УИД 36RS0006-01-2020-004863-70
N 2а-429/2021
Строка 3.192а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 марта 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Алексеевой В.Е.,
административного ответчика Москвичева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области к Москвичеву Виталию Валерьевичу о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пени,
встречному иску Москвичеву Виталия Валерьевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области о признании безнадежной и невозможной к взысканию недоимки по страховым взносам, пени, а обязанность по её уплате прекращенной,
установил:
МИФНС России № 1 по Воронежской области с учетом уточнения обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Москвичеву В.В. о взыскании суммы задолженности по страховым взносам в размере 36305,95 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 29354 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 в размере 55,04 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 6884 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 в размере 12,91 рублей (л.д.4-7, 99-102).
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что Москвичев В.В., являвшийся индивидуальным предпринимателем состоял на налоговом учете с 21.12.2015; 07.02.2020 налогоплательщик снят с налогового учета в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В адрес административного ответчика было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 390989 от 01.08.2019 и № 31 от 10.01.2020, однако в установленный срок требования не были исполнены.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 3 в Центральном судебном районе Воронежской области от 18.06.2020 о взыскании с Москвичева В.В. задолженности по налогам и сборам был отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 10.07.2020. До настоящего времени задолженность в размере 36305,95 рублей не погашена, что явилось поводом для обращения с настоящим административным иском в суд.
Москвичев В.В. обратился в суд со встречным иском к МИФНС России №1 о признании безнадежной и невозможной ко взысканию недоимки и задолженности по пени, штрафам, процентам. В обоснование иска указывает, что 21.01.2015 он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; 07.02.2020 прекратил деятельность в качестве ИП. 06.10.2020 им ответчику было направлено заявление о признании суммы недоимки безнадежной, однако ответ получен не был. С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя деятельность велась короткий период времени, при этом дохода истец не получал; в дальнейшем деятельность не велась вплоть до 2020 года. Не имея специальных познаний в области налогового законодательства, истец заблуждаясь предполагал, что при отсутствии дохода от предпринимательской деятельности отчисления не производятся. Административным ответчиком с 2015 года не предпринимались попытки взыскать задолженность. В 2020 году административному истцу случайно стало известно о наличии задолженности. ВУ настоящее время налоговый орган предъявляет требования о взыскании задолженности в значительном для Москвичева В.В. размере, поскольку он трудовую деятельность не ведет, дохода не имеет, взыскание суммы недоимки приведет к тому, что он останется без средств к существованию. В связи с чем, просит признать безденежной ко взысканию задолженность ИП Москвичева В.В.: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 81342,91 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 9709,32 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 18181,70 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 2044,26 рублей (л.д.71-72).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 25.12.2020 в качестве заинтересованного лица привлечена Бучнева Е.С. (л.д.78-79).
В судебном заседании представитель административного истца МИ ФНС России № 1 по Воронежской области по доверенности Алексеева В.Е. поддержала заявленные исковые требования, встречный административный иск Москвичева В.В. считала не подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик Москвичев В.В. предъявленные к нему требования считал не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д.66-67); встречный иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Суд, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Положением ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции, как контрольного органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Исходя из положений ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Москвичев В.В. является плательщиком страховых взносов в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ. Москвичев В.В. в период с 21.01.2015 по 07.02.2020 являлся индивидуальным предпринимателем; 07.02.2020 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании его заявления (л.д.64).
Между тем, свои обязанности по уплате страховых взносов на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации им надлежащим образом выполнены не были.
Как предусмотрено ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В связи с неисполнением Москвичевым В.В. обязательства по уплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) год ему было направлено требование № 231 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 10.01.2020 года (л.д.14), в котором указан размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года и пени; размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года и пени, и административному ответчику предложено погасить задолженность до 04 сентября 2020 года (л.д.14). Требование было вручено 20.01.2020 (л.д.16,17).
Размер начисленной в требовании задолженности и факт получения указанного требования Москвичевым В.В. не оспаривалось. В установленный срок вышеуказанное требование административным ответчиком исполнено не было; доказательств обратного суду не представлено.
17.06.2020 МИФНС России №1 по Воронежской области обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности (л.д.34-37). Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 3 в Центральном судебном районе Воронежской области от 18.06.2020 с Москвичева В.В. взыскана задолженность по оплате за по оплате налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года) в размере 29354 рублей, пени в размере 341,69 рублей: налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года в размере 6884 рублей, пени в размере 72,08 рублей (л.д.47).
Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 3 в Центральном судебном районе Воронежской области от 10.07.2020 года, указанный судебный приказ был отменен (л.д.50).
05.11.2020 МИФНС России №1 по Воронежской области обратилось в суд с настоящим иском (л.д.4).
В силу п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абз. 1 п. 2).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, в срок, установленный абз. 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2).
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (пункта 3 статьи 8 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 75 НК РФ).
Между тем, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере Москвичевым В.В. не исполнена, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В силу части 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Административный ответчик указанную обязанность не исполнил должным образом, не уплатив страховые взносы, несмотря на направленные ему требования в установленный законом срок. Причин уважительности и законности неуплаты обязательных платежей в установленные сроки заявителем не указано.
В связи с чем, требования об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 6884 рублей, пени в размере 12,91 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 29 354 рублей и пени в размере 55,04 рублей подлежат удовлетворению.
Срок обращения в суд налоговым органом не пропущен исходя из требований п. 2 ст. 48 НК РФ.
Встречные требования Москвичева В.В. суд с читает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 59 НК РФ установлено, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;
4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;
4.3) принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 1 января 2015 года.
Под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 1 января 2015 года понимаются недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.
Таким образом, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 1 января 2015 года, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ.
Указанный административным ответчиком во встречном иске размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 81342,91 рублей, пени в размере 9709,32 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 18181,70 рублей и пени в размере 2044,26 рублей, которые он просит признать безнадежными ко взысканию, не согласуются с размерами начисленных административному ответчику требованием № 231 от 10.01.2020 (л.д.14), которое заявлено к взысканию по настоящему административному делу, следовательно, они имеют отношение к налогам за другие периоды времени.
Кроме того, заявленный Москвичевым В.В. размер задолженности не согласуется и с требованием № 39097 от 01.08.2019 (л.д.10), а также с общими суммами задолженности, указанными в данных требованиях, следовательно, они имеют отношение к налогам за другие периоды времени.
Довод Москвичева В.В. о том, что он не знал о необходимости производить отчисления суд считает не состоятельным, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 12 апреля 2005 года N 164-О, согласно которой предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе, обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Довод административного ответчика об отсутствии у него дохода, также не освобождает его отплаты законно установленных налогов и сборов.
Доказательств того, что административный ответчик в установленном законом порядке признан банкротом, суду не представлено и отрицалось им в ходе рассмотрения дела.
Ссылку административного ответчика на то, что имеется заочное решение мирового судьи судебного участка № 4 в Советском судебном районе Воронежской области от 12.10.2020, которым признано общим долгом супругов Москвичева В.В. и Бучневой Е.С. недоимка по страховым взносам ИП Москвичева В.В., суд считает не состоятельной, поскольку им определена задолженность за расчетный период 2017 год по 1/2 доли (л.д.68).
Кроме того, долговые обязательства супругов распределяются не путем разделения между супругами, а путем их учета, при разделе совместно нажитого имущества. Распределение общих долгов возможно лишь в отношении супругов между собой и не может затрагивать обязательств супругов или одного из них перед третьими лицами. Распределение общих долгов может осуществляться либо путем возложения на одного из супругов обязанности компенсировать затраты, которые несет другой супруг по таким долгам, либо путем учета общих долгов при определении стоимости совместного имущества между супругами с учетом обязательств одного из них по общим долгам.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей; от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета по первоначальному иску в размере 1289,18 рублей ((36305,95 - 20000) * 3% / 100% + 800).
Кроме того, определением суда от 25.12.2020 Москвичеву В.В. была предоставлена отсрочка об уплаты государственной пошлины при подаче встречного иска до рассмотрения дела по существу (л.д.77).
В связи с изложенным, с Москвичева В.В. за подачу встречного иска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3425,56 рублей ((81342,91 + 9709,32 + 18181,70 + 2044,26) – 100000) * 2% / 100% + 3200).
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области к Москвичеву Виталию Валерьевичу о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пени, удовлетворить.
Взыскать с Москвичева Виталия Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, кв. в пользу МИФНС России № 1 по Воронежской области задолженность по налогам в размере 36305,95 рублей, из которых:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 29354 рублей,
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 в размере 55,04 рублей,
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2019 год в размере 6884 рублей,
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 в размере 12,91 рублей.
Взыскать с Москвичева Виталия Валерьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1289,18 рублей.
Встречный иск Москвичева Виталия Валерьевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области о признании безнадежной и невозможной к взысканию недоимки по страховым взносам, пени, а обязанность по её уплате прекращенной, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Москвичева Виталия Валерьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3425,56 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2021.
УИД 36RS0006-01-2020-004863-70
N 2а-429/2021
Строка 3.192а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 марта 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Алексеевой В.Е.,
административного ответчика Москвичева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области к Москвичеву Виталию Валерьевичу о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пени,
встречному иску Москвичеву Виталия Валерьевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области о признании безнадежной и невозможной к взысканию недоимки по страховым взносам, пени, а обязанность по её уплате прекращенной,
установил:
МИФНС России № 1 по Воронежской области с учетом уточнения обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Москвичеву В.В. о взыскании суммы задолженности по страховым взносам в размере 36305,95 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 29354 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 в размере 55,04 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 6884 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 в размере 12,91 рублей (л.д.4-7, 99-102).
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что Москвичев В.В., являвшийся индивидуальным предпринимателем состоял на налоговом учете с 21.12.2015; 07.02.2020 налогоплательщик снят с налогового учета в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В адрес административного ответчика было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 390989 от 01.08.2019 и № 31 от 10.01.2020, однако в установленный срок требования не были исполнены.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 3 в Центральном судебном районе Воронежской области от 18.06.2020 о взыскании с Москвичева В.В. задолженности по налогам и сборам был отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 10.07.2020. До настоящего времени задолженность в размере 36305,95 рублей не погашена, что явилось поводом для обращения с настоящим административным иском в суд.
Москвичев В.В. обратился в суд со встречным иском к МИФНС России №1 о признании безнадежной и невозможной ко взысканию недоимки и задолженности по пени, штрафам, процентам. В обоснование иска указывает, что 21.01.2015 он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; 07.02.2020 прекратил деятельность в качестве ИП. 06.10.2020 им ответчику было направлено заявление о признании суммы недоимки безнадежной, однако ответ получен не был. С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя деятельность велась короткий период времени, при этом дохода истец не получал; в дальнейшем деятельность не велась вплоть до 2020 года. Не имея специальных познаний в области налогового законодательства, истец заблуждаясь предполагал, что при отсутствии дохода от предпринимательской деятельности отчисления не производятся. Административным ответчиком с 2015 года не предпринимались попытки взыскать задолженность. В 2020 году административному истцу случайно стало известно о наличии задолженности. ВУ настоящее время налоговый орган предъявляет требования о взыскании задолженности в значительном для Москвичева В.В. размере, поскольку он трудовую деятельность не ведет, дохода не имеет, взыскание суммы недоимки приведет к тому, что он останется без средств к существованию. В связи с чем, просит признать безденежной ко взысканию задолженность ИП Москвичева В.В.: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 81342,91 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 9709,32 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 18181,70 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 2044,26 рублей (л.д.71-72).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 25.12.2020 в качестве заинтересованного лица привлечена Бучнева Е.С. (л.д.78-79).
В судебном заседании представитель административного истца МИ ФНС России № 1 по Воронежской области по доверенности Алексеева В.Е. поддержала заявленные исковые требования, встречный административный иск Москвичева В.В. считала не подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик Москвичев В.В. предъявленные к нему требования считал не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д.66-67); встречный иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Суд, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Положением ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции, как контрольного органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Исходя из положений ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Москвичев В.В. является плательщиком страховых взносов в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ. Москвичев В.В. в период с 21.01.2015 по 07.02.2020 являлся индивидуальным предпринимателем; 07.02.2020 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании его заявления (л.д.64).
Между тем, свои обязанности по уплате страховых взносов на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации им надлежащим образом выполнены не были.
Как предусмотрено ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В связи с неисполнением Москвичевым В.В. обязательства по уплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) год ему было направлено требование № 231 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 10.01.2020 года (л.д.14), в котором указан размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года и пени; размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года и пени, и административному ответчику предложено погасить задолженность до 04 сентября 2020 года (л.д.14). Требование было вручено 20.01.2020 (л.д.16,17).
Размер начисленной в требовании задолженности и факт получения указанного требования Москвичевым В.В. не оспаривалось. В установленный срок вышеуказанное требование административным ответчиком исполнено не было; доказательств обратного суду не представлено.
17.06.2020 МИФНС России №1 по Воронежской области обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности (л.д.34-37). Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 3 в Центральном судебном районе Воронежской области от 18.06.2020 с Москвичева В.В. взыскана задолженность по оплате за по оплате налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года) в размере 29354 рублей, пени в размере 341,69 рублей: налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года в размере 6884 рублей, пени в размере 72,08 рублей (л.д.47).
Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 3 в Центральном судебном районе Воронежской области от 10.07.2020 года, указанный судебный приказ был отменен (л.д.50).
05.11.2020 МИФНС России №1 по Воронежской области обратилось в суд с настоящим иском (л.д.4).
В силу п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абз. 1 п. 2).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, в срок, установленный абз. 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2).
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (пункта 3 статьи 8 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 75 НК РФ).
Между тем, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере Москвичевым В.В. не исполнена, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В силу части 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Административный ответчик указанную обязанность не исполнил должным образом, не уплатив страховые взносы, несмотря на направленные ему требования в установленный законом срок. Причин уважительности и законности неуплаты обязательных платежей в установленные сроки заявителем не указано.
В связи с чем, требования об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 6884 рублей, пени в размере 12,91 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 29 354 рублей и пени в размере 55,04 рублей подлежат удовлетворению.
Срок обращения в суд налоговым органом не пропущен исходя из требований п. 2 ст. 48 НК РФ.
Встречные требования Москвичева В.В. суд с читает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 59 НК РФ установлено, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;
4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;
4.3) принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 1 января 2015 года.
Под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 1 января 2015 года понимаются недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.
Таким образом, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 1 января 2015 года, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ.
Указанный административным ответчиком во встречном иске размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 81342,91 рублей, пени в размере 9709,32 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 18181,70 рублей и пени в размере 2044,26 рублей, которые он просит признать безнадежными ко взысканию, не согласуются с размерами начисленных административному ответчику требованием № 231 от 10.01.2020 (л.д.14), которое заявлено к взысканию по настоящему административному делу, следовательно, они имеют отношение к налогам за другие периоды времени.
Кроме того, заявленный Москвичевым В.В. размер задолженности не согласуется и с требованием № 39097 от 01.08.2019 (л.д.10), а также с общими суммами задолженности, указанными в данных требованиях, следовательно, они имеют отношение к налогам за другие периоды времени.
Довод Москвичева В.В. о том, что он не знал о необходимости производить отчисления суд считает не состоятельным, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 12 апреля 2005 года N 164-О, согласно которой предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе, обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Довод административного ответчика об отсутствии у него дохода, также не освобождает его отплаты законно установленных налогов и сборов.
Доказательств того, что административный ответчик в установленном законом порядке признан банкротом, суду не представлено и отрицалось им в ходе рассмотрения дела.
Ссылку административного ответчика на то, что имеется заочное решение мирового судьи судебного участка № 4 в Советском судебном районе Воронежской области от 12.10.2020, которым признано общим долгом супругов Москвичева В.В. и Бучневой Е.С. недоимка по страховым взносам ИП Москвичева В.В., суд считает не состоятельной, поскольку им определена задолженность за расчетный период 2017 год по 1/2 доли (л.д.68).
Кроме того, долговые обязательства супругов распределяются не путем разделения между супругами, а путем их учета, при разделе совместно нажитого имущества. Распределение общих долгов возможно лишь в отношении супругов между собой и не может затрагивать обязательств супругов или одного из них перед третьими лицами. Распределение общих долгов может осуществляться либо путем возложения на одного из супругов обязанности компенсировать затраты, которые несет другой супруг по таким долгам, либо путем учета общих долгов при определении стоимости совместного имущества между супругами с учетом обязательств одного из них по общим долгам.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей; от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета по первоначальному иску в размере 1289,18 рублей ((36305,95 - 20000) * 3% / 100% + 800).
Кроме того, определением суда от 25.12.2020 Москвичеву В.В. была предоставлена отсрочка об уплаты государственной пошлины при подаче встречного иска до рассмотрения дела по существу (л.д.77).
В связи с изложенным, с Москвичева В.В. за подачу встречного иска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3425,56 рублей ((81342,91 + 9709,32 + 18181,70 + 2044,26) – 100000) * 2% / 100% + 3200).
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области к Москвичеву Виталию Валерьевичу о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пени, удовлетворить.
Взыскать с Москвичева Виталия Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, кв. в пользу МИФНС России № 1 по Воронежской области задолженность по налогам в размере 36305,95 рублей, из которых:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 29354 рублей,
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 в размере 55,04 рублей,
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2019 год в размере 6884 рублей,
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 в размере 12,91 рублей.
Взыскать с Москвичева Виталия Валерьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1289,18 рублей.
Встречный иск Москвичева Виталия Валерьевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области о признании безнадежной и невозможной к взысканию недоимки по страховым взносам, пени, а обязанность по её уплате прекращенной, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Москвичева Виталия Валерьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3425,56 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2021.