утверждена государственная программа Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2032 годы".

Названная программа предусматривает предоставление гражданам, страдающим сахарным диабетом - всех лекарственных препаратов на основании стандартов оказания медицинской помощи, спирта этилового (100 граммов в месяц), шприцов инсулиновых, автоинъекторов, игл к ним, средств диагностики по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии (Приложение 1 к Подпрограмме "Совершенствование системы лекарственного обеспечения в Самарской области" на 2014 - 2024 годы), а также совершенствование системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (кроме социально значимой медицинской помощи) (Приложение 2 к Государственной программе Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2032 годы).

Реализация мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предоставление тест-полосок (код 248900) и игл инсулиновых (код 137610 и 300880) для определения уровня глюкозы.

Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного Кузнецовой И.А., а также выписки из амбулаторной карты Кузнецовой И.А. был рекомендован ежедневный самоконтроль уровня глюкозы не реже 5 раз в сутки (л.д.1220.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено, что Кузнецовой И.А. выписывались рецепты на меньшее количество изделий медицинского назначения – тест-полосок, чем ей требовалось по состоянию здоровья, что нельзя признать соответствующим нормам ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Поскольку в ходе рассмотрения дела с очевидностью установлено, что Кузнецова И.А. нуждается в средствах диагностики, к которым относятся ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) и тест-полоски, однако в необходимом количестве данными медицинскими изделиями не обеспечивалась, суд признает требования иска подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что предоставление истцу необходимых медицинских изделий не предусмотрено нормативными актами суд признает несостоятельными, поскольку предоставление необходимого медицинского оборудования предполагает и обеспечение необходимыми одноразовыми расходными материалами к нему. Данные доводы противоречат положениям части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", по смыслу которой допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. У врачебной комиссии ответчика есть право принять решение об обеспечении истца необходимыми медицинскими изделиями помимо тех, что прямо предусмотрены в списке.

Отказ в обеспечении истца как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием "сахарный диабет", за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами (иглы-скарфикаторы) фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. С учетом изложенного доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для обеспечения истца необходимыми ей медицинскими изделиями – ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору) нельзя признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

При разрешении спора суд не принимает доводов ответчика об уклонении Кузнецовой И.А. от получения рецептов, поскольку из лицевого счет истца (л.д. 106-107) следует, что она ежемесячно обращается за получением рецептов на лекарственные препараты. Доказательств того, что в дни перечисленных в лицевом счете обращений истцу предлагалось получить рецепты на тест – полоски, ответчиком суду не предъявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Жигулевска, предъявленные в интересах Кузнецовой И. А., удовлетворить частично.

Обязать ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» (ИНН 6345004536) выписывать Кузнецовой И. А. рецепты на бесплатное получение тест- полосок для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетов (наконечников к ручке-скарификатору) исходя из необходимости производить 5 измерений в сутки на весь период лечения до момента окончания или изменения схемы лечения.

Обязать Министерство здравоохранения Самарской области (ИНН 6315800971) обеспечить получение Кузнецовой И. А. тест- полосок для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетов (наконечников к ручке-скарификатору) исходя из необходимости производить 5 измерений в сутки на весь период лечения до момента окончания или изменения схемы лечения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья                 Л.Ф. Никонова

Решение в окончательной форме изготовлено 02.12.2022.

Судья                  Л.Ф. Никонова

2-1462/2022 ~ М-1285/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецова И.А.
И.о. прокурора г. Жигулевска в интересах Кузнецовой Ильяны Александровны
Ответчики
ГБУЗ СО "Жигулевская ЦГБ"
Министерство здравоохранения Самарской области
Другие
Министерство финансов РФ
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство управления финансами Самарской области
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Никонова Л.Ф.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
04.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2022Передача материалов судье
10.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2022Подготовка дела (собеседование)
31.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.09.2022Предварительное судебное заседание
20.10.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
25.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2023Дело оформлено
10.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее